Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение естественного права в государственном развитии



2019-12-29 653 Обсуждений (0)
Значение естественного права в государственном развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исходный пункт учения Гуго Гроция – природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит “как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания”[22].

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

В произведении “Два трактата о правлении” (1690 г.; в иных переводах – “Два трактата о государственном правлении”, “Два трактата о правительстве”) Джон Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о “естественном состоянии”. Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”.

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет “мое”, “твое” от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: “То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью”.

Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять “свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество”.

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления были Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий». Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.

Заключение

 

Итак, сделаем некоторые выводы:

Норма права, в конечном счете, является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право « всегда есть, прежде всего, совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов ». Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В то же время государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе и государством,­ в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В то же время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.

Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю.

Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, - нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального - норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др. Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.

В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, - возможность применения­ равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм - трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица). Если право, прежде всего, нормативно, то предметом нормирования является само содержание юридической нормы. Норма определяет границы поведения, устанавливает пределы возможного поведения, или меру свободы субъекта. Свобода и составляет основное содержание права, заключаемого в форму юридической нормы, предполагающее в современных условиях формальное юридическое равенство всех субъектов права. Юридические нормы конкретизируют общий принцип свободы субъектов права. Каждая правовая норма есть мера свободы человека. Проблема сущности права связана с его содержанием; принято различать историческое содержание права и логическое содержание права.

Под правом естественным представители классической школы естественного права понимали требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека (требование не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; возмещать причиненный вред; исполнять обещания, соблюдать договоры; воздавать заслуженное наказание). К естественному праву относятся право на жизнь, свободу, честь, достоинство, частную собственность. Естественному праву должно соответствовать волеустановленное государством положительное (позитивное) право.

 

 


Список литературы

 

1. Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве. Государство и право. 2007. №12.

2. Бошно С.В. Доктрина и другие нетрадиционные формы права. Журнал рос. права. 2008. №1.

3. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права. Журнал российского права. 2008. №12.

4. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права. 2007. №1.

5. Бошно С.В. Соотношение понятий источник права и форма права. Юрист. 2007. №10.

6. Давид Рене, Жофре Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М. 2006.

7. Дихтяр А.И. Рогожин Н.А. Источники права и судебная практика. Юрист. 2007. №1.

8. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора. Журнал российского права. 2008. №7.

9. Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2008. №6.

10. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт. Журнал российского права. 2008. №2.

11. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №3.

12. Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2008. №5.

13. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №5.

14. Марченко М.Н. Теория государства и права. Проспект. Москва. 2008.

15. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Юрист. Москва. 2008.

 

 


Приложение 1

 

Взаимодействие норм права и норм морали

 

Право и мораль тесно взаимодействуют при регулировании общественных отношений. Обладая общими чертами как социальные нормы, они имеют и определенные отличия.

НОРМЫ ПРАВА НОРМЫ МОРАЛИ
Нормы права формируется в процессе развития общественных отношений, приобретает официальную юридическую форму в результате нормотворческой деятельности государственных структур. Нормы морали возникают в процессе общения людей и не требуют государственного закрепления.
Правовые нормы в соответствующих случаях обеспечиваются государственными средствами. Нормы морали – общественным мнением и принуждением.
Нормы права имеют особую форму выражения (нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай и т. д.). Нормы морали не имеют специальных форм закрепления.

 

 


[1] Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Юрист. Москва. 2008. С. 43

[2] Марченко М.Н. Теория государства и права. Проспект. Москва. 2008. С. 48

[3]Там же  С. 61

 

[4] Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права. Журнал российского права. 2008. №12. С. 18

 

[5] Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Юрист. Москва. 2008. С. 79

[6] Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора. Журнал российского права. 2008. №7. С. 10

[7] Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора. Журнал российского права. 2008. №7. С. 13

[8] Там же С. 17

[9] Дихтяр А.И. Рогожин Н.А. Источники права и судебная практика. Юрист. 2007. №1. С. 32

[10] Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №3. С. 28

 

[11] Марченко М.Н. Теория государства и права. Проспект. Москва. 2008. С. 108

[12] Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №5.

 

[13] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2008. №5. С. 39

 

[14] Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2008. №6. С. 21

 

[15] Ильин И.А. Философия права: западноевропейская и русская традиция. Собр. соч. Т. 1. М., 2003. С. 224.

[16] Бошно С.В. Развитие признаков нормативного акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права. 2007. №1. С. 28

 

[17] Поляков А. В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – С. 253.

[18] Основные концепции права и государства в современной России (по материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН // Государство и право. 2003, № 5, С.6-7.).

 

[19] Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве. Государство и право. 2007. №12. С. 15

[20] Давид Рене, Жофре Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М. 2006. С. 74

[21] Давид Рене, Жофре Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М. 2006. С. 89

[22] Бошно С.В. Соотношение понятий источник права и форма права. Юрист. 2007. №10. С. 27



2019-12-29 653 Обсуждений (0)
Значение естественного права в государственном развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение естественного права в государственном развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)