Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 56, 57. Духовный мир личности



2019-12-29 300 Обсуждений (0)
Уроки 56, 57. Духовный мир личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта подтема (§ 47) завершает весь курс, что во многом определяет методику занятий: целесообразное решение — развернутая беседа, предусматривающая, в частности, насыщенное вводное слово педагога и его значительные ремарки по ходу разговора с учениками.

На предыдущем занятии учащимся дается домашнее задание: прочитать § 47 пособия, подготовить устные ответы на вопросы и задания. Можно посоветовать учащимся восстановить в памяти материал § 12 и 13, обратив особое внимание на характеристику духовных потребностей, а также материал § 24 (раздел «Ценности и их роль в развитии общества»).

План занятия

I. Вступительное слово педагога.

II. Беседа с классом по вопросам:

1. Охарактеризуйте духовный мир личности. Почему его называют «микрокосмос»?

2. Ценности и ценностные ориентации, их роль в жизни человека и общества.

3. Почему в овладении духовной культурой главенствующую роль играет активное, творческое, ответственное отношение к жизни, готовность человека к самостроительству, самоотдаче?

III. Заключительное слово педагога.

Во вступительном слове или в процессе обсуждения проблем занятия возможно краткое обращение к самому началу пособия (§ 2), где отмечалось, что человек — творец духовной жизни, культуры, носитель духа, разума.

1. Видный русский философ Г. П. Федотов писал, что «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания». И далее: «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека» (Русские философы (конец ХIХ — середина ХХ века). Антология. — М., 1996. — Вып. 3. — С. 138, 159).

Слово «дух» лежит в основе наименования и темы («Духовные ценности современной цивилизации»), и подтемы («Духовный мир личности»). Часто это слово воспринималось как что-то мистическое. Однако это не так. Опираясь на текст пособия, учитель напоминает, что слова «душа», «дух» часто обозначают внутренний мир человека. Говоря о внутреннем мире, мы имеем в виду целостную индивидуальную характеристику определенного человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей, способностей. Индивидуальность духовного мира в образной форме выразил поэт А. Блок: «В каждом сердце, в мысли каждой — свой произвол и свой закон».

Можно, ссылаясь на пособие, указать, что нередко понятие «дух» воспринимается дифференцированно. Так, храбрость означает величие духа, а склонность к нравственной нечистоплотности обозначается термином «нечистый дух». Сопряжение ума, духа и нравственности издревле отмечали философы: Гераклит характеризовал душу как субстрат (основу) феномена сознания и носителя нравственных качеств.

Можно разобрать и содержание термина «духовность». Русский писатель и лексикограф В. И. Даль указывал: духовное — это все умственные и нравственные силы человека, ум, воля, совесть, т. е. то, что является сугубо личным достоянием человека. Нередко духовность характеризуют как способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Из самой характеристики духовности ясно, что она представляет собой величайшую ценность.

Логика занятия требует обращения к понятию «личность», многократно раскрываемому в пособии (§ 2 и др.), к взаимоотношению личности и общества. Это взаимоотношение, эту связь так характеризует русская пословица: каковы веки, таковы и человеки.

Можно рассмотреть и определение личности, данное российским философом А. Ф. Лосевым, прямо связанное с внутренним миром человека: «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со всем окружающим. Соотношение личностей и есть общество» (Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988. — С. 277—279).

Следовательно, каждый индивид может быть рассмотрен и правильно понят как представитель общества на данном этапе его развития. На духовный мир человека неизбежно накладывают свой отпечаток духовная жизнь, ценности общества, в котором он живет, в его деятельности проявляются многовековые традиции и особенности века нынешнего. Но внутренний мир человека отнюдь не пассивное отражение внешних условий. Складываясь из множества биогенетических, социальных и духовных предпосылок, внутренний мир приобретает черты определенной целостности (философы говорят: целостности неразложимой, самособирающейся и самонаводящейся). Благодаря непрестанному соотношению внутреннего мира, внутреннего опыта с миром внешних обстоятельств складывается человеческая личность. А человек, осознавший себя как личность, отвечающий за себя, не может быть придатком «среды», приспособленцем. «Составляющие» духовного мира, их характеристика уже известны учащимся из ряда предыдущих параграфов. Поэтому можно лишь о них напомнить, подчеркнув, что духовный мир разнообразен и бесконечно сложен, а духовная жизнь человека, как говорит академик Н. Н. Моисеев, — «единый клубок сознания, подсознания, природных факторов и, конечно, всего того, что связано с общественным окружением человека».

2. Внимание учащихся привлекается к положению пособия о духовных «маяках», ценностях жизни и культуры, которые выработаны многовековым опытом, являются, как иногда говорят, «дыханием вечности».

О ценностях неоднократно говорилось в курсе. Исходя из того что ценность, ценностные жизненные ориентации — это то, что учащиеся «выносят из школы в своей душе», полезно разбору ценностей уделить особое место. Разбор этот предполагает беседу с учащимися. Ее основная проблематика — что такое ценности, соотношение идеалов и ценностей, какие ценности учащиеся считают особо значимыми для себя, для общества. В процессе подготовки к этой беседе, по ее ходу надо учитывать, что наряду с «крупномасштабными» ценностями, примерный круг которых приводится ниже, учащиеся называют и некоторые ценности, связанные с «крупномасштабными», например личный успех, скромность, мужество. Такого рода примеры следует поддерживать и вместе с тем показывать связь с ценностями общечеловеческого плана. Полезно по ходу беседы сказать и об антиценностях: вражда между народами, фашизм, национальный нигилизм, преступления против личности и общества и т. п.

В научной литературе отмечается, что из всей массы установок1 личности выделяются те, которые носят ценностный характер, представляют собой ценности или ценностные ориентации, определяющие, что в жизни является наиболее важным для человека, обладают для него личностным смыслом, и поэтому, учитывая индивидуальную ситуацию человека, определяют его жизненные цели, «генеральную жизненную линию» индивида (см.: Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1996. — С. 166). Нередко ученые указывают, что ценность принадлежит группе или обществу, а ценностные ориентации — индивиду.

Ценности могут быть свойственны лишь той или иной цивилизации (см. главу VII пособия), носить относительно ограниченный характер (например, ценности этноса), быть присущими лишь той или иной социальной группе. На занятии внимание сосредоточивается на высших ценностях, относящихся ко всем людям, — общечеловеческих, складывавшихся веками и вместе с тем отражающих и современные стремления, интересы людей. При этом желательно повторное (прежде всего, учителя) обращение к характеристике в пособии ценностей и их роли в развитии общества. Возможно в связи с этими вопросами выполнение учащимися задания 4 к § 47.

Знания учащихся по обществознанию, истории, другим предметам, их уже немалый жизненный опыт открывают возможность для активной и продуктивной беседы, результатом которой может быть формулирование того или иного круга особо значимых ценностей. Круг этот может быть различным, здесь отметим лишь некоторые его непременные составляющие, прежде всего это человек, его жизнь, достоинство, права, свободы. Можно отметить, что значение этих ценностей закреплено в международных и отечественных юридических документах (см., например, ст. 2 Конституции РФ), затем Земля — планета людей, природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов.

Одна из самых близких каждому ценностей, но не всегда достаточно осознаваемая, — семья. Именно в семье люди учатся жить по-человечески, заботиться об окружающих, ощущают поддержку близких, становясь по мере физического и морального взросления ответственными за судьбы, благополучие родных.

Основой человеческого бытия и, следовательно, одной из базовых ценностей является созидательный труд как условие материальной обеспеченности, постоянного совершенствования человека2. Это совершенствование во многом достигается благодаря овладению замечательной ценностью — знаниями. Знания — результат познания действительности, проверенный общественно-исторической практикой, важное средство развития личности, ее внутреннего мира, человеческого самостроительства.

Человек рождается, живет, трудится, учится в определенной стране, принадлежит к ее народу, испытывает глубокое чувство любви и преданности Отечеству. Это чувство патриотизма — совокупность положительных ценностных, эмоциональных установок в отношении своей страны, ее народа, побуждающих делать выбор, более всего соответствующий интересам всей общности людей, составляющих страну, нацию. Такова одна из великих ценностей. Живя и действуя в Отечестве, человек живет вместе с другими людьми разных этносов на планете Земля, которая содрогалась от мировых войн и нередко содрогается от вспыхивающих в разных концах планеты вооруженных конфликтов. Мир на Земле — замечательная ценность, открывающая значительные возможности для полноценной реализации других высших ценностей. Культура как совокупность результатов материальной и духовной деятельности человечества — одна из его ценностей. В более узком смысле под культурой понимают сферу духовной жизни людей, подчеркивая, что культура — это душа народа, высшее, что он создает в своей духовной жизни. Рассматривая эту ценность, важно отметить взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. И наконец, еще об одной ценности, которая, сама являясь ценностью, вместе с тем пронизывает, определяет гуманистический характер всех общечеловеческих ценностей и индивидуальных ценностных ориентаций: это мораль, ценности нравственные, как говорится в пособии, важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность существования людей на Земле. Здесь может быть привлечено содержание параграфа «Моральная оценка личности». Уместно и обращение к тексту А. Швейцера: «Все принципы, убеждения общества мы должны измерять мерой гуманности» (с. 247—248).

Современные мыслители говорят, что высшее в человеке — нравственность интеллекта, подчеркивают, что русской демократической нравственности свойственны как интеллектуальность, так и потребность реализации в поступках (Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. — М., 1991. — С. 89). Культура — это высшее, что человек создает в духовной жизни. Сопряжение морали, высокого и действенного интеллекта, достижений культуры — основа и критерий выбора духовных ценностей, о котором речь идет в пособии. В беседе с учащимися, несомненно, речь зайдет о современной духовной жизни, о негативных последствиях явлений бездуховности, о связанном с ними упадке морали. Рассматривая эту особенность российского бытия переходного периода, можно использовать приводимые ниже соображения.

В середине ХХ в. зарубежными исследователями духовно-нравственных ценностей был введен термин «аномия». Это такое состояние общества, когда порушены моральные нормы (греч. слово nomos — норма, закон, а — отрицательная частица), девальвированы этические ценности; моральные категории относительны. Но, к счастью для человечества, даже такая духовная опустошенность может быть преодолена. В социологию вошло и другое понятие: «Нормативная реакция на аномию». Это означает, что срабатывает резервный механизм самосохранения общества. «Людям, дошедшим до роковой черты, становится вдруг тошно от того, какими они стали, как ведут себя. И вот вокруг „одиночек, которые держат фронт, не оглядываясь на соседей“, завязывается процесс кристаллизации моральных ценностей... Они притягивают к себе все больше сторонников, все более и более жесткими становятся моральные требования людей к самим себе и друг к другу, ожившие ценности все более усиливаются и вновь соединяются в единую стройную систему, структуру норм поведения, следовать которым — категорический императив каждого члена общества... Ценностная структура восстанавливается в обновленном виде... приходит общество со строгой и стройной системой морали, причем при всех нововведениях в эту систему ее ценностный фундамент, состоящий из основополагающих принципов общежития, остается поколебленным» (Цит. по: Стариков Е. Разные русские // Новый мир. — 1996. — № 4. — С. 171—172).

Конечно, нынешней России, несмотря на все трудности, нельзя поставить диагноз духовно-нравственной аномии, ибо замечательные многовековые традиции, умноженные на ряд несомненных современных достижений, нередко ставят заслон ценностным утратам. Рассуждение же о нормативной реакции на аномию показывает, что верность общечеловеческим ценностям дает оптимистические гарантии преодоления самых сложных ситуаций.

Главенствующую роль в защите и развитии духовной культуры, духовного мира личности играет ее готовность к самоотдаче и саморазвитию.

Вывод о том, что человек — кузнец своей судьбы, что судьба человека в огромной степени зависит от духовного богатства, которым он владеет, от способности найти свое место в меняющемся мире и наиболее полно реализовать себя, завершает изучение курса «Человек и общество».


1 Под установкой в психологии понимается предрасположенность субъекта к определенной активности, к определенной ситуации, т. е. готовность осуществлять те действия, которые адекватны данной ситуации.

2 Исследования ориентации школьников в мире ценностей свидетельствуют: во всех возрастных группах наиболее низкий уровень значимости имеет труд как ценность. По мере взросления резко снижают свой индекс такие ценности, как Отечество, познание (см.: Кирьянова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — М., 1996). Эти тенденции педагог должен учитывать.

 

 



2019-12-29 300 Обсуждений (0)
Уроки 56, 57. Духовный мир личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 56, 57. Духовный мир личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)