Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации




 

В развитие Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года Президент Российской Федерации В. Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса подготовил и направил в Федеральное Собрание 24 мая 2005 года Бюджетное послание, которое содержало основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2006 году.

Главная цель Бюджетного послания Президента Российской Федерации - это обеспечение макроэкономической устойчивости России.

В 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной части 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года.

При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.



Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы.[11]

Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают:

- переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»);

- выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;

- изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

- введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;

- расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

- создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

- обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

- создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

- уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий

Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

Согласно предварительным данным Минфина России, в 2007 году показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались лучше результатов 2006 года. Доходы федерального бюджета составили 7764,6 млрд. руб. (23,5% ВВП), что больше соответствующего показателя предшествующего года на 0,18% п.п. ВВП. [12]

Динамика основных видов доходов и расходов федерального бюджета в % ВВП представлена в Приложении 1.

За исключением поступлений в счет погашения задолженности, основным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост импорта, который привел к увеличению доходов по ввозным таможенным пошлинам и НДС на импортные товары. С другой стороны, наибольшее негативное влияние на формирование доходов федерального бюджета оказало укрепление рубля к доллару США, так как поступление ряда доходов непосредственно зависит от валютного курса (в частности ввозные таможенные пошлины, НДПИ и вывозные пошлины на нефть и др.).

Несмотря на рост мировых цен на энергоносители, 2007 год характеризовался снижением доли доходов, связанных с реализаций углеводородов (нефтегазовых доходов). Кроме укрепления национальной валюты влияние оказало также отставание роста физических объемов добычи и экспорта нефти от темпов роста экономики, а также снижение объемов экспорта газа.

Расходы федерального бюджета в 2007 году, по предварительным данным, составили 5982,2 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,2 п.п. больше расходов в 2006 году.

Расходы на обслуживание долга в 2007 году снизились до 142,1 млрд. руб. по сравнению с 172,8 млрд. руб. 2006 году (0,4% ВВП и 0,6% ВВП соответственно). Исполнение по непроцентным расходам составило 5840 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП выше, чем в 2006 году (4112 млрд. руб., или 15,3% ВВП).

Основной причиной высокого уровня расходов в 2007 году послужили единовременные перечисления средств федерального бюджета в объеме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: 240 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 180 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 130 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий». Без учета этих расходов непроцентные расходы составили бы 16% ВВП.[13]

В функциональной классификации расходов наибольший объем непроцентных расходов пришелся на межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику. В сравнении с 2006 годом значительно повысились расходы на национальную экономику, общегосударственные расходы (без учета процентных расходов), жилищно-коммунальное хозяйство.

Следует также отметить, что объем расходов в 2007 году оказался на 549,2 млрд. руб. меньше, чем предусмотрено в бюджете с учетом внесенных поправок. Часть отклонения обусловлена неиспользованными ассигнованиями Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанные расходы будут производиться в будущих периодах. Другая часть вызвана поздним внесением поправок в закон о федеральном бюджете на 2007 год. Виду этого, отдельные дополнительные расходы даже не были профинансированы в отчетном году и будут осуществляться в текущем году. Необходимые для этого нормы уже внесены в закон о бюджете.

Соотношение кассовых и профинансированных непроцентных расходов в 2007 году практически повторило динамику 2006 года и составило 97,6% по сравнению с 98,1% в прошлом году.

При относительно равномерном поквартальном планировании расходов федерального бюджета и проводимой Минфином России политики опережающего финансирования расходов, кассовые расходы в 2006-2007 годах осуществлялись крайне неравномерно. При этом в 2007 году ситуация несколько ухудшилась. В процентном отношении к общему объему кассовых расходов исполнение в первом, втором и третьем кварталах 2007 года составило 15,8%, 20,5% и 21,6% (соответственно, в 2006 году – 19,2%, 24,1% и 23,6%). В результате, в течение года на бюджетных счетах накапливались значительные объемы неиспользованных остатков. В последнем квартале 2007 года темп расходования бюджетных средств значительно вырос и составил 42,1% от годового объема кассовых расходов. Аналогичный показатель в 2006 году составлял 33,1 процента. Приложение 5.

В 2007 году профицит федерального бюджета определился на уровне 1782,4 млрд. руб., или 5,4% ВВП (в 2006 году 1994,1 млрд. руб., или 7,4% ВВП). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.

Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.

Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года достиг 3849,11 млрд. руб. (156,81 млрд. долл., или 11,7% ВВП) и увеличился по сравнению с 2006 годом на 64 процента.

В конце года в Стабфонд поступили доходы от размещения средств в объеме 151,9 млрд. руб. (в 2006 году 23 млрд. руб.), которые представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабфонда в иностранной валюте. С другой стороны, инвестирование в иностранные финансовые активы в условиях укрепления национальной валюты привело к возникновению отрицательной курсовой разницы (-60 млрд. рублей).

В течение года средства Стабфонда использовались для досрочного погашения части внешнего долга Российской Федерации. На эти цели было направлено 34,1 млрд. руб. Также в 2007 году было принято решение об использовании 300 млрд. руб. за счет средств Стабфонда на капитализацию институтов развития.


Заключение

 

В заключении можно сделать следующие выводы.

Финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отношении происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.

Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.

Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные; они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Основные функции налогов фискальная, социальная и регулирующая.

В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах — участницах интеграционных объединений

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1993, - 59 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М., 2006,- 128 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2007. – 320 с.

4. Гурова Т, Тарусин М. Реальная Россия // Эксперт. 2007. № 19 С. 19 – 35.

5. Курс Экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис» 2006. – 832 с.

6. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – М.: Банки и бирди, ЮНИТИ – 2002. -423 с.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов М.: Соцэкгиз, 1935. С 341—343

8. Экономика: Учеб. Пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др. Под ред. М.И. Плотницкого . – М.: Новое знание, 2004. -431 с.

9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. Д-ра экон. наук профессора А.С. Булатова. – М.: Экономистъ,2004, с. 898.

10. Экономическая теория: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6 – е изд., перераб.. и доп.– М.: ВЛАДОС–2000 – 640 с.

11. Экономическая теория: Учебник. Изд.испр. и доп. / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА –2007 – 672 с.

12. Узяков Р. Рост ВВП // Эксперт. 2007, № 29 – 30, с.51.

 


Приложение 1

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7