Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Второй этап классического риторического канона – диспозиция.



2019-12-29 671 Обсуждений (0)
Второй этап классического риторического канона – диспозиция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

 

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

 

Рекомендации старых риторик:

       По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

1) описание неодушевленных предметов:

- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

- смысловая модель целое-частное;

- внешние свойства (форма, материал);

- место, где встречается данный предмет;

- функции предмета;

- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

2) схема описания одушевленных предметов (животных):

- определение, использование, топ, род, вид;

- свойства, внешний вид;

- действия, образ жизни;

- свойства внутренние: характер, нрав;

- польза;

3) требования при описании технического предмета (инструкция);

- описание должно быть понятным, полным, точным.

 

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

 

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)

            2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть

            3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

            4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:

                   а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;

                   б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.

Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

3) выразить нравственную идею, моральную мысль.

 

Как рассказывать истории

Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

 

Рекомендации:

1. Начало повествования:

а) обращение к адресату;

б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) место, время действия, лицо.

2. Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3. Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

 

Принципы создания интересного рассказа:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

 

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.

В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической) или прямой хрии.

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

 

Структура состоит из 8 частей:

1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4. Противное – если нет, то…

5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

6. Пример.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Структура нестрогой (свободной) хрии.

Доказательство – тезис.

Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).

Структура состоит из 5 частей:

1. Приступ.

2. Доказательство или аргумент.

3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

4. Формулировка тезиса (основной мысли).

5. Заключение.

Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу.

 

Этап классического риторического канона – эллокуция.

Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.

Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д. 

Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.



2019-12-29 671 Обсуждений (0)
Второй этап классического риторического канона – диспозиция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Второй этап классического риторического канона – диспозиция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)