Маржинальный факторный анализ прибыли предприятия
Данная методика анализа финансового результата предприятия широко применяется за рубежом. Она позволяет установить взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли. Рассмотрим следующие вопросы: сущность методики анализа прибыли по системе директ-костинг; понятие маржинального дохода; алгоритмы расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли на основе маржинального анализа; сравнительный анализ полученных результатов. В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов. Докажем это с помощью сравнительного анализа. При анализе прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют модель ( 1 ) где П - сумма прибыли, тыс. руб.; К- количество (масса) реализованной продукции, ед.; Ц - цена реализации, тыс. руб.; С - себестоимость единицы продукции, тыс. руб.. В данном случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещении, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход. Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н).
(2) С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат. Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используются выручка (ВР) и удельный вес маржинального дохода. Поскольку (3) Формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации предприятием нескольких видов продукции. При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли; если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции: (4) где V - переменные затраты на единицу продукции, тыс руб.. Формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат. Для анализа возьмем исходные данные, приведенные в таблице 2 и используем метод детерминированного факторного анализа способ цепных подстановок. Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли «ССГПО»
На первом этапе определим влияние факторов на прибыль в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Для этого определим прибыль условную (Пусл): Пусл1 = К2003 (Ц2002 –V2002) – Н2002 (5) Пусл2 = К2003 (Ц2003 –V2002) – Н2002 (6) Пусл3 = К2003 (Ц2003 –V2003) – Н2002 (7) Общее изменение прибыли составляет П общ = П 2003 – П2002(19) в том числе за счет изменения: -количества реализованной продукции: П к = П усл1 – П2002 (8) -цены реализации: П ц = П усл2 – Пусл1 (9) -удельных переменных затрат: П v = П усл3 – Пусл2 (11) -суммы постоянных затрат: П н = П 2003 – Пусл3 (12) Результаты расчёта представим в виде таблицы 4. Таблица 4- Факторный анализ прибыли АО «ССГПО» (млн. руб.)
Таким образом, можно сделать следующие выводы: - более значительный рост прибыли произошёл в период 2003 года и составил 2754 млн. руб., на что положительно сказалось изменение всех четырёх факторов цены, затрат, объёмов производства; существенным фактором повышения прибыли сто сокращение переменных затрат в 2003 году по сравнению с 2002 (+1048 млн. руб.); - в 2004 году прибыль также выросла к предыдущему году, но существенно меньше чем за 2003 год, кроме того, предприятие понесло убытки за счёт увеличения постоянных затрат (186 млн. руб.) 3.3 Трансформационная таблица как инструмент корректировки финансового результата предприятия в соответствие с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) Одним из современных способов корректировки ошибок при аудите деятельности предприятия является построение трансформационной таблицы. Трансформация – преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс должен содержать информацию об активах, обязательствах и собственном капитале предприятия на отчетную дату, а отчет о прибылях и убытках- обо всех доходах и расходах предприятия за период, оканчивающийся в этот же день. Так как большинство операций предприятий относится не только к данному отчетному периоду, но и к одному и более последующих, необходим процесс трансформации. Трансформация оформляется бухгалтерской записью, которая называется корректирующей (трансформационной) проводкой. Она состоит из записи по одному или нескольким постоянным (балансовым) счетам и одной записи по временному счету (счету отчета о прибылях и убытках). Трансформация производится в виде отсрочки или начисления. Отсрочка- это задержка признания уже оплаченных расходов или уже полученной выручки. Начисление- признание расходов, которые уже возникли или доходов, которые уже заработаны, но еще не зарегистрированы. Предоплаченные расходы оплачиваются в одном отчетном периоде и относятся к нескольким будущим отчетным периодам. К таким расходам относятся арендная плата, страховка, оплата за обучение. Износ или расходы на износ основных средств – периодическое распределение стоимости основных средств на срок их полезной службы. При начислении износа дебетуется счет расходов на износ и кредитуется счет накопленного износа. Этот счет называется контрсчетом- сальдо этого счета вычитается из сальдо соответствующих счетов (в данном случае, счета основных средств) при составлении бухгалтерского баланса. Контрсчета в данном случае используются по двум причинам: они позволяют сохранить первоначальную стоимость основных средств и рассчитать величину износа основных средств. Разность между первоначальной (исторической) стоимостью основных средств, учитываемой на счете «Основные средства», и