Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общественно-политические процессы в стране




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

1. «Великая реформа» и другие буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и их значение для России и русского общества.

2. Общественно-политическая мысль России в поиске дальнейшего развития страны.

 

В первом вопросе:

1. Что побудило царизм провести в России буржуазные реформы во второй половине XIX в.?

2. На каких условиях было отменено крепостное право?

3. В чём сущность земской реформы?

4. Что дала России судебная реформа?

5. Как изменилась российская армия в результате военной реформы?

6. Что нового появилось в результате преобразований в области образования?

7. Дайте общую оценку реформ 60-70-х гг. XIX в. и их назначение для исторического развития России.

Во втором вопросе:

1. С чем было связано оживление общественно-политической жизни в России в дореформенный период?

2. Дайте характеристику российскому консерватизму.

3. В чём состояла специфика российского либерализма?

4. Охарактеризуйте основные теоретические воззрения народничества. Какое историческое значение для России имело это движение?

5. Каковы истоки зарождения в России социал-демократии? Какова была программа и тактика российской социал-демократии в конце XIX – нач. XX вв.?



 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

 

Дополнительная:

1. Орлов А.С. и др. История России. – М., 1998. – Гл. 23-26.

2. Литвак В.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

3. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм, радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. // Отечественная история. – 1994. – № 7.

4. Долбилов М.Д. Александр III и отмена крепостного права // Вопросы истории. – 1998. – № 10.

 


ТЕМА 9. Россия в начале XX в.

 

План

1. Россия на рубеже XIX и XX вв. Становление индустриального общества.

2. Кризис самодержавия и обострение политических, экономических и социальных противоречий в российском обществе в начале XX столетия.

3. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги, значение.

 

В первом вопросе:

1. В чем особенности российской индустриализации рубежа XIX-XX вв. по сравнению с европейскими странами?

2. Основные черты экономического и политического строя России начала XX в. их своеобразие по сравнению с Европой.

3. В чем состоит своеобразие социальной структуры российского общества?

 

Во втором вопросе:

1. В чем видите кризисные явления в экономической, политической и социальных сферах?

2. Правительственные попытки их преодолеть на рубеже XIX-XX вв.

3. Основные положения программы С.Ю. Витте.

4. Насколько правительственная политика учитывала новые явления в социально-политической жизни Европы и России?

 

В третьем вопросе:

1. Причины первой русской революции.

2. Характер революции.

3. Основные события революции.

4. Итоги революции.

5. Значение первой революции.

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

Дополнительная:

1. История России, Россия в мировой цивилизации: курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – M.: Центр, 2001.

2. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства в России. – М., 1996.

3. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. – 1994. – № 1.

ТЕМА 10. Попытка модернизации России в начале 20 в.

 

План

1. Эволюция социально-политической системы России в ходе и после революции 1905-1907 гг.

2. Столыпин и его программа модернизации России. Современная оценка деятельности П.А. Столыпина.

 

В первом вопросе:

1. Манифест 17 октября 1905 г. – переломный момент в истории России. Начало российского парламентаризма.

2. Основные программные положения четырёх Государственных Дум.

3. Почему не получилось сотрудничества между правительством и Думой первых двух созывов?

4. Дайте характеристику основным политическим партиям России начала XX века (консервативные, буржуазно-либеральные, социал-демократические).

5. Докажите, что в результате первой революции Россия начала движение к конституционной монархии и правовому государству.

 

Во втором вопросе:

1. Особенности реформаторского курса П.А. Столыпина.

2. Содержание и направленность аграрной реформы и думских мероприятий столыпинского правительства.

3. Результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина и современная оценка реформ П.А. Столыпина и личности реформатора.

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

 

Дополнительная:

1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

2. Зырянов Н.Н. Петр Столыпин: политический портрет. – М., 1992.

3. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства в России. – М., 1996.

4. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. – 1994. – № 1.

ТЕМА 11. Политический кризис 1917 г.

и падение самодержавия

 

План

1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

2. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, основные события, итоги.

3. Россия от февраля – к октябрю 1917 г. Борьба основных политических партий и сил за свои программы в этот период.

 

В первом вопросе:

1. Необходимо доказать, что война породила кризис, который самодержавие было не в состоянии разрешить.

2. Какую программу выхода из кризиса предложили прогрессисты во главе с П.Н. Милюковым?

3. Какую позицию в этой ситуации заняли либеральные партии?

4. Чего хотели в этих условиях социал-демократические партии?

 

 

Во втором вопросе:

1. Назовите основные причины февральской революции.

2. Как можно определить характер этой революции?

3. Почему возникло двоевластие?

4. Цели Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов?

 

В третьем вопросе:

1. Кризисы Временного правительства от февраля к октябрю 1917 г.

2. Расстановка политических сил в этот период.

3. Программы политических партий этого периода?

4. Почему Временное правительство не сумело взять под свой контроль ситуацию в стране?

5. В чем видите причины прихода к власти большевиков?

 

Список литературы

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

Дополнительная:

1. Джузеппе Боффа. История Советского Союза. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1994. – С. 38–92.

2. Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. – М., 1995.

3. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. – 1998. – № 2.

 

ТЕМА 12. Большевики у власти в России:

 надежды и реалии

 

План

1. Причины, предпосылки и последствия захвата политической власти большевиками.

2. Обострение политической ситуации в стране. Гражданская война: причины и последствия для России.

 

В первом вопросе:

1. Историческая оценка («классификация») октябрьских событий 1917 г.: социальная революция, государственный переворот, «революция сверху» или ... (ваш вариант)?

2. Октябрь 1917 г. – случайность, неизбежность, закономерность? А с другой стороны, являлся ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

 

Во втором вопросе:

1. С чем связано обострение политической ситуации в стране и начало гражданской войны?

2. В чем причины острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России?

3. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

 

Дополнительная:

1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 9.

2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 3. – § 3-5.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 9.

4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 14-15.

5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 5-8.

 

ТЕМА 13. Советское общество в 20 - 30-е годы:

от компромисса к новому штурму

 

План

1. НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение.

2. Индустриализация страны. Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

3. Коллективизация сельского хозяйства: достижения и просчеты.

 

В первом вопросе:

1. НЭП – альтернатива или неизбежная реальность?

2. В чем состояло различие в понимании сущности НЭПа большевиками и их политическими оппонентами.

3. Выберите и аргументируйте ваш вариант ответа: НЭП явилась:

а) сугубо экономической политикой;

б) включающей изменения в хозяйственной и социальной сферах.

 

Во втором и третьем вопросах:

1. Существовала ли взаимосвязь (если да, то какая?) между:

а) форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией;

б) стратегией форсированного экономического роста и формированием в СССР 30-х годов левототалитарного режима.

2. Обозначьте события, на почве которых сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества. Сравните последние с основными моделями перехода к регулируемой рыночной экономике, которые были использованы в 30-е годы на Западе.

3. Раскройте причины победы сталинского варианта.

4. Особенности и результаты, источники и последствия форсированной индустриализации в СССР.

5. Коллективизация с/х: основные причины, этапы, объективные и субъективные стороны ошибок и просчетов, «великие достижения» и трагедия русского крестьянства, деревни.

6. Командно-административная система управления экономикой: истоки (экономические, политические, социальные, культурно-образовательные); этапы эволюции, характерные черты и проявления, последствия во всех сферах жизни советского общества.

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

Дополнительная:

1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 10.

2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 4-5.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 10.

4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 16-17.

5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 9-15, 17.

 

ТЕМА 14. Кризис и распад тоталитаризма в СССР

 

План

1. Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х – первой половине 60-х гг.

2. Реформы Н.С. Хрущева. Политическая установка на развернутое строительство коммунизма. Неудачи в осуществлении этого курса.

3. Брежневский период (1964-1982).

4. Перестройка и крах советской системы (1985-1991).

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

Дополнительная:

1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 15 - 17.

2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 8, 9.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 12, 13.

4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 19-21.

5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 26, 28.

6. Венков А.В., Кислицин С.А. История России. – М. – Ростов н/Д, 1999. – С. 509–533, 535–551, 578–590.

 

ТЕМА 15. Становление новой России

 (1991 г. – настоящее время)

 

План

1. События августа 1991 г. Приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным.

2. Распад СССР: причины и последствия. Образование Союза Независимых Государств.

3. Проблемы формирования новой политической системы. События октября 1993 г. Принятие новой Конституции РФ.

4. Становление рынка и рыночной экономики.

5. Внешняя политика России в ближнем и дальнем зарубежье в наши дни.

 

В первом вопросе:

1. Августовский путч: чем был вызван, суть событий («дворцовый переворот»?), причины провала (внутри- и внешнеполитические).

2. Обозначьте и раскройте последствия вышеозначенных событий. Является закономерным и неизбежным приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным?

3. Цели и программные установки политических сил, возглавивших страну на историческом повороте?

 

Во втором вопросе:

1. Предпосылки деинтеграции СССР и роль в этом процессе внешнего фактора.

2. Раскройте причины, обозначьте этапы и охарактеризуйте политические, социально-экономические и духовно-психологические последствия распада СССР.

3. Образование Союза Независимых Государств: предпосылки, этапы, проблемы и значение. Раскройте роль и обозначьте интересы России в этом государственном союзе.

 

В третьем вопросе:

1. Объективные и субъективные факторы глубокого политического кризиса к осени 1993 г.

2. Раскройте суть октябрьских событий в Москве: верхушечная борьба за власть двух группировок или же острый фрагмент гражданской войны.

3. Что продемонстрировали трагические события: историческую готовность ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизованных процедур взаимного поиска и компромиссов или же торжество традиционной для России конфронтационной политической культуры со всеми сопутствующими чертами политического мышления и социального развития?

4. Обозначьте и раскройте черты переходного периода и определенных компромиссов, которые несет в себе Конституция РФ 1993 г.

5. Проблемы формирования новой политической системы: истоки и перспективы разрешения.

6. Обозначьте трудности (каков их характер?) и противоречия (в чем истоки?) перехода к демократии российского государства и общества.

7. Охарактеризуйте систему и структуру органов государственной власти новой России. Определите их особенности в настоящее время.

 

В четвертом вопросе:

1. Какой вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике из двух известных в мировой практике – социал-демократический (постепенный) или либерально-демократический (радикальный через «шоковую терапию») – был выбран правительством России, чем был обусловлен данный выбор?

2. Обозначьте и охарактеризуйте этапы перехода к рыночной экономике (во взаимосвязи с политическими и социальными аспектами).

3. Основные достижения и провалы российских реформ на сегодняшний день. В чем состоит, по вашему мнению, суть так называемой «второй либеральной революции» с начала 1998 г.?

4. Существует ли на данном этапе у российского правительства разработанная и перспективная программа выхода страны из экономического кризиса? Каковы альтернативы разрешения данной проблемы?

 

В пятом вопросе:

1. Обозначьте и охарактеризуйте основные приоритеты и их истоки, цели и направления, результаты и перспективы внешней политики России.

 

Список литературы

 

Основная литература:

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.


Дополнительная:

1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 17. – С. 442–468.

2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 9. – § 4.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 13. – § 2, 3. – С. 412–418.

4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 22.

5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 31.


 

 

Заказ № 735 . Тираж 10 экз.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.062 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7