Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ

В условиях перманентного кризиса, сказывающегося в том числе и на организации и проведении ветеринарных мероприятий, происходят существенные изменения в структуре рынка ветеринарных товаров, его ассортиментном наполнении. Во многом это связано с перестройкой ис­точников финансирования оборота средств врачевания животных. Необ­ходимы новые, обоснованные и эффективные, формы организации вете­ринарного обслуживания, учитывающие финансовые интересы как вла­дельцев животных, так и лиц, предоставляющих соответствующие това­ры и услуги.

§ 1. Динамика товарных потоков в системе Зооветснаба

Ведущей особенностью советской ветеринарии являлось то, что главным объектом деятельности ветеринарной службы являлось обще­ственное поголовье колхозов и совхозов . Обслуживание домашних жи­вотных, в том числе и в городах, хотя и практиковалось, но занимало подчиненное положение. Соответственно, предприятия и организации системы Зооветснаба выступали монополистами в процессе снабжения подразделений государственной ветеринарной сети и ветеринарных служб на сельскохозяйственных предприятиях. Следует отметить, что руководители советской ветеринарии самокритично признавали, что к концу 80-х — началу 90-х годов государственная система ветеринарного

1 См.: Гинзбург А.Г. Организация и планирование ветеринарного дела. С. 11.

135

снабжения обеспечивала потребность в средствах врачевания животных на 50-55%'.

Переход к современной экономической реформе оказал двоякое воз­действие на ситуацию в системе Зооветснаба. Во-первых, государствен­ная сеть ветеринарного снабжения утратила монопольное положение, так как с развитием ветеринарного предпринимательства появились и раз­личные альтернативные каналы приобретения (поставки) средств враче­вания животных и т.д. Во-вторых, резко изменилось финансово-экономическое положение основных клиентов системы Зооветснаба -крупных сельскохозяйственных предприятий.

Усиление кризиса в АПК России остается фактом, и в качестве ве­дущих причин провала современной аграрной реформы называют: по­спешность преобразований; ошибочность в выборе приоритетов; отсут­ствие научно обоснованной стратегии; отказ от государственного регу­лирования сельскохозяйственного производства и аграрного рынка в це-лом . С некоторой долей условности можно согласиться лишь с тем, что органы власти и управления неоднократно, особенно в первой половине 90-х годов, пытались искусственно ускорить ход непосредственно преоб­разований, однако, говоря о приоритетах, нельзя признать соответст­вующим реальности утверждение о стремлении реформаторов к повсеме­стно заменить крупные сельхозпредприятия фермерскими хозяйствами. Спорными остаются и ссылки на отсутствие стратегии реформы и неуча­стие государства в ее реализации.

1 См.: Касюк В.И., Новгородов В.П. Улучшение снабжения хозяйств лечебно-профилактическими
 средствами // Ветеринария. 1999. № 11. С.З.

2 См.: Гордеев А. Курсом стабилизации и развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2000.
№ 4. С.3-4; Савченко Е. Выбор приоритетов аграрной политики России в современных условиях //
АПК: экономика, управление. 2000. № 3. С.3-4; Ушачсв Н. Основные положения концепции аграрной
политики России // АПК: экономика, управление. 2000. № 2. С.3-4; и др.

136

Руководство России имело возможность при принятии решений по аграрным проблемам опираться не на идеологические установки, а на складывающиеся приоритеты. Согласно данным проведенного в сентябре 1990 г. Главным управлением науки и технического прогресса Мини­стерства сельского хозяйства РСФСР опроса, предпочтение сложившим­ся формам организации производства отдали 30 %, сочетанию различных форм хозяйствования - 34 %, крестьянским (фермерским) хозяйствам -17 % опрошенных. 45 % выступили за ликвидацию колхозов и совхозов, в первую очередь экономически слабых. О допущении частной собствен­ности на землю сообщили 51 %, а использования наемного труда - 65 % респондентов1.

Если рассматривать частную собственность на землю не как полити­ческий лозунг или «вещь в себе», то она выступала необходимым усло­вием достижения оптимальных размеров хозяйств и обеспечения эффек­тивной концентрации сельхозугодий и производственных фондов с ори­ентацией на потребителя сельскохозяйственной продукции. В данной си­туации Верховный Совет РСФСР занял радикальную позицию, приняв в ноябре 1990 г. законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе»2.

Главной особенностью перехода к активным действиям по осущест­влению глобальной экономической реформы на рубеже 1991-1992 гг. бы­ло то, что традиционные политические институты потеряли способность обеспечивать эффективный контроль над ситуацией в народном хозяйст­ве. Институционально слабое правительство реформаторов имело огра-

1 Результаты опроса содержатся в: Алтухов И.А. Реформа экономических отношений в сельском хо-
 зяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1991. № 6. С.5;
Шутьков А., Богдановский В. Социально-экономические проблемы земельной реформы // АПК: эко­
номика, управление. 1991. № 1. С. 18-27.

2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26.
Ст.324, 327.

137

ничейную свободу маневра и было вынуждено неадекватно реагировать на разнонаправленные разрушительные процессы в обществе и экономи-ке. При этом главная опасность виделась не в продолжающемся с конца 80-х годов спаде производства, а в крупных диспропорциях в денежных потоках и растущем «инфляционном навесе».

В этих условиях аграрные преобразования утратили приоритетный характер, хотя и были подкреплены новой нормативной базой. Ее состави­ли указы Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. и «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992 г., постановления Правительства «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» от 28 декабря 1991 г., «О мерах по выполнению Закона РСФСР "О приоритетном обеспечении агропромышленного ком­плекса материально-техническими ресурсами"» от 29 декабря 1991 г., «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. и «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году от 24 января 1992 г.1, а также ряд подзаконных актов.

Содержание данных указов и постановлений свидетельствовало о том, что правительство, озабоченное финансовой стабилизацией, ориен­тировалось в аграрной сфере на развитие и конкретизацию начинаний, одобренных Вторым (внеочередным) съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В частности, устанавливались определенные сроки реорганизации колхозов и совхозов: убыточных в течение I квар­тала 1992 г., остальных - к 1 января 1993 г. Запускался механизм платы за землю и контроля за рациональным землепользованием. Сохранение в соответствии с президентским указом от 4 января 1992 г. практики обяза-

См.: Аграрная реформа в России: Документы и материалы. М: Республика, 1992. С.23-40, 75-78.

138

тельных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции в размере до 25-45 % среднегодового производства в 1986-1990 гг. объяс­нялось обязанностями государства по обеспечению продовольствием наиболее социально незащищенных слоев населения, жителей Крайнего Севера и созданию государственных продовольственных резервов.

Определенную сложность представляла собой организация матери­ально-технического обеспечения села, особенно с учетом декларируемой приоритетности данной сферы. Правительственное постановление от 29 декабря 1991 г. устанавливало переходный период, в течение которого часть ресурсов по-прежнему распределялась государственными органа­ми, а другая - реализовывалась в порядке свободной торговли. Особое отношение к фермерскому движению нашло отражение в заложенной в постановление от 24 января 1992 г. ориентации на обеспечение перво­очередных поставок крестьянским хозяйствам не менее 30 % материаль­но-технических ресурсов, поставляемых селу.

Провал программы финансовой стабилизации не просто дополни­тельно ослабил внимание правительства к ходу аграрной реформы, но и усилил кризисные явления в АПК. Сезонный характер производства в ус­ловиях быстротекущей инфляции поставил даже прежде высокорента­бельные хозяйства в положение потенциальных банкротов. Соотношение индексов по-прежнему регулируемых государством закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и высвобождение цен на продукцию промышленности уменьшилось с 0,83 в 1991 г. до 0,53 в 1992 г. и сохра­нило тенденцию к уменьшению в дальнейшем. Выбытие основных произ­водственных фондов превысило их ввод в четыре раза. Вопреки решениям Второго (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР доля АПК в расходной части федерального бюджета снизилась к 1994 г. до 8,5 %'.

1 См.: Сельская жизнь. 1993. 12 авг.; 1994. 1 июля.

139

Нехватка материально-технических ресурсов в размерах, превышаю­щих допустимые пределы, объективно вела к нарушению технологии по всей производственной цепочке. Кроме того, опережающий рост цен на энергоносители подталкивал сельскохозяйственные предприятия к пере­смотру структуры производства в сторону увеличения доли менее энерго-и трудоемких видов продукции часто даже в ущерб нормальной жизнедея­тельности человека и животных. Начальник Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России В.М. Авилов указывал, что начало 90-х годов было отмечено следующими структурными и организационными измене­ниями в области ветеринарии и агробиологической промышленности:

«Во-первых, резко сократилось бюджетное финансирование на про­ведение противоэпизоотических мероприятий.

Во-вторых, уменьшился заказ на производство практически всех ви­дов вакцин и диагностикумов.

В-третьих, наличие неплатежей за отгруженную продукцию отрица­тельно сказывается на финансовом положении биологических предпри­ятий»1.

Отсюда - резко меняется не только объем заказов, но и товарная структура поставляемых через государственную ветеринарную сеть средств врачевания животных. В таблице 8 приведены данные годовых отчетов по товарообороту, составляемых Свердловским областным объе­динением «Зооветснаб». Видно, что к середине 90-х годов, когда была достигнута определенная экономическая стабилизация, а инфляция уменьшилась до более-менее приемлемых масштабов, структура постав­ляемых областным Зооветснабом ветеринарных товаров изменилась кар­динальным образом. Если перед началом реформы медикаменты, дез-средства и биопрепараты, то есть все то, без чего невозможно ни лечение

1 См.: Авилов В.М. Состояние и задачи агробиологической промышленности в обеспечении стойкого противоэпи^оотнческого благополучия Российской Федерации // Ветеринария. 1996. № 8. С.7.

140

животных, ни проведение противоэпизоотических мероприятий, составля­ло в составе товарной массы менее 50 %, то в 1996 г. - около 90 %. При этом хозяйства явно экономили на дезинфекции и профилактике (доля де-зинфектантов и биопрепаратов сократилось в среднем вдвое), но вынуж­дены были приобретать непропорционально подорожавшие медикаменты, поскольку заболевшие животные требовали безусловного лечения.

Таблица 8

Структура товарооборота в Свердловском областном объединении

«Зооветснаб»

В процентах

Наименование группы 1991 1996 2001
Медикаменты 3,9 67,5 38,2
Дезинфицирующие средства 19,3 8,3 15,8
Биопрепараты 25,0 12,6 34,6
Хирургические товары (шприцы и др.) 27,1 5,6 7,9
Зоотехнические товары (марля и др.) 14,3 5,3 1,7
Лабораторное оборудование 10,4 0,6 1,3
Вычислительная техника - 0,1 -
Тара - - 0,5
ВСЕГО 100 100 100

Таблица составлена по материалам текущего делопроизводства Свердловского обла­стного объединения «Зооветснаб».

Другими товарными группами, попавшими под экономию, стали вспомогательные материалы зоотехнического и медицинского назначе­ния, а также лабораторное оборудование. При этом, несомненно, страда­ло качество ветеринарного обслуживания поголовья, однако у сельхоз­предприятий не оставалось выбора между приобретением жизненно не­обходимых лекарств или шприцов. Показательно, что при искусственно завышенном курсе рубля по отношению к доллару США областной Зоо­ветснаб даже имел возможность покупать компьютерную технику, одна­ко масштабы закупок свидетельствуют о том, что она приобреталась в лучшем случае для центрального офиса объединения.

141

В условиях экономического подъема начала 2000-х годов доля дез-средств и биопрепаратов в товарообороте областного Зооветснаба устой­чиво возрастает, что вполне объяснимо усилением заботы государства о ветеринарном благополучии общественного поголовья, однако не может не настораживать тот факт, что расходы на вспомогательные материалы остаются на том же низком уровне. С учетом имеющегося в хозяйствах оборудования и нехватки расходных материалов применение лекарств и других препаратов оказывается не столь эффективным, поэтому руково­дству Свердловского областного объединения «Зооветснаб» следовало бы рационализировать структуру товарооборота в данном направлении.

Таким образом, динамика товарной структуры средств врачевания животных, реализуемых через традиционную систему Зооветснаба, под­чинялась не логике целесообразности, а детерминировалась кризисными явлениями, сопровождавшими рыночные преобразования в России. По­скольку, с учетом высокой социальной значимости ветеринарных това­ров и специфики крупнотоварного сельскохозяйственного производства, упразднение государственной системы снабжения не представляется возможной даже в отдаленной перспективе, то региональным подразде­лениям Зооветснаба следует сосредоточить свои усилия на гармонизации своего товарооборота с тем, чтобы сельхозпредприятия были обеспечены не только основными, но и вспомогательными материалами для проведе­ния ветеринарных мероприятий.

§ 2. Товарная структура негосударственной сети ветеринарных аптек

 Субъекты ветеринарного предпринимательства, не входящие в сис­тему Зооветснаба, превратились в реальную хозяйственную силу только к середине 90-х годов ушедшего столетия, поэтому динамика структуры товарооборота в негосударственной сети ветеринарных аптек может быть

142

прослежена только в пределах ограниченного периода времени. Тем не менее, пример Свердловской области, и особенно Екатеринбурга, в этом отношении весьма показателен.