накопленным износом, учитываемым на счете «Накопленный износ» является чистой стоимостью основных средств на отчетную дату. Эта величина также называется балансовой или книжной стоимостью. Незаработанные доходы – это выплаченная авансом выручка, по которой в течение текущего отчетного периода еще не были отгружены товары или выполнены услуги. Это счет обязательств. Типичные примеры незаработанных доходов: выручка по продаже билетов, подписка. Незарегистрированные (начисленные) доходы – это доходы, право на получение которых возникло в данном отчетном периоде вследствие отгрузки товаров или оказания услуг, на которые еще не были зарегистрированы. Незарегистрированные (начисленные) расходы - любые незарегистрированные расходы, обязательства по которым возникают в данном отчетном периоде, хотя эти обязательства будут погашены только в будущих отчетных периодах. Таким образом, корректирующие (трансформационные) проводки необходимы, когда: -зарегистрированные расходы делятся между двумя и более отчетными периодами; -зарегистрированные доходы делятся между двумя и более отчетными периодами; -существуют незарегистрированные расходы; -существуют незарегистрированные доходы. Подготовка трансформационных записей представлена в таблице 5. Таблица 5 - Корректирующие проводки
Последовательность этапов учетного процесса от анализа хозяйственных операций до составления финансовой отчетности и закрытия счетов называется учетным циклом. Учетный цикл состоит из следующих этапов: - анализ операций на основе первичных документов. - регистрация операций в Главном журнале. - перенос проводок в Главную книгу. - корректировка (трансформация) счетов в конце отчетного периода с помощью составления трансформационной таблицы. - закрытие счетов в конце отчетного периода. - составление финансовой отчетности на основе трансформационной таблицы. Для составления финансовой отчетности бухгалтер должен отобрать данные, относящиеся к текущему отчетному периоду. Это потребует проведения расчетов, анализа, подготовки проектов документов. Все они называются рабочими документами. Если в Главном журнале или Главной книг обнаружена ошибка, она должна быть исправлена. Исправление ошибок производится с помощью исправительных проводок. Исправительные проводки- это журнальные проводки, которые производятся для того, чтобы скорректировать часть или всю сделанную ранее частично или полностью некорректную журнальную проводку. Обычно для исправления ошибки зачеркивают ошибочную запись и вносят правильную (метод сторно или красного сторно). Каждая корректирующая проводка должна сопровождаться полным объяснением. Трансформационные (корректирующие) проводки - это средство ведения учета по методу начисления и, таким образом, они позволяют финансовой отчетности за разные периоды быть сопоставимой и уместной для потребностей пользователей. Несмотря на то, что трансформационные проводки часто требуют оценок, эти оценки должны основываться на информации, которую можно проверить. После регистрации трансформационных записей в Главном журнале и занесении их в Главную книгу, составляется трансформированный (откорректированный) пробный баланс (пробный баланс, подготовленный после всех трансформационных проводок), что позволяет легко составить финансовую отчетность. Обычно для внесения трансформационных записей и составления отчетности бухгалтеры используют трансформационную таблицу. Использование трансформационной таблицы уменьшает вероятность того, что будет пропущена трансформационная запись, помогает проверить точность арифметических подсчетов на счетах, и облегчает составление финансовой отчетности. Обычно трансформационная таблица имеет одну графу для названий счетов и их номеров и, кроме того, еще десять граф с соответствующими названиями, как показано в таблице в примере. В адресной части трансформационной таблицы указываются: (1) название предприятия; (2) заголовок «Трансформационная таблица»; (3) период, за который составляется таблица. Процедура составления трансформационной таблицы состоит из шести этапов: 1 Вводятся сальдо счетов в колонки пробного баланса. 2 Записываются трансформационные проводки. 3 Записываются трансформированные сальдо счетов в колонке транс формированного (откорректированного) пробного баланса. 4 Переносятся сальдо трансформированного пробного баланса в колонки отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса. 5 Подсчитываются итоги в колонках отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса. 6 Чистая прибыль или убыток переносится из колонок отчета о прибылях и убытках в колонки бухгалтерского баланса. Трансформационная таблица отражает корректировку баланса составленного бухгалтером предприятия по результатам аудиторской проверки формирования финансового результата предприятия. Данный приём позволяет откорректировать баланс с учётом международных стандартов финансовой отчётности. Итак, в результате аудиторской проверки было выявлено, что (для всех вариантов) главный бухгалтер не отобразил следующие операции: 1. Не отражено в бухгалтерском учёте начисление премии работникам по результатам года – 150 у.е. Д-т счёта……………………………………………………….. 150 у.е. К-т счета ……………………………………………………….150у.е.
2. 29 декабря подписан акт на выполненные работы по ремонту офиса с предприятием – подрядчиком на сумму 50 у.е. Д-т счёта…………………………………………………………..50 у.е. К-т счёта………………………………………………………..50у.е. 3. В результате инвентаризации выявлены излишки товарно–материальных ценностей на складе на сумму 100 у.е.: Д-т счёта……………………………………………………….. 100 у.е. К-т счёта……………………………………………………….100у.е. 4. За отчётный период не отражён доход от реализации продукции по акцептованным счетам покупателей на сумму 200 у.е.: Д-т счёта……………………………………………………….. 200 у.е. К-т счёта……………………………………………………….200у.е. 5. Расходы по проведению аудиторской проверки финансовой отчётности не отнесены на расходы отчётного периода на сумму 80 у.е.: Д-т счёта……………………………………………………….. 80 у.е. К-т счёта……………………………………………………….80у.е. Таблица 6 - Трансформационная таблица за год, завершающийся 31 декабря 200Х года «18 вариант»
Таблица 7 - Бухгалтерский и налоговый учёт
Заключение Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование представляет собой способ систематизации затрат и получения информации о себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности производства и управления этим процессом. Сложность вопросов калькулирования, прежде всего, связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся технологическими и организационными условиями производства. Сложность калькулирования заключается в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную продукцию и отходы производства. Калькулирование является способом оценки хозяйственных средств и одновременно результатом такой оценки. Таким образом, в самом общем виде в процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности. Список использованной литературы
1. Арико О.Н. Развитие методик учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / О.Н. Арико // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2005. - N 3. - С.67-71. - Библиогр.: с.71 (6 назв). 2. Воронова Е.Ю. Функциональный метод учета затрат / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. - 2008. - N 2. - С.67-76. - Библиогр.: с.76 (8 назв). 3. Головач О.В. Калькулирование прямых переменных материальных затрат в промышленности / О.В. Головач // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2006. - N 2. - С.33-38. - Библиогр.: с.39 (4 назв). - 4. Илюхина Н.А. Калькулирование себестоимости: современные методы учета затрат [Текст] / Н.А. Илюхина // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 4. - С.39-46. - табл. 5. Керимов Вагиф Эльдар оглы. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / В.Э. Керимов; Издат. - торг. Корпорация "Дашков и К". - 2-е изд., изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. - 701 с.; 21. - Библиогр.: с.700-701.1402373 – ЧЗ 6. Кыштымова Е.А. Формирование информации по затратам на производство для калькулирования себестоимости / Е.А. Кыштымова, Н.А. Боброва // Аудиторские ведомости. - 2007. - N 4. - С.72-81. - Библиогр.: с.81 (6 назв). 7. Соколов А.А. Особенности организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции операционных сегментов предприятия / А.А. Соколов // Аудитор. - 2005. - N 8. - С.12-21. - Библиогр. в сносках. 8. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: учебное пособие / М.И. Трубочкина. – М.: Инфра-М, 2006. - 216 с.: ил. - Библиогр.: с.216-217 (18 назв).1380015 - ЧЗ 1387229 - АБ 1387230 – АБ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |