Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Профессиональное образование персонала




Введение

 

В современных организациях отбор и найм персонала предопределяют успех компании на рынке, поскольку то, какие люди работают в организации, какими навыками и способностями они обладают, влияет на ее конкурентоспособность и потенциал.

Столь же важную роль найм и отбор персонала играют в деятельности менеджера по персоналу, являясь неотъемлемой частью программы по управлению человеческими ресурсами. С каждым годом этим функциям придают более осознанное значение.

За последние годы работник превратился из «досадной, но не обходимой статьи расходов» в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышения квалификации, создание благоприятных условий деятельности - как особый вид инвестиции.

В любом случае очевидно, что для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знание, опыт настойчивость и определенный элемент везения.



Прежде всего, необходимо установить исходный уровень параметров, характеризующих квалификацию сотрудников. для этого используются тесты, позволяющие качественно оценить знания и умения сотрудников по отношению к тому, что им предстоит делать в планируемом периоде. Исходные значения параметров квалификации сопоставляются с параметрами, которые необходимы для будущей работы. Выявленное рассогласование исходного и необходимого уровней может быть устранено с помощью различных программ обучения. Каждой из них соответствует определенная стоимость реализации.

Целью курсового проекта является рассмотрение особенностей деятельности предприятия на рынке труда, т.е. отбор и найм персонала. Технология найма и отбора персонала, является одной из важнейших направлений ведущей к оздоровлению экономике.

Задачи курсового проекта:

- описать особенности набора персонала;

- перечислить основные направления подготовки кадров;

- выявить особенности деятельности на рынке труда ОАО «Премьер», как происходит отбор персонала, особенности найма, организации труда.


Особенности деятельности предприятия на рынке труда

Набор персонала

 

 Прием на работу – это ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Как показано на рис. 3.1, набор сотрудников является необходимым элементом процесса управления персоналом.

Набор кадров начинается с поиска работников, которые бы удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым организацией, и справлялись с задачами их будущей работы. Каким образом потенциальные работники отреагируют на предложение организации, зависит от отношения выработанного у них, к задачам, им предлагаемым, на основе их опыта жизни и работы.1

Их понимание рабочих задач зависит от обстановки, сложившейся в организации. В целом же необходимо последовательно разобраться, как влияют на этот процесс факторы внешней среды, требования работодателя и склонности работников.

 

 


Рис. 1.1. Прием на работу как элемент процесса управления персоналом

 

Кадровая политика и образ организации. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации соответствия кандидата этим требованиям.

 Поскольку организация предлагает место, гарантирующее определенное вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал необходимым требованиям. Он же, в свою очередь, предлагает свои способности и знания, ищет работу, которая отвечала бы минимальным требованиям. Если их требования хотя бы частично совпадают, проводится их сопоставление. Процесс приема на работу обычно требует уступок с обеих сторон.

В некоторых организациях политика и стиль проведения кадровых программ сильно влияют на процесс приема кандидатов на работу. Примером является политика должностного продвижения работников, уже занятых в организации. 1

На практике это означает, что организация осуществляет прием на работу новых лиц только на самые низкие должности. Это гарантирует лояльность старых работников, которые могут не беспокоиться о своем будущем и получают повышение по службе. Существует еще много видов кадровой политики, влияющей на процесс приема на работу.

Образ организации-работодателя - представление, которое имеет о ней общественность, тоже воздействует на процесс приема на работу, т.е. речь идет о том, считается ли она хорошим местом для работы. Чем крупнее организация, тем выше ее шансы иметь хороший образ.

Характер действий менеджеров в процессе набора персонала. Действия менеджеров по найму персонала сложны и многообразны. В концентрированном виде они представлены в таблице 1.1.

 


Таблица 1.1

Действия менеджеров в процессе набора

Операции приема на работу Действия линейного менеджера (ЛМ) Действия менеджера по персоналу (МП)
Постановка задач приема на работу Ставит задачи, консультируясь с МП Консультирует ЛМ по состоянию рынка рабочей силы
Решение об источниках набора и установление политики компании в отношении набора Принимает решение о политике набора, консультируясь с МП Консультирует ЛМ о возможном статусе заявителей на предприятии в случае их приема на работу
Решение о методах набора Консультирует МП по методам набора Устанавливает методы набора, консультируясь с ЛМ
Набор претендентов из колледжей или институтов Иногда занимается набором служащих, окончивших колледжи или институты В основном именно он занимается набором таких служащих
Изучение эффективности набора Анализирует затраты и выгоды набора Проводит анализ затрат и выгод набора

 

Характер действий менеджеров в процессе набора персонала. Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы).

 Есть два возможных источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди, до того никак не связанные с предприятием).

Частные агентства по найму наиболее эффективны для сфер торговли, профессионально-технической и управленческой деятельности.

 Случайно зашедшие люди – хороший источник рабочей силы для сфер канцелярской деятельности, но также и для работы на заводах и в бытовом обслуживании и т.д. организациям и предприятиям следует использовать как внешние, так и внутренние источники набора.1

 Некоторые достоинства и недостатки каждого из этих источников представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Сравнение источников набора

Источники Преимущества Недостатки
Внутренний работники видят примеры реализации возможностей, которые имеет сосед по работе; лучшие возможности оценки рабочей «хватки» сотрудников фирмы; фирма знает достоинства и недостатки работника; сокращение затрат на наем. Угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников; «семейственность», приводящая к застою; отсутствие новых идей и изобретательной мысли; Плохое отношение к человеку со стороны бывших коллег.
Внешний выбор из большого числа кандидатов; появление новых идей и приемов работы; меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия. долгий период привыкания; ухудшение морального климата среди давно работающих; рабочая «хватка» новых работников точно не известна.

 

Методы набора персонала. При наборе рабочих извне могут применяться следующие методы: публикация объявлений, использование вербовщиков, организация праздников для информации об имеющихся вакантных местах, а также привлечение студентов на работу во время летних каникул и др.

Размещение объявлений в средствах массовой информации. Организации публикуют объявления для привлечения желающих на вакантные места. Используются различные средства массовой информации. Наиболее распространенной является публикация в ежедневных газетах объявлений типа «Требуются…» для публикации подобных объявлений используются также специальные издания, доски для объявлений, вывешивание объявлений в общественном транспорте, передачи по радио и телевидению, а также звонки по телефону. Некоторые люди сами публикуют объявления о поиске работы и своих требованиях к ней, а затем выплачивают вознаграждение тем, кто даст им необходимую информацию. При разработке объявлений следует начинать со слов, характеризующих «имидж» (образ) компании.

Использование вербовщиков. Некоторые организации (предприятия) для поиска новых дарований в школах используют вербовщиков. Однако вербовщики неэффективны, если руководствуются стереотипами или под впечатлением более поздних бесед забывают о тех, с которыми беседы проводились раньше.

Компьютеризованные службы подбора работников. В последнее время созданы компьютерные системы данных о предприятиях, нуждающихся в работе определенного профиля и о людях, нуждающихся в работе определенного профиля. Банки данных Службы по трудоустройству США служат основой для создания службы, удовлетворяющей подобные запросы на территории всей страны. Аналогичные организации существуют и в частном секторе.

Использование праздников (фестивалей) для информирования об имеющихся вакантных местах. Когда источники рабочей силы не дают достаточного количества работников или когда фирма невелика и малоизвестна, некоторые организации проводят праздники (фестивали) для привлечения потенциальных работников. Создаются открытые дома, временные штабы, издается специальная литература, и все это заранее рекламируется по радио и телевидению. Для привлечения желающих организация снимает в гостинице номера, чтобы во время съездов профессионалов того или иного профиля могли присутствовать и неприглашенные специалисты.

Набор студентов во время летних каникул. Другим подходом к выполнению специальных (в основном сезонных) заданий, который широко применяется рядом организаций, является набор студентов во время летних каникул. Этот метод используют некоторые компании, правительственные организации, а также больницы. Подобные программы преследуют сразу несколько целей: позволяют выполнить специальные проекты, раскрывают внутреннюю жизнь предприятия (организации) перед молодыми, талантливыми людьми, которые впоследствии могут поступить туда на работу. Более того, вернувшись в свои колледжи, они могут стать косвенными «вербовщиками».1

Набор в учебных заведениях. Используя метод набора в колледжах, организация посылает работника, так называемого «вербовщика», который в студенческом общежитии проводит беседы с кандидатами, рассказывая им о своей организации. Одновременно печатаются и распространяются брошюры и другие материалы, описывающие деятельность организации. Полезным бывает проведение в тех же целях семинаров.

Процесс отбора кадров. Отбор кадров – это процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящим под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окружающей обстановки.

 Данное определение подчеркивает требование конечной эффективности результатов отбора, однако рациональными должны быть сами процедуры его организации, которые призваны увеличить долю эффективных работников, выбираемых из длинного ряда заявителей, при наименьших затратах, которые, кстати сказать, могут быть очень велики.

 Основной целью отбора является получение работников, наиболее хорошо подходящих под стандарты качества работы, выполняемой предприятием (организацией). К этому, однако, добавляются необходимость обеспечения удовлетворенности работников и полного раскрытия и использования их возможностей.

 Сущность рынка рабочей силы. Если желающих получить работу много, то выбирать метод отбора сложнее, если желающих немного, выбор сравнительно прост. Для организации важно общее состояние (экономическое, социальное, экологическое и др.) в области и городе, где расположено предприятие. Далее, на него влияют условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы.

 Непосредственное окружение и отбор. Основная цель отбора – набрать работников с высокой культурой труда – может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми, контролирующими интересы компании. Администрация предприятия стремится привлекать работников, отвечающих таким запросам:

- отличающихся высоким профессионализмом;

- готовых работать на этой фирме много лет;

- имеющих низкий показатель несчастных случаев;

- умеющих общаться с клиентами.1

Лица, принимающие решение при отборе. В малых фирмах, где нет отдела по управлению персоналом, решение по отбору кадров принимает менеджер соответствующего профиля. В больших и среднего размера фирмах в принятие решения при отборе вовлечены линейный и функциональный менеджеры.

Методы отбора кадров. Процесс принятия решения при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой из них отсеивается часть заявителей, или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Рисунок 1.2 иллюстрирует типичный ряд ступеней процедуры отбора.

 

     
Ступень 4
 
Тесты по найму

 


 

 

 

 


Рис.1.2. Типичный процесс принятия решения по отбору с прохождением полного числа ступеней

 

Правильно выбрать метод отбора, который следует использовать предприятию, можно на базе оценки результатов отбора и понесенных на него затрат. Семь ступеней отбора работника могут быть оценены по уровням присущих затрат (см. табл. 1.3.).

Таблица 1.3

Затраты, понесенные при использовании отбора персонала

Метод (ступень) отбора Затраты
1. Предварительная отборочная беседа Незначительные
2. Заполнение бланка заявления Незначительные
3. Беседа по найму Затраченное время·затраты за 1ч.
4. Тесты по найму 5 – 1000 долл. США
5. Проверка рекомендаций и послужного списка 100 долл. США
6. Медицинский осмотр 100 долл. США
7. Принятие решения 100 долл. США

 

Как видно из таблицы 1.3, эффективность всех семи методов отбора может быть оценена с точки зрения затрат и выгод. 1

 

Подготовка кадров

 

Профессиональная ориентация. Ориентация и повышение квалификации работников – процессы, направленные на то, чтобы обеспечить их необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Ориентация облегчает поиски верного направления действий работника, тренинг сосредоточен на том, чтобы помочь ему продолжать двигаться в этом направлении, внося свой позитивный вклад в работу. Принципиальные цели ориентации в любой организации можно свести к следующему:

- Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не знает своей работы и того, как функционирует предприятие. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные работники, он требует дополнительных затрат. Эффективная ориентация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достичь общих стандартов.

- Уменьшение испытываемых новым работником озабоченности и неопределенности. Озабоченность здесь означает боязнь провалов на работе. Это нормальный страх перед новым, неизвестным, сочетающийся с недостаточной способностью уверенно и качественно работать.

- Сокращение текучести рабочей силы. Если работники ощущают себя неумелыми и нежеланными, то они могут отреагировать на это уходом с работы. Текучесть высока как раз в период ломок, изменений, поэтому эффективное ориентирование призвано свести на нет эту дорогостоящую реакцию.

- Экономия времени непосредственного руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время. Хорошие программы по ориентации помогают экономить время каждого из них.

- Развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожиданиях и удовлетворенности работой. Новые работники должны разумно и реалистично отнестись к изучению того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый работник должен сочленить цели предприятия и собственные ценности. Ориентация помогает этому.

Программы профессиональной ориентации. Программы ориентации могут быть различными – от неформальных, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. При осуществлении формальных программ часто используется специальная аппаратура, слайды, фотографии и т.п.

Социальная адаптация работника к коллективу. Человек, оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над рекомендациями и советами начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной степени сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, лучшего взаимодействия с организационным окружением. 1

1. Научение поведению в организации. Естественно, организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом. Возможный подход к решению данной проблемы – это подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов. Однако следует признать, что он имеет ограниченное применение. Второй подход, в принципе не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Он возможен и базируется на том, что человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение.

2. Процесс сознательного научения поведению в организации. Процесс осознанного научения поведению осуществляется по следующей логической схеме. Столкнувшись с необходимостью что-то делать, человек в соответствии со сложившимся у него представлением о том, как это надо делать, представлением, базирующимся на достигнутом им уровне научения поведению, осуществляет определенные действия. Данные действия приводят к адекватным им результатам, которые порождают определенные последствия для человека, их осуществившего. В зависимости от того, как он воспринимает и оценивает последствия своих действий, человек делает выводы относительно своего поведения. Это приводит его к следующему этапу научения и возможной корректировке поведения.

3. Научение поведению и модификация поведения человека и организации. Очевидно, последствия действий зависят от того, как вел себя человек, что он делал. Однако непосредственно они зависят от тех, кто, оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия.

 В данном случае компенсация понимается в самом широком смысле – как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, чего-то добивается, либо чего-то не достигает в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий.

 


Профессиональное образование персонала

 

Развитие знаний и умений каждого работника на любом уровне в идеале должно быть подчинено единому комплексу ценностей, целей и требований, принятых в организации.

Сегодняшние условия деятельности организаций таковы, что руководство должно постоянно думать о профессиональном развитии своего персонала. Это объясняется следующими причинами:

1. Несоответствие квалификации персонала организации ее потребностям отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

2. Быстрое устаревание знаний; некоторые специальности (например, программисты) требуют от работников постоянного обновления знаний.

Организация профессионально обучения – одна из основных функций управления персоналом, а затраты на него – самая большая (после зарплаты) статья расходов многих западных компаний.

Профессиональное образование персонала – вид управленческой деятельности, направленный на подготовку персонала для выполнения новых производственных функций, занятия новых должностей, решения новых задач.

В основе профессионального образования в организации лежат следующие принципы обучения:

- актуальность – то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Люди плохо воспринимают информацию на отвлеченные и абстрактные темы;

- индивидуальность – подбор для каждой конкретной категории персонала наиболее рациональных методов обучения;

- непрерывность – подготовка должна осуществляться на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса соответствующего работника;

- повторение – помогает новым знаниям закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки к привычку;

- обратная связь – обучающимся работникам необходимо давать информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Направления в обучении персонала. Обучение персонала имеет три основных направления: базовую, квалификационную и должностную подготовку (рис. 2.1).

 

     
 
Профессиональное образование персонала

 


Рис.2.1. Направления обучения персонала

 

Базовая подготовка носит многофункциональный характер и заключается в изучении теоретических курсов в учебном заведении или в системе повышения квалификации (далее совершенствование мастерства идет в индивидуальном порядке).

