Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

«Основной задачей Совета Безопасности Российской Федерации является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет Безопасности Российской Федерации наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В состав Совета по должности входит только глава государства, обладающий конституционным статусом председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Президент России назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совета Безопасности Российской Федерации, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совета Безопасности Российской Федерации отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента России, выносимых на заседание Совета Безопасности Российской Федерации, проводимые секретарем Совета. Только постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенных к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.

Таким образом, Совет Безопасности Российской Федерации является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление».

Заседания Совета Безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Функции в сфере безопасности также осуществляет Правительство Российской Федерации. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, а также организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ).

Основные полномочия ФСБ подразделяются на следующие группы:

- контрразведывательная деятельность;

- руководство пограничными органами и пограничными войсками;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;

- разрешительные полномочия.

Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в «выявлении, предупреждении и пресечении противоправных акций спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; ее осуществление возможно только на основаниях, указанных в законе, к ним, в частности, относится защита сведений, составляющих государственную тайну, проверку лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам ФСБ»[3]. Соответствующие виды деятельности могут осуществляться любыми совершеннолетними гражданами, в том числе иностранными, и лицами без гражданства, за исключением органов законодательной власти всех уровней, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и представителей религиозных организаций.

В случаях, когда контрразведывательная деятельность затрагивает конституционные права и свободы граждан (право на тайну переписки и телефонных переговоров, право на неприкосновенность жилища), основанием для ее проведения является судебное решение.

В сфере борьбы с преступностью особую значимость имеют превентивные (предупреждающие) функции ФСБ, а также координация деятельности ФСБ с другими правоохранительными органами, прежде всего с силовыми, к полномочиям которых относится борьба с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия и прочее. ФСБ совместно со Службой внешней разведки (СВР) участвует и в разведывательной деятельности, прежде всего в сферах сбора и аккумуляции военно-политической развединформации.

«В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 к ведению ФСБ были отнесены функции упраздненной Федеральной пограничной службы РФ».

Пограничные органы и пограничные войска ФСБ осуществляют охрану государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, обеспечивают охрану государственных границ государств – участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений). Указанные войска и органы в пределах своих полномочий участвуют в разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности.

Федеральная служба безопасности РФ является одним из органов исполнительной власти, обеспечивающий пограничный режим. В условиях пограничного режима предусматриваются ограничения некоторых конституционных прав граждан, например: права свободы передвижения и личной неприкосновенности, права частной собственности. Любое передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе допускается на основе документов, удостоверяющих личность, и по специальным пропускам, выдаваемым органом управления пограничных войск.

«Должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» осуществляют также административно - юрисдикционные полномочия. Указанные войска и органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они вправе:

- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции рассматривать эти дела и исполнять постановления по ним;

- осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных войск и органов пограничной службы или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения;

- осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушение режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности выяснения обстоятельств правонарушения, подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы, а также осуществлять иные полномочия, определенные статьей 30 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации».

Среди разрешительных полномочий органов ФСБ следует отметить лицензирование деятельности, связанной с оборотом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (СТС), на федеральной территории (их разработка и производство). К ведению органов ФСБ отнесена выдача сертификатов, а также осуществление государственной регистрации СТС.

Обязательному лицензированию органами ФСБ подлежат «разработка, создание и эксплуатация отдельных информационных систем, прежде всего информационных систем федерального подчинения, и обеспечение технических средств защиты криптографической информации»[4].

Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с аккумуляцией, аналитической обработкой и распространением сведений, составляющих государственную тайну, ФСБ осуществляет совместно с другими федеральными ведомствами, действующими в сфере безопасности. В частности, деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием указанных сведений, осуществляется на основе лицензии, выдаваемой ФСБ по согласованию с СВР.

Федеральную службу безопасности РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России. ФСБ не имеет в своем составе подведомственных войск, однако, только в центральном аппарате этого органа насчитывается 4 тыс. военнослужащих. В ФСБ предусмотрены коллегиальные формы деятельности, но полномочия коллегии, как и в других правоохранительных органах, ограничены совещательными и рекомендательными функциями. В отличие от общегражданских министерств и ведомств России, в состав коллегии входят лишь военнослужащие, участие в ее деятельности ученых и специалистов, не осуществляющих военно-служебные обязанности, исключается.

«Организационная структура управления в сфере специальной связи и информации в настоящее время находится на стадии становления. В соответствии с указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ было упразднено, а его полномочия были перераспределены между ФСБ, СВР и ФСО».

«Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Основными ее задачами являются:

- обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

- доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

- доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

- доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации».

В компетенцию Федеральной службы охраны РФ (ФСО) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президент РФ, председатели палат Федерального собрания РФ, Генеральный прокурор РФ, председатели высших органов судебной власти, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ (подлежит государственной охране пожизненно) - охрана в течение срока полномочий.

В состав ФСО входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента России. Таким образом, Президент России является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.

Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР) осуществляет разведывательную деятельность в «политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну»[5]. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент Российской Федерации.

В осуществлении функций органов СВР принимают участия лица, оказывающие конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере, в частности их права, обязанности, формы и методы их деятельности, определяются ведомственными актами органов СВР. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ.

К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К ведению МЧС России отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что обуславливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС России. В систему МЧС России входят региональные центры, государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.

«Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов; зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация».

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является лицензирующим органом, к его ведению отнесено лицензирование деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а также лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС России совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В структуру центрального аппарата МЧС России входит совещательный орган – коллегия МЧС России, в состав которой входят министр (председатель коллегии) и его заместители – члены коллегии по должности, а также иные руководящие работники МЧС России. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС России, осуществляется Президентом РФ.




2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)