Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие формальной организации, одним из проявлений которой является рынок ветеринарных товаров, связано с понятием социального института. Институциональный подход к анализу экономических явле­ний позволяет шире взглянуть на устоявшиеся категории. Не случайно Р. Коуз в статье «Природа фирмы»1, совершившей своеобразный перево­рот в экономической науке, критиковал представителей ортодоксальной economics 20-30-х годов XX в. за то, что их интересует лишь проблема установления равновесных цен, а не институциональная основа рынка. Соответственно, выявление места ветеринарных товаров в системе ин­ститутов российской экономики, носящей во многом пока еще квазиры­ночный характер, дает возможность наметить меры по совершенствова­нию механизма регулирования их оборота.

В широком смысле «институт» определяется как «нормативный по­рядок, определяющий и направляющий шаблоны социального действия, признаваемые его членами как морально и социально важные для суще­ствования общества»2. Д. Норт подчеркивает, что институты - это прави­ла и механизмы, обеспечивающие их выполнение".

Формирование всякого рынка как механизма, опосредующего обо­рот товаров, происходит не только в пространстве, но и во времени. На том или ином этапе социально-экономического развития страны в него привносятся определенные, присущие только данной эпохе, черты, кото­рые получают закрепление в действующем законодательстве. Анализ нормативных актов, регулирующих оборот ветеринарных товаров в на-

1 См.: Коуз Р.Г. Природа фирмы// Природа фирмы: Пер. с англ. М: Дело, 2001. С.33-52.

2 McKcc J.B. Introduction to sociology. N.Y. 1969. P.132.

3 См : Норт Д Институциональные изменения: рамки анализа//Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 10.

34

стоящее время, позволяет глубже раскрыть внутреннее содержание воз­никающих при этом рыночных связей, их специфику, недостатки и на­правления их совершенствования.

Временной фактор, неизбежный при формировании правового поля, предполагает, что в данной ситуации могут равноправно действовать ак­ты, которые принимались в разное время, при различных, даже противо­положных политических режимах. Это связано с тем, что некоторые нормы носят универсальный характер и не нуждаются в постоянном дуб­лировании по мере принятия новых актов. В данном случае применяется правило, согласно которому действие любого акта в части, не отменен­ной последующими актами, может продолжаться неограниченное время, если иное не предусмотрено самим актом.

Таким источником правового регулирования рынка ветеринарных товаров является Ветеринарный устав СССР, утвержденный постановле­нием Совета министров СССР от 22 декабря 1967 г.1 Он вобрал в себя основные положения предшествующих Ветеринарных уставов 1923, 1936 и 1951 гг. и до настоящего времени является действующим нормативным актом. К примеру, нельзя согласиться с расхожим мнением, что пункт 4 устава, гласящий, что ветеринарная помощь в СССР оказывается бес­платно, утратил силу. Во-первых, следует учитывать, что даже в услови­ях развитого социализма он не соответствовал полностью истине, по­скольку товарно-денежные отношения опосредовали предоставление по­требителям (сельхозпредприятиям и др.) ветеринарных средств и услуг. Во-вторых, и ныне в условиях коммерциализации ветеринарного дела го­сударство оказывает бесплатную помощь владельцам животных в экс­тремальных ситуациях (эпизоотии и т.п.).

1 См.: Ветеринарное законодательство: Ветеринарный устав Союза ССР, положения, указания, инст­рукции, наставления и правила по ветеринарному делу / Под общ. ред. А.ДТретьякова. T.I. M: Колос, 1972. С.5-23,

35

Ветеринарный устав СССР закрепил основные положения по струк­туре, составу и функциям системы государственной ветеринарной служ­бы, которыми руководствуются соответствующие ведомства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в лице Департамента ветеринарии и подчиненных ему учреждений в соот­ветствии с подпунктами и), к) и л) пункта 5 устава по-прежнему является единственным органом, который:

- апробирует и внедряет в ветеринарную практику биологические и
фармацевтические препараты, определяет потребность в них и организу­
ет производство биопрепаратов, применяемых в животноводстве;

-разрабатывает и утверждает нормы расхода медикаментов, биоло­гических препаратов и других лечебно-профилактических средств для проведения ветеринарных мероприятий, а также нормы оснащения меди­каментами, ветеринарными инструментами и имуществом;

- организует снабжение медикаментами, дезинфицирующими сред­
ствами, биологическими, химиотерапевтическими и другими препарата­
ми, применяемыми в животноводстве и ветеринарии, ветеринарными ин­
струментами, лабораторным, дезинфекционными ветеринарным обору­
дованием, а также организует торговлю ими.

Государственными ветеринарными инспекторами на основании под­пункта ж) пункта 10 устава по-прежнему осуществляется контроль над применением в животноводстве и ветеринарии биологических, химиче­ских и других препаратов. Принципиальное значение имеет пункт 16 ус­тава, согласно которому заниматься ветеринарной деятельностью имеют право лица, окончившие соответствующие высшие или средние специ- альные учебные заведения и получившие квалификацию ветеринарного врача, ветеринарно-санитарного врача, ветеринарного фельдшера (вете­ринарного техника).

36

Наконец, раздел VIII устава, регулирующий вопросы производства и применения в животноводстве и ветеринарии лечебных, профилактиче­ских, диагностических и стимулирующих биологических препаратов и контроля за их качеством (пункты 55-57) фактически воспроизведен в за­коне РФ «О ветеринарии».

Тем самым нормы Ветеринарного устава СССР также отражают и закрепляют специфику ветеринарных товаров как объектов рыночного оборота, находящихся под прямым контролем государства.

Наряду с Ветеринарным уставом СССР составной частью норматив­но-правовой базы регулирования рынка ветеринарных товаров остаются утвержденные еще в 60-80-е годы Министерством сельского хозяйства СССР и иными ведомствами положения (типовые положения) о должно­стных лицах (инспекторах, врачах) и учреждениях (станциях, лечебни­цах, участках, пунктах) государственной ветеринарной службы, а также различные правила и инструкции для учреждений, осуществляющих ве­теринарную деятельность и т.д.1 Анализ этих актов свидетельствует, что закрепленные в них основы механизма продвижения ветеринарных това­ров от производителя к потребителю остаются неизменными, несмотря на переход от директивно-планового к рыночному характеру экономиче­ских отношений.

Тем не менее, в новых условиях хозяйствования возникла объектив­ная потребность в обновлении ветеринарного законодательства и норма­тивно-правового оформления предпринимательской деятельности на рынке ветеринарных товаров. Соответственно, в течение 90-х годов в Российской Федерации был принят целый ряд нормативных актов, в той или иной мере регулирующих вопросы производства и оборота средств врачевания животных.

1 См.: Ветеринарное законодательство. T.I. C.23-74, 87-95, 97-99, 117-119; и др.

37

Центральное место в законодательной базе регулирования предпри­нимательской деятельности на отечественном рынке ветеринарных това­ров занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенарод­ным голосованием 12 декабря 1993 г.1, как главный источник всех отрас­лей права. Российское законодательство рассматривает предпринима­тельство как один из элементов многоукладной рыночной экономики, а предприятия и организации, действующие на рынке ветеринарных това­ров - в качестве равноправных субъектов производственных, коммерче­ских, финансовых и иных отношений. На них распространяются положе­ния ст.8 Конституции РФ, в соответствии с которой на территории Рос­сии:

- гарантируются единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конку­
ренции и свобода экономической деятельности;

- признается и защищается равным образом частная, государствен­
ная, муниципальная и иные формы собственности.

К числу систематизированных законодательных актов отраслевого характера - кодексов, содержащих нормы, имеющие непосредственное отношение к вопросам функционирования рынка ветеринарных товаров, в первую очередь относятся Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) и Уголовный кодекс Российской Федерации (УК).

Часть первая Гражданского кодекса РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г.2 и введена в действие с 1 января 1995 г., за ис­ключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие (глава 17 и др.). Часть вторая Гражданского кодекса РФ приня­та Государственной Думой 22 декабря 1995 г.3 и введена в действие с 1

1 См.: Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст.ЗЗО1.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст.410.

38

марта 1996 г. Часть третья Гражданского кодекса РФ во второй половине 90-х годов оставалась на стадиях обсуждения и доработки и была приня­та только в 2002 г..

Гражданский кодекс РФ является общеотраслевым законодательным актом, который призван обеспечить единообразное правовое урегулиро­вание имущественно-стоимостных и личных неимущественных отноше­ний на всей территории страны и применительно ко всем субъектам гра­жданского права, включая продавцов и покупателей на рынке ветеринар­ных товаров.

Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.1 и вступил в силу с 1 января 1997 г. В нем предусмотрены наказа­ния за противоправные действия, связанные с незаконным изготовлени­ем, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом наркотических или психотропных средств и т.д. (ст.228-235 УК). Поскольку подобного рода вещества составляют часть оборота рынка ветеринарных товаров, статьи Уголовного кодекса РФ также являются элементами правовой базы по его регулированию.

В связи с тем, что преступный мир постоянно расширяет сырьевую базу для изготовления одурманивающих веществ и иных препаратов с наркотическими свойствами, создан постоянный Комитет по контролю наркотиков (ПККН) при Минздраве РФ. Он обобщает криминальную практику и периодически дополняет список ядовитых, сильнодействую­щих, психотропных и наркотических веществ, незаконные операции с которыми попадают по действие статей УК РФ.

Косвенным образом это сказывается и на обороте ветеринарных то­варов. В частности, до 1998 г. калипсол (кетамин) не входил в списки ПККН и широко применялся ветеринарными врачами для обезболивания

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954.

39

животных. Однако впоследствии данный препарат и его синонимы стали использоваться криминальными элементами для изготовления наркоти­ков. Поскольку ветеринарные специалисты в большинстве своем не зна­ли о том, что калипсол внесен в списки ПККН, в Свердловской области был возбужден ряд уголовных дел в отношении нескольких ветеринар­ных врачей, обвинявшихся в незаконном обороте наркотиков.

Помимо этого, отдельные регулирующие нормы содержатся в Ко­дексе РСФСР об административных правонарушениях, Таможенном ко­дексе РФ, Налоговом кодексе РФ и др.

Федеральные заколы как один из основных видов источников права уточняют и развивают базовые положения, содержащиеся в актах более высокого уровня, применительно к рынку ветеринарных товаров. В их числе приоритетное положение занимает Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»1. Он был принят Верховным Советом РФ в мае 1993 г. в пакете с другими законами, конкретизирующими отдельные направления современной аграрной политики («О зерне» и др.). Поскольку он разра­батывался и проходил обсуждение в условиях нарастающего противо­стояния между радикалами - сторонниками экономического либерализма (исполнительная власть) и умеренно-консервативно настроенными «го­сударственниками» (законодательная власть), закрепленный в законе компромисс по поводу общих принципов организации ветеринарного де­ла в стране предопределил сохранение целого ряда позиций, характерных для ранее принятого законодательства, в частности — для Ветеринарного устава СССР.

Принципиальным новшеством можно считать отсутствие в тексте закона упоминания о бесплатности ветеринарного обслуживания. Однако принцип централизованного государственного контроля над различными

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст.857.

40

аспектами ветеринарного дела вновь нашел законодательное подтвер­ждение в статье 1, а в статье 3 к ведению Российской Федерации были отнесены «государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначе­ния, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача раз­решений на их производство и реализацию».

Специфика ветеринарных товаров также нашла отражение в статьях 8 и 16 Закона о ветеринарии. В первой из них отмечается, что государст­венный ветеринарный надзор включает в себя установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов. Это положение детализируется в статье 16, в которой говорится, что вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании за­ключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных пре­паратов (ВГНКИ) о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.

Следует также иметь в виду, что дальнейшее совершенствование правового регулирования рынка ветеринарных товаров предусмотрено в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в За­кон Российской Федерации "О ветеринарии"», подготовленном весной 2001 г. по инициативе Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ для внесения в Государственную думу Российской Федерации.

Статья 11 проекта данного закона к полномочиям Российской Феде­рации в области ветеринарии также относит установление правил оборо- та лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ве­теринарного назначения, осуществление государственной обязательной сертификации и регистрации отечественных и импортных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок, оборудования ветеринарного на-

41

значения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию. Органы местного само­управления, в свою очередь, обязуются создавать условия для развития предпринимательской деятельности в области ветеринарии (ст. 13).

В статье 17 проекта закона закрепляется порядок оборота лекарст­венных средств, кормов и кормовых добавок только при наличии серти­фиката установленной формы. Лекарственные средства допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Все­российского центра качества ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.

Если эти и иные дополнения будут внесены в действующий закон «О ветеринарии», тем самым будут усилены элементы регулирования оборота ветеринарных товаров со стороны государства, хотя в целом ры­ночные основы движения средств ветеринарного назначения от произво­дителей к потребителям не подвергаются сомнению.

Аналогичные положения были закреплены в новом ветеринарном законодательстве бывших союзных республик, ставших суверенными го­сударствами. В числе первых новый закон «О ветеринарии»1 6 марта 1992 г. был принят в Киргизии. В нем рыночный характер оборота вете­ринарных товаров практически не нашел отражения, однако в статье 5 закона к компетенции органов государственной ветеринарии отнесены проведение контроля за производством лекарственных средств и биопре­паратов, регистрации и экспертизы импортных препаратов, предлагае­мых для применения в животноводстве, а также выдача лицензий (удо­стоверений, сертификатов) на право изготовления средств ветеринарного назначения и частную ветеринарную практику. Право на частную вете-

1 См.; Ветеринария. 1993. № 3. С.3-6.

42

ринарную практику, согласно статьи 11 закона, предоставляется только лицам, имеющим высшее и среднее ветеринарное образование.

На Украине закон «О ветеринарной медицине»1 был принят 25 июня 1992 г. В статьях 2 и 17 закона на органы государственной ветеринарной медицины возлагается контроль за применением ветеринарных препара­тов, а также проверка хранения и обезвреживания этих препаратов. За­прещается применять медикаменты, специальные кормовые добавки, микроэлементы, вакцины, другие биопрепараты и реагенты, не зарегист­рированные в фармакопее или фармакологической службе либо изготов­ленные с нарушением нормативной документации или правил их приме­нения. Для осуществления экспертной оценки эффективности средств, предназначенных для целей ветеринарной медицины, и их регистрации учреждена специальная фармакологическая комиссия (ст.25).

Рыночный характер оборота ветеринарных препаратов и иных средств в законе также не акцентируется, однако статья 29 оговаривает, что мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, кроме противоэпизоотических, лечение животных, лабораторные иссле­дования и иные услуги ветеринарного характера осуществляются за оп­лату согласно тарифам.

В Белоруссии закон «О ветеринарном деле»2 был принят несколько позже, 2 декабря 1994 г., и в нем наряду с общепринятыми нормами, по­священными государственному контролю над оборотом ветеринарных товаров, вводится понятие «ветеринарная служба юридических и физи­ческих лиц». Ее следует отличать от ведомственной ветеринарной служ­бы, сохраняющей свой государственный характер. Такую службу могут создавать любые юридические и физические лица независимо от формы собственности, то есть частная ветеринарная практика в данной случае

1 См.: Ветеринария. 1993. № 1. С.3-10.

2 См.: Ветеринария. 1996. № 1. С.3-8.

43

трактуется очень широко. Тем не менее, подобного рода ветеринарная служба должна осуществлять свою деятельность под контролем и мето­дическим руководством республиканского органа управления ветеринар­ным делом (ст. 11 закона). Возможно, для того, чтобы отличать государ­ственных ветеринарных врачей от частнопрактикующих, в статье 25 за­кона предусматривается обеспечение их бесплатной форменной одеждой.

Закон РФ «О ветеринарии» создал общее правовое поле для регули­рования оборота ветеринарных товаров в условиях перехода к рыночной экономике. Наряду с ним существенное значение для организации кон­троля за движением отдельных видов средств, используемых при враче­вании животных, имеют федеральный закон от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»1 и федеральный закон от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах»2.

Наркотические средства и психотропные вещества, выступая в каче­стве товаров в легальном обороте, объективно оказываются под особым контролем со стороны компетентных государственных органов. На нали­чие государственной монополии в данной сфере указывает пункт 1 ста­тьи 5 Закона о наркотических средствах. Поскольку в состав ветеринар­ных товаров входит ряд препаратов, относящихся к наркотическим сред­ствам и психотропным веществам, а субъекты ветеринарного предпри­нимательства представлены не только государственными унитарными предприятиями, но и иными организационно-правовыми формами, воз­никает вопрос об их правомочиях в этой области.

К сожалению, на данный вопрос закон не дает однозначного ответа. С одной стороны, наряду с компетентными органами федерального уров­ня субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст.219. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. Ст.3006.

44

наркотических средств, психотропных веществ и в области противодей­ствия их незаконному обороту (п.2 ст.6). Логично предположить, что деятельность таких органов должна регулироваться местным законода­тельством, в первую очередь различными подзаконными актами (инст­рукциями, положениями и др.)- Однако Закон о наркотических средствах, с другой стороны, в статье 7 однозначно устанавливает следующее:

«1. Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркоти­ческих средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции фе­деральные органы государственной власти.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­
тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного са­
моуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение
задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в
области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей
компетенции организуют исполнение законодательства Российской Фе­
дерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их
прекурсорах.

3. Негосударственные организации и объединения не вправе осуще­
ствлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области противодействия их неза­
конному обороту».

Тем самым субъекты ветеринарного предпринимательства, не отно­
сящиеся к системе Зооветснаба, лишаются определенных конкурентных
преимуществ, поскольку не могут участвовать в выработке правил регу-
_                  лирования оборота отдельных видов товаров.

Закон о лекарственных средствах конкретизирует пути осуществле­ния государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, включая (п.1 ст.5):

45

1) государственную регистрацию лекарственных средств;

2) лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных
средств;

3) аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обра­
щения лекарственных средств;

4) государственный контроль производства, изготовления, качества,
эффективности, безопасности лекарственных средств;

5) государственное регулирование цен на лекарственные средства.
Закон подчеркивает, что лекарственные средства, предназначенные

для лечения животных, также подлежат государственной регистрации федеральным органом контроля качества лекарственных средств (п.1 ст. 19). Следовательно, в данном случае та часть рынка ветеринарных то­варов, которая представлена лекарствами, вакцинами и др., утрачивает свои институциональные основания и рассматривается в качестве со­ставного элемента рынка медицинских товаров.

В соответствии с Законом о лекарственных средствах органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации наделены достаточ­но широким кругом полномочий, в том числе они:

1) разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспе­
чения населения субъектов Российской Федерации лекарственными
средствами;

2) проводят экспертизу экологической безопасности производства ле­
карственных средств на территориях субъектов Российской Федерации;

3) проводят экспертизу санитарно-эпидемиологической безопасно­
сти производства лекарственных средств на территориях субъектов Рос-
 сийской Федерации.

Закон разводит понятия «производство лекарственных средств» и «изготовление лекарственных средств». Под производством понимается серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами

46

организации производства и контроля качества лекарственных средств,
утвержденными федеральным органом контроля качества лекарствен-
^                  пых средств. Оно осуществляется предприятиями — производителями ле-

карственных средств, имеющими соответствующие лицензии (пп.1-2 ст. 13). Что касается изготовления лекарственных средств, то оно осуще­ ствляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, заре­гистрированных в Российской Федерации. Изготовление лекарственных средств осуществляется в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления лекарствен­ных средств, утвержденным федеральным органом контроля качества ле­карственных средств (пп.1-2 ст. 17).

Наряду с перечисленными законами отдельные нормы и положения, направленные на регулирование оборота ветеринарных товаров и связан­ных с этим общественных отношений, содержат такие акты, как закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»1, закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и ряд других.

Подзаконные акты также представляют собой юридически оформ­
ленную волю государственных органов и издаются в пределах компетен­
ции данных органов в соответствии с законом либо на его основе и во
исполнение. Ведущее место среди них занимают указы Президента РФ,
издаваемые в дополнение и развитие законов, а также при наличии в них
пробелов и при необходимости оперативного установления оперативных
норм. В частности, в процесс формирования и регулирования рынка ве­
теринарных товаров свой вклад внесли, помимо уже упоминавшихся,
указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государствен-
«                  ной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Рос-

сийской Федерации», указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. «О мерах

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст.7б6. :Там же. 1993. № 26. Ст.96б.

47

по устранению административных барьеров при развитии предпринима­тельства»1 и др.

Постановления Правительства РФ издаются в пределах его компе­тенции в развитие и исполнение законов, а также, в ряде случаев, указов Президента РФ. Среди них можно выделить постановление Правительст­ва РФ от 3 апреля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензирова­нии ветеринарной деятельности в Российской Федерации»2, согласно ко­торому необходимо обязательно получать лицензию на осуществление производства и реализации препаратов ветеринарного назначения, изго­товляемых предприятиями, лабораториями, цехами (п.З). Правительст­венными постановлениями также были утверждены Положение о Депар­таменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Фе­дерации (от 16 ноября 1993 г.), Положение о государственном ветери­нарном надзоре в Российской Федерации (от 19 июня 1994 г.)3, Правила оказания платных ветеринарных услуг (от 6 августа 1998 г.)4 и др.

Гораздо более емкую группу источников правового регулирования рынка ветеринарных товаров составляют такие подзаконные акты, как постановления, решения, письма, инструкции федеральных министерств и ведомств. К примеру, указание Государственного таможенного коми­тета РФ от 29 июля 1992 г. «Об экспорте и импорте ветеринарных биоло­гических и химических материалов»5 не просто содержало перечень раз­личных средств и препаратов, относимых к ветеринарным товарам, но и предписывало разрешать их ввоз в Российскую Федерацию или вывоз за рубеж указанных грузов только при наличии письменного разрешения

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.№ 11. Ст.1194; 1998.№27. Ст.3148.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1634.

3 См.: Ветеринария. 1994. № 2. С.3-5; № 9. С.3-7.

4 См.: Российская газета. 1998. 21 августа.

5 См.: Российские вести. 1993. 1 апреля.

48

Главного управления ветеринарии Минсельхозпрода РФ. Тематически к нему примыкает Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопрово­дительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы1, утвер­жденная тем же министерством 12 апреля 1997 г. Потребности домашних животных в лекарствах и специальных кормах зарубежного производства были учтены в письме Минсельхозпрода РФ от 30 августа 1995 г. «О по­рядке оформления импорта ветеринарных препаратов и кормов для не­продуктивных животных» (документ опубликован не был).

Госстандарт РФ в соответствии с законами РФ «О сертификации про­дукции и услуг» и «О ветеринарии», а также рядом других нормативных актов, своим постановлением от 22 января 1997 г. утвердил Правила про­ведения сертификации ветеринарных препаратов»2. В них отмечалось, что:

«2.2. Сертификация проводится на соответствие требованиям, обес­печивающим безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества людей, для животных и окружающей среды, а также биологическую эф­фективность действия препаратов на животных в соответствии с их на­значением.

2.3. Обязательной сертификации подлежат ветеринарные препараты и средства по уходу за животными (далее продукция) серийного произ­водства или их партии, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации».

В свою очередь приказ Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия РФ от 2 декабря 1997 г. «О сертификации ветеринарных пре­паратов и кормов животного происхождения» (документ опубликован не был) зафиксировал факты нарушений принципа государственного кон-троля за оборотом ветеринарных товаров. В частности, в нем отмечалось, оформление и выдача сертификатов на ветеринарные препараты и корма

1 См.: Курьер. 1997. 6 июня.

2 См.: Курьер. 1997. 28 октября.

49

животного происхождения осуществлялись организациями не ветеринар­ного профиля, а также организациями, аккредитованными без участия представителей Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ. Все это в лишний раз свидетельствовало о том, что переход к рыночным ме­тодам хозяйствования при ослаблении регулирующей роли государства способствовал превращению в «товар» даже контрольных функций ком­петентных органов, в том числе и в сфере ветеринарного надзора.

Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ принимаются в развитие федеральных законов и иных нормативных ак­тов и не должны им противоречить. В числе данных актов выделяются постановление Правительства Свердловской области от 30 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства области от 07.06.96 № 454-п "О нормативных актах, регламентирующих деятельность в сфере торговли и общественного питания на территории Свердловской области"», постановление Главы города Екатеринбурга от 4 апреля 1996 г. «Об утверждении правил торговли кормами и кормовы­ми добавками для домашних животных»1.

В этих постановлениях, в частности, закрепляется порядок торговли отдельными видами ветеринарных товаров на территории Свердловской области, в том числе г. Екатеринбурга. Помимо этого, отдельные вопро­сы регулирования местного рынка ветеринарных товаров нашли отраже­ние в других нормативных актах областных органов власти и управления и органов местного самоуправления.

Вместе с тем с удовлетворением можно констатировать, что област­ные законодатели не сочли нужным принять местный закон о ветерина- рии. Простое знакомство с текстами законов Кемеровской области «О ве­теринарии» и Иркутской области «О государственной ветеринарной

См.: Текущий архив Управления ветеринарии Свердловской области.

50

службе Иркутской области», представленными в Интернете, свидетель­ствует, что они лишь дублируют нормы федерального законодательства, не внося в них ничего нового в плане региональной специфики. В силу того, какую социальную значимость придает ветеринарному делу госу­дарство, это неизбежно, а региональные особенности оборота средств врачевания животных в лучшем случае могут найти отражение только в местных подзаконных актах и инструктивных материалах.

В такую группу источников правового регулирования рынка ветери­нарных товаров, как локальные нормативные акты, входят учредитель­ные документы субъектов предпринимательства в данной сфере, правила внутреннего распорядка и т.д. В них отражаются нюансы непосредствен­ной деятельности, связанной с производством и реализацией средств ве­теринарного назначения.

Помимо нормативных актов регуляторами предпринимательских правоотношений на рынке ветеринарных товаров являются обычаи дело­ вого оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо об­ласти предпринимательской деятельности правила поведения (ст.5 ГК).

Исходя из сжатого обзора нормативных актов, можно утверждать, что в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования оборота ветеринарных товаров, учитывающая их специ­фику как объектов прямого государственного регулирования, несмотря на рыночный характер их оборота. Вместе с тем следует иметь в виду, что всякое законодательство по определению несовершенно и нуждается в постоянной корректировке с тем, чтобы принципы функционирования рынка ветеринарных товаров оставались в рамках правового поля, не­смотря на изменения экономической конъюнктуры в целом.

Главный недостаток действующего законодательства, на наш взгляд, заключается в том, что ветеринарные товары как объект правового регу­лирования не представляют собой самодостаточное явление. В ряде случа-

51

ев они рассматриваются как часть средств и изделий медицинского назна­чения, и на них распространяются те же нормы, что и на лекарства и дру­гие товары, предназначенные для лечения людей. Однако в других ситуа­циях их выделяют в отдельную группу и применяют к ним особые правила регулирования оборота. Подобная двойственность, усложняющая условия ведения предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, свиде­тельствует о том, что ветеринарные товары до настоящего времени еще не получили законченного институционального оформления.

§ 3. Организация предпринимательской деятельности в сфере реализации товаров ветеринарного назначения

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоя­тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистри­рованными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК). Хотя формально, как указывает И.В. Дойников, от предпринимательской деятельности в отечественном гражданском праве принято отличать ин­дивидуально-трудовую или ремесленническую деятельность (услуги портного, парикмахера, фотографа и т.п.) , практикующий самостоятель­но врач-ветеринар по своему статусу является скорее индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица (ст.23 ГК). В этом плане субъекты предпринимательства в сфере реализации товаров ветеринарного назначения образуют три группы в зависимости от формы собственности



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институциональные особенности ветеринарных товаров в условиях переходной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)