Финансирование оборота ветеринарных товаров
Расходы на ветеринарную службу и мероприятия по борьбе с болезнями животных финансируются не только за счет бюджетных ассигнований, но и специальных средств, образующихся в ветеринарных учреждениях, отчислений от страховых платежей, а также средств сельскохозяйственных предприятий вне зависимости от формы собственности и иных организаций. Следует отметить, что не все из этих источников напрямую обеспечивают движение ветеринарных товаров от производителя к потребителю. К примеру, отчисления от страховых платежей расходуются на строительство и капитальный ремонт зданий учреждений госветсети, на приобретение инструментария, оборудования и средств транспорта доя ветеринарных учреждений, на оплату мероприятий по предупреждению и ликвидации вспышек эпизоотии, на пропаганду ветеринарных знаний и т.п. Оборот ветеринарных товаров многосубъектен по определению, поскольку их производителями и потребителями могут выступать и государство, и юридические лица, и граждане. В свою очередь, особое место среди юридических лиц занимают сельскохозяйственные предприятия, 151 применяющие медикаменты, биопрепараты, дезинфицирующие и иные средства как промежуточные товары для производства продукции животноводства. Все, что применяют для выполнения ветеринарных мероприятий, включая профилактику и диагностику заболеваний, лечение животных, дезинфекцию внешней среды на фермах, принято называть предметами ветеринарного снабжения. К ним относят не только медикаменты, но и диетические средства и витаминные препараты, биопрепараты; дезинфицирующие средства, химические реактивы, перевязочные материалы, диагностические аппараты и приборы, хирургические, терапевтические, акушерские и аптечные инструменты и приборы, наборы инструментов для патологоанатомических вскрытии и фиксационное оборудование, оборудование, инструменты, аппараты и приборы для искусственного осеменения животных, измерительные приборы, дезинфекционные установки и аппараты, лабораторное оборудование и аптечная мебель и посуда, транспортные средства, спецодежда и санитарная одежда, бланки журналов учета и ветеринарной отчетности и др. Финансирование ветеринарного снабжения в рамках сельскохозяйственного производства осуществляется по двум каналам - самими сельхозтоваропроизводителями и из средств бюджета. Однако в современных условиях хозяйства практически не ведут статистический учет расходов на данные мероприятия, и выявить их долю в общих затратах на производство продукции животноводства не представляется возможным. Наряду с этим государство в интересах национальной безопасности обязано вести борьбу с различными эпизоотиями как среди общественно- го поголовья (продуктивного и рабочего скота сельхозпредприятий), так и среди домашних и диких животных. С этой целью выделяются бюджетные ассигнования, то есть средства на содержание учреждений и ор- 152 ганизаций государственной ветеринарной сети, а также специально на борьбу с эпизоотиями. Ранее ассигнования на борьбу с эпизоотиями (так называемые эпизоотические средства) предусматривались, как правило, по бюджетам союзных республик и выделялись в распоряжение ветеринарных органов областей (краев или автономных республик). Эти органы обычно сами оплачивали стоимость биологических и других препаратов и дезинфицирующих средств, необходимых для проведения противоэпизо-отических мероприятий, а затем в соответствии с планом распределяли указанные препараты и материалы по районам (городам) или учреждениям. Данная логика финансирования сохраняет свое значение и в настоящее время, однако в условиях становления реального федерализма единые бюджетные ассигнования трансформировались в два практически автономных финансовых потока. Еще в Федеративном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г.1 к совместному ведению центральной и региональных властей были отнесены борьба с эпидемиями и ликвидация их последствий (п. л) ст.Н). Дальнейшее стремление субъектов Федерации к самостоятельности, в том числе и в финансовых вопросах, привело к тому, что противоэпизоотические мероприятия стали финансироваться отдельно из федерального, отдельно из областного (краевого, республиканского и др.) бюджета. Из таблицы 11 видно, что в Свердловской области расходы на ветеринарные мероприятия, финансируемые из областного бюджета, в сово- 1 См.: Федеративный договор: Документы. Комментарий / Рсдкол.: Абдулатипов Р.Г. и др. - М.: Республика, 1994. 153 купности были близки к ассигнованиям, поступаемым из федерального бюджета. Исключение составляет только 1999 г., когда после резкой девальвации рубля региональные власти вынуждены были сократить закупку импортных лекарств, биопрепаратов и т.п., и федеральным властям пришлось выделять дополнительные средства на проведение обязательных противоэпизоотических мероприятий. Все эти средства в основном направлялись на приобретение вакцин, дезинфицирующих средств и спецодежды для ветеринаров, проводящих данные мероприятия, то есть ветеринарных товаров. Доля прочих расходов была крайне невелика. Например, в 2001 г. из выделенных Свердловской областью 654,0 тыс. рублей на командировочные и иные, не связанные с приобретением ветеринарных товаров, расходы ушло не более 15 тыс. рублей. Таблица 11 Финансирование ветеринарных мероприятий в Свердловской области На конец года; в тыс. деноминированных руб.
Таблица составлена по материалам текущего делопроизводства Свердловского областного объединения «Зооветснаб». Временное сокращение расходов из областного бюджета коснулось также мероприятий по борьбе с лейкозом и острореспираторными ветеринарными инфекциями (ОРВИ). В выделении этой статьи расходов про- 154 явилась определенная региональная специфика, поскольку в Свердловской области они производились на основе специальной программы. Длительное время лейкоз у крупного рогатого скота почти не поддавался лечению. В 1990 г. при Свердловской научно-исследовательской ветеринарной станции был создан научно-производственный противолейкоз-ный центр ОРИОН-2, включающий диагностический отдел с 5 филиалами в районах области. Центр сочетал научные исследования с проведением противолейкозных мероприятий в хозяйствах. С учетом полученных результатов была разработана так называемая «Уральская система оздоровительных противолейкозных мероприятий» (авторы - А.Т. Татарчук, В.А. Краснопёрое, И.М. Донник). Благодаря ее внедрению в хозяйствах области в течение семи лет удалось оздоровить от лейкоза 546 из 629 неблагополучных ферм, а также скот индивидуальных владельцев в 23 районах. Элементы данной системы вошли в новые «Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота»1. ь Вместе с тем надо учитывать, что в процессе реализации программы по борьбе с лейкозом и ОРВИ только 30 % выделяемых средств направлялись непосредственно на приобретение ветеринарных товаров (главным образом дезинфектантов), а оставшаяся часть - на проведение исследований, ремонт помещений, закуп здорового поголовья крупного рогатого скота и т.д. Несомненно, что ситуации, связанные с ухудшением ассортимента 1 См.: Татарчук А.Т., Чурина Н.В. 65 лет Свердловской научно-исследовательской ветеринарной станции // Актуальные вопросы диагностики, профилактики и борьбы с лейкозами сельскохозяйственных животных и птиц: материалы Всесоюзной конференции к 65-летию Свердловской НИВС. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2000. С.9-10. 155 сортимента средств, предназначенных для проведения профилактических и противоэпизоотических мероприятий, приобретая хронический характер, начинает угрожать основам национальной безопасности. В стремлении обеспечить покупательную способность сельхозпредприятий, вне зависимости от их организационно-правовой формы, исполнительная власть располагает очень ограниченным набором средств и методов воздействия. Одним из основных сдерживающих факторов роста цен на сельхозпродукцию выступает низкий платежеспособный спрос населения. В то же время, снижать административным путём цены на материально-технические ресурсы для села не представляется возможным не только в силу рыночных приоритетов, но и потому, что фондопроиз-водящие предприятия помимо собственных ценовых претензий испытывают давление со стороны сырьевых отраслей. В результате сельхозпредприятия начинают испытывать постоянный дефицит средств на приобретение товаров зооветеринарного назначения. Смягчить остроту этой проблемы можно путем комбинации экономических и административно-правовых методов. Поскольку невозможно предусмотреть правила на все жизненные ситуации, в случае наличия в нём пробелов принято прибегать к применению по аналогии сходного закона или иного нормативного акта либо по аналогии права, когда вопрос решается, исходя из общих начал и смысла законодательства. Образцом для правоприменения по аналогии в данном случае выступает постановление Совета Министров РФ «О чрезвычайных мерах финансовой поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации» от 23 января 1993 г. В нем впервые в современной отечествен- ной практике рыночного регулирования АПК был установлен механизм выборочных компенсаций отдельных видов затрат сельхозпредприятий. См.: Собрание актов Президента и Правительства РСФСР. 1993. № 5. Ст.392. 156 В частности, наряду с сохранением дотаций на продукцию животноводства, реализуемую государству, в них была включена 50-процентная компенсация затрат на горюче-смазочные материалы. Точно так же компенсировались затраты на отопление объектов социальной сферы и жилого фонда, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, возмещалось 30 % стоимости минеральных удобрений и химических средств защиты растений, 50 % страховых платежей, а для предприятий, подвергшихся засухе - 50 % затрат на транспортировку кормов из других хозяйств, а также пролонгировались не обеспеченные возвратом ссуды банка. Исходя из этого, предлагается схема асимметричного финансирования движения ветеринарных товаров через подразделения Зооветснаба (см. рис. 7). Неравновесность данной системы обусловлена тем, что сельскохозяйственные предприятия оказываются в более привилегированном положении, нежели владельцы домашних животных. Как в федеральном, так и в региональном бюджетах следует выделять целевым назначением средства на точечную компенсацию затрат сельхозпредприятий по приобретению тех групп ветеринарных товаров, на которых хозяйства в кризисной ситуации предпочитают экономить. Средства федерального бюджета целесообразно аккумулировать для компенсации затрат на приобретение медикаментов и биопрепаратов (профилактика, противоэпизоотия), средства регионального бюджета - на приобретение дезинфектантов, зоотехнических товаров и оборудования (текущее обслуживание и лечение). Конкретный размер компенсаций будет определяться, исходя из финансового положения хозяйств, однако на нормативном уровне необхо- димо закрепить «вилку» относительных нормативов отчислений, например, в 30-50 % от стоимости затрат за последние три года. Более низкая норма отчислений будет носить характер паллиатива, более высокая -порождает иждивенчество. Региональное подразделение Зооветснаба
Сельскохозяйственные предприятия Профилактические и противоэпизоотические мероприятия. Лечение животных Владельцы домашних животных
Д д Д - денежные потоки Т - товарные потоки Д Региональный бюджет Федеральный бюджет Д Рис. 7. Схема асимметричного финансирования движения ветеринарных товаров через региональное подразделение Зооветснаба 158 Владельцы домашних животных, как правило, не должны рассчитывать на бюджетные компенсации. Подобного рода выплаты данной кате-гории промежуточных потребителей ветеринарных товаров допустимы лишь в случае объявления чрезвычайного положения в стране или в регионе, однако при этом сам оборот средств врачевания животных утрачивает рыночный характер, даже несмотря на сохранение внешних атрибутов товарно-денежных отношений. Финансирование противоэпизоотических и иных мероприятий хотя и отражает в настоящее время товарный характер движения средств врачевания животных на общегосударственном и региональном уровнях, однако наибольший интерес в этом плане представляет анализ оборота ветеринарных товаров в рамках новых форм предпринимательства - негосударственных ветеринарных аптек, обслуживающих в первую очередь владельцев домашних животных и поэтому не рассчитывающих на бюджетные ассигнования. Одним из крупнейших недостатков концептуальной базы современной экономической реформы стало отсутствие механизма формирования прироста оборотных средств в условиях быстротекущей инфляции1. Отсюда и стартовый капитал отечественного предпринимателя в первую очередь базировался на собственных средствах. Только по мере политической и экономической стабилизации стало возрастать значение заемных средств. Примером может служить сеть ветеринарных аптек «Согласие», успешно развивающаяся, начиная с середины 90-х годов. Если абстрагироваться от издержек на содержание торговых площадей, транспортных расходов и т.п., в структуре затрат на приобретение ветеринарных товаров у оптовых поставщиков за период второй половины 90-х - начала 1 См.: Берсенев В.Л. Исторические особенности реформирования аграрных отношений в России. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. С. 123. 159 2000-х годов произошли кардинальные изменения. Если в 1996 г. при наличии всего одной аптеки собственные средства превышали две трети всех затрат на закупку средств врачевания животных, то в 2001 г., когда сеть охватывала уже пять аптек, составляли менее 10 % (см. табл. 12). В структуре заемных средств выделяются два вида кредитов - банковские и товарные. В экономической теории банковский кредит оценивается с более приоритетных позиций, поскольку он позволяет преодолеть офаниченность товарного (коммерческого) кредита по направлениям, срокам и суммам сделок . Однако реальная практика предпринимательства на отечественном рынке ветеринарных товаров показывает, что товарный кредит в ряде случаев гораздо более удобен и эффективен. Таблица 12 Структура источников финансирования закупок товаров в сети ветеринарных аптек «Согласие»
Таблица составлена по материалам текущей отчетности сети ветеринарных аптек «Согласие» 1 См.: Курс экономической теории: учебник. С.416. 160 Ma рис. 8 хорошо видно, что и банковские, и товарные кредиты, получаемые сетью ветеринарных аптек «Согласие», в 1996-1997 гг. занимали, во-первых, незначительную долю в расходах на приобретение ветеринарных товаров, во-вторых, их доля возрастала синхронно. 1998 г. мог бы стать переломным для банковского кредитования при сохранении стабильной ситуации на финансовых рынках и завышенного курса рубля по отношению к ведущей резервной валюте - доллару США. По крайней мере тенденция к возрастанию доли банковских кредитов наблюдалась вплоть до дефолта, объявленного 17 августа 1998 г., после чего ситуация резко меняется. Девальвация рубля ускоряет тенденцию к сокращению и в абсолютных, и в относительных величинах собственных средств на закупку товаров, а наметившийся экономический рост меняет роль и значение товарного кредита. Можно считать совпадением, что в 1999 г. сеть ветеринарных аптек «Согласие» вышла на «проектную мощность» и до настоящего времени включает в свой состав пять торговых точек. Одновременно объем продаж в денежном выражении вырос более чем в три раза. Любое стабильно растущее предприятие представляет интерес для поставщиков, поскольку позволяет им более обоснованно планировать собственные торговые операции. В такой ситуации поставщики готовы предоставлять надежным клиентам товарный кредит, то есть отсрочку платежа за отгруженный товар на условиях сохранения предоплатной цены либо даже цены со скидкой. Крупным клиентам могут предлагаться бонусы - дополнительные скидки и др. - за проплату суммы, превышающей некоторую установленную поставщиком величину, при реализации товара, постав- ленного на условиях товарного кредита. 161 5>
1996 1997 1998 1999 2000 2001 Рис. 8. Динамика структуры источников финансирования закупок товаров в сети ветеринарных аптек «Согласие» Возможны и иные гибкие схемы оплаты товаров, поставляемых в кредит. Помимо этого, оформление товарного кредита может осуществляться на основе простых договоренностей, а какие-либо задержки с платежами - не вызывать чрезмерно жестких санкций со стороны оптового поставщика. Как результат, в составе затрат на закупку товаров в сети ветеринарных аптек «Согласие» доля товарных кредитов в 2001 г. составила более чем две трети - столько же, сколько занимали собственные средства в 1996 г. Вместе с тем в хозяйственной практике банковские кредиты сохраняют свое значение и в принципе не могут быть полностью вытеснены товарными кредитами. Существует целый ряд товаров (настойка боярышника, паста Мальт, высокотехнологичные витамины «Санал» и «Бре-верс» и др.), реализуемых поставщиками только на условиях предоплаты. В отдельных случаях предоплата может быть простимулирована более низкой ценой на поставляемый товар. Обычной для розничной торговли ветеринарными товарами является ситуация, когда время платежа за по- 162 ставленный товар уже наступило, а на складе еще остаются нереализованные запасы. В этих и иных случаях незаменимым источником финансирования выступает только банковский кредит. Коммерческие банки, как и оптовые поставщики, также заинтересованы в крупных клиентах с устойчивым положением на рынке. Соответственно, для торговых предприятий с достаточно большими объемами продаж предлагаются нестандартные схемы кредитования. В частности, сеть ветеринарных аптек «Согласие» имеет возможность использовать кредитные линии с лимитом задолженности, овердрафт и вексельное кредитование. Механизм кредитной линии с лимитом задолженности предполагает возможность увеличения или уменьшения суммы фактически взятых заемных средств в разные периоды времени. При этом проценты за кредит начисляются именно на сумму, фактически взятую взаймы, тогда как при возврате части обычного кредита предприятие не может возвратить в свой оборот эту часть денег повторно в пределах срока действия кредитного договора. Отсюда при простом кредите предприятие вынуждено держать в обороте избыточные в данный момент денежные средства, на которые начисляется банковский процент. Овердрафт представляет собой форму краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счету клиента банка, в результате чего образуется дебетовое сальдо. Для сети ветеринарных аптек «Согласие» выгода заключается в следующем. Если, допустим, необходимо проплатить сегодня 110 тыс. рублей, а на расчетном счете имеется только 100 тыс. рублей, то банк осуществляет перевод тре- буемой суммы. Тем самым банк кредитует предприятие на 10 тыс. рублей. При возврате этой суммы в течение текущего дня, банковские проценты не начисляются. 163 Вексельный кредит (оформление покупки векселем) привлекателен тем, что при этом экономятся средства при осуществлении процентных платежей (например, вексельный кредит оформляется из расчета 8 % годовых, в то время как банковский кредит- из расчета 23 % годовых). Это объясняется тем, что банковская гарантия, не предполагающая немедленного движения денег, обходится банку дешевле, поскольку она включает в себя только возможные в будущем финансовые риски, тогда как обычный кредит приводит к немедленному возникновению риска и требует отвлечения денежных средств. Возможны и иные схемы привлечения банками крупных заемщиков. В перспективе доля банковских кредитов, как полагает менеджмент сети ветеринарных аптек «Согласие», будет неизбежно составлять около четверти всех затрат на приобретение новых партий товаров. Следует только учитывать одно из «золотых правил» бизнеса, предполагающее, что кредиторов может быть много, но ни один не должен доминировать. Высво-бождающиеся одновременно собственные средства можно расходовать на развитие инфраструктуры и т.д. Логика смены источников финансирования товарооборота в сети не Таким образом, анализ оборота на региональном рынке ветеринарных товаров позволяет выделить следующие закономерности: 164
Собственные средства Заемные средства
Рис. 9. Логика смены источников финансирования товарооборота в сети негосударственных ветеринарных аптек 165 1. В системе Зооветснаба, на региональном уровне сохраняющей 2. Ассортимент сети негосударственных ветеринарных аптек более 3. Ведущими источниками финансового обеспечения оборота вете 166 ные мероприятия, организуя движение ветеринарных товаров через систему Зооветснаба. В сети негосударственных ветеринарных аптек поступление товаров от оптовых поставщиков обеспечивается за счет как собственных, так и заемных средств, включая банковские и товарные кредиты. Как правило, собственные средства преобладают при организации ве-теринарно-предпринимательской деятельности, после чего основным источником финансирования становятся заемные средства. Вместе с тем в российских условиях банковские кредиты оказываются менее выгодными, нежели товарные кредиты, хотя и в том, и в другом случае кредиторы способны предложить гибкие схемы предоставления клиентам денежных средств для расширения оборота ветеринарных товаров. С целью совершенствования финансирования оборота ветеринарных товаров через систему Зооветснаба целесообразно внедрить механизм точечных компенсаций затрат сельхозтоваропроизводителей на проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, лечение животных и т.д. Тем самым станет возможным поддержание стабильной ситуации в данном сегменте регионального рынка ветеринарных товаров и, соответственно, уменьшится риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Во втором сегменте показателем стабилизации выступает число субъектов ветеринарного предпринимательства, прошедших точку «конфирмации» или, иными словами, доказавших свою коммерческую состоятельность. Когда их удельный вес составит не менее половины зарегистрированных в данном качестве физических и юридических лиц, можно будет говорить о том, что региональных рынок ветеринарных товаров состоялся как данность. 167 Заключение Переход к рыночным отношениям во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном комплексе, потребовал коренного изменения форм и методов организации ветеринарного дела в Российской Федерации. В условиях переходного периода нарушаются устоявшиеся связи между производителями и потребителями ветеринарных товаров и услуг, появляются новые коммерческие ветеринарные учреждения и организации, развивается ветеринарное предпринимательство, как государственное, так и частное. Дальнейшее совершенствование ветеринарного дела на базе рыночных отношений предполагает соединение усилий не только органов власти и управления, с одной стороны, и предпринимателей, включая государственные предприятия и организации, с другой. Свою роль в данном процессе должна сыграть наука, при этом разные отрасли знания могут внести свой вклад в общее дело. Фармацевтика способна предложить новые лекарственные средства и биопрепараты, ветеринарная медицина -новые способы врачевания животных, технические науки - новые приборы и приспособления, помогающие лучше и качественнее осуществлять уход за животными. Казалось бы, экономическая наука оказывается в стороне, однако это далеко не так. Использование всего того, что предлагают для ветеринарии предста специализированный рынок. Следует также иметь в виду, что при этом неизбежно привлекаются методологические и методические положения, присущие и другим общественным наукам, в первую очередь истории 168 экономики и экономических учений, а также гражданскому и предпринимательскому праву. Настоящее исследование было направлено на выявление ряда региональных особенностей формирования рынка ветеринарных товаров (на примере Свердловской области), и на основе проделанного анализа были сформулированы следующие выводы: 1. Рынок ветеринарных товаров представляет собой совокупность общественно-экономических отношений в сфере продвижения от производителя к потребителю лекарств и иных средств, предназначенных для врачевания животных. Для него характерны как общие, так и региональные особенности. Ветеринарные товары представляют собой специфический объект рыночного оборота, поскольку: а) в силу высокой социальной значимости их производство, распределение и реализация осуществляются под строгим контролем государства; б) они сложно структурированы и включают в себя не только лекарства, вакцины, биопреараты и др., но и средства по уходу за животными, отдельные виды кормов и т.д.; в) поскольку конечные потребители ветеринарных товаров не являются субъектами гражданского оборота, в качестве квазипотребителей выступают физические и юридические лица, делающие осознанный выбор на рынке ветеринарных товаров. Соответственно, под ветеринарными товарами понимаются лекарства, биопрепараты и иные используемые для врачевания животных и проведения различного рода операций ветеринарного назначения средства, изготовление и рыночный оборот которых в силу высокой социальной значимости осуществляется под непосредственным контролем уполномоченных на то государственных органов. Формирование рынка ветеринарных товаров начинается одновременно с возникновением товарно-денежных отношений, однако государ- 169 ство в той или иной мере вмешивалось в их оборот. Экономическая теория так и не предложила универсальной экономической доктрины, рас- крывающей товарную природу лекарств, биопрепаратов и иных средств, обеспечивающих здоровье животных. Социальная значимость ветеринарных товаров та
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |