Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 38, 39. Социальный статус личности



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Уроки 38, 39. Социальный статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание этой подтемы позволяет продолжить начатое в подтеме «Человек в системе экономических отношений» рассмотрение многообразных связей и отношений человека в современном обществе. Завершая тему «Цивилизация и социальное развитие», настоящая подтема изучается с опорой на представления о социальной структуре и национальных отношениях современного общества. Главные выводы, к которым должны прийти учащиеся, усвоив содержание темы:

— любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, что предполагает знания общественных требований к выполнению каждой из них;

— главное, что определяет положение человека в обществе сегодня, — это образование, квалификация, другие личные социально значимые качества;

— социальный статус личности и успешное ее функционирование в различных социальных ролях во многом зависят от понимания личностью важнейших свойств меняющейся социальной среды, умения применять типичные способы социальной деятельности.

План изучения нового материала

1. Социальные роли личности.

2. Социальный статус личности.

3. Социальная адаптация. Два типа адаптации.

4. Социальные гарантии.

1. Урок начинается с актуализации понятия «личность». Если учащиеся затрудняются в раскрытии этого понятия, целесообразно предложить им повторно обратиться к § 2 учебного пособия. Здесь представлены два подхода к интерпретации понятия «личность», один из которых рассматривает личность через набор функций или ролей.

Учащимся предлагается назвать те социальные роли, в которых они выступают. Обычно называют роли ученика, сына (дочери), брата (сестры), но не всегда — роли покупателя, пациента поликлиники и т. п. К числу типичных ролей личности учитель может отнести роли труженика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Эти пять ролей записываются на доске.

Далее анализируется определение понятия «социальная роль», суть которого — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции (например, позиции семьянина, собственника квартиры, инженера на промышленном предприятии, потребителя электроэнергии, избирателя на выборах представительского органа власти и т. п.). Что представляют собой упомянутые в определении требования? Это могут быть предписания, пожелания, ожидания соответствующего поведения. Иными словами: что нужно делать человеку в определенной роли («социальные функции»), как он в этой роли должен себя вести («образцы поведения»), чего от него ждут?

Учащимся предлагается сформулировать требования к социальной роли ученика и обсудить их. Дается задание: в классе (или дома), выбрав одну из обозначенных на доске типичных социальных ролей, сформулировать требования к ней.

Возможно и заполнение таблицы:

Социальные роли Виды деятельности
Гражданин Общественно-политическая

При этом учащиеся опираются на ранее изученный материал (§ 4 «Многообразие деятельности»).

Далее ставится вопрос:

При каких условиях личность в определенной роли сможет выполнить социальные требования к ней, соответствовать ожиданиям общества? Ответ на этот вопрос станет одним из главных выводов в изучаемой подтеме.

2. Рассмотрение второго вопроса начинается с анализа определения, которое целесообразно записать на доске, — социальный статус, т. е. определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Сначала раскрывается смысл латинского слова status (позиция, состояние, положение). Далее предлагается напомнить, что означает экономическая, политическая и профессиональная дифференциация общества, каковы основные элементы социальной структуры общества (§ 37 учебного пособия). Затем раскрывается связь занимаемой личностью позиции с другими позициями (позиция продавца связана с позицией покупателя, позиция родителей — с позицией детей и т. п.). Наконец, внимание учащихся привлекается к системе прав и обязанностей, через которые осуществляется связь между личностями, имеющими различный статус (права и обязанности продавца в отношениях с покупателем; права и обязанности покупателя в отношениях с продавцом).

Каждому статусу соответствует определенный «ролевой набор» (термин, введенный американским исследователем Р. Мертоном). Это означает, что с одним статусом может быть связана совокупность ролей. Например, статус учителя включает в себя и роль преподавателя одной из учебных дисциплин, и роль классного руководителя, и роль консультанта для родителей, и, возможно, роль педагога-методиста, помогающего начинающим учителям, и т. п.

Социальный статус в социологии рассматривается как интегральный показатель положения личности, охватывающий: профессию; квалификацию; должность; характер реально выполняемой работы; материальное положение; политическое влияние; партийную и профсоюзную принадлежность; деловые связи; национальность; религиозность; возраст; семейное положение; родственные связи и многое другое.

Вопрос о престиже и авторитете освещается в соответствии с текстом § 39 учебного пособия. Целесообразно обратить внимание на то, что престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанной с социальным статусом, а авторитетным — определенный человек, что связано с его личным статусом, т. е. с положением в малой группе, с тем, как его оценивают члены группы в зависимости от его личных качеств.

Если авторитет человека зависит от его личных качеств, то в какой мере от этого зависит, занимает ли он престижное положение в обществе? Для ответа на этот вопрос учащимся предлагается проанализировать приведенные выше показатели положения личности в обществе. Среди них обнаруживаются такие, которые не зависят от воли человека и присущи ему от рождения, например пол, возраст. Другие показатели во многом зависят от самого человека (семейное положение, профессия, квалификация и т. п.). Итак, возможно ли изменение положения человека в обществе? Напомним, что в § 37 этот вопрос уже рассматривался (тексты «Социальная мобильность» и «Социальные „лифты“»). Здесь же акцент делается на собственные усилия, направленные на то, чтобы получить лучшее образование, квалификацию, научиться творчески выполнять свою работу, развить в себе умения организаторские и общения с другими людьми и т. д. Таким образом, учащиеся приходят ко второму важному выводу из содержания подтемы.

3. Третий вопрос плана подтемы целесообразно изучить непосредственно по тексту пособия («Социальная адаптация»). Учащимся предлагается продумать ответы на вопросы: почему значение социальной адаптации возрастает в условиях реформирования общества? Как меняется среда, в которой проходит жизнь и деятельность человека, под влиянием научно-технической революции? Какое влияние на социальную среду оказывает переход от командно-административной экономики к рыночной? Каковы последствия неприспособленности человека к новым условиям? Какой тип адаптации предпочтителен? Почему? Какие социальные средства помогают человеку приспособиться к меняющейся социальной среде? На основе ответа о необходимости понимать свойства новой социальной среды, овладевать типичными для нее способами социальной деятельности формулируется третий основной вывод данной подтемы.

4. Четвертый вопрос плана требует обращения к тексту Конституции РФ. Организуется работа со ст. 37—42, характеризующими такие права человека и гражданина, которые имеют прямое отношение и к его социальному статусу, и к вопросу о социальных гарантиях. Предлагается выделить в тексте положения, указывающие на правовые и материальные средства, обеспечивающие реализацию провозглашенных прав.

Целесообразно привлечь материалы, отражающие состояние социальной сферы и содержащие данные об изменениях и проблемах, имеющихся в этой области.

В домашнее задание, наряду с материалом пособия, полезно включить вопрос:

Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?


1 См.: Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997. — С. 181.

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 6. «СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ»

Общая характеристика темы

Тема продолжает изучение современного общества. В ней характеризуется политическая система как целостный механизм формирования и реализации политической власти. Здесь многообразные явления политической реальности отождествляются с политической системой и выступают в качестве ее взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов.

Изучение политической сферы как целостной динамичной системы направлено на становление политической культуры демократического типа и предполагает решение следующих педагогических задач: помочь старшеклассникам приобрести целостные научные знания о политике, самостоятельно пополнять их и ориентироваться в окружающей политической действительности; способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с гуманистическими ценностно-нормативными ориентациями; вызывать стремление к самосовершенствованию, в том числе к развитию таких личностных качеств, как критичность, толерантность, гуманистичность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.

Успешной реализации этих задач призваны способствовать структура и содержание темы, а также предшествующий учебный материал о происхождении и сущности государства и права, о гражданине и гражданской ответственности, о политике как специфическом виде социальной деятельности (8—10 классы), а также материал 11 класса, освещающий некоторые страницы мировой общественной мысли, цивилизаций прошлого и характеризующий современный этап развития общества, его глобальные проблемы, экономическую и социальную сферы.

Тем самым создаются благоприятные педагогические условия для реализации внутрипредметных связей — привлечения ранее полученных знаний к вновь изучаемой теме. Опора на них позволяет раскрыть социальную природу политической власти; взаимовлияние политики и окружающей среды, в рамках которой функционирует и развивается политическая система любой страны; рассмотреть политические ценности современной цивилизации как достижения мировой политической мысли и практики; осветить политический статус личности и значимость ее демократической политической культуры в политическом процессе.

Отметим, что изучение современных политических ценностей, сопровождаемое анализом политических воззрений и достижений предшествующих исторических эпох, призвано способствовать, с одной стороны, актуализации ранее изученного материала, осмыслению его прикладной, методологической значимости, с другой — осознанному и прочному усвоению нового материала, формированию положительного отношения к нему учащихся.

Школьники должны осознать, что идеально действующих политических механизмов не существует, что все они имеют как позитивные, так и негативные стороны, поэтому, прежде чем вынести окончательное оценочное суждение, необходимо взвесить все «за» и «против», выявить общую направленность функционирования механизма, понять, гуманистична ли она.

Материал темы можно условно сгруппировать в три содержательных блока.

Первый блок дает общее представление о демократической политической системе. Ключевые понятия этого блока: «политика», «политическая власть», «структура политической системы», «функции политической системы», «политический режим». Рассмотрение их сущности позволит охарактеризовать содержание деятельности политической системы, ее роль в жизни человека и общества.

Второй блок — политические ценности. Здесь рассматриваются отдельные аспекты (грани) жизнедеятельности политической системы, фиксируемые понятиями «демократия», «правовое государство», «политический плюрализм», «парламентаризм», «политический статус личности», «демократическая политическая культура». При этом особое внимание уделяется демократическим правилам политического участия рядового гражданина, отражающим в совокупности суть его политических ролей. Ведущее понятие блока «демократия» приобретает широкую трактовку и рассматривается в качестве политического режима, способа организации политической системы, всей жизни общества. Другие вышеобозначенные политические механизмы раскрываются с точки зрения их вклада в демократию, в реализацию ее ведущих принципов: народовластия, свободы и равенства личности.

В третьем блоке на основе материала двух предыдущих блоков характеризуются политические преобразования в Российской Федерации. Выявление сущности основного понятия «реформа политической системы Российской Федерации» позволяет подвести учащихся к самостоятельному осознанию противоречий и трудностей на пути движения нашей страны к демократии.

Успешное усвоение учащимися материала темы, реализация ее педагогических задач во многом зависят от умелой организации учителем процесса обучения. Важно также учитывать интересы и потребности школьников в области политических знаний, ценностные ориентации, выявлять расхождение между житейскими представлениями о политических явлениях и их научной интерпретацией. Заранее обнаруженные противоречия могут использоваться при составлении учебно-познавательных задач и заданий для учащихся или создания на уроках проблемных ситуаций. К урокам темы целесообразно привлекать фрагменты произведений представителей политической мысли, международных, отечественных и зарубежных документов (Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, политических программ и уставов различных партий, законов и других нормативных актов), биографические сведения о политических деятелях, утверждающих в политической теории и практике гуманные демократические ценности и нормы.

Обозначенные источники могут использоваться в качестве средств усвоения знаний и объектов их применения.

Включенные в разнообразные формы учебных занятий учебно-познавательные и практические задания для учащихся призваны стимулировать процесс овладения знаниями о политической системе. Особое место в свете реализации новых педагогических задач изучения темы принадлежит заданиям, направленным на применение учащимися совокупности политических правил, отражающих суть той или иной роли рядового гражданина, обусловленных его политическим статусом. В этой связи большую педагогическую ценность приобретает ролевая игра. Эта форма проведения урока требует от старшеклассников исполнения в смоделированных учебных ситуациях «взрослых» политических ролей и приобщает школьников к опыту творческой самореализации в политической сфере.

Планирование темы, рассчитанное на 9 ч, в соответствии с логикой изложения материала в учебном пособии для учащихся может включать:

вводную лекцию, характеризующую политическую сферу как целостную динамичную систему, тесно связанную с окружающей средой;

комбинированный урок, предполагающий обсуждение в классе результатов выполнения опережающего домашнего задания, изложение материала учителем и эвристическую беседу с классом по проблеме правового государства и его роли в утверждении демократических принципов;

практическое занятие, предусматривающее выполнение учащимися учебно-познавательных и практических заданий по выявлению сущности понятия «демократия»;

урок-беседу за «круглым столом», предполагающий выявление различных точек зрения и организацию дискуссии в классе по проблеме политического плюрализма, в том числе многопартийности;

лабораторное занятие, включающее работу учащихся с фрагментами различных источников знаний по проблеме парламентаризма и его демократической сущности;

комбинированный урок, предполагающий изложение материала учителем, выполнение учащимися учебно-познавательных и практических заданий по выявлению особенностей демократической политической культуры, осмыслению ее роли в жизнедеятельности политической системы современного общества;

семинарские занятия по проблеме политических реформ в Российской Федерации;

урок итогового контроля (возможна ролевая игра «Избирательная кампания»).

Учитель может завершить изучение темы итоговым собеседованием по проблеме политических реформ в Российской Федерации вместо планируемого в первом варианте семинарского занятия.

Независимо от избранного варианта планирования отдельные сведения о действующих политических механизмах в нашей стране органически включаются в содержание каждой из рассматриваемых проблем.

Раскроем методику изучения темы.



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Уроки 38, 39. Социальный статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 38, 39. Социальный статус личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)