Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 28. Переходная экономика России



2019-12-29 415 Обсуждений (0)
Урок 28. Переходная экономика России 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание урока базируется на знаниях учащихся о рыночной экономике. Его назначение — ввести учащихся в сложные проблемы переходной экономики России. Материал урока позволяет учащимся сформировать собственное отношение к противоречивым процессам современного экономического развития России, развить умение самостоятельно анализировать факты экономической действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

План изучения нового материала

1. Необходимость реформирования экономической сферы России.

2. Курс на переход к рынку.

3. Противоречия и трудности на пути к цивилизованной рыночной экономике.

К этому уроку необходимо повторить вопросы: «Россия в полосе перемен» и «Рыночная экономика».

К содержанию урока подводят следующие вопросы:

1. Почему возникла необходимость преобразований во всех областях жизни нашего общества?

2. Каково было основное направление экономических реформ в России в 90-х гг. XX в.? В чем состоит задача преобразований в экономической сфере?

3. В чем заключаются основные отличия рыночной экономики от командной (плановой)?

1. Возможны различные варианты рассмотрения первой позиции плана.

Если в курсе отечественной истории период 80—90-х гг. ХХ в. уже изучен, то ведущим методическим приемом может быть беседа с учащимися. В зависимости от того, по какому учебному пособию занимались школьники, учитель в ходе беседы делает соответствующие дополнения и пояснения. Это первый вариант изучения вопроса.

Второй вариант: работа учащихся с текстом учебного пособия. При этом учащимся предлагаются вопросы: в чем проявился кризис экономики нашей страны? Каковы причины этого кризиса?

Третий вариант: характеристика кризиса директивной (плановой) экономики в изложении учителя.

Положения о кризисе могут быть проиллюстрированы фактами, характеризующими плановую экономику СССР к середине 80-х гг. (см.: Попов В., Шмелев М. Великий плановый эксперимент: Погружение в трясину. — М., 1991; Шмелев М., Попов В. На переломе: Экономическая перестройка в СССР. — М., 1989; Лацис О. Выйти из квадрата. — М., 1989; Меньшиков С. Советская экономика: катастрофа или катарсис? — М., 1990).

Конкретизации представлений учащихся о плановой экономике служат следующие данные. В середине 80-х гг. Госплан устанавливал каждому предприятию не только стоимостный объем продукции, но и показатели производства в натуре — в тоннах, штуках, метрах. Степень детализации плановых позиций отражалась в цифрах: Госплан давал 2 тыс. укрупненных наименований, другой правительственный орган — Госснаб разбивал эти позиции на 15 тыс., министерства — на 50 тыс., а затем органы Госснаба каждую позицию дробили еще на 10—15 наименований.

Планируемый ассортимент производимых изделий насчитывал к началу 80-х гг. 25 млн наименований.

Централизованно устанавливались и цены. Госкомцен ежегодно утверждал 200 тыс. цен на товары и услуги. Но для планирования цены одного товара нужно знать затраты труда и цены других товаров, от которых зависит цена данного товара. Например, чтобы определить затраты труда на производство 1 кв. м ткани, нужно знать нормы расхода сырья на выпуск тканей, нефти — на производство красок, электромоторов на добычу и перекачку нефти, проволоки — на обмотку электромоторов и т. д. Малейшие изменения одного элемента в этой цепочке передаются на все другие. И это по каждому из миллионов планируемых изделий.

Не случайно ученые-экономисты пришли к выводу, что рациональное планирование объемов продукции в натуре и цен на практике невозможно. Это подтверждается такими фактами: сопоставление плановых показателей и фактических темпов прироста продукции по пятилеткам показывает расхождение в 50—60-х гг. в 14—19%, а в 70-х — первой половине 80-х гг. — 27—36%. Иначе говоря, реальное развитие экономики заметно отличалось от планируемого.

Характерной чертой советской экономики была нехватка (дефицит) самых необходимых товаров. Многочасовое стояние в очередях стало неотъемлемой чертой образа жизни советского человека. Некоторые товары распределялись по спискам льготным категориям покупателей, по талонам и карточкам.

Причины такого кризиса российской экономики раскрываются в соответствии с текстом учебного пособия.

2. Второй вопрос плана может быть рассмотрен при активном участии класса. Предлагается задание:

Зная основные черты командной и рыночной экономики, скажите, какие экономические реформы необходимо было осуществить в России, чтобы перейти от плановой экономической системы к рыночной.

Целесообразно предложить учащимся записать на доске, а затем обсудить, корректируя, перечень переходных преобразований. Этот перечень соотносится с перечисленными в учебном пособии направлениями реформирования экономики.

Далее по каждому направлению характеризуются способы реализации стоящей задачи, а также достигнутый результат. Фактические данные можно почерпнуть из новейшей справочной литературы.

О формировании новых рыночных структур можно сообщить следующее: в первой половине 90-х гг. шел бурный процесс создания банков, торговых, финансовых, страховых компаний. В условиях переходной экономики не все из них выстояли.

Важнейшим направлением реформ стала приватизация. Негосударственный сектор стал доминирующим в российской экономике.

Вопрос о стабилизации рубля не столь очевиден. Результаты этого процесса зависят от состояния экономики в целом. Намеченные показатели снижения инфляции еще не достигнуты.

Что касается перехода к свободным ценам, то эта мера была осуществлена не поэтапно, а, как принято говорить, в «шоковом варианте».

Приведенные реформы закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Целесообразно организовать на уроке работу учащихся с текстом Конституции. При подготовке к этой части урока учителю полезно использовать книги: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М., 1994; Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 1994; Конституция Российской Федерации: Вопросы и ответы. — М., 1994. Прежде всего внимание учащихся привлекается к ст. 8 и 9 Конституции. Важно подчеркнуть, что положения этих статей входят в основы конституционного строя Российской Федерации.

К ст. 8 можно поставить вопросы:

Как следует понимать единство экономического пространства России? Какое значение имеет поддержка конкуренции? Что означает свобода экономической деятельности? Какое значение с точки зрения становления рыночной экономики имеет поддержка частной и иных форм собственности равным образом?

Дополняя ответы, учитель может разъяснить:

— Конституция не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, признавая равенство всех форм, включая частную. Это важная предпосылка рыночной экономики;

— гарантируется свобода экономической деятельности. Это важнейший принцип рыночной экономики, самый большой результат рыночных преобразований в стране;

— принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств — еще одно необходимое условие рыночной экономики;

— еще один основополагающий принцип рыночной экономики — свобода конкуренции — также закрепляется Конституцией.

В ст. 9 отмечается, что, согласно Конституции, земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Но по этому вопросу пока единства в обществе нет, как и нет ясности о возможности получения земли в собственность.

Далее организуется работа по статьям 34, 35, 36 Конституции. Здесь речь идет о правах граждан Российской Федерации. К ст. 34 ставятся вопросы:

В чем состоит с точки зрения становления рыночной экономики значение права каждого человека, закрепленного в ст. 34? Какое значение для рыночной экономики имеют ограничения экономической деятельности, установленные в части второй этой статьи?

Целесообразно разъяснить, что в статье провозглашается личная свобода в сфере экономики. В Конституции впервые закреплено право свободного предпринимательства. Таким образом, конституционные основы находят (ст. 8) отражение в правах человека (ст. 34). Находит продолжение и тезис о конкуренции. Он подкрепляется запрещением монополистической деятельности, которая выступает как противоположность конкуренции. Учащимся предлагается соотнести эти положения с характеристикой рыночной экономики, данной в учебном пособии, и сделать выводы.

По ст. 35 ставятся вопросы:

С какими конституционными основами Российской Федерации связаны права, закрепленные ст. 35? Какое значение для рыночной экономики имеют эти права? В чем состоят юридические гарантии права частной собственности?

Поясняя положения статьи, учитель отмечает, что право, закрепляемое этой статьей, означает, во-первых, охрану права собственности на имущество, принадлежащее частному лицу; во-вторых, охрану права этого лица на осуществление хозяйственно-экономической деятельности на базе принадлежащего ему имущества. Юридические гарантии изложены в части третьей статьи. Положения о хозяйственно-экономической деятельности получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации, который называют «второй конституцией», поскольку он регулирует многообразные отношения в рыночной экономике.

К ст. 36 предлагается вопрос:

В чем состоит значение положений этой статьи для рыночной экономики? Дополняя ответы учащихся, учитель подчеркивает, что право собственности граждан на землю — одно из условий их экономической свободы, что, в свою очередь, является одной из предпосылок рыночной экономики.

Таким образом, курс на переход к рынку находит свое воплощение как в мерах экономических (приватизация и т. д.), так и в мерах по юридическому закреплению происходящих в России изменений.

3. Трудность изучения третьего вопроса плана этого урока состоит как в многообразии противоречивых процессов и их оценок различными общественно-политическими силами, так и в меняющейся экономической ситуации, учесть которую поможет лишь обращение к текущей информации.

Противоречия и трудности экономической реформы целесообразно охарактеризовать в изложении учителя. При подготовке к этой части урока он может воспользоваться экономическими журналами и газетами, публикациями по экономическим вопросам в журналах «Общественные науки и современность», «Свободная мысль», «Социально-гуманитарные знания», другими периодическими изданиями.

Изучение проблемы осуществляется с опорой на знания учащихся. Можно начать с вопросов:

Каковы преимущества рыночной экономики? Каковы ее негативные проявления? Что делается в цивилизованных обществах для смягчения или предотвращения негативных последствий рынка?

Переход к рынку в России позволил в значительной степени изжить дефицит, прилавки магазинов наполнились разнообразными товарами. Но в то же время заметно проявились все известные учащимся негативные аспекты рыночной экономики. Ликвидация органов государственного управления хозяйством (Госплана, Госснаба, Госкомцен и др.) не сопровождалась одновременным развитием известных в современной рыночной экономике методов государственного регулирования. Данные Института социально-политических исследований Российской Академии наук (Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. — М., 1995) свидетельствуют о серьезных проблемах, возникших в процессе рыночных реформ.

Скачкообразный переход к полной хозяйственной самостоятельности предприятий, распад Советского Союза, финансовые трудности и другие факторы привели к разрушению сложившихся ранее экономических связей, обусловили сокращение производства. Происходила массовая остановка машиностроительных, приборостроительных, химических и других предприятий.

При некотором росте производства продукции в личных подсобных хозяйствах и появившихся фермерских (крестьянских) хозяйствах в целом происходил спад производства сельхозпродукции. Все эти факты дополняют картину экономического кризиса, переживаемого страной.

Далее целесообразно обратиться к противоречивым процессам перехода к рынку на каждом из рассмотренных ранее направлений.

Первый этап приватизации в виде чековой (ваучерной) приватизации проводился под лозунгом превращения большинства граждан в собственников. Однако после завершения этого этапа экономическая власть переместилась не ко всем гражданам России, а к 2—6% населения, которые составили новую экономическую элиту. Усилилось влияние на экономику уголовных элементов. По данным МВД, многие предприятия в РФ принадлежат криминальным группировкам.

Среди новых рыночных структур возникло немало финансовых организаций и банков, которые, пообещав вкладчикам высокие проценты и собрав значительную часть сбережений россиян, обанкротились или исчезли, обманув миллионы граждан.

Процесс стабилизации рубля оказался тоже трудным и противоречивым. Курс на жесткую финансовую политику сопровождался сокращением расходов на социальные нужды, здравоохранение, науку, образование и т. п. Развернулся кризис неплатежей. В этих условиях нередким явлением стала задержка выплаты зарплаты, пенсий и т. д.

Одномоментный переход к свободным ценам привел к стремительному росту цен, к потере миллионами граждан своих сбережений. Влияние на рост цен оказали многочисленные монополистические структуры.

Таким образом, процесс перехода к рынку, начавшийся в условиях экономического кризиса, оказался противоречивым и трудным. Особенно тяжелыми были социальные последствия экономического кризиса.

Разные группы специалистов, научные центры дают три варианта оценок проводимых в России реформ:

1. Реформирование идет правильным путем и отвечает национальным интересам России. За вступление в рынок надо платить, но основная часть «расходов» уже оплачена. Нужно продолжать проводимый курс, и вскоре наступит улучшение ситуации.

2. Стратегия выбрана верно, но методы ее реализации нуждаются в корректировке. Реформирование отвечает интересам большинства граждан, но экономическому развитию необходимо придать социальную направленность.

3. Курс реформ выбран неверно, не соответствует условиям и особенностям российского общества. Общество продолжает деградировать. Последствия негативного опыта реформирования предстоит преодолевать в течение десятилетий (см.: Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз).

А как думают учащиеся? Постановка такого вопроса в классе может стать началом дискуссии, в ходе которой учащиеся выскажут и аргументируют личное отношение к мнениям специалистов.

Учителю следует учесть изменения, происходящие в экономической сфере, обновить цифры, используя статистические данные, а также официальные материалы, отражающие намерения российских властей (среди них отметим ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, социально-экономические программы, разрабатываемые правительством).

В конце урока целесообразно привлечь внимание учащихся к заключительной части параграфа «Подведем некоторые итоги экономического развития Российской Федерации». Учащимся предлагаются вопросы:

Согласны ли вы с заключительными выводами в тексте учебного пособия? Какие иные или дополнительные выводы вы можете сделать из содержания подтемы?



2019-12-29 415 Обсуждений (0)
Урок 28. Переходная экономика России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 28. Переходная экономика России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)