Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна из задач урока — показать своеобразие переходной эпохи от Средневековья к индустриальному обществу, сыгравшей уникальную роль в становлении современной Европы.

Это своеобразие, в частности, состоит в выдвижении в качестве доминанты общего развития социально-экономических, технологических проблем. Одновременно с развитием науки, производства, технологии происходит раскрепощение человеческой личности — появляется свободный, независимый, наделенный волей и энергией деятель; активизируется его роль в мире, рушатся средневековые догматы.

Особое значение данной теме придает возникновение в этот период целостной картины мира на основе технических достижений, а также появление такой общецивилизационной ценности, как парламентаризм.

Материал темы весьма объемен, достаточно сложен и важен для понимания современного мира.

План изучения нового материала

1. Технические предпосылки рождения новой цивилизации.

2. Первоначальное накопление капитала.

3. Раннебуржуазные ценности.

4. Зарождение парламентаризма.

5. Итоги развития общества в ХVIII в.

Материал учебного пособия дает возможность организации изучения темы в разных методических вариантах.

Вариант 1

Комбинированные уроки, сочетающие изложение материала учителем, работу с текстом учебного пособия, обращение к тексту хрестоматии.

До начала изучения данной темы полезно предложить учащимся задание опережающего повторения:

Вспомните, какие технические открытия и изобретения европейцев ХIV в. оказали существенное влияние на развитие общества.

1, 2. При рассмотрении первых вопросов плана урока важно обратить внимание учащихся на связь технических и социальных последствий изучаемых изменений в технологии и организации производства. И в более ранние периоды технические достижения нередко оказывали заметное воздействие на общественное развитие. Однако изобретение компаса, пороха, книгопечатания, автоматических часов не только позволило улучшить производство, но и способствовало разделению труда и расцвету торговли, освоению новых земель и их колонизации европейцами. Эти изобретения оказывали комплексное воздействие на социальную структуру, систему ценностей человека, отдельных социальных групп и социума в целом. Под воздействием технических и технологических новинок рушились не только границы феодальных владений и привилегии рыцарей, но и средневековые ремесленные цехи с их регламентацией и замкнутостью. Без этих предпосылок было бы невозможно накопление капитала, когда с «исторической сцены» за короткое время сходили прежние «фавориты» и их место уверенно занимали социальные группы, включавшие людей, выделившихся благодаря личным качествам, собственной активности и дарованиям. Новые социальные группы несли с собой новое мировоззрение и новые, невиданные прежде ценности.

3. Среди новых ценностей прежде всего следует выделить социальное освобождение человека, т. е. освобождение от заданности его положения в обществе в зависимости от рождения. Предприимчивость и индивидуальная активность свободной личности дали возможность раскрыться новым качествам человека, проявиться самым разнообразным качествам и всей эпохи в целом.

Важно в процессе изучения данной темы подчеркнуть, что именно в ХIV—ХVII вв. складывается идеология и философия гуманизма, которая исходит из признания возможностей телесного и духовного развития творческой природы человека. Именно прославление человека стало смыслом великой культуры Ренессанса. Эта мысль может быть проиллюстрирована примерами из самых разных сфер духовной жизни. Возможно также рассмотрение в этой связи проблемы силы человеческого духа и свободы творческой личности.

Еще одно существенное изменение основ общественного устройства связано с освобождением человека от догматики христианства в связи с Реформацией.

Рождение светской этики, отстаивавшей такие добродетели, как хозяйственность, бережливость и умеренность, также способствовало эмансипации человеческого духа, освобождению его от ханжества и лицемерия.

В учебном пособии приводится фрагмент из сочинения Леона Батиста Альберти (§ 29). К этому фрагменту могут быть поставлены вопросы:

Какие ценности выделяет Альберти в качестве наиболее значимых? Почему именно эти? В чем, по-вашему, заключается своеобразие понимания этих ценностей в эпоху Альберти и в нашу эпоху?

Кроме того, в пособии имеется задание к § 29, которое дает возможность уяснить исторический характер понимания ценностей буржуазии ХVII и ХVIII вв.

4. Вопрос о сущности парламентаризма заслуживает отдельного внимания. В учебном пособии приводится толкование термина «парламентаризм». Можно организовать комментирование и разъяснение этого понятия с помощью исторических и современных примеров. Сущность парламентаризма также анализируется с помощью задания 11.

5. Итоговый вывод о рождении принципиально новой цивилизации, решительным образом изменившей все стороны жизни человека, может быть сделан в лекции учителя. План такой лекции может включать вопросы:

1. Ускорение общественного прогресса в Европе под влиянием технических достижений.

2. Первоначальное накопление капитала и формирование экономического суверенитета собственников.

3. Слом духовного господства Церкви и новые ценности новой эпохи.

4. Зарождение и развитие парламентаризма.

5. Итоги перехода к индустриальной цивилизации.

В заключение изучения этой темы полезно провести собеседование по следующим вопросам:

1. Какое значение в развитии общества и становлении новой цивилизации имели буржуазные революции и промышленный переворот?

2. Какие особенности новой цивилизации позволяют характеризовать ее как индустриальную?



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)