Общественно-политические процессы в стране
План 1. «Великая реформа» и другие буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и их значение для России и русского общества. 2. Общественно-политическая мысль России в поиске дальнейшего развития страны.
В первом вопросе: 1. Что побудило царизм провести в России буржуазные реформы во второй половине XIX в.? 2. На каких условиях было отменено крепостное право? 3. В чём сущность земской реформы? 4. Что дала России судебная реформа? 5. Как изменилась российская армия в результате военной реформы? 6. Что нового появилось в результате преобразований в области образования? 7. Дайте общую оценку реформ 60-70-х гг. XIX в. и их назначение для исторического развития России. Во втором вопросе: 1. С чем было связано оживление общественно-политической жизни в России в дореформенный период? 2. Дайте характеристику российскому консерватизму. 3. В чём состояла специфика российского либерализма? 4. Охарактеризуйте основные теоретические воззрения народничества. Какое историческое значение для России имело это движение? 5. Каковы истоки зарождения в России социал-демократии? Какова была программа и тактика российской социал-демократии в конце XIX – нач. XX вв.?
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
Дополнительная: 1. Орлов А.С. и др. История России. – М., 1998. – Гл. 23-26. 2. Литвак В.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991. 3. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм, радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. // Отечественная история. – 1994. – № 7. 4. Долбилов М.Д. Александр III и отмена крепостного права // Вопросы истории. – 1998. – № 10.
ТЕМА 9. Россия в начале XX в.
План 1. Россия на рубеже XIX и XX вв. Становление индустриального общества. 2. Кризис самодержавия и обострение политических, экономических и социальных противоречий в российском обществе в начале XX столетия. 3. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги, значение.
В первом вопросе: 1. В чем особенности российской индустриализации рубежа XIX-XX вв. по сравнению с европейскими странами? 2. Основные черты экономического и политического строя России начала XX в. их своеобразие по сравнению с Европой. 3. В чем состоит своеобразие социальной структуры российского общества?
Во втором вопросе: 1. В чем видите кризисные явления в экономической, политической и социальных сферах? 2. Правительственные попытки их преодолеть на рубеже XIX-XX вв. 3. Основные положения программы С.Ю. Витте. 4. Насколько правительственная политика учитывала новые явления в социально-политической жизни Европы и России?
В третьем вопросе: 1. Причины первой русской революции. 2. Характер революции. 3. Основные события революции. 4. Итоги революции. 5. Значение первой революции.
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Дополнительная: 1. История России, Россия в мировой цивилизации: курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – M.: Центр, 2001. 2. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства в России. – М., 1996. 3. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. – 1994. – № 1. ТЕМА 10. Попытка модернизации России в начале 20 в.
План 1. Эволюция социально-политической системы России в ходе и после революции 1905-1907 гг. 2. Столыпин и его программа модернизации России. Современная оценка деятельности П.А. Столыпина.
В первом вопросе: 1. Манифест 17 октября 1905 г. – переломный момент в истории России. Начало российского парламентаризма. 2. Основные программные положения четырёх Государственных Дум. 3. Почему не получилось сотрудничества между правительством и Думой первых двух созывов? 4. Дайте характеристику основным политическим партиям России начала XX века (консервативные, буржуазно-либеральные, социал-демократические). 5. Докажите, что в результате первой революции Россия начала движение к конституционной монархии и правовому государству.
Во втором вопросе: 1. Особенности реформаторского курса П.А. Столыпина. 2. Содержание и направленность аграрной реформы и думских мероприятий столыпинского правительства. 3. Результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина и современная оценка реформ П.А. Столыпина и личности реформатора.
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
Дополнительная: 1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991. 2. Зырянов Н.Н. Петр Столыпин: политический портрет. – М., 1992. 3. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства в России. – М., 1996. 4. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. – 1994. – № 1. ТЕМА 11. Политический кризис 1917 г. и падение самодержавия
План 1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 2. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, основные события, итоги. 3. Россия от февраля – к октябрю 1917 г. Борьба основных политических партий и сил за свои программы в этот период.
В первом вопросе: 1. Необходимо доказать, что война породила кризис, который самодержавие было не в состоянии разрешить. 2. Какую программу выхода из кризиса предложили прогрессисты во главе с П.Н. Милюковым? 3. Какую позицию в этой ситуации заняли либеральные партии? 4. Чего хотели в этих условиях социал-демократические партии?
Во втором вопросе: 1. Назовите основные причины февральской революции. 2. Как можно определить характер этой революции? 3. Почему возникло двоевластие? 4. Цели Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов?
В третьем вопросе: 1. Кризисы Временного правительства от февраля к октябрю 1917 г. 2. Расстановка политических сил в этот период. 3. Программы политических партий этого периода? 4. Почему Временное правительство не сумело взять под свой контроль ситуацию в стране? 5. В чем видите причины прихода к власти большевиков?
Список литературы Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Дополнительная: 1. Джузеппе Боффа. История Советского Союза. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1994. – С. 38–92. 2. Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. – М., 1995. 3. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. – 1998. – № 2.
ТЕМА 12. Большевики у власти в России: надежды и реалии
План 1. Причины, предпосылки и последствия захвата политической власти большевиками. 2. Обострение политической ситуации в стране. Гражданская война: причины и последствия для России.
В первом вопросе: 1. Историческая оценка («классификация») октябрьских событий 1917 г.: социальная революция, государственный переворот, «революция сверху» или ... (ваш вариант)? 2. Октябрь 1917 г. – случайность, неизбежность, закономерность? А с другой стороны, являлся ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?
Во втором вопросе: 1. С чем связано обострение политической ситуации в стране и начало гражданской войны? 2. В чем причины острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России? 3. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
Дополнительная: 1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 9. 2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 3. – § 3-5. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 9. 4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 14-15. 5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 5-8.
ТЕМА 13. Советское общество в 20 - 30-е годы: от компромисса к новому штурму
План 1. НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение. 2. Индустриализация страны. Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой. 3. Коллективизация сельского хозяйства: достижения и просчеты.
В первом вопросе: 1. НЭП – альтернатива или неизбежная реальность? 2. В чем состояло различие в понимании сущности НЭПа большевиками и их политическими оппонентами. 3. Выберите и аргументируйте ваш вариант ответа: НЭП явилась: а) сугубо экономической политикой; б) включающей изменения в хозяйственной и социальной сферах.
Во втором и третьем вопросах: 1. Существовала ли взаимосвязь (если да, то какая?) между: а) форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией; б) стратегией форсированного экономического роста и формированием в СССР 30-х годов левототалитарного режима. 2. Обозначьте события, на почве которых сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества. Сравните последние с основными моделями перехода к регулируемой рыночной экономике, которые были использованы в 30-е годы на Западе. 3. Раскройте причины победы сталинского варианта. 4. Особенности и результаты, источники и последствия форсированной индустриализации в СССР. 5. Коллективизация с/х: основные причины, этапы, объективные и субъективные стороны ошибок и просчетов, «великие достижения» и трагедия русского крестьянства, деревни. 6. Командно-административная система управления экономикой: истоки (экономические, политические, социальные, культурно-образовательные); этапы эволюции, характерные черты и проявления, последствия во всех сферах жизни советского общества.
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Дополнительная: 1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 10. 2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 4-5. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 10. 4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 16-17. 5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 9-15, 17.
ТЕМА 14. Кризис и распад тоталитаризма в СССР
План 1. Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х – первой половине 60-х гг. 2. Реформы Н.С. Хрущева. Политическая установка на развернутое строительство коммунизма. Неудачи в осуществлении этого курса. 3. Брежневский период (1964-1982). 4. Перестройка и крах советской системы (1985-1991).
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Дополнительная: 1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 15 - 17. 2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 8, 9. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 12, 13. 4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 19-21. 5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 26, 28. 6. Венков А.В., Кислицин С.А. История России. – М. – Ростов н/Д, 1999. – С. 509–533, 535–551, 578–590.
ТЕМА 15. Становление новой России (1991 г. – настоящее время)
План 1. События августа 1991 г. Приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. 2. Распад СССР: причины и последствия. Образование Союза Независимых Государств. 3. Проблемы формирования новой политической системы. События октября 1993 г. Принятие новой Конституции РФ. 4. Становление рынка и рыночной экономики. 5. Внешняя политика России в ближнем и дальнем зарубежье в наши дни.
В первом вопросе: 1. Августовский путч: чем был вызван, суть событий («дворцовый переворот»?), причины провала (внутри- и внешнеполитические). 2. Обозначьте и раскройте последствия вышеозначенных событий. Является закономерным и неизбежным приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным? 3. Цели и программные установки политических сил, возглавивших страну на историческом повороте?
Во втором вопросе: 1. Предпосылки деинтеграции СССР и роль в этом процессе внешнего фактора. 2. Раскройте причины, обозначьте этапы и охарактеризуйте политические, социально-экономические и духовно-психологические последствия распада СССР. 3. Образование Союза Независимых Государств: предпосылки, этапы, проблемы и значение. Раскройте роль и обозначьте интересы России в этом государственном союзе.
В третьем вопросе: 1. Объективные и субъективные факторы глубокого политического кризиса к осени 1993 г. 2. Раскройте суть октябрьских событий в Москве: верхушечная борьба за власть двух группировок или же острый фрагмент гражданской войны. 3. Что продемонстрировали трагические события: историческую готовность ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизованных процедур взаимного поиска и компромиссов или же торжество традиционной для России конфронтационной политической культуры со всеми сопутствующими чертами политического мышления и социального развития? 4. Обозначьте и раскройте черты переходного периода и определенных компромиссов, которые несет в себе Конституция РФ 1993 г. 5. Проблемы формирования новой политической системы: истоки и перспективы разрешения. 6. Обозначьте трудности (каков их характер?) и противоречия (в чем истоки?) перехода к демократии российского государства и общества. 7. Охарактеризуйте систему и структуру органов государственной власти новой России. Определите их особенности в настоящее время.
В четвертом вопросе: 1. Какой вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике из двух известных в мировой практике – социал-демократический (постепенный) или либерально-демократический (радикальный через «шоковую терапию») – был выбран правительством России, чем был обусловлен данный выбор? 2. Обозначьте и охарактеризуйте этапы перехода к рыночной экономике (во взаимосвязи с политическими и социальными аспектами). 3. Основные достижения и провалы российских реформ на сегодняшний день. В чем состоит, по вашему мнению, суть так называемой «второй либеральной революции» с начала 1998 г.? 4. Существует ли на данном этапе у российского правительства разработанная и перспективная программа выхода страны из экономического кризиса? Каковы альтернативы разрешения данной проблемы?
В пятом вопросе: 1. Обозначьте и охарактеризуйте основные приоритеты и их истоки, цели и направления, результаты и перспективы внешней политики России.
Список литературы
Основная литература: 1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. 2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 3. Некрасова М.Б. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005. Дополнительная: 1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. «История России». – М., 1998. – Т. 2. – Гл. 17. – С. 442–468. 2. История России с древнейших времен до конца XX века. XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996. – Гл. 9. – § 4. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997. – Гл. 13. – § 2, 3. – С. 412–418. 4. Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1998. – Гл. 22. 5. Поцелуев В.А. История России XX столетия. – М., 1997. – Гл. 31.
Заказ № 735 . Тираж 10 экз.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |