Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации
Одна из задач урока — показать своеобразие переходной эпохи от Средневековья к индустриальному обществу, сыгравшей уникальную роль в становлении современной Европы. Это своеобразие, в частности, состоит в выдвижении в качестве доминанты общего развития социально-экономических, технологических проблем. Одновременно с развитием науки, производства, технологии происходит раскрепощение человеческой личности — появляется свободный, независимый, наделенный волей и энергией деятель; активизируется его роль в мире, рушатся средневековые догматы. Особое значение данной теме придает возникновение в этот период целостной картины мира на основе технических достижений, а также появление такой общецивилизационной ценности, как парламентаризм. Материал темы весьма объемен, достаточно сложен и важен для понимания современного мира. План изучения нового материала 1. Технические предпосылки рождения новой цивилизации. 2. Первоначальное накопление капитала. 3. Раннебуржуазные ценности. 4. Зарождение парламентаризма. 5. Итоги развития общества в ХVIII в. Материал учебного пособия дает возможность организации изучения темы в разных методических вариантах. Вариант 1 Комбинированные уроки, сочетающие изложение материала учителем, работу с текстом учебного пособия, обращение к тексту хрестоматии. До начала изучения данной темы полезно предложить учащимся задание опережающего повторения: Вспомните, какие технические открытия и изобретения европейцев ХIV в. оказали существенное влияние на развитие общества. 1, 2. При рассмотрении первых вопросов плана урока важно обратить внимание учащихся на связь технических и социальных последствий изучаемых изменений в технологии и организации производства. И в более ранние периоды технические достижения нередко оказывали заметное воздействие на общественное развитие. Однако изобретение компаса, пороха, книгопечатания, автоматических часов не только позволило улучшить производство, но и способствовало разделению труда и расцвету торговли, освоению новых земель и их колонизации европейцами. Эти изобретения оказывали комплексное воздействие на социальную структуру, систему ценностей человека, отдельных социальных групп и социума в целом. Под воздействием технических и технологических новинок рушились не только границы феодальных владений и привилегии рыцарей, но и средневековые ремесленные цехи с их регламентацией и замкнутостью. Без этих предпосылок было бы невозможно накопление капитала, когда с «исторической сцены» за короткое время сходили прежние «фавориты» и их место уверенно занимали социальные группы, включавшие людей, выделившихся благодаря личным качествам, собственной активности и дарованиям. Новые социальные группы несли с собой новое мировоззрение и новые, невиданные прежде ценности. 3. Среди новых ценностей прежде всего следует выделить социальное освобождение человека, т. е. освобождение от заданности его положения в обществе в зависимости от рождения. Предприимчивость и индивидуальная активность свободной личности дали возможность раскрыться новым качествам человека, проявиться самым разнообразным качествам и всей эпохи в целом. Важно в процессе изучения данной темы подчеркнуть, что именно в ХIV—ХVII вв. складывается идеология и философия гуманизма, которая исходит из признания возможностей телесного и духовного развития творческой природы человека. Именно прославление человека стало смыслом великой культуры Ренессанса. Эта мысль может быть проиллюстрирована примерами из самых разных сфер духовной жизни. Возможно также рассмотрение в этой связи проблемы силы человеческого духа и свободы творческой личности. Еще одно существенное изменение основ общественного устройства связано с освобождением человека от догматики христианства в связи с Реформацией. Рождение светской этики, отстаивавшей такие добродетели, как хозяйственность, бережливость и умеренность, также способствовало эмансипации человеческого духа, освобождению его от ханжества и лицемерия. В учебном пособии приводится фрагмент из сочинения Леона Батиста Альберти (§ 29). К этому фрагменту могут быть поставлены вопросы: Какие ценности выделяет Альберти в качестве наиболее значимых? Почему именно эти? В чем, по-вашему, заключается своеобразие понимания этих ценностей в эпоху Альберти и в нашу эпоху? Кроме того, в пособии имеется задание к § 29, которое дает возможность уяснить исторический характер понимания ценностей буржуазии ХVII и ХVIII вв. 4. Вопрос о сущности парламентаризма заслуживает отдельного внимания. В учебном пособии приводится толкование термина «парламентаризм». Можно организовать комментирование и разъяснение этого понятия с помощью исторических и современных примеров. Сущность парламентаризма также анализируется с помощью задания 11. 5. Итоговый вывод о рождении принципиально новой цивилизации, решительным образом изменившей все стороны жизни человека, может быть сделан в лекции учителя. План такой лекции может включать вопросы: 1. Ускорение общественного прогресса в Европе под влиянием технических достижений. 2. Первоначальное накопление капитала и формирование экономического суверенитета собственников. 3. Слом духовного господства Церкви и новые ценности новой эпохи. 4. Зарождение и развитие парламентаризма. 5. Итоги перехода к индустриальной цивилизации. В заключение изучения этой темы полезно провести собеседование по следующим вопросам: 1. Какое значение в развитии общества и становлении новой цивилизации имели буржуазные революции и промышленный переворот? 2. Какие особенности новой цивилизации позволяют характеризовать ее как индустриальную?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |