Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики
Понятие формальной организации, одним из проявлений которой является рынок ветеринарных товаров, связано с понятием социального института. Институциональный подход к анализу экономических явлений позволяет шире взглянуть на устоявшиеся категории. Не случайно Р. Коуз в статье «Природа фирмы»1, совершившей своеобразный переворот в экономической науке, критиковал представителей ортодоксальной economics 20-30-х годов XX в. за то, что их интересует лишь проблема установления равновесных цен, а не институциональная основа рынка. Соответственно, выявление места ветеринарных товаров в системе институтов российской экономики, носящей во многом пока еще квазирыночный характер, дает возможность наметить меры по совершенствованию механизма регулирования их оборота. В широком смысле «институт» определяется как «нормативный порядок, определяющий и направляющий шаблоны социального действия, признаваемые его членами как морально и социально важные для существования общества»2. Д. Норт подчеркивает, что институты - это правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение". Формирование всякого рынка как механизма, опосредующего оборот товаров, происходит не только в пространстве, но и во времени. На том или ином этапе социально-экономического развития страны в него привносятся определенные, присущие только данной эпохе, черты, которые получают закрепление в действующем законодательстве. Анализ нормативных актов, регулирующих оборот ветеринарных товаров в на- 1 См.: Коуз Р.Г. Природа фирмы// Природа фирмы: Пер. с англ. М: Дело, 2001. С.33-52. 2 McKcc J.B. Introduction to sociology. N.Y. 1969. P.132. 3 См : Норт Д Институциональные изменения: рамки анализа//Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 10. 34 стоящее время, позволяет глубже раскрыть внутреннее содержание возникающих при этом рыночных связей, их специфику, недостатки и направления их совершенствования. Временной фактор, неизбежный при формировании правового поля, предполагает, что в данной ситуации могут равноправно действовать акты, которые принимались в разное время, при различных, даже противоположных политических режимах. Это связано с тем, что некоторые нормы носят универсальный характер и не нуждаются в постоянном дублировании по мере принятия новых актов. В данном случае применяется правило, согласно которому действие любого акта в части, не отмененной последующими актами, может продолжаться неограниченное время, если иное не предусмотрено самим актом. Таким источником правового регулирования рынка ветеринарных товаров является Ветеринарный устав СССР, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 декабря 1967 г.1 Он вобрал в себя основные положения предшествующих Ветеринарных уставов 1923, 1936 и 1951 гг. и до настоящего времени является действующим нормативным актом. К примеру, нельзя согласиться с расхожим мнением, что пункт 4 устава, гласящий, что ветеринарная помощь в СССР оказывается бесплатно, утратил силу. Во-первых, следует учитывать, что даже в условиях развитого социализма он не соответствовал полностью истине, поскольку товарно-денежные отношения опосредовали предоставление потребителям (сельхозпредприятиям и др.) ветеринарных средств и услуг. Во-вторых, и ныне в условиях коммерциализации ветеринарного дела государство оказывает бесплатную помощь владельцам животных в экстремальных ситуациях (эпизоотии и т.п.). 1 См.: Ветеринарное законодательство: Ветеринарный устав Союза ССР, положения, указания, инструкции, наставления и правила по ветеринарному делу / Под общ. ред. А.ДТретьякова. T.I. M: Колос, 1972. С.5-23, 35 Ветеринарный устав СССР закрепил основные положения по структуре, составу и функциям системы государственной ветеринарной службы, которыми руководствуются соответствующие ведомства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в лице Департамента ветеринарии и подчиненных ему учреждений в соответствии с подпунктами и), к) и л) пункта 5 устава по-прежнему является единственным органом, который: - апробирует и внедряет в ветеринарную практику биологические и -разрабатывает и утверждает нормы расхода медикаментов, биологических препаратов и других лечебно-профилактических средств для проведения ветеринарных мероприятий, а также нормы оснащения медикаментами, ветеринарными инструментами и имуществом; - организует снабжение медикаментами, дезинфицирующими сред Государственными ветеринарными инспекторами на основании подпункта ж) пункта 10 устава по-прежнему осуществляется контроль над применением в животноводстве и ветеринарии биологических, химических и других препаратов. Принципиальное значение имеет пункт 16 устава, согласно которому заниматься ветеринарной деятельностью имеют право лица, окончившие соответствующие высшие или средние специ- альные учебные заведения и получившие квалификацию ветеринарного врача, ветеринарно-санитарного врача, ветеринарного фельдшера (ветеринарного техника). 36 Наконец, раздел VIII устава, регулирующий вопросы производства и применения в животноводстве и ветеринарии лечебных, профилактических, диагностических и стимулирующих биологических препаратов и контроля за их качеством (пункты 55-57) фактически воспроизведен в законе РФ «О ветеринарии». Тем самым нормы Ветеринарного устава СССР также отражают и закрепляют специфику ветеринарных товаров как объектов рыночного оборота, находящихся под прямым контролем государства. Наряду с Ветеринарным уставом СССР составной частью нормативно-правовой базы регулирования рынка ветеринарных товаров остаются утвержденные еще в 60-80-е годы Министерством сельского хозяйства СССР и иными ведомствами положения (типовые положения) о должностных лицах (инспекторах, врачах) и учреждениях (станциях, лечебницах, участках, пунктах) государственной ветеринарной службы, а также различные правила и инструкции для учреждений, осуществляющих ветеринарную деятельность и т.д.1 Анализ этих актов свидетельствует, что закрепленные в них основы механизма продвижения ветеринарных товаров от производителя к потребителю остаются неизменными, несмотря на переход от директивно-планового к рыночному характеру экономических отношений. Тем не менее, в новых условиях хозяйствования возникла объективная потребность в обновлении ветеринарного законодательства и нормативно-правового оформления предпринимательской деятельности на рынке ветеринарных товаров. Соответственно, в течение 90-х годов в Российской Федерации был принят целый ряд нормативных актов, в той или иной мере регулирующих вопросы производства и оборота средств врачевания животных. 1 См.: Ветеринарное законодательство. T.I. C.23-74, 87-95, 97-99, 117-119; и др. 37 Центральное место в законодательной базе регулирования предпринимательской деятельности на отечественном рынке ветеринарных товаров занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.1, как главный источник всех отраслей права. Российское законодательство рассматривает предпринимательство как один из элементов многоукладной рыночной экономики, а предприятия и организации, действующие на рынке ветеринарных товаров - в качестве равноправных субъектов производственных, коммерческих, финансовых и иных отношений. На них распространяются положения ст.8 Конституции РФ, в соответствии с которой на территории России: - гарантируются единство экономического пространства, свободное - признается и защищается равным образом частная, государствен К числу систематизированных законодательных актов отраслевого характера - кодексов, содержащих нормы, имеющие непосредственное отношение к вопросам функционирования рынка ветеринарных товаров, в первую очередь относятся Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) и Уголовный кодекс Российской Федерации (УК). Часть первая Гражданского кодекса РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г.2 и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие (глава 17 и др.). Часть вторая Гражданского кодекса РФ принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г.3 и введена в действие с 1 1 См.: Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. 2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст.ЗЗО1. 3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст.410. 38 марта 1996 г. Часть третья Гражданского кодекса РФ во второй половине 90-х годов оставалась на стадиях обсуждения и доработки и была принята только в 2002 г.. Гражданский кодекс РФ является общеотраслевым законодательным актом, который призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории страны и применительно ко всем субъектам гражданского права, включая продавцов и покупателей на рынке ветеринарных товаров. Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.1 и вступил в силу с 1 января 1997 г. В нем предусмотрены наказания за противоправные действия, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом наркотических или психотропных средств и т.д. (ст.228-235 УК). Поскольку подобного рода вещества составляют часть оборота рынка ветеринарных товаров, статьи Уголовного кодекса РФ также являются элементами правовой базы по его регулированию. В связи с тем, что преступный мир постоянно расширяет сырьевую базу для изготовления одурманивающих веществ и иных препаратов с наркотическими свойствами, создан постоянный Комитет по контролю наркотиков (ПККН) при Минздраве РФ. Он обобщает криминальную практику и периодически дополняет список ядовитых, сильнодействующих, психотропных и наркотических веществ, незаконные операции с которыми попадают по действие статей УК РФ. Косвенным образом это сказывается и на обороте ветеринарных товаров. В частности, до 1998 г. калипсол (кетамин) не входил в списки ПККН и широко применялся ветеринарными врачами для обезболивания См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954. 39 животных. Однако впоследствии данный препарат и его синонимы стали использоваться криминальными элементами для изготовления наркотиков. Поскольку ветеринарные специалисты в большинстве своем не знали о том, что калипсол внесен в списки ПККН, в Свердловской области был возбужден ряд уголовных дел в отношении нескольких ветеринарных врачей, обвинявшихся в незаконном обороте наркотиков. Помимо этого, отдельные регулирующие нормы содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Таможенном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ и др. Федеральные заколы как один из основных видов источников права уточняют и развивают базовые положения, содержащиеся в актах более высокого уровня, применительно к рынку ветеринарных товаров. В их числе приоритетное положение занимает Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»1. Он был принят Верховным Советом РФ в мае 1993 г. в пакете с другими законами, конкретизирующими отдельные направления современной аграрной политики («О зерне» и др.). Поскольку он разрабатывался и проходил обсуждение в условиях нарастающего противостояния между радикалами - сторонниками экономического либерализма (исполнительная власть) и умеренно-консервативно настроенными «государственниками» (законодательная власть), закрепленный в законе компромисс по поводу общих принципов организации ветеринарного дела в стране предопределил сохранение целого ряда позиций, характерных для ранее принятого законодательства, в частности — для Ветеринарного устава СССР. Принципиальным новшеством можно считать отсутствие в тексте закона упоминания о бесплатности ветеринарного обслуживания. Однако принцип централизованного государственного контроля над различными 1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст.857. 40 аспектами ветеринарного дела вновь нашел законодательное подтверждение в статье 1, а в статье 3 к ведению Российской Федерации были отнесены «государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию». Специфика ветеринарных товаров также нашла отражение в статьях 8 и 16 Закона о ветеринарии. В первой из них отмечается, что государственный ветеринарный надзор включает в себя установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов. Это положение детализируется в статье 16, в которой говорится, что вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов (ВГНКИ) о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам. Следует также иметь в виду, что дальнейшее совершенствование правового регулирования рынка ветеринарных товаров предусмотрено в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"», подготовленном весной 2001 г. по инициативе Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ для внесения в Государственную думу Российской Федерации. Статья 11 проекта данного закона к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии также относит установление правил оборо- та лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ветеринарного назначения, осуществление государственной обязательной сертификации и регистрации отечественных и импортных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ветеринарного на- 41 значения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию. Органы местного самоуправления, в свою очередь, обязуются создавать условия для развития предпринимательской деятельности в области ветеринарии (ст. 13). В статье 17 проекта закона закрепляется порядок оборота лекарственных средств, кормов и кормовых добавок только при наличии сертификата установленной формы. Лекарственные средства допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского центра качества ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам. Если эти и иные дополнения будут внесены в действующий закон «О ветеринарии», тем самым будут усилены элементы регулирования оборота ветеринарных товаров со стороны государства, хотя в целом рыночные основы движения средств ветеринарного назначения от производителей к потребителям не подвергаются сомнению. Аналогичные положения были закреплены в новом ветеринарном законодательстве бывших союзных республик, ставших суверенными государствами. В числе первых новый закон «О ветеринарии»1 6 марта 1992 г. был принят в Киргизии. В нем рыночный характер оборота ветеринарных товаров практически не нашел отражения, однако в статье 5 закона к компетенции органов государственной ветеринарии отнесены проведение контроля за производством лекарственных средств и биопрепаратов, регистрации и экспертизы импортных препаратов, предлагаемых для применения в животноводстве, а также выдача лицензий (удостоверений, сертификатов) на право изготовления средств ветеринарного назначения и частную ветеринарную практику. Право на частную вете- 1 См.; Ветеринария. 1993. № 3. С.3-6. 42 ринарную практику, согласно статьи 11 закона, предоставляется только лицам, имеющим высшее и среднее ветеринарное образование. На Украине закон «О ветеринарной медицине»1 был принят 25 июня 1992 г. В статьях 2 и 17 закона на органы государственной ветеринарной медицины возлагается контроль за применением ветеринарных препаратов, а также проверка хранения и обезвреживания этих препаратов. Запрещается применять медикаменты, специальные кормовые добавки, микроэлементы, вакцины, другие биопрепараты и реагенты, не зарегистрированные в фармакопее или фармакологической службе либо изготовленные с нарушением нормативной документации или правил их применения. Для осуществления экспертной оценки эффективности средств, предназначенных для целей ветеринарной медицины, и их регистрации учреждена специальная фармакологическая комиссия (ст.25). Рыночный характер оборота ветеринарных препаратов и иных средств в законе также не акцентируется, однако статья 29 оговаривает, что мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, кроме противоэпизоотических, лечение животных, лабораторные исследования и иные услуги ветеринарного характера осуществляются за оплату согласно тарифам. В Белоруссии закон «О ветеринарном деле»2 был принят несколько позже, 2 декабря 1994 г., и в нем наряду с общепринятыми нормами, посвященными государственному контролю над оборотом ветеринарных товаров, вводится понятие «ветеринарная служба юридических и физических лиц». Ее следует отличать от ведомственной ветеринарной службы, сохраняющей свой государственный характер. Такую службу могут создавать любые юридические и физические лица независимо от формы собственности, то есть частная ветеринарная практика в данной случае 1 См.: Ветеринария. 1993. № 1. С.3-10. 2 См.: Ветеринария. 1996. № 1. С.3-8. 43 трактуется очень широко. Тем не менее, подобного рода ветеринарная служба должна осуществлять свою деятельность под контролем и методическим руководством республиканского органа управления ветеринарным делом (ст. 11 закона). Возможно, для того, чтобы отличать государственных ветеринарных врачей от частнопрактикующих, в статье 25 закона предусматривается обеспечение их бесплатной форменной одеждой. Закон РФ «О ветеринарии» создал общее правовое поле для регулирования оборота ветеринарных товаров в условиях перехода к рыночной экономике. Наряду с ним существенное значение для организации контроля за движением отдельных видов средств, используемых при врачевании животных, имеют федеральный закон от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»1 и федеральный закон от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах»2. Наркотические средства и психотропные вещества, выступая в качестве товаров в легальном обороте, объективно оказываются под особым контролем со стороны компетентных государственных органов. На наличие государственной монополии в данной сфере указывает пункт 1 статьи 5 Закона о наркотических средствах. Поскольку в состав ветеринарных товаров входит ряд препаратов, относящихся к наркотическим средствам и психотропным веществам, а субъекты ветеринарного предпринимательства представлены не только государственными унитарными предприятиями, но и иными организационно-правовыми формами, возникает вопрос об их правомочиях в этой области. К сожалению, на данный вопрос закон не дает однозначного ответа. С одной стороны, наряду с компетентными органами федерального уровня субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст.219. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. Ст.3006. 44 наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту (п.2 ст.6). Логично предположить, что деятельность таких органов должна регулироваться местным законодательством, в первую очередь различными подзаконными актами (инструкциями, положениями и др.)- Однако Закон о наркотических средствах, с другой стороны, в статье 7 однозначно устанавливает следующее: «1. Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни 3. Негосударственные организации и объединения не вправе осуще Тем самым субъекты ветеринарного предпринимательства, не отно Закон о лекарственных средствах конкретизирует пути осуществления государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, включая (п.1 ст.5): 45 1) государственную регистрацию лекарственных средств; 2) лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных 3) аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обра 4) государственный контроль производства, изготовления, качества, 5) государственное регулирование цен на лекарственные средства. для лечения животных, также подлежат государственной регистрации федеральным органом контроля качества лекарственных средств (п.1 ст. 19). Следовательно, в данном случае та часть рынка ветеринарных товаров, которая представлена лекарствами, вакцинами и др., утрачивает свои институциональные основания и рассматривается в качестве составного элемента рынка медицинских товаров. В соответствии с Законом о лекарственных средствах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены достаточно широким кругом полномочий, в том числе они: 1) разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспе 2) проводят экспертизу экологической безопасности производства ле 3) проводят экспертизу санитарно-эпидемиологической безопасно Закон разводит понятия «производство лекарственных средств» и «изготовление лекарственных средств». Под производством понимается серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами 46 организации производства и контроля качества лекарственных средств, карственных средств, имеющими соответствующие лицензии (пп.1-2 ст. 13). Что касается изготовления лекарственных средств, то оно осуще ствляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации. Изготовление лекарственных средств осуществляется в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления лекарственных средств, утвержденным федеральным органом контроля качества лекарственных средств (пп.1-2 ст. 17). Наряду с перечисленными законами отдельные нормы и положения, направленные на регулирование оборота ветеринарных товаров и связанных с этим общественных отношений, содержат такие акты, как закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»1, закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и ряд других. Подзаконные акты также представляют собой юридически оформ сийской Федерации», указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. «О мерах 1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст.7б6. :Там же. 1993. № 26. Ст.96б. 47 по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»1 и др. Постановления Правительства РФ издаются в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов, а также, в ряде случаев, указов Президента РФ. Среди них можно выделить постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации»2, согласно которому необходимо обязательно получать лицензию на осуществление производства и реализации препаратов ветеринарного назначения, изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами (п.З). Правительственными постановлениями также были утверждены Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (от 16 ноября 1993 г.), Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации (от 19 июня 1994 г.)3, Правила оказания платных ветеринарных услуг (от 6 августа 1998 г.)4 и др. Гораздо более емкую группу источников правового регулирования рынка ветеринарных товаров составляют такие подзаконные акты, как постановления, решения, письма, инструкции федеральных министерств и ведомств. К примеру, указание Государственного таможенного комитета РФ от 29 июля 1992 г. «Об экспорте и импорте ветеринарных биологических и химических материалов»5 не просто содержало перечень различных средств и препаратов, относимых к ветеринарным товарам, но и предписывало разрешать их ввоз в Российскую Федерацию или вывоз за рубеж указанных грузов только при наличии письменного разрешения 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.№ 11. Ст.1194; 1998.№27. Ст.3148. 2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1634. 3 См.: Ветеринария. 1994. № 2. С.3-5; № 9. С.3-7. 4 См.: Российская газета. 1998. 21 августа. 5 См.: Российские вести. 1993. 1 апреля. 48 Главного управления ветеринарии Минсельхозпрода РФ. Тематически к нему примыкает Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы1, утвержденная тем же министерством 12 апреля 1997 г. Потребности домашних животных в лекарствах и специальных кормах зарубежного производства были учтены в письме Минсельхозпрода РФ от 30 августа 1995 г. «О порядке оформления импорта ветеринарных препаратов и кормов для непродуктивных животных» (документ опубликован не был). Госстандарт РФ в соответствии с законами РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О ветеринарии», а также рядом других нормативных актов, своим постановлением от 22 января 1997 г. утвердил Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов»2. В них отмечалось, что: «2.2. Сертификация проводится на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества людей, для животных и окружающей среды, а также биологическую эффективность действия препаратов на животных в соответствии с их назначением. 2.3. Обязательной сертификации подлежат ветеринарные препараты и средства по уходу за животными (далее продукция) серийного производства или их партии, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации». В свою очередь приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 2 декабря 1997 г. «О сертификации ветеринарных препаратов и кормов животного происхождения» (документ опубликован не был) зафиксировал факты нарушений принципа государственного кон-троля за оборотом ветеринарных товаров. В частности, в нем отмечалось, оформление и выдача сертификатов на ветеринарные препараты и корма 1 См.: Курьер. 1997. 6 июня. 2 См.: Курьер. 