Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Действия руководства страны.




В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:

· субординированные кредиты — 450 млрд рублей;

· рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;

· рекапитализацияАгенства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;

· рекапитализация банков — 75 млрд рублей;

· рекапитализацияАгенства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.

Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

· меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;

· снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;

· поддержка отраслей — 52 млрд рублей;

· меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;

· приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.

На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планировалось направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей.



Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков. В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора». 7 октября 2008 года Президент России Д.Медведев , после совещания с экономическим блоком правительства, сказал, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»

10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности, поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».  Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России ) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».

За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.

13 октября 2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А.Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.» Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен».

ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и  передела собственности. Газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года обнародовала: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей». Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг. В обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы $50 млрд.

Председатель Правительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП. Министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год. Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к БК РФ, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов). В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.

30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал

 

Заключение.

Для России период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., стал десятилетнем самого бурного роста за всю ее историю - объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Вследствие значительного увеличения объема выпуска, сопровож­давшегося существенным повышением реального курса рубля (что было обусловлено главным образом ростом цен на энергоносители и сырье), номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз - больше, чем в любой другой крупной стране мира. За это десятилетие резко улучшились многие другие экономические и социальные показатели. Высокими темпами росли совокупная производительность факторов производства и реальная заработная плата, существенно сократилась доля безработных и бедных. На фоне значительного профицита счета текущих операций наблюдав­шийся раньше масштабный чистый отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком. В результате международные резервы достигли почти 600 млрд долл. США (по этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии).

Заметно изменилась к лучшему ситуация в сфере государствен­ных финансов. Несколько лет подряд бюджет сводился с профицитом, а государственный долг был почти полностью погашен. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13% ВВП. Положение с инфляцией было не столь простым, но на протяжении большей части прошедшего десятилетия она снижалась — с 85% в конце 1998 г. до однозначных значений в сере­дине 2007 г. С этого времени из-за стремительно растущих мировых цен на продовольственные товары и энергоносители на фоне быстрого увеличения денежного предложения в России инфляция выросла до 15%. но уже в конце 2008 г. она вновь стала снижаться в результате резкого падения цен на энергоносители и сырьевые товары и прекра­щения роста денежной массы.


 

Почему же глобальный кризис оказал столь сильное негативное влияние на Россию?

В условиях высоких темпов роста, безусловно, повышались риски, связанные с возможным падением цен на нефть и газ. Однако обыч­ное снижение цен на нефть, по всей вероятности, было бы сопряжено просто с замедлением роста, а не с глубокой рецессией, которая имеет место в настоящее время. Масштаб и скорость снижения цен на нефть, начавшегося в июле 2008 г., были большими, чем в любой предыдущий период. Последствия этого стали более серьезными из-за существенного снижения цен на другие экспортируемые сырьевые товары.

Финансовые потрясения, в том числе резкое ограничение досту­па развивающихся стран к международным рынкам капитала, также носили исключительно жесткий характер. Значительное сокращение мирового спроса в IV квартале 2008 г. привело к сильному сжатию мировой торговли и негативно сказалось на объеме и ценах россий­ского экспорта металлов и природного газа. Влияние этих внешних шоков на российскую экономику усугублялось наличием внутренних проблем, в том числе недостаточным доверием к российским банкам и национальной валюте.

Российская стратегия выхода из столь масштабного экономичес­кого кризиса должна быть широкой по своему охвату и включать ряд мер налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, призванных поддерживать совокупный спрос и функционирование банковской системы. Как и в других странах, в России лица, ответственные за проведение экономической политики, должны выработать меры, направленные на максимально быстрое воздействие на спрос; мини­мизацию структурных искажении; укрепление макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости с помощью четкой стратегии своевременной отмены стимулирующих мер; повышение эффектив­ности в долгосрочной перспективе при достижении краткосрочных целей управления спросом. Разработка мер, которые в наибольшей степени отвечают указанным принципам, в том числе нахождение правильного баланса между ними, если такие меры противоречивы, представляет собой комплексную задачу экономической политики в краткосрочной перспективе.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2002. - N 12. - С.31-33.

2. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2007. - Т.7, вып.2. - С.172-177.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Финансы», М: ИД ФБК – Пресс, 2000.

4. Балабанов А.К. Финансы. Краткий курс. - СПб., 2000

5. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2005. - 815с. - (Прил. к журн. "Налоговые споры"; 13-2005).

6. Баранов А.О. Динамика расширенного бюджета в России в годы реформ // ЭКО. - 2004. - № 10. - С.31-46.

7. Белов А.В. Проблема выбора приоритетов в региональной бюджетной политике России // Экон. наука соврем. России. - 2009. - № 4. - С.45-54.

8. Белоусов Д.Р. Новая модель государственных финансов России: перспективы и ограничения // Пробл. прогнозирования. - 2000. - № 6. - С.123-134.

9. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - № 6. - С.9-12.

10. Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее планирование // Экон. политика. - 2006. - № 4. - С.43-51.

11. Бюджетная система России: учебник / Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Eksmo Education: Эксмо, 2006. - 750с. - (Российское юридическое образование).

12. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М., 2000. - 615с.

13. Бюджетная классификация. Указания по применению. - М., 2001. - 256с.

14. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году // Финансы. - 2005. - № 6. - С.3-7.

15. Бюджетное послание Президента Российской федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Парл. газета. - 2009. - 29 мая. - С.5-8.

16. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Финансы. - 2008. - № 7. - С.3-12.

17. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2007 году" // Финансы. - 2006. -№ 6. - С.3-8.

18. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." // Финансы. - 2007. - № 3. - С.3-12.

19. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы. - 2007. - № 9. - С.8-10.

20. Казанцев С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 3. - С.92-102.

21. Казанцев С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.19-40.

22. Ковалев В.В. «Финансы», изд-во «Проспект», 2003

23. Ковалева А.Н. Финансы. Учеб. пос. - М., 2000

24. //Вопросы экономики. – 2009. - № 1. – С.22 - 27, №8. – С.54 - 56

25. //Российский экономический журнал №1, 2009, №2,2009, №7, 2009, №8, 2009

26. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» от 30 декабря 2004 г. № 194 – ФЗ.

27. //Финансы.- 2008. - №11, 2009. - №12. – С.15 – 20, 2010. - №3. – С.31 - 32

28. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Д.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - сс. 59-121, 146-175, 199-223.

29. //Финансовое право. – 2009. - №10. – С.10 – 14, 2009. - №9. – С.11 – 14, С.26 – 29, 2009. - №9. – С.9 – 11, С.12 – 17, 2008. - №7. – С.15 - 18

30. //Экономист. – 2008. - №12

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (90)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7