Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экскурсия как форма урока




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.



Можно выдвинуть следующую гипотезу: если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников. Поэтому в нашем проекте мы хотели рассмотреть одну конкретную форму проведения нетрадиционного урока – экскурсию, а именно:

· разработать возможные варианты проведения школьных экскурсий;

· проверить эффективность проведения таких уроков.

 

 

Актуальность проекта, его цели и задачи.

Для нашего проекта мы выбрали два типа экскурсий, которые были нами проведены для учеников девятых и десятых классов «Историко-литературной школы №27 имени И.А.Бунина» города Санкт-Петербурга. Это краеведческая экскурсия по Первой и Кадетской линиям Васильевского Острова «Между Большой и Малой Невой» и историко-литературная экскурсия «Невский проспект в аспекте творчества русских классиков».

Актуальность проекта: на данном этапе развития человечество все чаще предпочитает получать информацию посредством интернета, в связи чем, забывается реальный город, школьники плохо ориентируются в нем и зачастую не знают важных исторических мест. Кроме того, не так уж и легко привлечь современного обучающегося к чтению классической литературы из-за отсутствия заинтересованности.

Данный проект поможет вызвать интерес учеников к чтению классической литературы, а также позволит узнать много нового и интересного о истории, архитектуре и культуре своей малой родины.

Цель:

привить интерес учащихся к чтению путем погружения их в историю города, историю его домов и жизнь выдающихся личностей.

Задачи:

· показать связь города и литературного произведения;

· научить ориентироваться в литературном и историческом пространстве города;

· подготовка экскурсовода и группы к экскурсии;

· разработка экскурсии;

· договориться о проведении экскурсии с родителями и администрацией школы;

· проведение самой экскурсии;

· провести послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

 

 

 

Экскурсия как форма урока

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово «экскурсия» (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

1. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

2. Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

3. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

4. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

Производственные экскурсии. Эти экскурсии проводятся по физике, химии, математике, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, новостроек и т.д. Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Естественнонаучные экскурсии. Они проводятся с целью приобретения знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др. Объектами для таких экскурсий могут быть: поле, лес, луг, речка, зоопарк и т.д.

Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают посещение исторических мест, художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Краеведческие экскурсии. Они организуются с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Основная задача экскурсии изучения нового материала состоит и том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

При проведении экскурсий закрепления того материала важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

       

 

 

Краеведческая экскурсия по Первой и Кадетской линиям Васильевского Острова «Между Большой и Малой Невой»

Цель экскурсии: Вызвать интерес к истории города, истории его домов и жизни выдающихся личностей.

Задача экскурсии: Ознакомить с историей создания Васильевского острова и, в частности, с историей 1-ой и Кадетской линий, с их архитектурой и жильцами.

Маршрут экскурсии: 1-я и Кадетская линии Васильевского острова.

Вступление.

Наша экскурсия назвается «Между Большой и Малой Невой».

Санкт-Петербург - одно из величайших творений мирового градостроительства. Его архитектурные панорамы поражают своим художественным совершенством. Каждая улица Петербурга по-своему уникальна. Сегодня мы пройдем по одной, точнее, по двум из них. Но для начала я скажу несколько слов об острове, на котором мы с вами находимся. Васильевский остров – самый крупный в Невской дельте. Его западная сторона, обращенная к Финскому заливу, является центральным звеном «морского фасада» Санкт-Петербурга, а восточная сторона – Стрелка – входит в панораму общегородского центра. Остров омывают два главных рукава Невы – Большая Нева с юга и Малая Нева с севера. Относительно названия острова существует две теории. Первая из которых гласит, что название «Васильевский» происходит от имени новгородского посадника, которому принадлежал остров за несколько столетий до основания Петербурга. Вторая же теория говорит о том, что на Стрелке располагалась артиллерийская батарея Василия Корчмина, и Петр I посылал ему приказания с лаконичной надписью «Василию на остров».

Петр I планировал сделать Васильевский остров центром новой столицы, со множеством каналов, по образу и подобию Венеции. Однако, задуманный проект воплотить в жизнь не удалось, уже к середине XVIII века стало понятно, что административным центром столицы Васильевский остров быть не может в силу своей изолированности от остальной части города, а также из-за того, что больше всего страдал от частых наводнений. Как бы в напоминание о первоначальном замысле Петра остались строгие прямые улицы-линии. Каждая линия обозначает лишь одну сторону улицы. 

В начале я сказала, что мы пройдем по одной, а точнее, сразу по двум улицам Васильевского острова. Я не ошиблась. Мы пройдем с Вами по улице, одна сторона которой называется «Кадетская линия», а вторая сторона – просто «1-я линия». Это одна из немногих улиц, которая соединяет две Невы.

Продолжительность: 3 минуты.

1. Остановка на Университетской набережной.

Объекты показа: Университетская набережная, дворец Меншикова.

Университетская набережная.

Мы с Вами стоим на одной из красивейших набережных нашего города. Она проходит от Биржевой площади до набережной Лейтенанта Шмидта и ограничена двумя мостами – Дворцовым и Благовещенским, ее длина свыше километра. Первоначально она именовалась набережной Большой Невы, чуть позже ее стали называть Кадетской, по располагавшемуся здесь Кадетскому корпусу, речь о котором пойдет чуть позже, а с конца XIX века (1887) стала называться Университетской, по зданию университета. Застройка этой набережной началась одной из первых, что также было связано с планами Петра I устроить здесь административный центр. Сейчас с Университетской набережной нам открывается великолепный вид на противоположный берег Невы – на Адмиралтейскую и Английскую набережные, на купола Исаакиевского собора и Медный всадник. На самой Университетской набережной находятся уникальные по своему историко-художественному значению здания: Кунсткамера, Академия Наук, здание Двенадцати коллегий, Академия художеств и т.д. Но первым каменным зданием на набережной стал дворец Меншикова.

Дворец Меншикова.

Александр Данилович Меншиков был сподвижником Петра I, государственным и военным деятелем, генералиссимусом, а также первым губернатором Санкт-Петербурга. Когда-то здесь была целая усадьба, от дворца на север, к Малой Неве, простирался огромный сад, имевший регулярную, т.е. геометрически правильную, планировку. В нем были устроены фонтаны, беседки, оранжереи, грот… В 1721 году там состоялся грандиозный маскарад в честь заключения Ништадтского мира. Но, к сожалению, от этого ансамбля до наших дней ничего не сохранилось. Однако мы можем полюбоваться дворцом, напротив которого мы стоим.

Построен он в стиле петровского барокко. Барокко в переводе с итальянского – сложный, причудливый; зародился этот стиль в странах Западной Европы в XVI-XVIII веках. Для петровского барокко характерна простота и скромность оформления, плоскостной декор. Здесь мы можем видеть пилястры – прямоугольный выступ стены, который, как и колонна, имеет базу и капитель. Двуцветная расколеровка фасада также типична для петровского барокко, это смотрится красиво и достаточно ярко для «серого» климата Петербурга. Дворец Меншикова, как и многие другие здания того времени, изначально имел крышу с «голландским изломом», но позже ее заменили просто на двускатную, которую мы видим и сейчас.

Дворец был построен в 1710-1714 годах архитекторами Д. Фонтана и Г. Шедель. В Петербурге поговаривали, что свой дворец Меншиков построил на сэкономленных материалах да на казенных деньгах, и будто бы Петр, узнав об этом, вызвал к себе светлейшего князя и не в первый раз угостил дубинкой. Жил Меншиков широко и был сказочно богат. В его покоях были гобеленовые обои, большие венецианские зеркала в золоченых рамах, хрустальные люстры, инкрустированные золотом и серебром…В этом дворце проходили официальные приемы и торжественные ассамблеи, перед парадным входом была раньше пристань. Когда Петр обвинил Меншикова в казнокрадстве и заставил его платить 200 тысяч рублей штрафа, то из дворца светлейшего, как по мановению волшебной палочки, вдруг исчезло все богатое убранство. Государь, увидев такую перемену, потребовал объяснения. «Я вынужден был, - оправдывался князь, - продать все свои гобелены и штофы, чтобы хотя несколько удовлетворить казенные взыскания». «Прощай, - сказал Петр с гневом, - в первый твой приемный день я приду и, если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще 200 тысяч рублей». Царь действительно зашел вскоре к Меншикову и нашел все по-прежнему. Он любовался богатой мебелью, зеркалами, обоями. И ни словом не вспомнил о недавнем.

После ареста и ссылки Меншикова дворец поступил в казну и в 1731 году передан Первому кадетскому корпусу. В XIX веке во дворце располагался Совет Главного управления военно-учебных заведений, затем музей Первого кадетского корпуса, в котором, надо сказать, находилось немало ценных произведений живописи и скульптуры. Революция, конечно, пагубно отразилась на дворце, особенно на его внутреннем убранстве. Более тридцати лет здание занимало ленинградское военно-политическое училище, и только в 1967 было передано Государственному Эрмитажу. Сейчас в залах дворца находится экспозиция, посвященная русской культуре первой трети XVIII века. И, если у вас будет время и желание, я вам очень советую посетить этот уникальный музей.

Продолжительность: 8 -10 минут.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7