Квалификационная подготовка имеет целью периодическое повышения квалификации работников. При этом пополняются ранее приобретенные знания, происходит знакомство с новейшими достижениями в сферах, представляющих профессиональный интерес для руководителей соответствующего уровня.

Должностная подготовка является продолжением базовой и носит конкретный характер, вводя работника в новый круг его обязанностей. Установлено, что лица, не прошедшие такой подготовки, полностью осваивают новый участок деятельности за 2,5 - 3 года, тогда как прошедшим подготовку для этого достаточно одного года. При этом обучение заключается в овладении знаниями теоретического и прикладного характера, достаточными для квалификационного исполнения обязанностей.

Цели профессионального обучения.

Система профессионального образования персонала предполагает определение целей и факторов развития. Цели профессионального обучения образуют основу для создания детальных учебных программ.

Выявление целей и факторов, влияющих на потребность в развитии, дает возможность ответить на следующие вопросы:

- какие категории работников необходимо обучать в организации;

- в какое время и как долго должно проводиться обучение;

- каковы наиболее подходящие формы обучения;

- каков наиболее подходящий метод обучения;

- кто может предложить оптимальное содержание курсов и обеспечить качественное обучение.

Цели системы профессионального развития персонала:

- обеспечение кадрового резерва (главным образом подготовка будущих руководителей);

- мотивационное воздействие (формирование мотивирующей организации труда);

- инновационное воздействие (вовлечение работников в сферу рационализаторства и изобретательства);

- гибкость (обеспечение взаимозаменяемости работников на местах);

- идентификация (обучение рассматривается как средство повышения идентификации работников со своей организацией);

- интеграция (развитие навыков сотрудничества, коммуникативных связей, понимания общих и частных задач в какой-либо деятельности;

- конкурентоспособность, т.е. признание работника со стороны внутреннего и внешнего окружения (коллег, руководства, партнеров).

Для адекватного определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии персонала. Этими факторами являются:

- динамика внешней среды (влияние потребителей, конкурентов, поставщиков, государства);

- развитие техники и технологии, влекущие за собой появление новой продукции, услуг, методов производства;

- изменение стратегии развития организации;

- создание новой организационной структуры при освоении новых видов деятельности.

· При ответе на вопрос, кого обучать в организации, руководители должны понимать, что система профессионального образования затрагивает всех работников организации. Другое дело, что формы, методы, сроки обучения у каждой категории работников будут разными.

Кроме того, может возникнуть непредвиденная потребность в профессиональном обучении, например, принятие нового Налогового кодекса РФ, появление новых технологий производства и т.д.

Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% - от желания и способности обучающихся работников.

· Формы и виды обучения. Выбор форм обучения зависит от наличия в организации финансовых и временных ресурсов. Принята следующая классификация форм обучения. В качестве критерия классификации в данном случае выступает степень взаимосвязи работника с рабочим местом.

Критериями выбора вида обучения являются, с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой – внушительные расходы на образовательные мероприятия. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то расходы подсчитываются относительно легко. Выбор формы обучения является многокритериальной задачей. Некоторые из критериев приведены в таблице 19.

 

Таблица 2.1

Критерии выбора формы обучения

Критерий

 

Форма обучения

Внепроизводственное обучение Внутрипроизводственное обучение
Расходы на обучение Значительные, нефиксированные Средние, фиксированные
Методы обучения Универсальные, без учета специфики Адаптированные к организации
Контроль обучения Абстрактный Производственный (текущий)
Условия обучения Комфортные (специальные) Менее комфортные (производственные)
Преподаватели Профессионалы,специалисты-педагоги Мастера, не педагоги
Практическая применимость Средняя Высокая

 

Как видно из таблицы 2.1, организационные программы обучения должны предусматривать гибкое сочетание всех форм.

Эффективность обучения. Обучение квалифицированного персонала эффективно в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку расчет результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированного персонала сопряжен с определенными трудностями, то экономическая эффективность обучения рассчитывается в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированного персонала затрагивает важные факторы социальной эффективности.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (124)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7