1997. 28 октября. 49 животного происхождения осуществлялись организациями не ветеринарного профиля, а также организациями, аккредитованными без участия представителей Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ. Все это в лишний раз свидетельствовало о том, что переход к рыночным методам хозяйствования при ослаблении регулирующей роли государства способствовал превращению в «товар» даже контрольных функций компетентных органов, в том числе и в сфере ветеринарного надзора. Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ принимаются в развитие федеральных законов и иных нормативных актов и не должны им противоречить. В числе данных актов выделяются постановление Правительства Свердловской области от 30 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства области от 07.06.96 № 454-п "О нормативных актах, регламентирующих деятельность в сфере торговли и общественного питания на территории Свердловской области"», постановление Главы города Екатеринбурга от 4 апреля 1996 г. «Об утверждении правил торговли кормами и кормовыми добавками для домашних животных»1. В этих постановлениях, в частности, закрепляется порядок торговли отдельными видами ветеринарных товаров на территории Свердловской области, в том числе г. Екатеринбурга. Помимо этого, отдельные вопросы регулирования местного рынка ветеринарных товаров нашли отражение в других нормативных актах областных органов власти и управления и органов местного самоуправления. Вместе с тем с удовлетворением можно констатировать, что областные законодатели не сочли нужным принять местный закон о ветерина- рии. Простое знакомство с текстами законов Кемеровской области «О ветеринарии» и Иркутской области «О государственной ветеринарной См.: Текущий архив Управления ветеринарии Свердловской области. 50 службе Иркутской области», представленными в Интернете, свидетельствует, что они лишь дублируют нормы федерального законодательства, не внося в них ничего нового в плане региональной специфики. В силу того, какую социальную значимость придает ветеринарному делу государство, это неизбежно, а региональные особенности оборота средств врачевания животных в лучшем случае могут найти отражение только в местных подзаконных актах и инструктивных материалах. В такую группу источников правового регулирования рынка ветеринарных товаров, как локальные нормативные акты, входят учредительные документы субъектов предпринимательства в данной сфере, правила внутреннего распорядка и т.д. В них отражаются нюансы непосредственной деятельности, связанной с производством и реализацией средств ветеринарного назначения. Помимо нормативных актов регуляторами предпринимательских правоотношений на рынке ветеринарных товаров являются обычаи дело вого оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения (ст.5 ГК). Исходя из сжатого обзора нормативных актов, можно утверждать, что в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования оборота ветеринарных товаров, учитывающая их специфику как объектов прямого государственного регулирования, несмотря на рыночный характер их оборота. Вместе с тем следует иметь в виду, что всякое законодательство по определению несовершенно и нуждается в постоянной корректировке с тем, чтобы принципы функционирования рынка ветеринарных товаров оставались в рамках правового поля, несмотря на изменения экономической конъюнктуры в целом. Главный недостаток действующего законодательства, на наш взгляд, заключается в том, что ветеринарные товары как объект правового регулирования не представляют собой самодостаточное явление. В ряде случа- 51 ев они рассматриваются как часть средств и изделий медицинского назначения, и на них распространяются те же нормы, что и на лекарства и другие товары, предназначенные для лечения людей. Однако в других ситуациях их выделяют в отдельную группу и применяют к ним особые правила регулирования оборота. Подобная двойственность, усложняющая условия ведения предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, свидетельствует о том, что ветеринарные товары до настоящего времени еще не получили законченного институционального оформления. § 3. Организация предпринимательской деятельности в сфере реализации товаров ветеринарного назначения Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК). Хотя формально, как указывает И.В. Дойников, от предпринимательской деятельности в отечественном гражданском праве принято отличать индивидуально-трудовую или ремесленническую деятельность (услуги портного, парикмахера, фотографа и т.п.) , практикующий самостоятельно врач-ветеринар по своему статусу является скорее индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица (ст.23 ГК). В этом плане субъекты предпринимательства в сфере реализации товаров ветеринарного назначения образуют три группы в зависимости от формы собственности
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |