СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ В условиях перманентного кризиса, сказывающегося в том числе и на организации и проведении ветеринарных мероприятий, происходят существенные изменения в структуре рынка ветеринарных товаров, его ассортиментном наполнении. Во многом это связано с перестройкой источников финансирования оборота средств врачевания животных. Необходимы новые, обоснованные и эффективные, формы организации ветеринарного обслуживания, учитывающие финансовые интересы как владельцев животных, так и лиц, предоставляющих соответствующие товары и услуги. § 1. Динамика товарных потоков в системе Зооветснаба Ведущей особенностью советской ветеринарии являлось то, что главным объектом деятельности ветеринарной службы являлось общественное поголовье колхозов и совхозов . Обслуживание домашних животных, в том числе и в городах, хотя и практиковалось, но занимало подчиненное положение. Соответственно, предприятия и организации системы Зооветснаба выступали монополистами в процессе снабжения подразделений государственной ветеринарной сети и ветеринарных служб на сельскохозяйственных предприятиях. Следует отметить, что руководители советской ветеринарии самокритично признавали, что к концу 80-х — началу 90-х годов государственная система ветеринарного 1 См.: Гинзбург А.Г. Организация и планирование ветеринарного дела. С. 11. 135 снабжения обеспечивала потребность в средствах врачевания животных на 50-55%'. Переход к современной экономической реформе оказал двоякое воздействие на ситуацию в системе Зооветснаба. Во-первых, государственная сеть ветеринарного снабжения утратила монопольное положение, так как с развитием ветеринарного предпринимательства появились и различные альтернативные каналы приобретения (поставки) средств врачевания животных и т.д. Во-вторых, резко изменилось финансово-экономическое положение основных клиентов системы Зооветснаба -крупных сельскохозяйственных предприятий. Усиление кризиса в АПК России остается фактом, и в качестве ведущих причин провала современной аграрной реформы называют: поспешность преобразований; ошибочность в выборе приоритетов; отсутствие научно обоснованной стратегии; отказ от государственного регулирования сельскохозяйственного производства и аграрного рынка в це-лом . С некоторой долей условности можно согласиться лишь с тем, что органы власти и управления неоднократно, особенно в первой половине 90-х годов, пытались искусственно ускорить ход непосредственно преобразований, однако, говоря о приоритетах, нельзя признать соответствующим реальности утверждение о стремлении реформаторов к повсеместно заменить крупные сельхозпредприятия фермерскими хозяйствами. Спорными остаются и ссылки на отсутствие стратегии реформы и неучастие государства в ее реализации. 1 См.: Касюк В.И., Новгородов В.П. Улучшение снабжения хозяйств лечебно-профилактическими 2 См.: Гордеев А. Курсом стабилизации и развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2000. 136 Руководство России имело возможность при принятии решений по аграрным проблемам опираться не на идеологические установки, а на складывающиеся приоритеты. Согласно данным проведенного в сентябре 1990 г. Главным управлением науки и технического прогресса Министерства сельского хозяйства РСФСР опроса, предпочтение сложившимся формам организации производства отдали 30 %, сочетанию различных форм хозяйствования - 34 %, крестьянским (фермерским) хозяйствам -17 % опрошенных. 45 % выступили за ликвидацию колхозов и совхозов, в первую очередь экономически слабых. О допущении частной собственности на землю сообщили 51 %, а использования наемного труда - 65 % респондентов1. Если рассматривать частную собственность на землю не как политический лозунг или «вещь в себе», то она выступала необходимым условием достижения оптимальных размеров хозяйств и обеспечения эффективной концентрации сельхозугодий и производственных фондов с ориентацией на потребителя сельскохозяйственной продукции. В данной ситуации Верховный Совет РСФСР занял радикальную позицию, приняв в ноябре 1990 г. законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе»2. Главной особенностью перехода к активным действиям по осуществлению глобальной экономической реформы на рубеже 1991-1992 гг. было то, что традиционные политические институты потеряли способность обеспечивать эффективный контроль над ситуацией в народном хозяйстве. Институционально слабое правительство реформаторов имело огра- 1 Результаты опроса содержатся в: Алтухов И.А. Реформа экономических отношений в сельском хо- 2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. 137 ничейную свободу маневра и было вынуждено неадекватно реагировать на разнонаправленные разрушительные процессы в обществе и экономи-ке. При этом главная опасность виделась не в продолжающемся с конца 80-х годов спаде производства, а в крупных диспропорциях в денежных потоках и растущем «инфляционном навесе». В этих условиях аграрные преобразования утратили приоритетный характер, хотя и были подкреплены новой нормативной базой. Ее составили указы Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. и «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992 г., постановления Правительства «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» от 28 декабря 1991 г., «О мерах по выполнению Закона РСФСР "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами"» от 29 декабря 1991 г., «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. и «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году от 24 января 1992 г.1, а также ряд подзаконных актов. Содержание данных указов и постановлений свидетельствовало о том, что правительство, озабоченное финансовой стабилизацией, ориентировалось в аграрной сфере на развитие и конкретизацию начинаний, одобренных Вторым (внеочередным) съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В частности, устанавливались определенные сроки реорганизации колхозов и совхозов: убыточных в течение I квартала 1992 г., остальных - к 1 января 1993 г. Запускался механизм платы за землю и контроля за рациональным землепользованием. Сохранение в соответствии с президентским указом от 4 января 1992 г. практики обяза- См.: Аграрная реформа в России: Документы и материалы. М: Республика, 1992. С.23-40, 75-78. 138 тельных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции в размере до 25-45 % среднегодового производства в 1986-1990 гг. объяснялось обязанностями государства по обеспечению продовольствием наиболее социально незащищенных слоев населения, жителей Крайнего Севера и созданию государственных продовольственных резервов. Определенную сложность представляла собой организация материально-технического обеспечения села, особенно с учетом декларируемой приоритетности данной сферы. Правительственное постановление от 29 декабря 1991 г. устанавливало переходный период, в течение которого часть ресурсов по-прежнему распределялась государственными органами, а другая - реализовывалась в порядке свободной торговли. Особое отношение к фермерскому движению нашло отражение в заложенной в постановление от 24 января 1992 г. ориентации на обеспечение первоочередных поставок крестьянским хозяйствам не менее 30 % материально-технических ресурсов, поставляемых селу. Провал программы финансовой стабилизации не просто дополнительно ослабил внимание правительства к ходу аграрной реформы, но и усилил кризисные явления в АПК. Сезонный характер производства в условиях быстротекущей инфляции поставил даже прежде высокорентабельные хозяйства в положение потенциальных банкротов. Соотношение индексов по-прежнему регулируемых государством закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и высвобождение цен на продукцию промышленности уменьшилось с 0,83 в 1991 г. до 0,53 в 1992 г. и сохранило тенденцию к уменьшению в дальнейшем. Выбытие основных производственных фондов превысило их ввод в четыре раза. Вопреки решениям Второго (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР доля АПК в расходной части федерального бюджета снизилась к 1994 г. до 8,5 %'. 1 См.: Сельская жизнь. 1993. 12 авг.; 1994. 1 июля. 139 Нехватка материально-технических ресурсов в размерах, превышающих допустимые пределы, объективно вела к нарушению технологии по всей производственной цепочке. Кроме того, опережающий рост цен на энергоносители подталкивал сельскохозяйственные предприятия к пересмотру структуры производства в сторону увеличения доли менее энерго-и трудоемких видов продукции часто даже в ущерб нормальной жизнедеятельности человека и животных. Начальник Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России В.М. Авилов указывал, что начало 90-х годов было отмечено следующими структурными и организационными изменениями в области ветеринарии и агробиологической промышленности: «Во-первых, резко сократилось бюджетное финансирование на проведение противоэпизоотических мероприятий. Во-вторых, уменьшился заказ на производство практически всех видов вакцин и диагностикумов. В-третьих, наличие неплатежей за отгруженную продукцию отрицательно сказывается на финансовом положении биологических предприятий»1. Отсюда - резко меняется не только объем заказов, но и товарная структура поставляемых через государственную ветеринарную сеть средств врачевания животных. В таблице 8 приведены данные годовых отчетов по товарообороту, составляемых Свердловским областным объединением «Зооветснаб». Видно, что к середине 90-х годов, когда была достигнута определенная экономическая стабилизация, а инфляция уменьшилась до более-менее приемлемых масштабов, структура поставляемых областным Зооветснабом ветеринарных товаров изменилась кардинальным образом. Если перед началом реформы медикаменты, дез-средства и биопрепараты, то есть все то, без чего невозможно ни лечение 1 См.: Авилов В.М. Состояние и задачи агробиологической промышленности в обеспечении стойкого противоэпи^оотнческого благополучия Российской Федерации // Ветеринария. 1996. № 8. С.7. 140 животных, ни проведение противоэпизоотических мероприятий, составляло в составе товарной массы менее 50 %, то в 1996 г. - около 90 %. При этом хозяйства явно экономили на дезинфекции и профилактике (доля де-зинфектантов и биопрепаратов сократилось в среднем вдвое), но вынуждены были приобретать непропорционально подорожавшие медикаменты, поскольку заболевшие животные требовали безусловного лечения. Таблица 8 Структура товарооборота в Свердловском областном объединении «Зооветснаб» В процентах
Таблица составлена по материалам текущего делопроизводства Свердловского областного объединения «Зооветснаб». Другими товарными группами, попавшими под экономию, стали вспомогательные материалы зоотехнического и медицинского назначения, а также лабораторное оборудование. При этом, несомненно, страдало качество ветеринарного обслуживания поголовья, однако у сельхозпредприятий не оставалось выбора между приобретением жизненно необходимых лекарств или шприцов. Показательно, что при искусственно завышенном курсе рубля по отношению к доллару США областной Зооветснаб даже имел возможность покупать компьютерную технику, однако масштабы закупок свидетельствуют о том, что она приобреталась в лучшем случае для центрального офиса объединения. 141 В условиях экономического подъема начала 2000-х годов доля дез-средств и биопрепаратов в товарообороте областного Зооветснаба устойчиво возрастает, что вполне объяснимо усилением заботы государства о ветеринарном благополучии общественного поголовья, однако не может не настораживать тот факт, что расходы на вспомогательные материалы остаются на том же низком уровне. С учетом имеющегося в хозяйствах оборудования и нехватки расходных материалов применение лекарств и других препаратов оказывается не столь эффективным, поэтому руководству Свердловского областного объединения «Зооветснаб» следовало бы рационализировать структуру товарооборота в данном направлении. Таким образом, динамика товарной структуры средств врачевания животных, реализуемых через традиционную систему Зооветснаба, подчинялась не логике целесообразности, а детерминировалась кризисными явлениями, сопровождавшими рыночные преобразования в России. Поскольку, с учетом высокой социальной значимости ветеринарных товаров и специфики крупнотоварного сельскохозяйственного производства, упразднение государственной системы снабжения не представляется возможной даже в отдаленной перспективе, то региональным подразделениям Зооветснаба следует сосредоточить свои усилия на гармонизации своего товарооборота с тем, чтобы сельхозпредприятия были обеспечены не только основными, но и вспомогательными материалами для проведения ветеринарных мероприятий. § 2. Товарная структура негосударственной сети ветеринарных аптек Субъекты ветеринарного предпринимательства, не входящие в систему Зооветснаба, превратились в реальную хозяйственную силу только к середине 90-х годов ушедшего столетия, поэтому динамика структуры товарооборота в негосударственной сети ветеринарных аптек может быть 142 прослежена только в пределах ограниченного периода времени. Тем не менее, пример Свердловской области, и особенно Екатеринбурга, в этом отношении весьма показателен. Статистика свидетельствует, что Уральский экономический район (в составе Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской областей, Республики Башкортостан и Удмуртской республики) занимает в стране второе место по развитию зообизнеса, уступая только Центральному району. При этом Свердловская область лидирует в УЭР по числу зооторговых точек (288 из 1066 или 27,0 %), а также по числу собак и кошек (27,0 % от общей численности учтенных и в том, и в другом случае). В свою очередь, г. Екатеринбург занимает первое место среди 5 уральских городов, входящих в так называемую «Российскую двадцатку» (84 зооторговые точки из 339 или 24,8 %; 24,9 % собак и 23,3 % кошек от общей численности учтенных) . Недостатком данного рейтинга является тот факт, что в нем не учитываются прочие домашние животные, к которым относятся также аквариумные и прудовые рыбки, белки, голуби, попугаи, хомяки, черепахи и прочие живые существа, проживающие в городских условиях рядом с человеком и нуждающиеся в ветеринарном обслуживании. В частности, ветеринарная аптека № 1 сети «Согласие» в первый год своей работы принимала участие в оказании лечебной помощи львам, прудовым карпам, пчелам и обезьянам. Однако в любом случае к началу 2000-х годов в Российской Федерации уже выделились регионы-лидеры в сфере зообизнеса, и сеть ветеринарных аптек «Согласие» может служить примером того, как менялась структура ассортимента ветеринарных товаров, по- ставляемых и реализуемых вне системы Зооветснаба. 1 Подсчитано по: Павлов М. Зоогеография России // ЗооМсдВет-информ. 2002. № 5. С.З. 143 Поскольку негосударственные ветеринарные аптеки ведут учет и отчетность по более укрупненным показателям, содержательно ассортимент предлагаемых ими веттоваров можно разбить на три группы: лекарства (включая вакцины и прочие препараты); предметы зооветеринарного назначения (включая шампуни для домашних питомцев, лечебные ошейники и т.д.); корма для домашних животных. Тем самым учитывается специфика потребительского спроса, существенно отличающегося от того, что может предложить система Зооветснаба. В таблице 9 отражена динамика структуры ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие» с момента ее возникновения. Рост показателей в денежном выражении объясняется не только инфляцией, но и реальным увеличением объема продаж по мере расширения сети. Если в 1996 г. имелась всего одна ветеринарная аптека, то к 1999 г. их число достигло пяти, и в настоящее время состав торговых точек сети «Согласие» представляется оптимальным. Таблица 9 Структура ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие» На конец года; в тыс. деноминированных руб.
Таблица составлена по материалам текущей отчетности сети ветеринарных аптек «Согласие» 144 Общие изменения экономической конъюнктуры и потребительского выбора, характерные для российской действительности во второй половине 90-х - начале 2000-х годов, отразились и на динамике структуры ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие» (см. рис. 5). Иллюзия начавшейся якобы стабилизации, усиленно пропагандируемая российским правительством в 1996-1997 гг., стимулировала расширение спроса на те группы ветеринарных товаров, которые в условиях социалистической экономики либо отсутствовали в продаже вообще, либо были дефицитными. Это касается как разнообразных предметов зооветеринарного назначения, так и кормов. Следует учитывать при этом, что данные группы ветеринарных товаров поступали на местный рынок преимущественно по импорту, поскольку отечественное производство товаров-аналогов или отсутствовало, или по своим параметрам не соответствовало сложившимся критериям потребительского спроса.
•Лекарства (включая вакцины) Предметы зооветеринарного назначения Корма для домашних животных 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Рис. 5. Структура ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие» В данном случае наглядно проявилась тенденция, отражающая изменения в психологии потребителя ветеринарных товаров. Как указывает С. Катасонов, зообизнес базируется на любви человека к своим домаш- 145 ним питомцам (pets). Годовой объем продаж кормов и товаров для ухода долларов США в год и в перспективе может вырасти до 500-600 млн. долларов США. Уже сейчас до 70 % домашних собак и кошек в Москве в той или иной степени питаются промышленными кормами1. Соответственно, по мере восстановления прежней покупательной способности после дефолта 1998 г. городские владельцы домашних животных стали вновь увеличивать в структуре приобретаемых ветеринарных товаров долю предметов зооветеринарного назначения и кормов. Разные темпы прироста доли той и другой группы объясняются тем, что в первой наряду с быстрорасходуемыми материалами (спецшампуни и др.) содержатся и предметы длительного пользования, а приобретение кормов для домашних любимцев носит регулярный и возрастающий характер. Кроме того, на данный показатель влияет и такой фактор, как на-циональное происхождение товара, поскольку импортные предметы по уходу за животными, как правило, значительно дороже. Ориентация владельцев домашних животных либо на импортные, та: 1 См.: Катасонов С. Нечеловеческий бизнес // Коммерсанть-Деньги. 2001. № 40. С.ЗЗ, 35. 146 П (1)
n (2) Где Кра„ - коэффициент разнообразия ассортимента отечествен-: ных ветеринарных товаров; Краи - коэффициент разнообразия ассортимента импортных ветеринарных товаров; ОТу- количество видов i отечественного ветеринарного това- рау в продаже; ИТу- количество видов / импортного ветеринарного товара у в продаже; п - общее число анализируемых товарных позиций. В качестве примера можно сопоставить разнообразие ассортимента в трех уже известных торговых предприятиях г. Екатеринбурга, занимающихся реализацией ветеринарных товаров (см. табл. 10). Данные получены путем анализа прейскурантов и приведены к средним показателям по аптечным сетям. В результате расчетов установлено, что для ветеринарных аптек сети «Согласие» Крао - 8,0; Краи = 15,0; для зоомагазинов сети «Компаньон» КРао = 17,1; КРаи = Ю,9; для ветеринарных аптек сети «Лекарства Урала» Крао = 8,9; КРаи = 8,0. Из этого следует, что сети «Согласие» при данном ассортименте объективно необходимо ориентироваться на покупателей с высокими доходами, предпочитающими приобретать более качественные 147 и дорогие импортные ветеринарные товары. Зоомагазины сети «Компаньон» занимают противоположную позицию, а аптеки сети «Лекарства Урала» - промежуточное положение. Таблица 10 Видовое разнообразие ассортимента в ветеринарных аптечных сетях г. Екатеринбурга <э (всего видов; на 1 октября 2001 г.)
Таблица составлена по материалам текущей отчетности ветеринарных аптек 148 Вместе с тем возникает вопрос, насколько подобная ситуация ти более миллиона жителей (идентичность картины здесь подтверждается со слов ветеринарных предпринимателей - руководителей аптечных сетей), а с таким мегаполисом, как Москва. Специфика мегаполисов вообще, и Москвы - в частности, заключается в том, что там, как правило, шире прослойка среднего класса и выше доходы всех групп населения. Это отражается на ценах, в том числе и на средства по уходу за домашними животными. Если в Екатеринбурге упаковка шампуня для кошек «Гамма» стоит в среднем 20 руб., то в Москве - от 22 до 38 руб., «Друг» - 8 руб. и от 9 до 18 руб. соответственно и т.д. В среднем цены на аналогичные товары в московских ветеринарных аптеках в 1,5 раза выше, чем в екатеринбургских1. Ещё более показательно сопоставление товарного ассортимента и объемов продаж. На рис. 6 отображены результаты обследования 30 московских ветеринарных аптек, проведённого на примере шампуней для собак в августе 2002 г., и 10 выше упомянутых екатеринбурских пунктов реализации ветеринарных товаров (сети ветеринарных аптек «Согласие» и «Лекарства Урала», зоомагазины сети «Компаньон»). Видно, что в Москве лидерами продаж являются более дорогие шампуни «Гамма», «Зоо-шампунь» и «Beaphar Bea», которые приобретаются в аналогичных масштабах и в Екатеринбурге. Однако наряду с этим в московских ветеринарных аптеках представлены и пользуются спросом также дорогие шампуни «для среднего класса» марок «Bolfo», «Eight in one», «Shaws» и др., практически отсутствующие в Екатеринбурге. Зато среди екатеринбургских владельцев собак большим спросом пользуются дешевые шам- 1 См.: Павлов М. Средства по уходу за шерстью: обзор рынка розничных цен // ЗооВетМед-информ. 2002. № 9. С.5. 149 пуни марок «Чистотел», «Дис» и «Дэзи», имеющие в Москве гораздо более скромные объемы продаж, а также «Серия 42», «Лягушка», «Пушок», «Гав» и «Мяу», в московском исследовании вообще не учтённые (за исключением «Гав»). Иными словами, в регионах потребитель такого подвида ветеринарных товаров, как средства по уходу за домашними животными, вследствие меньших доходов ориентируется не на московские приоритеты, а на более дешевый ассортимент местных ветеринарных аптек. 120,00%------- 100,00% 60,00%J 40,00% -20,00% i 0,00% J.J.J S..EUE-,-
V >v -o^ Рис. 6. Сопоставление ассортимента шампуней для собак в московских и екатеринбургских ветеринарных аптеках В целом можно сделать вывод, что динамика ассортимента в негосударственных ветеринарных аптеках определяется совершенно иными 150 причинами, нежели в системе Зооветснаба. Приобретение владельцами домашних животных лекарств в данном случае носит хотя и безусловный, но не абсолютно приоритетный характер. Любое повышение покупательной способности позволяет им расширять закупки средств по уходу за своими любимцами, делая выбор не между «за» или «против» покупки вообще, а в пользу отечественного или импортного товара. Еще более явственно различие между системой Зооветснаба и негосударственными ветеринарными аптеками проявляется в вопросах финансового обеспечения оборота ветеринарных товаров.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |