Множественное гражданство
Множественное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Множественное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови). В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. Множественное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством. В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с Множественное гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. Вторая ситуация: лицо с Множественным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с Множественным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие Множественное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это не возможно. Таким образом, лицо с Множественное гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем - заключить международное соглашение. Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства. Первый - договоры, направленные на устранение последствий Множественное гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само Множественное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с Множественным гражданством. Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области гражданства. Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию Множественного гражданства как такового. Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государство борются с ним, стремясь его ограничить Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательным правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года.
Основные понятия дипломатического и консульского права Дипломатическое и консульское право (право внешних сношений) можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отношения между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные подотрасли: а) дипломатическое право; б) право специальных миссий; в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций; г) консульское право. Дипломатическое право. Установление дипломатических отношений влечет за собой обмен дипломатическими представительствами. В свою очередь это возможно только в соответствующих политико-правовых условиях, прежде всего при условии признания де-юре. Может быть и обратное явление, когда следствием установления дипломатических отношений является т.н. “молчаливое признание”. Так или иначе, но “установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию” (ст.2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Конвенция 1961 г. оперирует термином “представительство”, не раскрывая его. Современная практика знает следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств: 1. Посольства - представительства первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства. К ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества, возглавляемые высокими комиссарами, занимающими в дипломатическом корпусе то же положение, что и послы (например, Высокий (Верховный) комиссар Великобритании в Индии). 2. Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе государства - представительства второго класса. Им соответствуют папские интернунциатуры. 3. Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел. 4. Дипломатические и приравненные к ним официальные представительства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, название и некоторые особенности правового положения. В настоящее время преобладающим видом дипломатических представительств стали посольства. С точки зрения международного права и посольства, и миссии как органы равноправных суверенных государств могут иметь только одинаковый правовой статус, одни и те же виды привилегий и иммунитетов. Постоянные дипломатические представительства имеют следующие отделы: канцелярия, политический, военный атташат, консульский, экономический, печати и отдел культурных связей, административо-хозяйственный. В некоторых отделах имеются подотделы и секции. В целом все сотрудники дипломатических представительств делятся на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Помимо основного качества - представительного характера - дипломатический персонал имеет еще некоторые отличительные признаки. Согласно ст. 1 Венской конвенции 1961 г., члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг - это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в данном государстве законами и правилами относительно похождения дипломатической службы. Ранги вводятся внутренним правом каждого государства и предусматриваются для всех его должностных лиц, ведущих в рамках ведомства иностранных дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными государствами. Этот ранг сохраняется независимо от занимаемой должности, а также после ухода в отставку. Ранг и должностное положение могут совпадать или не совпадать. Существуют следующие общие дипломатические ранги: посол, посланник, советник, секретарь (первый, второй, третий), дипломатический атташе (специалист, прикомандированный к дипломатическому представительству). В РФ эти ранги классифицируются более подробно: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го (2-го) класса, советник 1-го (2-го) класса, первый секретарь 1-го (2-го) класса, второй секретарь 1-го (2-го) класса, третий секретарь, дипломатический атташе. Помимо понятия “ранг” существует и определение “класс” дипломатического представителя. В отличие от первого, второе определяется международным правом и относится только к главам дипломатических представительств. Чаще всего речь идет о трех основных дипломатических классах - посол ( или папский нунций), аккредитуемый при главах государств; посланник (интернунций), аккредитуемый при главах государств; поверенный в делах, аккредитуемый при министерствах иностранных дел. Класс, к которому должен относиться тот или иной глава дипломатического представительства определяется соглашением между государствами (ст.15 Венской конвенции 1961 г.). Численность дипломатического персонала в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 г., правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств (ст. 11), однако на практике такие случаи, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. В равной мере это касается и граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства (ст.8 Венской конвенции 1961 г.). Во вторую категорию сотрудников дипломатических представительств - административно-технический персонал - входят референты, переводчики, технические секретари, стенографистки и другой канцелярский персонал, шифровальщики, лица, обслуживающие узлы связи, счетно-бухгалтерские работники и др. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов, но командируются на работу ведомством иностранных дел. В отношении привилегий и иммунитетов современное дипломатическое право и национальное законодательство ряда государств делают значительные шаги в сторону приближения статуса этих лиц к статусу дипломатических агентов. Третья категория - члены обслуживающего персонала представительств. Это - шоферы, уборщицы, лифтеры, повара, вахтеры, садовники и т.д. К ним примыкает обособленная группа лиц, не входящих в персонал представительств, но работающих по найму у самих сотрудников посольства - это так называемые частные домашние работники (ст.1 Венской конвенции 1961 г.). Члены обслуживающего персонала - это в основном граждане государства пребывания. Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком. Обычно порядок вступления в должность главы дипломатического представительства происходи в несколько этапов: подбор кандидатуры посла; запрос агремана; издание акта внутреннего прав, оформляющего назначение; выдача верительных грамот; предварительная, по прибытии в страну пребывания, аудиенция у е министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя - его “личной миссии” на посту посла или посланника; официальное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот. Запрос агремана - запрос согласия государства предполагаемого пребывания на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоянного поверенного в делах. В п.1 ст.4 Венской конвенции 1961 г. говориться: “Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве”. И далее, в п.2 этой статьи указывается: “Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане”. После получения агремана посол или посланник, следующий к месту службы, получает подписанный главой его государства и скрепленный визой министра иностранных дел особый документ - верительные грамоты. Они имеют характер общих полномочий дипломатического представителя, действующих в течение всего периода его пребывания в должности и по всем вопросам, входящим в ведение представительства. Верительные грамоты - юридическая основа деятельности главы дипломатического представительства. С момента вручения верительных грамот, как правило, начинается дипломатическая миссия главы данного представительства, он считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей. Венская конвенция 1961 г. (ст.43) предусматривает обстоятельства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента: а) по инициативе аккредитующего государства или самого дипломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т.д.) - после уведомления в установленном порядке министерства иностранных дел страны пребывания; б) по инициативе государства пребывания - в случае его отказа признавать данного дипломатического агента сотрудником представительства, как это предусмотрено в п.2 ст.9 Венской конвенции 1961 г., т.е. при объявлении его “персона нон грата” - “нежелательным лицом” (для дипломатического персонала представительства) или лицом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причинами объявления “персона нон грата” могут быть самыми различными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипломата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т.п.) Международное право предусматривает следующие случаи прекращения деятельности дипломатических представительств в целом: а) когда дипломатические отношения между данными государствами разорваны или временно прерваны; б) когда между ними возникло состояние войны; в) когда в аккредитующем государстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждение готовности поддерживать дипломатические отношения с новой властью; г) когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права. Функции дипломатических представительств определяются ст.3 Венской конвенции 1961 г.: - представительство, т.е. выступление от имени своего государства по всем вопросам официальных отношений между двумя данными государствами; - дипломатическая защита прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания); - ведение переговоров с правительством страны пребывания; - сбор информации, касающейся страны пребывания и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккредитующего государства с помощью законных средств; - поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки; - консульские функции (сравнительно новые). Из текста Венской конвенции 1961 г. вытекают две основные обязанности дипломатического представительства в отношении страны пребывания: использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута договоренность. В обязанность сотрудников дипломатического представительства входит уважение законов и постановлений государства пребывания и невмешательство в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Нормы международного права (в том числе и обычные) регулируют основополагающие принципы взаимоотношений дипломатического представительства и принимающего государства в области предоставления первому необходимых условий для нормального функционирования. К таким условиям прежде всего относятся: содействие принимающего государства в получении подходящих помещений для представительства и его сотрудников (ст.21 Венской конвенции 1961 г.); предоставление сотрудникам представительства свободы передвижения по территории принимающего государства (ст.26 Венской конвенции 1961 г.); предоставление свободы сношений дипломатического представительства с аккредитующим государством и его органами как внутри страны, так и за рубежом. Особенное значение имеет последний аспект функционирования представительств. Сношение представительств с аккредитующим государством может осуществляться как посредством технических средств (телефон, телеграф, телетайп, радиопередатчик, факс и т.п.), так и с помощью дипломатической почты, направляемой с профессиональными и непрофессиональными дипкурьерами и лицами, обслуживающими средства связи. Дипломатический курьер - лицо, надлежащим образом уполномоченное посылающим государством либо на регулярной основе, либо для данного случая в качестве курьера ad hoc, которому поручено обеспечить сохранность, доставку и вручение дипломатической почты и который используется для официальных сношений государства со своими миссиями, где бы они не находились. Дипломатическая почта, “сопровождаемая или не сопровождаемая дипломатическим курьером и используемая для официальных сношений, означает места, содержащие официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их характер”.1 Центральным институтом дипломатического права является институт дипломатических иммунитетов и привилегий. Дипломатический иммунитет - особое право дипломатических агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил. Дипломатические привилегии - дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала. Если дипломатические иммунитеты представляют собой область правовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их персонала, то дипломатические привилегии связаны с вопросами поддержания аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости или существующих на этот счет в международном общении обычных правил (обыкновений). Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента прибытия самих дипломатических агентов, независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами. Ст. 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возможность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четырех основных требований: - от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства; - отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выраженным; - в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующееся иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждающее дело по собственной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском; - отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, поэтому здесь требуется особый отказ. Все известные современному международному праву дипломатические иммунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты). В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов: 1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в соответствии со с. 22 Венской конвенции 1961 г. Предусмотрена также неприкосновенность предметов обстановки дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность представительств носит абсолютный характер. 2. Неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. “Архивы и документы представительства,- говориться в ст. 24 конвенции,- неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения”. Неприкосновенность распространяется и на дипломатическую почту. Это распространяется и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений и даже при вооруженном конфликте. 3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества, которые более подходят под определение “привилегия”), не являясь безусловно необходимым, тем не менее облегчает работу дипломатического представительства. Ст.23 конвенции допускает, правда, исключение: освобождение от налогов не касается таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Обычно вопрос об этой привилегии решается на основе принципа взаимности. 4. Таможенные привилегии до вступления в силу конвенции являлись проявлением международной вежливости. Сейчас п.1 ст 36 Конвенции предусматривает, что государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин “предметы, предназначенные для официального пользования представительства”. 5. Право представительства пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения. Порядок пользования этими символами государственного суверенитета каждое государство определяет в своем законодательстве. (ст.20 Венской конвенции 1961 г.). 6. Почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся право на приглашение дипломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д. Существуют привилегии и иммунитеты дипломатического персонала. представительства относятся: 1. Фундаментальным принципом является личная неприкосновенность дипломатических агентов. 2. Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента 3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции (п.1 ст.31 конвенции) безотносительно того, действовал ли дипломат при исполнении своих служебных обязанностей или в качестве частного лица. 4. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не являются абсолютными. 5. Освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны (п.2 ст.31 конвенции 1961 г.). 6. Налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству. 7. Таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра (п. 1 “b” и п.2 ст.36). Однако в крайнем случае при наличии серьезных оснований досмотр все же может быть произведен. 8. Другие привилегии, осуществляемые на основе принципа взаимности (например, организация жизни и быта дипломатического представителя на основе обычаев и правил своей страны, право выписывать на свое имя все необходимые издания, включая запрещенные к ввозу в страну пребывания, право иметь в представительстве часовню или церковь своего культа и т.д.) Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания. Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам. Что же касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно. Консульское право Исторически возникновение института консулов связано с развитием контактов между государствами в различных областях жизни, прежде всего в экономике. При этом необходимо было обеспечить хотя бы минимальную защиту интересов граждан одного государства на территории другого. С течением времени, особенно в новое время круг вопросов, входящих в компетенцию консульств расширился. Постепенно сложилась отрасль международного права - консульское право. Консульское право - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учреждений по защите интересов представляемых государств в отношениях с государствами пребывания по вопросам главным образом экономического, правового, гуманитарного и культурного характера. Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, все же имею немало весомых различий. Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, то консульство имеет лишь специальную, хотя и весьма широкую компетенцию и действует не на всей территории государства пребывания, на только в пределах отведенного ему консульского округа. Как правило, консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами. Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства - лишь с местными, т.е. властями своего консульского округа. При этом посольство аккредитующего государства всегда одно, а консульств может быть несколько. Для установления консульств необязательно ни признание де-юре, ни наличие дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва отношений консульских. Так, например, несмотря на то, что у СССР не было отношений до второй половины 80-х гг. с Государством Израиль, в Тель-Авиве, тем не менее периодически работала группа консульских работников. С другой стороны, установление дипломатических отношений означает, если не оговорено иное, и установление консульских отношений. Эта норма, в частности, содержится в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.(п.2 ст.2). В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждений. К концу 80-х гг. СССР имел за рубежом около 200 консульских представительств, из которых около 70 являлись самостоятельными консульскими представительствами, а остальные - консульскими отделами посольств СССР за границей. Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений: *генеральные консульства; *консульства; * вице-консульства; * консульские агентства. Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консулы и вице-консулы, кроме тех, которые возглавляют самостоятельные (соответствующего класса) консульские учреждения, могут входить в состав генеральных консульств как обычные должностные лица В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или во всяком случае сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д. Под консульским должностным лицом понимается “лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций” (п.1 “d” ст.1 Венской конвенции 1963 г.) Помимо всего прочего принято различать штатных и нештатных или почетных консулов. Членов персонала, выполняющих административно-технические функции или функции по обслуживанию консульства, именуют “сотрудниками консульского учреждения”, либо “работниками обслуживающего персонала”. В ст.1 Венской конвенции 1963 г. они определяются также как “консульские служащие”. Государства устанавливают консульские отношения в соответствии с принципом взаимного согласия. Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания (ст.10 Венской конвенции 1963 г.). Консул должен получить документ, который дает ему соответствующие полномочия и называется консульским патентом. В патенте указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служебных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение или признание консула оформляется обычно путем выдачи экзекватуры, т.е. разрешения государства пребывания на отправление консульских функций в данном районе (консульском округе). Порядок и форма выдача экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры консулу может быть выдано временное разрешение. Общепризнанно право государства пребывания отказать в выдаче экзекватуры, не мотивируя причин отказа (п.2 ст.12 Венской конвенции 1963 г.). Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях: * отзыв консула представляемым государством; * аннулирование экзекватуры государством пребывания; * истечение срока консульского патента; * закрытие консульского учреждения в данном пункте; * прекращение консульских отношений в целом; * война между государством пребывания и представляемым государством; * смерть консула; * выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания. Согласно ст.23 Венской конвенции 1963 г. консул может быть объявлен persona non grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Консульские учреждения в современных условиях выполняют роль одного из важнейших каналов практического осуществления принципа сотрудничества между государствами. Об этом свидетельствуют их функции, зафиксированные как в Венской конвенции 1963 г. (ст.5), так и в двусторонних конвенциях о консульских сношениях: * информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни станы и округа пребывания; * информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; * учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; * консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; * паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; * выполнение функций органов записи актов гражданского состояния; * нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.; * консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам; * выполнение соответствующих действий по истребованию документов; * охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства; * меры по обеспечению наследства, открывшегося в стране пребывания (присутствие при описи наследства, участие в принятии мер по его сохранности, представление интересов наследника-согражданина и т.д.); * совершение необходимых действий по представительству или обеспече
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |