Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа себестоимости продукции



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Методика анализа себестоимости продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Производственные затраты предприятий и объединений в плане, бухгалтерском учете, отчетности и анализе группируются в двух направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Анализ структуры затрат состоит в определении удельных весов отдельных элементов затрат в общей их сумме и оценке динамики абсолютных отклонений структуры в сравнении с прошлым годом и планом.

Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов.

Изучение структуры по элементам позволяет дать характеристику типу производства - как материалоемкому (энергоемкому), трудоемкому, фондоемкому. Анализ происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости или сосредоточения усилий менеджмента в части повышения эффективности управления ключевым фактором производства. Расчет проводится по формулам:

 

                                                   (1.1)

    

                                                      (1.2)

 

где Зобщ. - общая сумма затрат, З0 , З1 – затраты каждого вида в базисном и отчетном годах соответственно, I ВП – индекс выпуска продукции, который рассчитывается по формуле:

 

                                                                                  (1.3)

 

где  ВП0, ВП1 – выпуск продукции в базисном и отчетном годах соответственно.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по статьям расходов дает видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходиться предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Анализ затрат по калькуляционным статьям себестоимости состоит в определении отклонения фактической суммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на фактический объем и фактическую структуру товарной продукции. В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, а также занимающие наибольший удельный вес в себестоимости товарной продукции.

Особое внимание при анализе полной себестоимости уделяется комплексным статьям. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также расходы на сбыт. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.

Для определения изменения накладных расходов используется формула:

 

                             (1.4)

 

где - изменения накладных расходов за счет экономии в смете; - общая сумма накладных расходов за отчетный период;

- суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов в базовом периоде;

Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса калькуляционных статей в одном рубле выпущенной и реализованной товарной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на соответствующую сумму товарной продукции.

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является затраты на рубль товарной продукции, который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия:

 

                                                             (1.5)

 

Где  q- количество изделий; С – себестоимость единицы продукции;

Ц – оптовая цена единицы продукции;

 Схема факторной системы затрат на рубль продукции представлена на рисунке 1.1

 

 

 


Рисунок 1.1 Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат товарной продукции.

 

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают четыре фактора: изменение структуры выпущенной продукции, изменение уровня затрат на производство отдельных изделий, изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы и изменение цен на товарную продукцию. Изменение структуры выпущенной продукции на общую сумму затрат влияет через изменение средней себестоимости обезличенной единицы продукции в связи с увеличением или уменьшением удельного веса конкретного вида продукции, которые имеют свою, отличную от других, индивидуальную себестоимость.

В методике анализа затрат на рубль товарной продукции определяется:

1. Общее отклонение фактического уровня затрат на рубль товарной продукции от плана по формуле:

 

                             (1.6)

 

где  - плановая с/с товарной продукции i-го вида;

– выпущенная товарная продукция i-го вида по фактической с/с, руб.;

 - ТП в оптовых ценах предприятия по плану, руб.;

 - ТП в оптовых ценах предприятия фактически в ценах, действовавших в отчетном году, руб.

В том числе за счет:

а) Влияния структурных сдвигов в составе продукции по формуле:

 

                                        (1.7)

 

где – выпущенная товарная продукция i-го вида по плановой с/с, руб.;

 - ТП в оптовых ценах предприятий фактически в ценах, принятых в плане, руб.;

б) Влияния изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции по формуле:

 

                                         (1.8)

 

 где -фактическая себестоимость единицы изделия, корректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

в) Влияния изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы по формуле:

 

                              (1.9)

 

г) Влияния изменения оптовых цен на продукцию по формуле:

 

                            (1.10)

Анализ себестоимости важнейших видов продукции

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости продукции анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

 

                                                          (1.11)

 

где Ai – сумма постоянных затрат,

    Bi – сумма переменных затрат на единицу продукции,

    B П i – объем производства продукции

Анализ проводят методом цепных подстановок на основе формулы себестоимости единицы продукции:

 

                                                            (1.12)

 

                                                                 (1.13)

 

                                                                 (1.14)

 

                                                                     (1.15)

 

Определяется общее изменение себестоимости единицы продукции:

                 

                            ΔCобщ = Сфпл,                                (1.16)

 

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

 

                         ΔСВП = Сскор1 –Спл                                                    (1.17)

 

б) суммы постоянных затрат:

                                             ΔСАскор2скор1                                                      (1.18)

        в) суммы удельных переменных затрат:

 

                                          ΔС b = Сфскор2                                                                (1.19)

 

Расчеты производятся по каждому виду продукции и заносятся в таблицу. Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.

Анализ себестоимости отдельных изделий проводят в разрезе видов, которые занимают доминирующее положение по объему товарного выпуска и по абсолютному значению затрат на единицу продукции.




2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Методика анализа себестоимости продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа себестоимости продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)