Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика туристических фирм в области обеспечения качества. Учет и анализ затрат на качество услуг



2019-12-29 377 Обсуждений (0)
Политика туристических фирм в области обеспечения качества. Учет и анализ затрат на качество услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время во всех развитых странах повышение ка­чества продукта расценивается как решающее условие даль­нейшей интенсификации экономики, роста эффективности про­изводственных систем, производительности труда, обеспечения конкурентоспособности продукции.

В связи с этим происходит концентрация внимания на факторах качества. Повышение ка­чества рассматривается во многих странах как проблема обще­национального характера.

Подобное внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для постиндустриального этапа развития экономи­ки в условиях научно-технического прогресса и отражает как позитивные, так и негативные моменты этого процесса: истоще­ние сырьевых и энергетических ресурсов, необходимость охраны окружающей среды, повышение эффективности производствен­ных систем и производительности труда, превращение качества товара в фактор социальной значимости, влияющий не только на благополучие потребителей и их жизненный уровень, но и на безопасность существования.

Главная причина пристального интереса к качеству - изме­нение условий, стратегий и методов острейшей конкурентной борьбы за рынки сбыта между производителями аналогичной продукции.

Сегодня производители утвердились в системном подходе к управлению качеством. Стило аксиомой, что качество конеч­ного продукта формируется в процессе всей производственно-экономической деятельности фирмы и зависит от качества ис­следований, качества инновационных разработок, качества ком­плектующих, от стабильности технологических и управленче­ских процессов, от квалификации персонала и т. д.

Для регулирования различных аспектов качества Междуна­родная организация по стандартизации (ИСО) разработала и вы­пустила серию стандартов на системы управления качеством.

Названная система состоит из пяти стандартов: МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003, МС ИСО 9004.

Эти стандарты не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер. Фирмы могут по своему ус­мотрению применять их или не применять. Однако если в кон­тракте между фирмами сделаны ссылки на один из этих между­народных стандартов, то в отношении данного двустороннего соглашения они становятся обязательными к применению.

Стандарты ИСО 9000-9003 регулируют взаимоотношения за­казчиков и поставщиков промышленных предприятий и не представляют особого интереса для туристской индустрии. Стандарт ИСО 9004 представляет собой общее руководство по разработке или усовершенствованию системы управления каче­ством. Он содержит набор элементов подобной системы, охва­тывающий весь процесс формирования качества.

В соответствии с МС ИСО 9004 жизненный цикл продукции (он назван в ИСО 9004 петлей качества) разделен на ряд этапов. Применительно к туризму петля качества изображена на рис. 1.4.

Рисунок  1.4. Петля качества:

1 - маркетинговые исследования; 2 - разработка новой туруслуги;

3 -технологическая подготовка производства (договорная работа

с поставщиками); 4 производство (комплектация) услуги;

5 - контроль; продвижение и продажа на рынке;

7 —обслуживание потребителя (реализация услуги)

Петля качества - концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, окапывающих, влияние на качество про­дукта (или вида услуг) на различных этапах, начиная от опре­деления потребностей и кончая оценкой степени их удовлетво­рения.

Подобная петля - схематическое изображение процесса фор­мирования качества, начиная с выявления потребностей. Стан­дарт содержит и другое определение формирования качества «виток спирали», которое подчеркивает динамичный характер процесса.

Каждый раз повторяющийся вид деятельности надлежит на­чинать на новом уровне. От момента, когда на базе исследований рынка были выявлены потребности, до потребления прохо­дит определенный промежуток времени, за который потребно­сти и требования потребителя меняются, поэтому надо снова начинать рыночные исследования, а так как они должны носить «упреждающий» характер с целью прогнозирования потребно­стей и на этой основе - показателей качества, то этот процесс непрерывен.

По характеру воздействия на этапы петли качества могут быть выделены три важнейших направления: обеспечение каче­ства, управление качеством, улучшение качества (рис. 1.5).

 

Рисунок 1.5. Система качества туристской фирмы[12]

Обеспечение качества продукта представляет собой совокуп­ность планируемых и систематически проводимых мероприя­тий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукт удовлетво­рял требованиям рыночного сегмента к качеству.

Управление качеством представляет собой методы и дея­тельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий, а так­же вызвавших их причин.

Улучшение качества представляет собой постоянную дея­тельность, направленную на повышение уровня качества про­дукта, качества его изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производственной системы качества. Данное направле­ние деятельности предполагает получение результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Идеология постоянного улучшения качества непосредствен­но вытекает из стремления к повышению конкурентоспособно­сти продукции, которая обладала бы высоким уровнем качества при более низкой цене.

Целью постоянного улучшения качества являются:

• либо улучшение параметров продукции;

• либо повышение стабильности качества реализации (об­служивания потребителя);

• либо снижение издержек.

Работа по улучшению качества требует специальной квали­фикации специалистов и стимулирования их деятельности. Это может стать частью общей политики фирмы в области качества.

Соотношение трех направлений деятельности в системе ка­чества - обеспечение качества, управление качеством и улучше­ние качества представлено на рис. 1.6.[13]

Рассмотрев основные принципы политики фирм в области формирования системы качества проанализируем затраты на обеспечение качества услуг.

В рыночных условиях хозяйствования качество продукта и связанные с ним затраты становятся важным фактором эконо­мического положения фирмы и, в частности, такого показателя, как прибыль. Влияние качества на прибыль фирмы может про­являться двояко.

1. Общий объем прибыли может увеличиться (уменьшиться) за счет расширения (сужения) рынка сбыта и объема реализации при улучшении (ухудшении) качества продукта. Данное направ­ление является экстенсивным путем повышения эффективности деятельности за счет качества.

2. Объем прибыли может увеличиваться при снижении себе­стоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с ее качеством. Данное направление является интен­сивным путем повышения эффективности производительной системы.

В первом случае затраты на качество рассматриваются в ши­роком смысле, к ним целесообразно относить все дополнительные расходы, связанные с повышением уровня качества продук­ции, снижением дефектности производственных процессов.

Сюда же следует относить затраты, связанные с рекламой продукции, сертификацией, предоставлением потребителю доказательств эффективности системы качества, демонстра­ционными мероприятиями с целью подтверждения качества продукции.

Учет указанных затрат и сопоставление их с приростом при­были дают возможность оценивать экстенсивную эффектив­ность системы качества. Повышение эффективности деятельно­сти в этом направлении непосредственно связано с развитием маркетинга.

Во втором случае целесообразно рассматривать следующие группы затрат.

1. Потери, связанные с появлением отклонений (дефектов) продукта:

• возмещение прямого ущерба потребителю;

• санкции за некачественную реализацию услуги;

• скидки с цены за продукцию, имеющую отклонения от ус­тановленных характеристик;

• затраты на альтернативные решения;

• иски, обусловленные юридической ответственностью фир­мы за качество;

• затраты на повторное выполнение работ, с первого раза не выполненных качественно.

2. Затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов:

· затраты на планово-предупредительные работы и техниче­ское обслуживание производственных процессов;

· вероятные издержки от неиспользованного продукта, ре­сурса фирмы;

· расходы на повышение квалификации персонала и их обучение при изменении условий производства;               

· расходы на поддержание параметров организационной, среды. 

Перечисленные группы затрат на качество взаимосвязаны между собой таким образом, что, увеличивая одну группу за­трат, можно соответственно уменьшать другую группу.

Например, увеличивая объем затрат на профилактические мероприятия, можно добиться снижения потерь от дефектов и расходов на повторные работы, не выполненные качествен­но с первого раза.

Снижение затрат на профилактические мероприятия может повлечь за собой увеличение потерь, свя­занных с дефектом продукта или отклонениями от норм его реализации.

Интенсивная эффективность системы качества может прояв­ляться в снижении себестоимости продукции путем минимиза­ции суммарных затрат.

Экстенсивный и интенсивный эффекты взаимосвязаны меж­ду собой.

Например, в определенных случаях фирмой может быть по­лучен максимальный интенсивный эффект при увеличении объ­ема дефектной продукции у потребителя. Однако со временем это может вызывать снижение спроса на продукцию, соответст­вующие снижения объема реализации (т. е. экстенсивного эф­фекта от качества) и общей прибыли предприятия.

Учет затрат на качество требует упорядочения сбора первич­ной информации о дефектах, затратах на их устранение и взаи­мосвязан с бухгалтерским учетом.

Учет затрат на качество вооружает руководство фирмы и подразделений объективными критериями для принятия ре­шений, связанных с качеством и экономикой фирмы в целом[14].

Выводы:

В первой главе дипломной работы был проведен анализ теории качества в сфере услуг.

Мною были рассмотрены основные понятия:  туристической услуги, туристского обслуживания, само понятие качества туристических услуг как объекта управления.

Современное научное определение качества дано в междуна­родном стандарте ISO 8402-86:

Качество - совокупность свойств и характеристик продук­ции или услуг, которые придают им способность удовлетво­рять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, в основе качества заложен опыт потребителя, оно измеряется по отношению к его требованиям, обусловлен­ным или необусловленным, сознательным или просто ощущае­мым, объективным или субъективным, но всегда претерпеваю­щим изменения.

Туристская услуга - услуга, относящаяся к сфере турист­ского потребления.

В свою очередь технологически выделяют: Основные туристские услуги, Дополнительные туристские услуги, Комплексные туристские услуги.

Применительно к сфере туризма правомерна следующая формулировка:

Качество туристского обслуживания - это совокупность свойств туристских услуг, процессов и условий обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потреб­ностей туристов во время их отдыха, путешествий и других составляющих туристского потребления.

Таким образом, управление качеством туристических услуг (продукции) представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.

Здесь же были рассмотрены современные стратегии обеспечения качества услуг в сфере туризма.

На сегодняшний день в мировой практике в ходе хозяйственной деятельности выра­ботался целый ряд стратегий обеспечения качества услуги, про­дукции.

Данные стратегии были рассмотрены по трем направлениям:

· В соответствии с нормативной документацией

· В соответствии с потребительскими требованиями

· Соответствие качества продукта явным требованиям потребителей.

Рассмотрев основные стратегии обеспечения качества в области туристических услуг, уместно сформировать основные принципы политики фирм и проанализировать затраты на обеспечение качества услуг.

В настоящее время во всех развитых странах повышение ка­чества продукта расценивается как решающее условие даль­нейшей интенсификации экономики, роста эффективности про­изводственных систем, производительности труда, обеспечения конкурентоспособности продукции.

В связи с этим происходит концентрация внимания на факторах качества.

Для регулирования различных аспектов качества Междуна­родная организация по стандартизации (ИСО) разработала и вы­пустила серию стандартов на системы управления качеством.

Названная система состоит из пяти стандартов: МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003, МС ИСО 9004.

Эти стандарты не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер.     

В данной работе мною рассмотрена концептуальная модель качества применимая к туристической сфере, под названием петля качества.

 Подобная петля представляет собой схематическое изображение процесса фор­мирования качества, начиная с выявления потребностей.         

По характеру воздействия на этапы петли качества могут быть выделены три важнейших направления: обеспечение каче­ства, управление качеством, улучшение качества.                                                    

Обеспечение качества продукта представляет собой совокуп­ность планируемых и систематически проводимых мероприя­тий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукт удовлетво­рял требованиям рыночного сегмента к качеству.

Управление качеством представляет собой методы и дея­тельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий, а так­же вызвавших их причин.

Улучшение качества представляет собой постоянную дея­тельность, направленную на повышение уровня качества про­дукта, качества его изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производственной системы качества. Данное направле­ние деятельности предполагает получение результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Рассмотрев основные принципы политики туристических фирм в области формирования системы качества были проанализированы затраты на обеспечение качества услуг.

Это связано с тем, что в рыночных условиях хозяйствования качество продукта и связанные с ним затраты становятся важным фактором эконо­мического положения фирмы и, в частности, такого показателя, как прибыль.



2019-12-29 377 Обсуждений (0)
Политика туристических фирм в области обеспечения качества. Учет и анализ затрат на качество услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика туристических фирм в области обеспечения качества. Учет и анализ затрат на качество услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)