Рынок и механизм его функционирования
Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок. В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной . Основные свойства экономики рыночного типа: · распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности; · охват рынком всех регионов страны. Субъекты (участники) рынка: · домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода; · фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход; · государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком. Объекты рынка — товары и деньги. Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка. Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются: · свобода хозяйственной деятельности; · свобода ценообразования; · личный экономический интерес; · высокая мобильность факторов производства; · полная ответственность за результаты деятельности; · ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества. Рынок выполняет многообразные функции . В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе. Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности. Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности. Регулирующая функция. Через спрос и предложение , колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике. Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг. Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство. Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать: · по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты); · по организации рыночного обмена — оптовый, розничный; · по формам собственности — частный, кооперативный, государственный; · по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие; · по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции ; · по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный; · по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой. Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура . Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи , торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д. Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос , предложение , конкуренция , свободное ценообразование . Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система . Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса. Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием. Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей . Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д. Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская. России предстоит разработать свою модель, ориентируясь на мировой опыт и национальные особенности развития. В ряде учебников (например, «Экономика» под ред. А.С. Булатова) дается характеристика различных моделей рыночной экономики, которая позволяет провести их сравнительный анализ.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |