Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уроки 1, 2. Мыслители прошлого об обществе и человеке




В 2 частях

Часть 2
11 класс

Под редакцией
Л. Н. Боголюбова

 

 

 

Содержание

 

Предисловие

Раздел I. На пути к современной цивилизации

Методические особенности раздела

Изучение темы 1. «Мыслители прошлого об обществе и человеке»

Общая характеристика темы

Уроки 1, 2. Мыслители прошлого об обществе и человеке

Уроки 3, 4. Развитие обществознания в Новое время

Уроки 5, 6. Развитие обществознания в ХХ в.

Уроки 7, 8. Что такое цивилизация?

Изучение темы 2. «Цивилизации прошлого»

Общая характеристика темы

Уроки 9, 10. Особенности древних цивилизаций

Уроки 11, 12. Древние цивилизации Европы

Уроки 13, 14. Цивилизация эпохи Средневековья

Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации

Уроки 17, 18. Цивилизация России

Раздел II. Современное общество

Методические особенности раздела

Изучение темы 3. «Современный этап мирового цивилизационного развития»

Общая характеристика темы

Уроки 19, 20. Современные цивилизации

Урок 21. Россия в полосе перемен

Уроки 22, 23. Глобальные проблемы современности

Изучение темы 4. «Экономическое развитие современной цивилизации»



Общая характеристика темы

Уроки 24, 25. Экономика и ее роль в жизни современного общества

Уроки 26, 27. Рыночные отношения в современной экономике

Урок 28. Переходная экономика России

Уроки 29, 30. Научно-технический прогресс и материальное производство

Уроки 31, 32. Человек в системе экономических отношений

Изучение темы 5. «Цивилизация и социальное развитие»

Общая характеристика темы

Уроки 33—35. Социальная структура и социальные отношения

Уроки 36, 37. Нации и межнациональные отношения

Уроки 38, 39. Социальный статус личности

Изучение темы 6. «Современная цивилизация и политическая жизнь»

Общая характеристика темы

Уроки 40, 41. Политическая система и ее роль в жизни общества

Уроки 42, 43. Правовое государство

Уроки 44, 45. Демократия

Урок 46. Политические реформы в Российской Федерации

Уроки 47, 48. Политический статус личности

Изучение темы 7. «Духовные ценности современной цивилизации»

Общая характеристика темы

Уроки 49, 50. Духовная культура

Урок 51. Развитие отечественной культуры

Уроки 52, 53. Наука и образование

Урок 54, 55. Религия в современном мире

Уроки 56, 57. Духовный мир личности

 

Предисловие

Настоящая книга является продолжением методического пособия для учителей по курсу «Человек и общество». Если часть I данного пособия содержит методические рекомендации по первому разделу курса, изучать который целесообразно в 10 классе, то вторая часть, представленная в данном издании, охватывает разделы, традиционно рассматриваемые в классе выпускном. Советы, адресованные учителю, являются обобщением опыта преподавания курса и отражают представление о содержании и организации учебного процесса, которое сформировалось у авторов учебного пособия «Человек и общество», созданного коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова.

Методическое пособие призвано помочь учителю в раскрытии на уроках наиболее сложных проблем общественного развития, в руководстве познавательной деятельностью учащихся.

Обе части методического пособия представляют собой единый комплекс, причем рассмотрение вопросов курса во второй его части осуществляется успешно лишь с опорой на знания, полученные при изучении первой части.

Напомним, что оптимально построенная работа с данным пособием предполагает не только обращение к поурочным рекомендациям, но и предварительное изучение материалов, представленных под заголовками «Методические особенности раздела» и «Общая характеристика темы». Это позволит лучше осознать замысел каждой относительно самостоятельной серии уроков, полнее учесть общие особенности их содержания, раскрыть в процессе преподавания связи между ними, что обеспечит целостное восприятие учащимися различных областей социальной жизни и развития общества в целом.

В книге представлены различные дидактические решения, что дает возможность выбора или построения учителем собственного методического варианта.

Для того чтобы избежать многократного полного библиографического описания учебного пособия «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), в тексте используется слово «учебник». При обращении к изданной в 1992 г. хрестоматии «Человек и общество. Основы современной цивилизации» используется слово «хрестоматия».

Авторы будут признательны за предложения и замечания, направленные на усовершенствование данного методического пособия.

 

 

Раздел I
НА ПУТИ К СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА

Методический замысел раздела состоит в том, чтобы в сжатом виде показать учащимся пройденный человечеством путь становления и осмысления общественных условий в их динамике и своеобразии. Особое внимание при этом обращается на те ценности и достижения, которые общепризнаны человечеством.

Раздел изучается после знакомства учащихся с сущностью и многообразными проявлениями деятельности человека. Поэтому учитель может, опираясь на знания и представления учащихся о специфике социальной деятельности и социального познания, рассмотреть общество как сложную структуру, динамично меняющуюся реальность. Причем эти изменения зачастую до конца могут быть осознаны лишь в момент их свершения. Для более глубокого понимания современных общественных процессов важно обратиться к прошлому, когда возникали, существовали и развивались те общественные реалии, которые ныне воспринимаются как выдающиеся достижения предыдущих поколений.

Вслед за этим разделом учащиеся изучают собственно современное общество. Эти знания жизненно необходимы им для полноценной социализации. Современное общество меняется на глазах старшеклассников, но далеко не всегда этот процесс осознается ими. Выпускники полной средней школы во многих проявлениях современного общества являются активно действующими субъектами, но далеко не все вооружены материалом для адекватного восприятия происходящих социальных изменений. Для того чтобы знания эти были полноценными, необходимы ретроспективный взгляд, своеобразная историческая ретроспектива. Вместе с тем в школьном курсе нереально ставить задачу систематического изучения всего спектра общественных идей и взглядов — достаточно остановиться на наиболее значимом и существенном.

Развитие знания об обществе еще один аспект изучения в этом разделе. В курсе средней школы не представляется возможным дать систематическое изложение истории общественных наук, тем более что сами эти науки достаточно разнообразны: одни имеют богатую традицию, другие — достояние последнего времени и только ищут свое ви́дение общества, особенно в современной российской реальности. Тем не менее хотя бы скромный очерк, включающий наиболее важные вехи становления современных представлений об общественном развитии, — необходимая гарантия полноценности обществоведческих знаний. Обратим внимание учителя на то, что в учебнике многие имена выдающихся мыслителей лишь упоминаются, о других содержится рассказ (важнейшие их идеи, выводы и т. д.), третьи представлены более полно. Вероятно, невозможно в данном случае удовлетворить все претензии, важно стараться исходить из принципа необходимости и достаточности.

Структурно данный раздел включает две главы: «Мыслители прошлого об обществе и человеке» и «Цивилизации прошлого». Первая глава содержит сжатое представление важнейших этапов осмысления основных мировоззренческих понятий — «общество» и «человек». Кроме того, эта глава позволяет раскрыть определенные методологические основы, без которых немыслимо научное понимание социальной динамики.

На материале первой главы учащиеся знакомятся с зарождением общественной науки, с первыми попытками осмысления человека в его взаимодействии с общественными условиями. В параграфе о древних мыслителях содержится материал о том, как в мифологии отражались древнейшие представления об устройстве общества и о месте в нем человека. В данном случае учащиеся имеют возможность опираться на полученные ими сведения о своеобразии мифа как способа отражения реальности, не совпадающего с наукой и вместе с тем содержащего как бы в зародыше сведения, не противоречащие науке. Если вспомнить, что мифология долгое время была едва ли не единственным способом социальной рефлексии, а мифы — нередко единственными «свидетелями» далекого прошлого, получившего отражение в художественной форме, насыщенной символикой, не всегда понятной современному человеку, то приходится признать важность обращения к мифам при знакомстве с зарождением человеческих попыток объяснения мироздания.

Наряду с мифами в данном параграфе учащиеся знакомятся с некоторыми положениями древней философии, как классической античной, так и древневосточной. Такой (пусть и весьма сжатый) обзор взглядов на общество и человека дает возможность видеть и альтернативность, и универсальность некоторых раннефилософских представлений о мире. Этот материал главы может изучаться на основе внутрикурсовых связей с одним из вступительных параграфов «Человек. Индивид. Личность», где также говорится о развитии взглядов на сущность человека.

Социологические взгляды Платона и Аристотеля как высшие достижения античной общественной мысли рассматриваются более подробно, тогда как имена Сократа, Демокрита, Эпикура лишь упоминаются. Следует предостеречь учителя от соблазна дать систематический курс истории философии. Обязательно нужно подчеркивать неразрывную связь социологических знаний с философскими теориями и идеями выдающихся мыслителей прошлого, но нет необходимости (да и возможности в ограниченных временны́х рамках) существенно расширять этот материал в общеобразовательной школе, хотя, безусловно, учитель вправе не ограничиваться материалом, предложенным в учебном пособии.

В главе «Мыслители прошлого об обществе и человеке» вслед за очерком развития общественной мысли в Древнем мире следуют параграфы, посвященные Новому времени. Они знакомят с достижениями европейской общественной мысли, причем на примере ее выдающихся представителей. Новое время — период рождения целого ряда теорий, которые сегодня составляют основы научной социологии. В этой связи упоминаются основоположники теории общественного договора Т. Гоббс и Дж. Локк, который уже знаком учащимся как один из представителей эмпиризма, исследовавший происхождение, достоверность и характер человеческого знания. Взгляды французских просветителей, с которыми учащиеся знакомятся в курсе истории, в данной главе обобщаются и систематизируются. Отдельного внимания заслуживают взгляды А. Смита. Традиционно имя этого мыслителя связывали с рождением классической политической экономии. Значительно меньше внимания уделялось представлениям А. Смита о социальной структуре, характеристике интересов людей как основы экономической деятельности. Еще реже имя А. Смита связывалось в школьном обществознании с пониманием принципа объективности как основы нравственности.

Вместе с тем в параграфе рассматриваются и теории, не прошедшие проверки на истинность общественной практикой. Такой подход дает возможность показать сложный путь развития общественных наук. Знакомые из курса истории имена философов Ж. Сен-Симона, Г.Фурье и Р. Оуэна в данной главе предстают как имена творцов теории социализма — идеального общественного устройства.

Отдельный фрагмент главы посвящен краткому изложению социологических взглядов Г. Гегеля с акцентом на характеристику его понимания гражданского общества.

Имена основоположников научной социологии О. Конта и Г. Спенсера впервые вводятся в школьный обществоведческий курс. Любопытно, что О. Конт, который ввел в научный оборот термин «социология», не только находился под сильным влиянием Сен-Симона, но и был некоторое время дружен с ним. Но взгляды на развитие общества О. Конта далеки от утопизма, именно благодаря ему социология была впервые разработана как определенная научная система.

В ряду научных достижений ХIХ в. рассматриваются марксистские взгляды на общественное развитие. Отношение к марксизму в современном обществе остается весьма противоречивым. До сих пор не остывают горячие споры о том, какова роль марксизма в научном обществознании. Авторы учебного пособия стремились избежать идеологических штампов и оценок, пытаясь объективно изложить сущность марксистской концепции общества.

Социология ХХ в. представлена как разнообразие позиций, взглядов, теорий. Учителю предстоит дать в курсе достаточно сложную панораму современного обществознания. И в этом случае перед средней школой не стоит задача систематического изучения всего спектра существующих идей, следует ограничиться минимальным обзором важнейших из них. Учитель может дополнить перечень имен. Однако следует иметь в виду, что без обращения к оригинальным текстам мыслителей осознанное усвоение их взглядов весьма проблематично, а изучение таких текстов затруднительно для многих старшеклассников, чревато поверхностностью и начетничеством.

В главе «Цивилизации прошлого» рассматриваются важнейшие исторические вехи в развитии общества. Здесь также нет систематического изложения истории цивилизаций, авторы лишь обращают внимание на те достижения, которые связаны с основами современного общества. В параграфе «Особенности древних цивилизаций» формулируются некоторые общие признаки, отличающие цивилизации от доцивилизованного этапа развития общества, а затем эти признаки конкретизируются на примере древневосточных, античных цивилизаций, средневекового европейского общества и перехода к индустриальной цивилизации. При этом своеобразие каждого из рассматриваемых этапов развития общества позволяет выделить в типичном индивидуально-различное и тем самым сделать картину исторического процесса более рельефной. При изучении этой главы учитель может опираться на полученные школьниками знания о сущности исторического процесса, его участниках, различных точках зрения на их роль и значение. Кроме того, учащимся известно понятие «общественный прогресс», которое также углубляется в ходе изучения периодов развития цивилизаций.

В ходе экспериментальной работы сложился некоторый положительный опыт изучения данных глав. Причем могут быть предложены как минимум три варианта планирования. Выбор вариантов зависит от различных условий — количества учебных часов на курс в учебном плане школы, их распределения по годам обучения и др. В каждом конкретном случае учитель самостоятельно планирует прохождение учебного материала. Каковы же возможные варианты планирования и их отличительные черты?

Первый вариант предполагает следование тому порядку, который отражен в учебном пособии. Преимущества этого варианта — следование логике учебного текста; вооружение учащихся основами социологических знаний, необходимых в дальнейшем для изучения обществ в различные эпохи. Сложности, которые ожидают учителя на этом пути, — нетрадиционное для школьного курса содержание и неподготовленность учащихся к изучению насыщенного именами, терминами, названиями научных теорий, течений и т. п. материала; отсутствие доступных широкой практике хрестоматий, сборников текстов первоисточников, необходимых для знакомства учащихся с азами истории общественной мысли.

Второй вариант планирования — изменение последовательности тем. Вначале изучается тема «Цивилизации прошлого», а затем на базе повторения и углубления исторических знаний учащиеся знакомятся с основными общественными взглядами и идеями мыслителей прошлого и современности. В этом случае появляется возможность опереться на конкретный фактический материал, отражающий важнейшие достижения цивилизаций прошлого, признанные современным обществом. Знание эпохи помогает лучше уяснить связь основных достижений общественной мысли с историческим контекстом. Кроме того, начиная изучение раздела со второй темы, учитель может избежать такой трудности, как обращение в начале изучения к более сложному материалу.

Третий вариант — тематическое чередование материала каждой главы. Вначале изучается историческая эпоха, давшая определенные основы цивилизации, признанные человечеством как достижение, а затем раскрывается вклад этой эпохи в развитие общественной науки. Так, знакомство с основными чертами полиса как важнейшей основы античных цивилизаций делает более понятным типичное для античных философов отождествление общества с государством. При таком варианте сложность заключается в четком планировании занятий, точном определении фрагментов учебного текста, подлежащего изучению. Достоинством же предлагаемого варианта является возможность поэтапного освоения сложного материала, деление его на блоки в соответствии с историческими вехами развития общества. Важно только иметь в виду, что не все исторические эпохи представлены во второй главе достаточно равномерно, а в первой главе нет систематического курса истории общественной мысли. В этой связи имеют место нестыковки, отсутствие некоторого учебного материала в пособии. Так, в истории общественной мысли не отражена эпоха Средневековья в связи со спецификой религиозно-христианской философии, фрагментарно представлены взгляды российских ученых и т. д. Но и при этом варианте планирования тем более полезно при изучении взглядов мыслителей обращаться к фрагментам их сочинений.

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 1. «МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ»

Общая характеристика темы

Материал первой главы «Мыслители прошлого об обществе и человеке» призван дать учащимся общее представление об истории философской и социологической мысли, показать, как пополнялись человеческие знания об обществе, объяснить, как и почему зарождались и укреплялись прогрессивные общественные идеи, духовные ценности. В контексте развития социально-философской мысли рассматривается и марксистское учение, прослеживаются его исторические судьбы, причем приводятся различные взгляды на роль марксизма в современном мире.

В теме последовательно рассматриваются мифологические представления о происхождении общества, о причинах и характере общественных изменений, картина социальной действительности в религиозных учениях; первые философские обобщения знаний об обществе («идеальное государство» Платона, теория общественного договора); развитие социально-философской мысли во второй половине ХVIII—ХIХ в. (идеи А. Смита, социалистов-утопистов, Г. Гегеля); выделение социологии в самостоятельную отрасль обществознания (воззрения О. Конта и Г. Спенсера).

Создавая широкую панораму становления и развития общественной мысли, показывая, как причудливо сочетались здесь глубокие прозрения и ошибочные построения, чувственно-интуитивные постижения предмета и рационально-логические схемы, важно, на наш взгляд, выделить узловые точки этого процесса. К ним относятся в первую очередь появление и теоретическая разработка тех идей, понятий, принципов, которые составили в дальнейшем ядро духовных ценностей современной цивилизации (нравственные нормы человеческого общежития, правовое государство, гражданское общество, рыночное регулирование экономики).

Планирование темы

Уроки 1, 2. Мыслители древности об обществе и человеке.

Уроки 3, 4. Развитие обществознания в Новое время.

Уроки 5, 6. Развитие обществознания в ХХ в.

Уроки 7, 8. Что такое цивилизация?

Целесообразно сочетать лекции с лабораторными занятиями, на которых учащиеся работают с текстом учебника.

Подготовке учителя к урокам поможет обращение к книгам: Радугин А. А. Философия. — М., 1995; Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс. — М., 1996. — Ч. 1. «История философии»; Философия: Курс лекций / Под ред. В. А. Калашникова. — М., 1997. — Раздел V. «Историко-философский курс», а также к другим учебным книгам по истории философии.

Полезно использовать и хрестоматии: Из истории мировой гуманистической мысли / Сост. А. Ф. Малышевский. — М., 1995; Из истории русской гуманистической мысли / Сост. А. Ф. Малышевский. — М., 1999.

Уроки 1, 2. Мыслители прошлого об обществе и человеке

Основная цель занятий — познакомить школьников с некоторыми идеями представителей древнеиндийской и древнекитайской философии, и в первую очередь с теми, кто оказал влияние на формирование общечеловеческих ценностей, а также предопределил специфику цивилизации восточного типа.

Проявляющийся в молодежной среде интерес к элементам восточной культуры, в частности к системам физического совершенствования, мотивирует высокий интерес к проблематике занятия. Вместе с тем, учитывая новизну и достаточную сложность материала, полезно использовать образную и условно-графическую наглядность. Уместным является также обращение к фрагментам источников.

Двухчасовое занятие может быть построено по-разному.

Вариант 1

После повторения основных вопросов предыдущего урока (здесь можно использовать вопросы, приведенные в конце § 22) последовательно рассматриваются основные пункты плана изучения нового материала:

1. Мифы и мифологическое сознание.

2. Религиозно-философские воззрения в Древней Индии и Древнем Китае.

3. Древнегреческие мыслители об обществе и государстве.

В заключение занятия делается итоговое обобщение главных особенностей древневосточных философских воззрений на место и роль человека в мире.

Вариант 2

После лекции, включающей элемент беседы, специальный урок посвящается выполнению заданий различного типа, в том числе и по анализу первоисточников.

Остановимся подробнее на первом варианте проведения занятия.

1. Давая широкую панораму мифологических представлений, существовавших у всех народов мира на ранней стадии исторического развития человечества, можно привлекать знания школьников из курсов истории.

Возможна беседа по следующим вопросам:

1. Какие основные темы и сюжеты повторяются в мифах древних народов? 2. Каким представляется человек в мифологических сюжетах? 3. Каково было назначение древнего мифа? 4. В чем отличие мифа от сказки?

Необходимые корректировки и дополнения к ответам учащихся учитель может сделать, используя, в частности, материалы двухтомника «Мифы народов мира» (М., 1989), открывающегося глубокой и содержательной вступительной статьей.

Желательно, чтобы мифология была осмыслена не как набор сказок и легенд, а как определенная картина мира и одновременно как способ его постижения, присущий народам в определенные эпохи исторического развития. Миф не только объяснял мир, но был своеобразным регулятором общественных отношений, описывая в ряде случаев определенный, говоря современным языком, алгоритм поведения, который должен был вызвать желаемые явления. Неразрывная связь человека и природы, перенесение человеческих качеств на природу, а черт животного на человека пронизывали мифологическое сознание.

В заключение могут быть рассмотрены мифологические сюжеты, объясняющие возникновение человека и общества. Отдельные примеры приведены в учебном пособии.

2. Знакомство учащихся с философско-религиозной мыслью Древней Индии можно начать с констатации известного факта — наличия жесткого кастового деления индийского общества. Оно и сегодня проявляется в жизни сельского населения, на долю которого приходится 75% общей численности. Учитель может дать краткую зарисовку жизни индийской деревни. Каждый знает свое место и обязанности. В деревнях раджнуты и неприкасаемые живут раздельно. Если неприкасаемый хочет пройти мимо дома раджнуты, он должен снять обувь. Когда правительство предпринимает усилия, чтобы улучшить положение низших каст, ему оказывают сопротивление.

Чем же порождены такие порядки, существующие многие столетия? Учитель разъясняет сущность закона Кармы: индусы верят, что принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни. Попытки вырваться из своей касты нарушают космический порядок. Кармическая предопределенность — центральная философская и мировоззренческая идея, зародившаяся в глубокой древности. Сквозь призму этой идеи по-особому трактуется место и роль человека в мире. Здесь уместно обратиться к анализу этой проблемы русским философом ХIХ в. В. Соловьевым. Соответствующий фрагмент приводится в задании 6 к § 22. Учащимся можно предложить поразмышлять над противоречивостью трактовки человека, свободы его воли в древнеиндийской философии.

Учение древних индусов о кармическом предопределении и миграции души неизбежно подводит к идее пассивного, созерцательного, ненасильственного отношения к окружающему миру: тело человека есть лишь внешняя оболочка его духа — последний сменяет тело так, как человек меняет одежды. Главное — внутренняя сосредоточенность, помогающая достичь определенного состояния духа.

Учитывая более обстоятельное изложение древнекитайской философской мысли в учебном пособии, остановимся лишь на одном методическом вопросе — использовании первоисточников.

Характеризуя фундаментальный принцип даосизма, учитель приводит следующие фрагменты: «Когда наступило время упадка, то стали сверлить горы и камни, резать металл и нефрит, вскрывать жемчужные раковины, плавить медь и железо. Возводили крепостные стены и укрепления, стали держать на привязи животных, превращая их в скот. И тогда инь и ян стали беспорядочно сталкиваться, четыре времени года утратили порядок, гром и молния стали уничтожать и расщеплять» (цит. по: Померанцева Л. Е. Поздние даосы. — М., 1979. — С. 95). Затем фрагмент из другого источника: «От своего учителя я слышал: „У того, кто применяет машину, дела идут механически, у того, чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого механическое сердце, утрачивает целостность чистой простоты. Кто утратил целостность чистой простоты, тот не утвердит в жизни разума“» (цит. по: Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). — М., 1989. — С. 179).

Учащимся предлагается определить: что же, по мысли древних китайцев, становится причиной бед и несчастий, обрушивающихся на человеческий род, причиной несовершенства отдельного человека?

Знакомя школьников с идеями Конфуция, можно использовать следующее задание:

Сравните нравственные требования конфуцианства и заповеди христианства. Опыт показывает, что учащиеся находят много общего в существе моральных норм. В то же время предметом особых размышлений становится следующее положение Конфуция: «Кто-то спросил: „Возможно ли на зло отвечать добром?“ „А чем же тогда отвечать на добро? — в свою очередь спросил Учитель. — На зло следует отвечать справедливостью, а на добро — добром“». Школьники сопоставляют это положение с христианской заповедью «Возлюби ближнего своего» и призывом отвечать на зло добром.

Подводя итог рассмотрению древневосточной философии, учитель подчеркивает, что, стремясь постигнуть человека, восточные мудрецы размышляли о нем в разных связях и отношениях: человек — природа (даосизм), человек — общество (конфуцианство), человеческое сознание (древнеиндийская философия). При этом характерной чертой восточных учений было стремление обосновать «вписанность» человека в мир и предостеречь человека от попыток изменения мира, вмешательства в сложившиеся отношения.

3. Рассмотрение представлений Платона об идеальном государственном устройстве полезно предварить краткими сведениями из биографии философа. В частности, следует упомянуть о его ученичестве в школе Сократа, о том огромном потрясении, которое пережил Платон, ставший свидетелем насильственной смерти своего учителя. Нелишне напомнить школьникам о платоновской Академии, где развивались философские дарования многих впоследствии известных античных мыслителей и самого яркого из них — Аристотеля.

Ярко и обстоятельно жизненный путь двух выдающихся философов древности представлен в книге А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи «Платон и Аристотель» (М., 1993). В этом издании наряду с биографическими данными содержится характеристика философских воззрений двух мыслителей, анализируются особенности их творческого метода. Так, специально рассматривается диалектический (вопросно-ответный) метод Платона, воплотившийся в такой литературной форме, как диалог.

В дополнение к материалу учебного пособия можно привести суждения философа, характеризующие его отношение к частной собственности. По мнению Платона, философы и воины в идеальном государстве не должны иметь никакой частной собственности. Воины «должны ходить в общие столовые и жить сообща, как в лагере», они «не должны прикасаться к золоту и серебру, не должны даже входить в дом, где есть золото, надевать на себя золотые и серебряные вещи, пить из золотого или серебряного кубка... Если бы каждый тащил в дом все, что мог приобрести отдельно от других — между прочим, и собственную жену, и собственных детей, которые, как лично ему принадлежащие, возбуждали бы в нем личные радости и скорби» (цит. по: Гусев Г. М. Странствия великой мечты. — М., 1987. — С. 77). Собственность в разумных рамках допустима только для крестьян и мастеровых, т. е. не мешает им работать. Но она противопоказана тем, кто предан высоким размышлениям, стоит на страже государства. Это общество не имеет семьи, обремененной бытом. Дети воспитываются на общественный счет, считая своим общим родителем само государство. Мелодии, размягчающие душу, не должны звучать в этом обществе. Здесь место только бодрой, воинственной музыке.

Анализ учения Платона сопровождается беседой с учащимися. Можно использовать следующие вопросы и задания:

1. Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонности к определенному виду деятельности. Специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом.

Разделяете ли вы вывод Платона? Принимаете ли его аргументы? Свою позицию обоснуйте.

2. Почему Платон лишал мудрецов и стражей права частной собственности? Как это связано с его представлением о справедливом обществе?

3. По мысли Платона, в идеальном государстве должны регулироваться семейные отношения и даже интимная жизнь: правители государства следят за тем, чтобы лучшие мужчины соединялись с лучшими женщинами для рождения здоровых младенцев. А вот цитата из романа нашего современника Е. Замятина, изобразившего в романе «Мы» тоталитарное государство: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставлять без всякого контроля сексуальную жизнь... Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую рожали детей». Произведение Замятина относят к жанру антиутопии.

Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему.

4. Платон был сторонником уравнительного землепользования: земля являлась собственностью государства, должна быть поделена на равные доли, ее покупка и продажа в идеальном государстве запрещались.

Были ли попытки в реальной истории осуществить такую форму аграрных отношений? Приведите примеры. Каковы были последствия этой земельной политики?

5. Создавая модель идеального государства, Платон рассуждал примерно так: если начертить на песке круг, он будет несовершенен по форме, но ведь очень легко представить себе его. Такой же подход может быть применен и к человеческому обществу.

Разделяете ли вы вывод и аргументы философа?

Чем можно объяснить, что аналогия взята из области геометрии? (Здесь можно сообщить учащимся, что перед входом в здание, где размещалась Академия, каждого встречала надпись: «Не геометр да не выйдет».)

6. Платон жил и творил в эпоху кризиса афинской демократии.

Покажите, как это отразилось на его взглядах.

Рассмотрение некоторых идей, выдвинутых другим выдающимся философом античности — Аристотелем, также целесообразно предварить краткими биографическими сведениями. При этом важно подчеркнуть, что Аристотель, будучи учеником Платона, провел почти 20 лет в его Академии. Если курс изучается в расширенном варианте, возможно более пространное освещение жизненного пути и творчества Аристотеля. Так, особый интерес представляет тот период жизни философа, когда он стал наставником Александра Македонского. Богатый фактический материал учитель почерпнет из уже упоминавшейся книги А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи «Платон и Аристотель».

При изучении воззрений Аристотеля особое внимание обращается на его теорию государственного устройства. Популярное изложение этой части учения философа содержится в учебном пособии «Мир человека» А. Ф. Малышевского (М., 1997). Здесь уместно использовать схематическую форму изложения материала:

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.055 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7