Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 31, 32. Человек в системе экономических отношений



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Уроки 31, 32. Человек в системе экономических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенность этой подтемы — взгляд на экономические отношения со стороны человека. Человек существует в экономических условиях, складывающихся независимо от его воли. Какие возможности предоставляет человеку современная рыночная экономика? Как разумно и наилучшим образом использовать эти возможности? Не менее важны и проблемы, связанные с влиянием на человека негативных сторон рынка. Как одолеть возникающие трудности и неудачи? Все эти вопросы являются ключевыми при изучении темы.

План изучения нового материала

1. Человек и отношения собственности.

2. Человек и труд.

3. Бизнес большой и малый.

4. Доходы и расходы.

Учащиеся в наше время имеют определенный экономический опыт. Все они участвуют в отношениях распределения, потребления, купли-продажи. Некоторые имеют также опыт трудовых отношений, оказания каких-либо услуг за плату. Их практические представления и умения следует учитывать при изучении темы.

1. Первый вопрос рассматривается в соответствии с текстом пособия. Один из вариантов — комментированное чтение в классе текста «Человек и отношения собственности», сопровождаемое дополнительными разъяснениями учителя.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Большинство людей имеют собственность, в том числе и такую, которая может приносить доход (например, сдача в аренду жилья) или создавать условия для трудовой деятельности, приносящей доход (выращивание на земельном участке овощей, ягод или цветов на продажу, перевозка за плату людей или грузов в собственном автомобиле, использование своей швейной машины для изготовления одежды на продажу и т. п.).

Иная ситуация складывается в том случае, когда человек трудится по найму на предприятиях, принадлежащих другим лицам или государству. Средства труда и продукт труда уже не принадлежат ему. Возникает проблема отчуждения. Она негативно сказывается на отношении к оборудованию, трудовой дисциплине, результатах труда.

Чтобы решить эту проблему, в США, Японии и других высокоразвитых странах реализуются программы вовлечения рабочих и служащих фирм в исполнение функций управляющих. Для этой цели на предприятиях Японии, а вслед за ними и других стран создаются «кружки качества» — специальные группы рабочих, выявляющих проблемы, связанные с производством, и дающих рекомендации, направленные на совершенствование технологических процессов и продукции.

«Самоуправляемые группы», создаваемые на предприятиях, берут на себя ответственность за производство продукта целиком. Представители групп проводят встречи с поставщиками и покупателями, изменяют производственные программы, осуществляют прием новых работников. Подобные формы используют 70% крупнейших американских корпораций.

Еще один путь решения проблем, связанных с отчуждением, — распространение акций среди работников предприятий. С 1974 по 1981 г. американский конгресс принял 15 законодательных актов, касающихся расширения участия работников во владении собственностью. Большее участие в собственности (в ряде случаев переход контрольного пакета акций в руки работников) сопровождалось большей вовлеченностью рабочих в управление производством. Направленная на реализацию этих целей программа корпорации «Дэна» содержала следующее положение: «Демократия на рабочих местах — это когда рабочие и руководители вместе думают, как наилучшим образом сделать общее дело» (см.: Симмонс Д., Мэрс У. Как стать собственником: Американский опыт участия работников в собственности и управлении. — М., 1993).

Для России, где новые экономические и трудовые отношения еще не приняли устойчивых форм, зарубежный опыт представляет несомненный интерес.

2. При рассмотрении второго вопроса плана целесообразно провести вместе с учащимися анализ последнего абзаца в тексте «Человек и труд» (§ 36). Какие факторы, влияющие на отношение человека к труду, зависят в первую очередь от самого работника?

Ответ на этот вопрос позволит сделать вывод о значении общей культуры и квалификации работника.

Важный путь стимулирования трудовой активности работников — повышение зарплаты. Чем больше труда вкладывает работник в создание продукции, чем выше качество его работы, тем выше должна быть его заработная плата. Измерить количество и качество различных видов труда очень трудно. Одна из систем оплаты труда основана на учете времени, которое человек посвятил труду. Она называется повременной оплатой труда. Другая система — сдельная оплата труда — основана на оценке результатов труда, прежде всего количества произведенной продукции.

Мы уже отмечали, что качество труда зависит от квалификации, общеобразовательной подготовки работника, поэтому в развитых странах оплата труда зависит от уровня образования. Например, в США работник со средним образованием получает в полтора раза больше, чем не имеющий законченного среднего образования, а работник с высшим образованием — в 2—3 раза больше.

В условиях рыночной экономики предприниматели применяют нормовые системы стимулирования труда. Они основаны на индивидуальном подходе к каждому работнику и непосредственно соизмеряют величину дохода с личным вкладом работника, его компетентностью, добросовестностью. Доля постоянной традиционной части зарплаты снижается, но возрастает переменная часть, которая зависит от индивидуальных результатов работы и общего финансового состояния фирмы (подробнее см.: Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993. — С. 226).

Проблема «человек и труд» имеет и оборотную сторону: возможность потери работы или трудности в поиске работы после окончания учебного заведения. С этой проблемой учащиеся встречались и в курсе истории, и в курсе обществознания. Целесообразно провести краткую беседу по вопросам:

1. В какие периоды истории возрастала безработица? С каким экономическим явлением она была связана? 2. Каковы причины безработицы в современном обществе? 3. Каковы социальные и моральные последствия безработицы? Как она сказывается на уровне жизни и самочувствии безработного? 4. Как решается проблема безработицы в современном обществе? Что при этом зависит от государства? от человека?

В данной теме следует обратить внимание на то, что в условиях рыночной экономики рабочая сила продается и покупается. Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Ценой рабочей силы является зарплата. А цена товара на рынке зависит от спроса и предложения. Если спрос значительно ниже предложения, то не весь предлагаемый товар (рабочая сила) будет куплен, да и цена (зарплата) на него упадет. Поскольку на предъявляемое работодателями количество рабочих мест претендует значительно большее число стремящихся их заполнить, то между ищущими работу возникает конкуренция. И шанс найти работу выше у тех, кто обладает большей конкурентоспособностью. Кто же более конкурентоспособен? Этот вопрос можно предложить учащимся.

Его обсуждение должно выявить такие показатели конкурентоспособности, как более высокая квалификация, наличие практического опыта, состояние здоровья. Большое значение имеет также общее образование и стремление к повышению образования, позволяющее в случае необходимости приобрести новую профессию. Эти выводы имеют для учащихся практическое значение.

3. Вопрос о бизнесе и предпринимательской деятельности обычно вызывает большой интерес у учащихся. Изучение темы поможет удовлетворить его.

Употребление терминов «бизнес» и «предпринимательство» требует пояснений. Нередко эти слова используют как синонимы. Но в современной литературе в них вкладывается неодинаковый смысл. Синонимы слова «бизнес» — коммерция, торговля, деловая активность. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Предпринимательская же деятельность характеризуется прежде всего как интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса и управляет им. Этот вид деятельности связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в свое предприятие и принимая на себя новый риск. Такая деятельность ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость». Можно сказать, что предпринимательство — это более частный случай бизнеса. Но не всякий бизнес можно назвать предпринимательством. Например, названная в учебном пособии работа экономиста, страхового агента, секретаря, стенографиста и др. может рассматриваться как вид бизнеса, приносящего личный доход, но не как предпринимательство.

Целесообразно обратить внимание на то, что в рыночной экономике, наряду с крупными, существует множество мелких хозяйств. Привлечь уже изученный материал помогут вопросы:

Какую роль в современной экономике играет индивидуальная частная собственность? В каких формах эта собственность существует?

Учащиеся могут напомнить, что значительная часть мелких хозяйств основана на личном труде производителя и его семьи. Собственник и работник выступают в одном лице. Когда человек открывает предприятие, например ресторан, он полностью отвечает за успех или провал дела. Вся прибыль поступает собственнику, но он же берет на себя и всю ответственность за личное имущество. К преимуществам индивидуальной собственности относится то, что владелец принимает решение быстро и без согласования с другими лицами. Индивидуальное предприятие оказывается отлично приспособленным для многих видов «малого бизнеса» и отвечает характеру многих людей, предпочитающих самостоятельно принимать решения и быть самим себе руководителями (см.: Основы американской экономики. — М., 1993. — С. 30).

Тем, кто готов оказывать услуги другим людям, рекомендуется 37 видов деятельности, среди которых: частный парикмахер; прогулочная группа для детей; измерение артериального давления, уколы и инъекции на дому; видеосъемка свадеб, торжеств; мойка автомашин; доставка и продажа газет; уборка квартир и т. п.

Тем, кто любит рукоделие, предлагается 23 вида деятельности, таких как: шитье и продажа изделий; обучение кройке и шитью; вязание и продажа изделий; резьба по дереву и т. д.

Множество вариантов бизнеса предлагается и тем, кто предпочитает продавать, может заниматься репетиторством, увлекается дизайном, умеет готовить или мастерить, любит животных, а также сад и огород, тем, у кого творческий ум, «легкое перо» или организаторские способности, — всего 179 видов деятельности, которая может приносить личный доход.

Требует конкретизации тезис учебного пособия о том, что предпринимательской деятельностью может заниматься не каждый.

В одной из американских работ, обобщающих опыт самых преуспевающих компаний, так характеризуются предприниматели: они «работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Еще одной общей характерной чертой всех быстрорастущих предпринимателей является настойчивость и целеустремленность».

В работе отмечается пять черт, которые должны быть обязательно присущи предпринимателю, чтобы гарантировать ему успех даже в самом рискованном предприятии: 1) энергия, умение заставить работать; 2) умение думать; 3) умение строить взаимоотношения с людьми; 4) коммуникабельность; 5) знание техники и технологии (см.: Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. — М., 1991. — С. 148—149). Способности к предпринимательской деятельности имеются далеко не у каждого. И не все, кто пытается ею заниматься, добиваются успеха. Доступны ли различные виды малого бизнеса любому человеку? Этот вопрос можно поставить на обсуждение в классе. При этом следует напомнить, что любая деятельность, приносящая прибыль, возможна лишь тогда, когда ее результатом будет удовлетворение потребностей других людей в товарах или услугах.

4. Вопрос «Доходы и расходы» в самой большой степени связан с личным опытом учащихся. Прежде всего целесообразно уточнить понятие «доход». В отличие от богатства, которое представляет собой запас материальных ценностей, денег, бумаг, доход — это приток денег, полученных в течение определенного периода времени (год, месяц).

Учащимся можно предложить назвать известные им источники доходов частных лиц или семей. Дополняя и уточняя источники, названные в учебном пособии, получаем следующий перечень: зарплата, жалованье, оклад, премии; рента от собственности; проценты от сбережений, хранящихся в банке; дивиденды от акций; пенсии, пособия по социальному обеспечению, стипендии и т. п.; доходы от малого бизнеса.

Требует пояснений такой источник, как рента. Это регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности (например, сдача внаем квартиры, дачи и т. п.).

Перечисленные доходы могут иметь регулярный характер в отличие от лотерейных и иных выигрышей, наследства и т. д.

Структура семейных доходов в советской экономике отличалась от структуры, которая складывается в рыночной экономике.

Какие доходы можно считать достаточными для жизни семьи? Какие обеспечивают высокий уровень жизни? Для ориентации в этих вопросах вводятся понятия «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

Прожиточный минимум — это минимальная сумма денежных средств, доходов, достаточная для удовлетворения объективно необходимых потребностей. Он отражает стоимость минимально приемлемых норм питания и минимального количества непродовольственных товаров и услуг.

Потребительская корзина, или потребительский бюджет, — это общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека (или семьи) в определенный период времени. Потребительский бюджет означает более высокий уровень потребления по сравнению с прожиточным минимумом, бюджет среднего потребителя. Он обеспечивает нормальные условия жизни, но не позволяет выйти за рамки необходимого. Название «потребительская корзина» — образное отображение набора продуктов, товаров и услуг, стоимость которых составляет потребительский бюджет.

В литературе встречается также понятие «черта бедности». Оно означает официально устанавливаемый минимальный уровень доходов на семью. Бедными считаются те, кто имеет доход ниже этой черты. Проблема богатства и бедности раскрывается на основе изучения текста учебного пособия. При этом можно использовать конкретные цифровые данные. Так, в 1986 г. среднегодовой доход на одну семью в США составил 34 924 доллара. На деле же семьи получали очень разные доходы. 12% семей получали менее 10 000 долларов дохода в год. На вершине пирамиды доходов находилось 7% семей, доход которых составлял 75 000 долларов и более.

Черта бедности для семьи из четырех человек составляла 16 611 долларов. Согласно расчетам, проведенным в 1987 г., около 13,5% всего населения США, т. е. примерно 33 млн, жило в бедности (см.: Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика. — М., 1992. — Ч. 2. — С. 276, 283).

Среди бедных в развитых странах чаще других оказываются семьи, где главой являются женщины, представители расовых и этнических меньшинств, многодетные семьи, а также нередко пожилые люди.

Причины неравенства доходов учащиеся могут изучить самостоятельно по тексту учебного пособия. При этом им предлагается подумать над вопросом: какие причины порождены обществом, а какие связаны с качествами того или иного человека?

Уменьшению неравенства в доходах в цивилизованных странах способствуют программы социального страхования, программы государственной помощи. Но нужно ли стремиться к равенству доходов? Учебное пособие предлагает учащимся обсудить эту проблему, учитывая аргументы сторонников и противников неравенства.

Проблема неравенства доходов стала актуальной и для России. Целесообразно привести последние данные о разрыве в доходах богатых и бедных в нашей стране и сообщить о проводимых правительством мерах помощи бедным.

В учебном пособии говорится о «потребительском поведении». Раскрывая этот вопрос, можно охарактеризовать «разумное поведение потребителя». Средний потребитель — это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно».

Денежный доход имеет ограниченную величину, а товары — заданные цены. Потребитель не может купить все, что ему хочется, и должен идти на компромисс. Он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг (см.: Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика. — М., 1992. — Ч. 2. — С. 276, 283).

Можно познакомить учащихся с рекомендациями по составлению личного бюджета, изложенными в американском школьном учебнике (см.: Прикладная экономика. — М., 1992. — С. 45). Процесс составления такого бюджета состоит из трех фаз:

1. Постановка финансовых целей. Речь идет о том, что, кроме каждодневных расходов, необходимо предвидеть предстоящие в будущем крупные покупки (например, покупка автомашины), на которые потребуется гораздо больше средств, чем можно заплатить из текущего дохода. Поэтому необходимо запланировать сбережения для осуществления крупных покупок в будущем.

2. Оценка доходов. Это могут быть и заработки на каникулах или в свободное от учебы время, и карманные деньги, полученные от родителей, и проценты на сбережения.

3. Планирование расходов. Нужно перечислить все вещи, которые хочется купить в течение определенного времени. Сюда включаются и сбережения для будущих крупных покупок. Если планируемые расходы больше доходов, необходимо сбалансировать бюджет, исключив все лишнее, без чего можно обойтись в ближайшее время. Возможно, придется выбирать, что оставить в списке из числа вещей, очень нужных, но суммарная стоимость которых не укладывается в допустимую сумму расходов.

Составление бюджета позволяет избежать неоправданных затрат, случайных расходов.

При составлении семейного бюджета учитывается и то, что некоторые расходы носят регулярный и обязательный характер (например, плата за жилье, коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, транспортные расходы и т. п.).

Важный аспект рассматриваемой темы — поведение потребителя при покупке товаров. В продаже нередко появляются некачественные, а подчас и опасные для здоровья товары (телевизоры, которые перестают работать на другой день после покупки, одежда и обувь, которые разваливаются через несколько дней использования, электроприборы, которые «бьют» током, зараженные или испорченные продукты и т. п.). Как правильно совершать покупки? Этот вопрос можно поставить на обсуждение в классе. Желательно подчеркнуть значимость таких факторов, как наличие у продавца сертификата и необходимость проверки срока годности товара, наличие гарантии и соответствующего штампа в техническом паспорте приобретаемого механизма и т. п. Полезно познакомить учащихся и с правами потребителя.

Наконец, следует коснуться вопроса об использовании товаров и услуг в домашнем хозяйстве. Можно начать с примеров нехозяйского, расточительного отношения к предметам потребления: горящий свет в комнате, где никого нет; вода, текущая из неисправного крана; съеденные молью вещи; испортившиеся от плохого хранения продукты и т. д.

Предметом обсуждения в классе (или вне урока) может стать культура потребления. При этом могут быть использованы книги:

Каневский Е. М., Краснянский Э. В., Лысов М. М. Уроки экономии в быту. — М., 1985; Федоров В. И. и др. 1000 советов по экономии в быту. — М., 1990; Гасик А. У меня на кухне ничего не пропадает. — М., 1992; Маккомба Дж. Шьем вместе: Универсальное американское руководство по шитью. — М., 1993 (главы «Ремонт и обновление одежды», «Изменение и переделка одежды»); Бережливое домоводство. — М., 1993. Культуре потребления может быть посвящена и ученическая конференция.

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 5. «ЦИВИЛИЗАЦИЯ
И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Общая характеристика темы

Тема посвящена развитию социальной сферы общественной жизни. Приступая к ее изучению, целесообразно предложить учащимся вспомнить основные сферы жизнедеятельности людей, обратившись, если понадобится, к учебному пособию. Социальное развитие рассматривается в социологии как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере или отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д.

Цель темы — подвести учащихся к научному пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.

На материале темы учащиеся могут осознать, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого: от его личных качеств, образования, квалификации и т. п.

Изучение темы потребует осуществления внутрикурсовых связей: с вводной главой и главой IХ «Экономическое развитие современной цивилизации». Целесообразно привлекать исторические знания об изменении в ходе исторического развития социальной структуры общества.

Особое место в теме занимает проблема развития наций и межнациональных отношений. Изучение этих вопросов имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное знание. Привлекая знания из курсов истории, экономической и социальной географии, учитель подводит учащихся к пониманию диалектики национального развития и интеграционных процессов, к восприятию принципов сотрудничества народов, их взаимодействия в решении глобальных проблем. Учащиеся осознают опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывают любовь к Отечеству с уважением к другим культурам и цивилизациям.

На изучение темы целесообразно отвести 7 ч. При этом каждый параграф изучается по 2 ч и 1 ч отводится на обобщающий урок.

При изучении темы целесообразно использовать учебное пособие А. И. Кравченко «Введение в социологию» (М., 1998). В нем учитель найдет немало интересного материала по вопросам темы. Оно может быть рекомендовано для углубленного изучения темы подготовленным учащимся.

Учителю помогут в подготовке к урокам и такие книги: Социология / Под ред. Э. В. Тадевосяна. — М., 1995; Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Парфеновой. — М., 1996; Социология / Под ред. А. Г. Эфендиева: В 2 ч. — М., 1994; Фролов С. С. Основы социологии. — М., 1997; Кравченко А. И.Основы социологии. — М., 1997.



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Уроки 31, 32. Человек в системе экономических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 31, 32. Человек в системе экономических отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)