Статистика свидетельствует, что Уральский экономический район (в составе Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябин­ской областей, Республики Башкортостан и Удмуртской республики) за­нимает в стране второе место по развитию зообизнеса, уступая только Центральному району. При этом Свердловская область лидирует в УЭР по числу зооторговых точек (288 из 1066 или 27,0 %), а также по числу собак и кошек (27,0 % от общей численности учтенных и в том, и в дру­гом случае). В свою очередь, г. Екатеринбург занимает первое место сре­ди 5 уральских городов, входящих в так называемую «Российскую два­дцатку» (84 зооторговые точки из 339 или 24,8 %; 24,9 % собак и 23,3 % кошек от общей численности учтенных) .

Недостатком данного рейтинга является тот факт, что в нем не учи­тываются прочие домашние животные, к которым относятся также аква­риумные и прудовые рыбки, белки, голуби, попугаи, хомяки, черепахи и прочие живые существа, проживающие в городских условиях рядом с человеком и нуждающиеся в ветеринарном обслуживании. В частности, ветеринарная аптека № 1 сети «Согласие» в первый год своей работы принимала участие в оказании лечебной помощи львам, прудовым кар­пам, пчелам и обезьянам. Однако в любом случае к началу 2000-х годов в Российской Федерации уже выделились регионы-лидеры в сфере зообиз­неса, и сеть ветеринарных аптек «Согласие» может служить примером того, как менялась структура ассортимента ветеринарных товаров, по- ставляемых и реализуемых вне системы Зооветснаба.

1 Подсчитано по: Павлов М. Зоогеография России // ЗооМсдВет-информ. 2002. № 5. С.З.

143

Поскольку негосударственные ветеринарные аптеки ведут учет и от­четность по более укрупненным показателям, содержательно ассорти­мент предлагаемых ими веттоваров можно разбить на три группы: лекар­ства (включая вакцины и прочие препараты); предметы зооветеринарного назначения (включая шампуни для домашних питомцев, лечебные ошей­ники и т.д.); корма для домашних животных. Тем самым учитывается специфика потребительского спроса, существенно отличающегося от то­го, что может предложить система Зооветснаба.

В таблице 9 отражена динамика структуры ассортимента в сети ве­теринарных аптек «Согласие» с момента ее возникновения. Рост показа­телей в денежном выражении объясняется не только инфляцией, но и ре­альным увеличением объема продаж по мере расширения сети. Если в 1996 г. имелась всего одна ветеринарная аптека, то к 1999 г. их число достигло пяти, и в настоящее время состав торговых точек сети «Согла­сие» представляется оптимальным.

Таблица 9

Структура ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие»

На конец года; в тыс. деноминированных руб.

  1996 1997 1998 1999 2000 2001
Лекарства (включая вакци­ны): тыс. руб. % 359,5 52,0 749,4 41,7 1251,1 67,6 3803,9 52,9 8377,8 50,5 12197,7 47,1
Предметы зооветеринарно­го назначения: тыс. руб. % 163,9 23,7 524,1 29,1 267,6 14,4 1510,1 21,0 3506,5 21,1 5482,8 21,2
Корма для домашних жи­вотных: тыс. руб. % 168,0 24,3 524,2 29,2 332,9 18,0 1876,8 26,1 4718,6 28,4 8206,0 31,7
ВСЕГО 691,4 1797,7 1851,6 7190,8 16602,9 25886,5

Таблица составлена по материалам текущей отчетности сети ветеринарных аптек «Согласие»

144

Общие изменения экономической конъюнктуры и потребительского выбора, характерные для российской действительности во второй поло­вине 90-х - начале 2000-х годов, отразились и на динамике структуры ас­сортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие» (см. рис. 5). Иллюзия начавшейся якобы стабилизации, усиленно пропагандируемая россий­ским правительством в 1996-1997 гг., стимулировала расширение спроса на те группы ветеринарных товаров, которые в условиях социалистиче­ской экономики либо отсутствовали в продаже вообще, либо были дефи­цитными. Это касается как разнообразных предметов зооветеринарного назначения, так и кормов. Следует учитывать при этом, что данные груп­пы ветеринарных товаров поступали на местный рынок преимуществен­но по импорту, поскольку отечественное производство товаров-аналогов или отсутствовало, или по своим параметрам не соответствовало сло­жившимся критериям потребительского спроса.


  80
  70
  60
  50
процен! 40 30
  20
  10
  0

•Лекарства (включая вакцины)

Предметы

зооветеринарного

назначения

Корма для домашних животных

1996  1997  1998  1999  2000    2001

Рис. 5. Структура ассортимента в сети ветеринарных аптек «Согласие»

В данном случае наглядно проявилась тенденция, отражающая из­менения в психологии потребителя ветеринарных товаров. Как указывает С. Катасонов, зообизнес базируется на любви человека к своим домаш-

145

ним питомцам (pets). Годовой объем продаж кормов и товаров для ухода
за животными во всем мире составляет свыше 50 млрд. долларов США, а
&                         в России только рынок кормов колеблется в пределах от 100 до 180 млн.

долларов США в год и в перспективе может вырасти до 500-600 млн. долларов США. Уже сейчас до 70 % домашних собак и кошек в Москве в той или иной степени питаются промышленными кормами1.

Соответственно, по мере восстановления прежней покупательной способности после дефолта 1998 г. городские владельцы домашних жи­вотных стали вновь увеличивать в структуре приобретаемых ветеринар­ных товаров долю предметов зооветеринарного назначения и кормов. Разные темпы прироста доли той и другой группы объясняются тем, что в первой наряду с быстрорасходуемыми материалами (спецшампуни и др.) содержатся и предметы длительного пользования, а приобретение кормов для домашних любимцев носит регулярный и возрастающий ха­рактер. Кроме того, на данный показатель влияет и такой фактор, как на-циональное происхождение товара, поскольку импортные предметы по уходу за животными, как правило, значительно дороже.

Ориентация владельцев домашних животных либо на импортные,
либо на отечественные ветеринарные товары порождает проблему выбо­
ра поставщиков (производителей) и соответствующие приоритеты при
покупке. В рамках этого выбора большое значение также имеет разнооб­
разие ассортимента, позволяющее подобрать лекарство (средство для
ухода, корм и др.), адекватное типу животного, его возрасту, индивиду­
альным особенностям и т.д. В таком случае охарактеризовать привлека­
тельность того или иного предприятия, торгующего ветеринарными то-
~                 варами, можно через систему коэффициентов разнообразия ассортимен-

та:

1 См.: Катасонов С. Нечеловеческий бизнес // Коммерсанть-Деньги. 2001. № 40. С.ЗЗ, 35.

146

П


 (1)

 

n


 (2)

Где Кра„ - коэффициент разнообразия ассортимента отечествен-:    ных ветеринарных товаров;

Краи - коэффициент разнообразия ассортимента импортных

ветеринарных товаров;

ОТу- количество видов i отечественного ветеринарного това-

рау в продаже;

ИТу- количество видов / импортного ветеринарного товара у

в продаже;

п - общее число анализируемых товарных позиций.

В качестве примера можно сопоставить разнообразие ассортимента в трех уже известных торговых предприятиях г. Екатеринбурга, зани­мающихся реализацией ветеринарных товаров (см. табл. 10). Данные по­лучены путем анализа прейскурантов и приведены к средним показате­лям по аптечным сетям.

В результате расчетов установлено, что для ветеринарных аптек сети «Согласие» Крао - 8,0; Краи = 15,0; для зоомагазинов сети «Компаньон» КРао = 17,1; КРаи = Ю,9; для ветеринарных аптек сети «Лекарства Урала» Крао = 8,9; КРаи = 8,0. Из этого следует, что сети «Согласие» при данном ассортименте объективно необходимо ориентироваться на покупателей с высокими доходами, предпочитающими приобретать более качественные

147

и дорогие импортные ветеринарные товары. Зоомагазины сети «Ком­паньон» занимают противоположную позицию, а аптеки сети «Лекарства Урала» - промежуточное положение.

Таблица 10

Видовое разнообразие ассортимента в ветеринарных аптечных сетях г. Екатеринбурга


(всего видов; на 1 октября 2001 г.)

Наименование Ветеринарная аптека сети «Согла­сие» Зоомагазин сети «Компаньон» Ветеринарная аптека сети «Лекарства Урала»
Корма торговой марки «Вискас» 27 23 15
Корма торговой марки «Китикэт» 23 17 17
Корма торговой марки «Педигри» 14 Нет 10
Корма торговой марки «Чаппи» 11 16 9
Корма торговой марки «Фрискас» 24 16 32
Корма торговой марки «Роял Конин» 50 30 3
Корма торговой марки «Трапеза» 8 Нет нет
Корма торговой марки «Королевская кошка» 13 Нет нет
Корма торговой марки «Феликэт» 7 Нет нет
Корма торговой марки «Феликс» 7 Нет 6
Витамины импортные 28 30 23
Витамины отечественные 40 70 34
Вакцины импортные 7 4 3
Вакцины отечественные 13 4 6
Ушные капли импортные 2 1 нет
Ушные капли отечественные 15 11 8
Глазные капли импортные 1 1 нет
Глазные капли отечественные 8 5 2
Шампуни импортные 8 18 7
Шампуни отечественные 30 30 16
Препараты от блох импортные 11 13 1
Препараты от блох отечественные 18 12 2
Противоглистные препараты им­портные 7 5 2
Противоглистные препараты отече­ственные 4 5 3

Таблица составлена по материалам текущей отчетности ветеринарных аптек

148

Вместе с тем возникает вопрос, насколько подобная ситуация ти­
пична для регионов России. В данном случае сопоставление целесооб-
®           разно проводить не с аналогичным городом, насчитывающим немногим

более миллиона жителей (идентичность картины здесь подтверждается со слов ветеринарных предпринимателей - руководителей аптечных се­тей), а с таким мегаполисом, как Москва.

Специфика мегаполисов вообще, и Москвы - в частности, заключа­ется в том, что там, как правило, шире прослойка среднего класса и выше доходы всех групп населения. Это отражается на ценах, в том числе и на средства по уходу за домашними животными. Если в Екатеринбурге упа­ковка шампуня для кошек «Гамма» стоит в среднем 20 руб., то в Москве - от 22 до 38 руб., «Друг» - 8 руб. и от 9 до 18 руб. соответственно и т.д. В среднем цены на аналогичные товары в московских ветеринарных ап­теках в 1,5 раза выше, чем в екатеринбургских1.

Ещё более показательно сопоставление товарного ассортимента и объемов продаж. На рис. 6 отображены результаты обследования 30 мос­ковских ветеринарных аптек, проведённого на примере шампуней для собак в августе 2002 г., и 10 выше упомянутых екатеринбурских пунктов реализации ветеринарных товаров (сети ветеринарных аптек «Согласие» и «Лекарства Урала», зоомагазины сети «Компаньон»). Видно, что в Мо­скве лидерами продаж являются более дорогие шампуни «Гамма», «Зоо-шампунь» и «Beaphar Bea», которые приобретаются в аналогичных мас­штабах и в Екатеринбурге. Однако наряду с этим в московских ветери­нарных аптеках представлены и пользуются спросом также дорогие шампуни «для среднего класса» марок «Bolfo», «Eight in one», «Shaws» и др., практически отсутствующие в Екатеринбурге. Зато среди екатерин­бургских владельцев собак большим спросом пользуются дешевые шам-

1 См.: Павлов М. Средства по уходу за шерстью: обзор рынка розничных цен // ЗооВетМед-информ. 2002. № 9. С.5.

149

пуни марок «Чистотел», «Дис» и «Дэзи», имеющие в Москве гораздо бо­лее скромные объемы продаж, а также «Серия 42», «Лягушка», «Пушок», «Гав» и «Мяу», в московском исследовании вообще не учтённые (за ис­ключением «Гав»). Иными словами, в регионах потребитель такого под­вида ветеринарных товаров, как средства по уходу за домашними живот­ными, вследствие меньших доходов ориентируется не на московские приоритеты, а на более дешевый ассортимент местных ветеринарных аптек.

120,00%-------

100,00%



60,00%J 40,00% -20,00% i

0,00%


J.J.J


S..EUE-,-

 

V


>v -o^

Рис. 6. Сопоставление ассортимента шампуней для собак в московских и екатеринбургских ветеринарных аптеках

В целом можно сделать вывод, что динамика ассортимента в негосу­дарственных ветеринарных аптеках определяется совершенно иными

150

причинами, нежели в системе Зооветснаба. Приобретение владельцами домашних животных лекарств в данном случае носит хотя и безуслов­ный, но не абсолютно приоритетный характер. Любое повышение поку­пательной способности позволяет им расширять закупки средств по ухо­ду за своими любимцами, делая выбор не между «за» или «против» по­купки вообще, а в пользу отечественного или импортного товара. Еще более явственно различие между системой Зооветснаба и негосударст­венными ветеринарными аптеками проявляется в вопросах финансового обеспечения оборота ветеринарных товаров.



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ И

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)