Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА Х. СССР В 70-е ГОДЫ. ПЕРЕСТРОЙКА. РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – 60-х годов

К началу 50-х годов в большинстве стран мира произошло восстановление довоенного уровня производства. Последующие 15 лет отличались высокими темпами роста.

Новым явлением для Европы была экономическая интеграция. В 1951 г. было создано Европейское объединение по производству стали, в которое вошли металлургические, угольные, железорудные предприятия 6 стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ). Удачный опыт подтолкнул к более тесному сотрудничеству. В 1957 г. было создано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС или «Общий рынок») с целью свободного перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Создание «Соединенных Штатов Европы» становилось делом ближайшего будущего. Снятие таможенных барьеров помогло преодолеть политику отчуждения, национального протекционизма, создало достаточно емкий внутренний рынок, позволило успешно конкурировать на рынках других стран.

Глобальный кризис первой половины ХХ в. показал, что только государственное регулирование (имеются в виду и надгосударственные структуры типа ЕЭС) способно защитить интересы народов. Различия были в идеях, целях и методах. Так, в СССР, Китае и других социалистических странах государственное регулирование происходило административным путем, сверху вниз, что привело к патернализму, чрезмерному централизму, бюрократизации, социальному иждивенчеству.



В странах Запада регулирование рыночных отношений происходило на основе экономической теории Д. Кейнси («Теория эффективного спроса»). При этой системе демократия не свертывалась, деловая инициатива граждан строилась на личной заинтересованности, поощрялась и благожелательно воспринималась, а социальная защищенность закреплялась законодательно. Эта модель государственного развития стала альтернативой тоталитаризму и получила название «общество благосостояния» или «общество потребления». Что это означает, видно на примере изменения структуры потребительских расходов. Жители Великобритании в 1960 г. тратили на питание 25,4 %, в 1970 г. – 20,7 %, в 1985 г. – 14 % личных доходов. Расходы на сферу услуг наоборот, возросли с 20,7 % в 1960 г. до 39 % в 1985 г. Другим показателем «общества благосостояния» явилось развитие государственной и общественной системы социальной помощи, образования, здравоохранения, пособий по безработице, многодетности, бедности, инвалидности, старости. Социальное страхование в Великобритании в 1962 г. составило 5 % валового национального продукта, а в 1974 г. – свыше 16 %. В целом на социальные нужды в 1974 г. шло 30 % бюджета Великобритании. В скандинавских странах доля социальных расходов достигала 60 % бюджета. Такой уровень потребления и социальных благ стал возможным не только благодаря росту производительности труда, а и радикальной переориентации производства на массового потребителя.

Рост заработной платы, социальных расходов и другие государственные меры расширили совокупный спрос на товары длительного пользования (дома, автомобили, мебель и т.д.). Благодаря такой структурной перестройке начался длительный период подъема экономики западных стран (до начала 70-х годов). В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. С точки зрения перспективы такой потребительский рынок в середине 70-х годов был близок к насыщению.

В сельском хозяйстве западной Европы была завершена полная механизация и химизация. К середине 60-х годов европейские страны превратились в крупного экспортера продовольствия.

Ускоренными темпами развивалась и сфера услуг. Практически исчезла безработица. Одной из причин ускоренного развития Европы явилась нефть Персидского залива. В итоге в 50 – 60-е годы в развитых капиталистических странах завершился этап экстенсивной индустриализации.

50-е годы были для США годами процветания. Олицетворением американской культуры стали крупные торговые центры – супермаркеты. Более 50 % американцев по уровню доходов стали средним классом- имели свои дома, квартиры, автомобили, возможности для отдыха. Резко возросла рождаемость, в семьях, как правило, было 3-4 ребенка. Почив на лаврах сверхдержавы, США на какое-то время потеряли динамизм. Наметились тревожные тенденции. Хотя США продолжали доминировать во всех областях, Япония и Германия развивались более быстрыми темпами. А СССР в 1957 г. запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Американцы восприняли это как очевидный вызов. Визиты Н.С. Хрущева в США в 1959, 1960 гг. еще больше убедили их в этом. Эти настроения привели к победе на выборах 1960 г. молодого энергичного 43-летнего демократа Джона Ф. Кеннеди, олицетворяющего способность Америки к переменам. Кеннеди поставил перед соотечественниками несколько амбициозных целей, включая задачу первыми высадиться на Луну (программа “Аполлон”), что и было осуществлено в 1969 г. Во внутренней и внешней политике Кеннеди проявил готовность идти на компромиссы. Американские правые силы считали это его качество слабостью. 22 ноября 1963 г. президент был убит при посещении г. Далласа (штат Техас) Ли Харви Освальдом, который до этого два года жил в СССР. Сенатская комиссия признала Освальда убийцей-одиночкой. В свою очередь Освальд был застрелен «американским патриотом» Джеком Руби.

50 – 60-е годы в США были годами бурного общественно-политического развития, социальных потрясений, выбора пути. Страну потрясали негритянские демонстрации, восстания и бунты, сформировалось широкое движение за гражданские права негритянского населения. Молодежь выражала недоверие обществу «массового потребления», появилось движение хиппи, модным стал простой стиль в одежде – джинсы, рубашки. Назревали проблемы с армией и полицией. Страна оказалась перед необходимостью проведения реформ.

Лидером негритянского движения стал сторонник ненасильственных действий священник Мартин Лютер Кинг. В 1955 г. Кинг организовал бойкот автобусных станций в Алабаме, проводящих сегрегацию пассажиров. В 1956 г. Верховный суд США признал практику сегрегации в южных штатах противоречащей Конституции. В 1957 г., чтобы обеспечить право 9 негритянских школьников на образование, в небольшой городок Литтл-Рок (штат Арканзас) по приказу президента Эйзенхауэра была введена воинская часть.

В 60-е годы страну охватили массовые кампании неповиновения, переросшие в негритянские восстания с убийствами и поджогами зданий. Правительство подавило подобные выступления. Наряду с этим в США рядом законов были запрещены все проявления расовой дискриминации. Внутренняя обстановка обострилась политическими убийствами сенатора Роберта Кеннеди (брата убитого президента) и Мартина Лютера Кинга в 1968 г., а также внешнеполитическими действиями, главным из которых для американцев стала вьетнамская война (1965 – 1973 гг.), расколовшая общество.

Модернизацию Европы невозможно представить без модернизации Германии; в свою очередь, модернизация Германии была невозможна без ликвидации нацистской системы. Однако преодоление нацистского прошлого было непростой задачей. Для этого необходимо было не только изменить ту модель германского общества, которая сложилась с конца XIX века и была доведена нацистами до тоталитаризма, но и переориентировать тысячелетнюю германскую идею протеста на созидательную основу.

В первой половине ХХ в. Германия была для всего мира образцом сверхконцентрации промышленности и капитала, примером централизованного народного хозяйства. Послевоенное возрождение было возможно лишь на принципиально новой основе - эволюционного капитализма (в сущности, англо-американский вариант развития). Научные наработки германского экономиста В. Ойкена легли в основу реформ. основные принципы этой системы:

· государство не занимается регулированием хозяйственных процессов;

· государство устанавливает формы и правила, по которым действуют частные хозяйственные субъекты;

· на основе этих правил происходит свободная конкуренция;

· конкуренция - основа перехода от тоталитаризма к демократии и индивидуальной свободе;

· для того, чтобы конкурентный порядок действовал, необходимы открытый рынок и гарантия доступа на рынок для хозяйственных субъектов, частная собственность, стабильность денежного обращения, децентрализованное планирование, свобода хозяйственных договоров и хозяйственная ответственность, постоянство экономической политики в стране.

Эти принципы должны дополняться сильной социальной политикой, смягчающей социальную несправедливость рыночной системы.

Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом. Концепция «социального рыночного хозяйства» не означала отказа от государственной поддержки национальной экономики. Правительство организовало сбор средств со всех частных предприятий в фонд «выравнивания тягот», направленных на поддержку гигантов отечественной индустрии.

Так же, как и в США, в Германии были приняты законы, направленные против монополий. В 50 – 60-е годы темпы прироста промышленного производства в ФРГ составили 8,5 % в год. В ФРГ завершилась позднеиндустриальная модернизация, получившая название «германское чудо».

Экстенсивный путь развития Японии был пресечен в результате военного поражения. Современный «восточный оптимальный вариант» (Япония, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея) так же, как и западноевропейский, сформировался на базе англо-американской идеи. Феминистость восточного пространства проявилась в неумеренном подражании американцам, доходившем иногда, с точки зрения европейского человека, до абсурда.

Положение Японии после войны напоминало Германию. Страна была разрушена, города уничтожены. Производство составляло 14 % от довоенного уровня. Из бывших японских владений в страну вернулись миллионы репатриантов. Миллионы бывших солдат, офицеров, полицейских, государственных служащих оказались без работы. Реформы в Японии начала американская оккупационная администрация, возглавляемая генералом Дугласом Маккартуром. В 1946 г. в Японии были проведены парламентские выборы и принята новая Конституция, ограничившая власть императора. Впервые в мире в основном законе страны декларировался отказ «от войн как суверенного права наций». В 1946 – 1950 гг. была проведена радикальная аграрная реформа – земля передавалась тем, кто фактически ее обрабатывал на момент реформы, что привело к ликвидации помещичьего землевладения и росту современных фермерских хозяйств. Аграрная реформа резко расширила внутренний рынок за счет продажи земли, возросшей потребности крестьянских хозяйств в кредитах, технике, удобрениях.

Не имея природных ресурсов, Япония в тяжелой промышленности сделала ставку на выпуск качественных сталей и судостроение, в остальном – на организацию производства по принципу «мало материалов – много мысли и труда».

С середины 50-х годов начался период небывалого 15-летнего подъема народного хозяйства Японии. Темпы роста промышленного производства в 1961 – 1970 гг. составляли 11 % в год. В 1968 г. Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему валового национального продукта и первое место по выпуску стали, судов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов, фотоаппаратов.

До второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около 1/3 населения Земли, еще столько же – в слаборазвитых странах. Разгром Германии, Италии, Японии дал новый толчок росту национального самосознания. Процесс деколонизации занял несколько десятилетий.

В первое послевоенное десятилетие освободились страны Азии. На рубеже 60-х годов добились независимости страны Африки. В 70 – 80-е годы произошло крушение последней колониальной империи - португальской. Возникло около сотни независимых государств, ставших важным фактором в мировой политике. У народов новых государств появилась возможность осуществить модернизацию и выбор пути развития. Процесс модернизации - это общецивилизационный процесс, связанный с европейским толчком, который последовательно прошли или проходят все страны мира: Западная Европа и США в XVI – XIX вв., Центральная, Восточная Европа и Япония в XIX – XX вв. Остальные страны - в XX – XXI вв.

Среди азиатских стран только Японии удалось успешно осуществить процесс модернизации на рубеже XIX – XX вв., но Япония смогла сравняться с развитыми капиталистическими странами только в 70-е годы.

Что касается других стран Азии и Африки, то они начали процесс модернизации в 70-80-е годы ХХ в.

В Азии и Африке сложились 4 культурно-цивилизационных блока:

1. китайско-конфуцианский,

2. индо-буддийский,

3. арабо-мусульманский,

4. Центральная и Южная Африка.

Выбор пути для них оказался небольшим – государственно-монополистический социализм русского типа или англо-американский капитализм.

Социалистический путь избрали три азиатских страны: Китай, Вьетнам и Северная Корея. Уже к середине 70-х годов после провала политики «большого скачка» и «культурной революции» стало ясно, что Китай находится в состоянии кризиса. Пришлось осуществлять рыночные реформы, разгосударствление и децентрализацию. Вьетнам все это время находился в состоянии войны за национальное объединение. В 1973 г. Северный и Южный Вьетнам объединились. Лишь в Северной Корее сохранилась ортодоксальная система «этатизм-диктатура» во главе с «вождем» Ким Ир Сеном.

Более живучей оказалась идея «социалистической ориентации», получившая распространение в целом ряде стран Африки и в некоторых арабских странах. Но и там идея мировой революции потерпела крах. По советской терминологии в полной мере к странам «народной демократии» можно было отнести пять государств: Куба, Гвинея, Гана, Мали, Индонезия. Осуществление национализации, кооперирования, аграрной реформы, установление однопартийной политической системы в конечном счете обернулось разорением хозяйства, бюрократизацией, коррупцией и установлением диктаторских режимов, политической нестабильностью и военными переворотами. В большинстве стран, избравших “социалистическую ориентацию” приходилось, в конце концов, переходить к системе “рынок-демократия” (с сохранением государственного сектора и регулирования с определенными культурно-историческими особенностями). Такой переход к модернизации приобретал характер естественно-исторической эволюции.

В послевоенные десятилетия история стран Латинской Америки была наполнена борьбой между консервативно-реформистской и революционными альтернативами.

Национальная промышленная буржуазия стремилась оттеснить иностранный капитал и традиционную буржуазно-помещичью компрадорскую олигархию. Такие намерения нашли поддержку среди широких слоев населения.

На этой почве активизировались национал-реформистские партии и движения, призывающие к единению нации и социальной справедливости. Наиболее влиятельным движением такого рода стал «перонизм» в Аргентине - движение сторонников генерала Хуана Доминго Перона. Перон пришел к власти в результате военного переворота 4 июня 1943 г. Он выдвинул лозунг сплочения аргентинской нации во имя ликвидации зависимости, отсталости и построения справедливого процветающего общества на основе сотрудничества всех классов. Перон критиковал империализм и олигархию и выступал в защиту обездоленных. Опорой Перона стали национальный профцентр и патриотически настроенные предприниматели.

В 1946 г. Перон был избран президентом страны и оставался на этом посту более 9 лет (июнь 1946 г. – сентябрь 1955 г.), управляя страной авторитарными методами с помощью Хустиспалистской партии (от слова «хустиспализм» – справедливость). В СССР замалчивалась деятельность Перона., так как напрашивалось слишком много параллелей. Представители народа вошли в правительство и парламент. Перон повысил заработную плату рабочим, ввел всеобщее пенсионное обеспечение, оплачиваемые отпуска. Социальные права трудящихся гарантировались конституцией. Правительство выкупило у частных компаний и национализировало железные дороги, телефон, центральный банк и другие предприятия. Был разработан 5-летний план развития народного хозяйства. К середине 50-х годов произошло падение цен на аргентинский экспорт, что ограничило продолжение «социалистической политики». В такой обстановке в Аргентине был совершен военный переворот, на этот раз направленный против Перона. Перон бежал из страны.

Национал-реформистская политика, правда, не в такой гротескной форме утвердилась и в других странах Латинской Америки, в частности, в Мексике. Для национал-реформизма характерно управление авторитарными методами, вмешательство армии в гражданскую деятельность, военные перевороты – то, что получило название «латиноамериканский путь развития».

Разновидностью латиноамериканской модели явились кубинская и чилийская революции.

Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества привел к переменам в политике США. Американская политика эволюционировала от доктрины Монро «Америка – для американцев» до программы президента США Дж. Кеннеди «Союз ради прогресса», принятой 19 латиноамериканскими республиками в августе 1961 г. Программа, рассчитанная на 10 лет, предполагала предоставление 20 млрд. долларов кредита на ускоренную индустриализацию, аграрную реформу, социальные нужды. В 1966 – 1970 гг. в этих странах темпы роста промышленности составили 7,3 % в год. Были созданы новые отрасли промышленности - автомобильная, электронная и др.

Своеобразие жизни 60 – 80-х годов наиболее развитых стран мира заключалось в том, что наблюдалось общее недоверие к традиционным политическим институтам индустриального общества, и в то же время заметным явлением развития стала научно-техническая революция. Правда, многие относят начало НТР к рубежу XIX – XX вв., когда были сделаны важнейшие открытия в естественных науках. Иногда естественнонаучные открытия называют предпосылками НТР. Термин «научно-техническая революция» не совсем полно отражает процессы, происходящие в мире в ХХ в. В узком смысле слова НТР – одна из составных частей постиндустриального общества. Для постиндустриального общества характерны следующие черты.

В экономике: значительная роль социальных факторов, уважение к человеку труда, а также техническая сторона – компьютеризация, применение новых материалов, ресурсосберегающие технологии, организация производства.

В социальной сфере: создание опоры общества – среднего класса, достигающего 2/3 населения.

В политической сфере: уменьшение роли политических партий в политической системе общества.

Первыми в рамках эволюционного капитализма переход к постиндустриальному обществу стали осуществлять США.

Западная Европа по эффективности производства в 1960 г. находилась на уровне США 1925 г. Если взять производительность труда и нормы затрат материальных ресурсов и энергии в США за 100 %, то в Швеции эта цифра составила 60 %, во Франции, ФРГ, Великобритании, Австралии – 50 %, в Италии, Японии – 30 %.

СССР в организации труда переходил на американские формы 20-30-х годов.

В СССР термин НТР приобрел какое-то мистическое, самодовлеющее значение. Одним из самых популярных лозунгов был: «Соединим достижения НТР с преимуществами социализма!».

Решение проблемы советским лидерам казалось очень простым: взять или купить на Западе «научно-техническую революцию» и реализовать ее в своей стране. Такой достаточно традиционный для России подход давал эффект, начиная еще с XVII в., с петровских времен.

В годы первоначальной индустриализации СССР закупал под ключ заводы в Германии и США, во время второй мировой войны США поставляли в СССР по ленд-лизу технику, оборудование, заводы. После окончания войны из Германии вывозились заводы, технологии, специалисты. В 60-е годы из Италии был поставлен завод по производству одной из модификаций легкового автомобиля «Фиат», получившего название «Жигули»; в 70-е годы – завод по производству грузовиков «Дженерал Моторз» - «Камаз».

Но попытки внедрить компьютеры и современные технологии не увенчались успехом. НТР требует определенного гармоничного развития общества – то, что называется таким совершенно не революционным словом «культура».

В насквозь политизированном советском обществе идеология по-прежнему преобладала над реальностью, план – над рынком, централизм – над частностью, а интересы класса – над интересами личности.

Каковы же были в СССР теоретические представления о НТР?

1. Научно-техническая революция началась только в середине 50-х ггв.

2. «НТР является закономерным этапом человеческой истории, характерным для перехода от социализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы ее проявления, ее течения и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны». (БСЭ., статья НТР., т. 17, с.341, 1974 г.).

3. НТР имеет две предпосылки - техническую и социальную. Но о технической говорили очень много, а о социальной, как о последствии развития науки и техники. Что, конечно, тоже нельзя отрицать, но нельзя и совмещать предпосылки и последствия.

4. Отмечаются такие технические факторы, как производство ядерного оружия и средств его доставки, а также влияние советских успехов в космосе и советского опыта планирования.

5. На первый план выдвигается лозунг «Превращение науки в непосредственную производительную силу».

6. В социальном плане, для социализма, НТР улучшает жизнь трудящихся. При капитализме же рабочий класс – единственный заинтересованный в полном развитии НТР.

7. НТР усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму, стала важным фактором мирового революционного процесса.

8. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы коммунизма и других предпосылок предполагает органическое соединение достижений НТР с преимуществами социализма (социалистической системы).

10. В современных условиях НТР «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом» (см. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Док. и материалы. М., 1969, с. 303).

Чем же определялись такие представления? Примитивным характером самого общества. Политический взрыв 1956 г. не затронул глубоких основ административно-командной системы. В экономике, несмотря на определенную завершенность индустриализации, индустриальный и экстенсивный путь развития не был исчерпан, оставались определенные ниши для продолжения индустриального пути. Приток рабочей силы из села и женский труд еще играли свою роль. В социальном плане общество было неразвитым и малокультурным. В 1959 г. 64 % взрослого населения имели образование на уровне начальной школы, в том числе 57 % работающих. Очень низкий уровень жизни не соответствовал стандарту индустриального общества. До начала 60-х годов сельскохозяйственное население страны составляло более 50 %.

В какой-то мере чувствовалось влияние НТР, особенно в отраслях, связанных с военно-промышленным комплексом (космос, ядерная энергетика и другие), где НТР решалась ударными темпами. На развитие социальной стороны НТР сказывались внешние и субъективные обстоятельства. В частности, поездки Н.С. Хрущева в США, где он обратил внимание на жилищное строительство, обилие бытовой техники – стиральные машины, холодильники, электробритвы – вещи, о которых рядовой советский гражданин не имел представления. Это уровень общества того времени, уровень его мышления. Советские люди так себе и представляли НТР - больше холодильников, больше телевизоров и т.д. Может, научные взгляды были на высоте? Этого тоже не скажешь. Экономисты впервые пытались подсчитать, во сколько же обходится производство, например, литра молока или килограмма хлеба. До этого – «простой продукт», бестоварное производство, натуральное хозяйство. Квалифицированные экономисты не имели никакого значения в стране, где экономическая политика заменялась приматом воли.

Выводы по НТР:

1. НТР – это одна из составных частей постиндустриального общества;

2. СССР в 70-е годы находился еще на индустриальной стадии, с некоторыми прорывами в постиндустриальное общество.

После смерти И. Сталина обнаружились расхождения в среде высшей политической элиты по вопросам внутреннего и внешнего развития СССР. Теоретические противоречия отражали борьбу за власть и имели конкретно-политическое выражение в области международных отношений в виде двух стратегий – имперской и мирного сосуществования. Министр иностранных дел В. Молотов предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Иначе оценивал ситуацию председатель Совета министров Г.М. Маленков, считавший, что после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма, а угроза ядерного уничтожения делает политику мирного сосуществования единственной основой межгосударственных отношений.

Перманентный раскол общества, наличие двух стратегий внешней политики в какой-то мере объясняет неуверенные, бессвязные, производимые методом проб и ошибок действия советской дипломатии, которая видела как тупики холодной войны, так и необходимость искать новые средства маневрирования на международной арене.

Новая концепция внешней политики оформилась в достаточно стройную схему на ХХ съезде КПСС и включала в себя следующее:

· необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

· признание многовариантности путей построения социализма;

· подтверждение принципа поддержки международного коммунистического и национально-освободительного движения.

1953 – 1959 гг. характеризуются как «оттепель» в международных отношениях. Советская внешняя политика была отмечена установлением особых отношений с двумя социалистическими странами – Китаем и Югославией, опытом поиска разрядки во взаимодействиях с Западом и переоценкой представлений о третьем мире.

Смерть Сталина лишила социалистический лагерь харизматического лидера и вызвала глубокий кризис. В Польше в 1953 г. были распущены колхозы. 17 июня 1953 г. в Германской Демократической республике произошли вооруженные выступления и демонстрации под лозунгами объединения Германии и вывода оккупационных войск. В результате этих выступлений погибло 200 человек и еще 18 человек со стороны Советской Армии. С 1 января 1954 г. Советский Союз прекратил взимание репараций с Германии, а в 1955 г. освободил и последнюю группу германских военнопленных.

Примечательно, что через несколько дней после кончины вождя газета «Правда» поместила фотографию Маленкова вместе со Сталиным и Мао Цзэ Дуном, которая, как выяснилось, была смонтирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков, как председатель правительства, а в его лице и правящая верхушка СССР почувствовали необходимость использовать престиж живого вождя Мао для утверждения своего авторитета и идеологической легитимности как в СССР, так и в международном коммунистическом движении. Уже 26 марта 1953 г. соглашение о торговле, которое не двигалось с места в течение 2-х лет, было заключено на весьма выгодных для КНР условиях. СССР обязался предоставить кредиты и построить 146 крупных заводов, включая авиационные, автомобильные, тракторные, металлургические.

В октябре 1954 г. Булганин, Микоян, Хрущев отправились в Пекин, где дополнили эти соглашения предоставлением новых крупных кредитов. Ситуация изменилась. Если раньше Мао Цзэ Дун ездил на поклон к Сталину, то теперь новые советские руководители заискивали перед Мао, торгуя Родиной в обмен на власть. Им представлялось, что они создают новую систему международных отношений, построенную на принципах братства и взаимопомощи. Китайцы реально видели, чем и за что они платили за свою политическую и экономическую независимость.

Советское правительство обязалось вывести войска и военно-морской флот из Порт-Артура и г. Дальний, передать военное имущество и отказаться от русской собственности в Китае. Была обещана помощь в создании ядерного оружия. На какое-то время СССР и Китай объединились на единственно возможной почве – антизападничестве во время войны в Корее и во Вьетнаме, причем было ясно, что национальные интересы отличаются от идеологических и в конце концов все равно возьмут верх. Китайские руководители настаивали на изменении границы в пользу Китая, ссылаясь на имперско-колониальный характер прежних соглашений, предлагали помощь рабочей силой и поселенцами в освоении Сибири и Дальнего Востока. Начальная индустриализация в Китае, проводимая советскими специалистами и советской техникой, сопровождалась шумными кампаниями. В 1957 г. в Китае началась борьба с «четырьмя плохо» - мухами, комарами, мышами, воробьями. В 1958 г. китайские функционеры объявили политику “большого скачка”; за один год ставилась задача методом всенародной стройки обогнать капиталистические страны в производстве металла на душу населения.

Нормализация отношений с Югославией началась в 1954 г. и вылилась в обмен делегациями и заключение соглашения о дружбе и сотрудничестве. Советский Союз признал право КПЮ на осуществление самостоятельной политики.

С целью получения передышки для укрепления власти внутри страны советские руководители шли на соглашения с западными странами и даже некоторые уступки. Летом 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия между Северной и Южной Кореей. В том же году СССР отказался от выдвинутой Сталиным концепции совместной с Турцией обороны черноморских проливов, строительства военных баз на территории Турции и Ливии. В 1954 г. было достигнуто соглашение между Францией и Вьетнамом о прекращении войны в Индокитае.

В 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. – с Японией.

В 1954 г. Западная Германия была принята в военную организацию НАТО. В ответ на это 14 мая 1955 г. был создан военный блок социалистических стран – Организация Варшавского Договора (ОВД). 15 мая 1955 г. СССР и США вывели свои войска с территории Австрии. Председатель Совмина Г. Маленков провел в Женеве переговоры с президентом США Д. Эйзенхауэром. Впервые канцлер ФРГ посетил СССР.

С 1954 г. советская дипломатия начала признавать некоторую ценность политики нейтралитета. Булганин и Хрущев совершили ряд поездок в Бирму, Индию, Афганистан и другие развивающиеся страны.

Н.С. Хрущев был первым советским руководителем, который уяснил ценность активной международной политики и личных контактов. Предпринятые Хрущевым в 1953 – 1954 гг. внешнеполитические акции подняли его авторитет среди народа, сделали его заметной и узнаваемой политической фигурой. По его инициативе была распущена международная коммунистическая организация в СССР – Коминформбюро, вызывавшая раздражение своим вмешательством и поддержкой оппозиционных партий в капиталистических странах. Создан Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). К годовщине «воссоединения» России и Украины (1654 г.) в 1954 г. Хрущев поддержал решение о присоединении Крыма к Украине. Он рассчитывал на поддержку Украинской парторганизации в борьбе за власть, так как долго работал на Украине и даже считался там за своего (в 1938 г. Хрущев становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины. В годы войны Хрущев был членом советов фронтов, действующих на Украине. С 1944 г. по 1947 г. работал председателем Совета министров, затем с 1947 г. по 1949 г. – первым секретарем ЦК).

После укрепления своей единоличной власти в 1956 – 1964 гг. Н.С. Хрущев резко активизировал внешнеполитическую деятельность по трем основным направлениям:

· отношения с Западом, прежде всего с США;

· борьба с Китаем за гегемонию в социалистическом лагере;

· стремление установить влияние на страны третьего мира.

Система международных отношений воспринималась в то время как система борьбы социализма с капитализмом. Основанием для таких взглядов послужили попытки Польши и Венгрии выйти из-под советского влияния в 1956 г., что привело к военному столкновению в Венгрии, повлекшему новые жертвы. После этих событий в Польше и Венгрии произошла смена руководства.

Новый импульс оптимизму Н.С. Хрущева дали национально-освободительные революции на Кубе, в Египте и африканских странах, провал англо-франко-израильской интервенции в Египте, обвальный распад колониальной системы, а также успехи советской экономики и появление ракетно-ядерного оружия.

Вместо того, чтобы, прикрываясь ракетно-ядерным щитом проводить радикальную внутреннюю модернизацию и демократизацию, Хрущев бросился в пучину конфронтации. На первое место вновь стали выдвигаться не государственные, а идеологические интересы. В международных делах успех возможен, если государство будет ориентироваться не на то, что разделяет мир, а на то, что сближает; не на слова, а на дела.

Первый в истории советско-американских отношений визит главы СССР в США стал конкретным выражением изменений в политике в сторону большей открытости. Но независимо от намерений, он привел и к отрицательным результатам. В сентябре 1959 г. на новом турбореактивном пассажирском самолете ТУ-114, прототипом которого был стратегический бомбардировщик, Н.С. Хрущев прилетел в США на сессию ООН, где призвал осуществить всеобщее и полное разоружение, и в мирном соревновании выяснить, какая из систем - социализм или капитализм - является лучшей. При этом он заявил, что ликвидация капиталистической системы - это вопрос времени. Второй визит был совершен через год и длился почти месяц – с 19 сентября по 16 октября. Советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым на этот раз прибыла в Нью-Йорк на теплоходе «Балтика» для участия в работе ХХ сессии Генеральной ассамблеи ООН. Официальную делегацию сопровождали в поездке известные артисты, ансамбли, певцы, литераторы, спортсмены, ткачихи - все это напоминало агитационное представление.

Н.С. Хрущев 10 раз выступал с трибуны ООН – тогда это было событием номер один в международной жизни. Демонстрируя свое пролетарское происхождение в виде грубоватой откровенности, пренебрежения этикетом и упрощенно-пропагандистского подхода к дипломатии, Хрущев нарочно превращал зал Генеральной Ассамблеи в арену прямой конфронтации с США и другими капиталистическими странами.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7