Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы определения равновесного ЧНП(чистый национальный продукт) в кейнсианской модели экономики




Для определения равновесного уровня производства в кейнсианской модели используется 2 подхода: 1) метод сопоставления совокупных расходов и объема производства: С + I = ЧНП; 2) метод изъятий и инъекций: S = I. Равновесный ЧНП – такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для покупки всего созданного продукта, то есть равновесного ЧНП, следовательно, общее количество произведенных товаров точно равно общему количеству купленных товаров. Отложим по оси Х совокупное предложение (ЧНП), а по оси Y – совокуп-ный спрос (совокупные расходы). На данном графике проведём биссектрису, которая представляет собой ли-нию, выходящую под углом 450 из начала координат. Каждая точка, отмеченная на данной прямой, обладает свойством равно удаленности от осей координат. Эта кривая показывает потенциально возможные реальные объемы ЧНП, которые может произвести экономика, при чём все они будут равны совокупным расходам. То есть, предпринимательский сектор будет производить на 370 млрд. долл. только тогда, когда ожидает, что этот объем производства может быть реализован на сумму 370 млрд. долл. Предположим, что инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт являются автономными, то есть, не зависят от ВНП. Кривая совокупного спроса (совокупных расходов) сдвигается вверх на величину I + G + Xn. Линии пересекаются в какой-то точке А. Этот график получил название «крест Кейнса».



 

Во всех точках, правее точки пересечения двух кривых, совокупный спрос меньше совокупного предложения. Иными словами фирмы не в состоянии распродать всё произведённое и вынуждены сокращать производство. Во всех точках, левее точки пересечения двух кривых, совокупный спрос больше совокупного предложения, что побуждает фирмы увеличивать выпуск. Модель «доходы-расходы» описывает поведение экономики в коротком периоде. Если мы приравняет функции совокупного спроса и совокупного предложения, то сможем аналитически рассчитать равновесный ВВП. Следует заметить, что равновесный ВНП необязательно равен потенциальному.

 

Инфляционный разрыв - это ситуация, когда I" S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости (предложение сбережений отстает от потребностей в инвестициях).

При достигнутой полной занятости (Y* - потенциальном объеме производства) возможностей увеличения инвестиций нет, следовательно, и совокупное предложение увеличиться не может. Все большая часть дохода населения направляется на потребление, спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликатора это приводит к увеличению цен.

Дефляционный (рецессионный) разрыв - это ситуация, когда S" I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании.

Этот случай характеризуется спадом промышленного производства и снижением уровня занятости, так как текущие расходы на товары и услуги низкие из-за того, что население предпочитает большую часть дохода сберегать. В силу эффекта мультипликатора это приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов представлены графически на рис. 8. Линия 45° (или биссектриса) показывает равенство фактических расходов (выпуска, дохода Y) и планируемых совокупных расходов AE. Точки E1 и E2 показывают равновесные уровни национального дохода - величины Y1 и Y2. График совокупных расходов AE*, пересекающий линию 45° в точке E, соответствует состоянию экономики, когда равновесный уровень дохода соответствует его потенциальному уровню Y*. Проблема заключается в том, что уровень полной занятости Y* не обязательно совпадает с равновесным уровнем Y1 или Y2. Когда совокупные расходы AE2 превышают выпуск науровне полной занятости Y*, в экономике наблюдается инфляционный разрыв. На оси ординат инфляционному разрыву соответствует разница между AEinf и AE*. Когда же совокупные расходы AE1 оказываются ниже выпуска на уровне полной занятости Y*, в экономике наблюдается дефляционный (рецессионный) разрыв. На оси ординат разница между AEdef и AE* показывает дефляционный (рецессионный) разрыв.

В терминах модели "AD-AS" график совокупных расходов можно проинтерпретировать как совокупный спрос, а линию45°, как совокупное предложение, тогда инфляционный разрыв можно определить как превышение совокупного спроса над совокупным предложением на уровне, соответствующем потенциальному ВВП. Соответственно превышение совокупного предложения над совокупным спросом на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, представляет собой дефляционный (рецессионный) разрыв.

Рис. 8. Инфляционный и дефляционный разрывы

 

40. Изменение равновесного объема производства и мультипликатор. Понятие акселератора.

"Принцип акселерации" ("акселератор" — ускоритель) выдвинул французский экономист Альберт Афталион (1874-1956) в 1913 г. Впоследствии этот принцип более детально был разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном и включен в неокейнсианские модели экономического роста.

Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на этот эффект, был известный американский экономист Джон Морис Кларк (1884-1963), активно изучавший проблемы экономических циклов. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократным увеличениям спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментом циклического развития, была определена им как «принцип акселерации» или как «эффект акселератора».[1]

Альбер Афтальон нашел интересное сравнение экономики с процессом растапливания печи. Известно, что сначала печь загружают топливом – углем или дровами. Поскольку сгорание происходит постепенно, то помещение какое-то время нагревается медленно и печь все больше и больше загружается топливом. Точно так же в экономике. Для достижения желаемого необходимого уровня производства при возрастающем спросе на предметы потребления резко возрастают инвестиции в отрасли, где изготавливаются средства производства для производства предметов потребления. Через некоторое время, продолжал рассуждать Афтальон, в помещении устанавливается нормальная температура, но печь продолжает отдавать все больше и больше тепла, и, скорее всего, спустя час-два жара станет невыносимой. Афтальон использовал сравнение экономики с печью, чтобы подчеркнуть, что всякий возрастающий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное увеличение спроса на производственные фонды, что неминуемо приведет к значительному росту самого производства. В результате какая-то часть произведенных предметов потребления окажется на рынке излишней.

Авторы теории акселератора считают, что изменение в спросе на готовую продукцию, в том числе на потребительские товары, вызывает более резкие изменения в величине капитала, необходимого для производства этой продукции. Другими словами, рост спроса на потребительские товары вызывает ускоряющийся рост капиталовложений в производство средств производства.

Изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

    (1)

где  – коэффициент акселерации.

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз, равное величине акселератора.

В теории при рассмотрении эффекта акселератора вводят одно важное допущение.[2] Предполагается, что увеличение инвестиций происходит в том же году, что и прирост объема продаж. Однако экономисты при построении модели акселератора исходят из определенного лага (временного запаздывания) в реакции экономических агентов, осуществляющих инвестиции, на увеличение объема продаж или роста реального ВВП. Действительно, трудно представить, чтобы новые фабрики и заводы строились немедленно в ответ на рост годового объема продаж. Даже если предприниматель отличается чрезвычайной быстротой реакции, он вначале распродаст запасы готовой продукции, просчитает различные варианты инвестиционных проектов и лишь потом осуществит инвестиции. Другими словами, в своих инвестиционных проектах предприниматели исходят из прошлых, а не текущих значений динамики объема продаж и прибылей. Если же объем продаж в предшествующих периодах сокращался, то предприниматели в сегодняшнем, текущем периоде будут сокращать объем инвестиций, опять же исходя из прошлого опыта.

Если предположить, что затраты на инвестиции происходят не сразу, а в течение ряда интервалов, т.е. удовлетворение возросшего спроса на капитал распределяется на несколько периодов, то формула акселератора будет выглядеть следующим образом:

(2)

где β1, β2, β3 и т.д. – частичные акселераторы.

Это развернутая формула акселератора.[3]

Чтобы принцип акселерации нашел проявление необходимо:

· отсутствие товарных запасов. Если имеются товарные запасы, то рост потребительского спроса на готовую продукцию может быть удовлетворен и расширения производства средств производства не наступит;

· отсутствие излишней производственной мощности. Если есть свободные производственные мощности, то их загрузят новым сырьем и дополнительной рабочей силой и не произойдет акселеративного роста производства средств производства;

· отсутствие роста производительности труда, технического прогресса, т.е. когда на одном и том же оборудовании можно получить больше продукции и удовлетворить возросший спрос;

· наличие свободной рабочей силы.

Исходя из вышесказанного, принцип акселерации находит свое проявление при условии, что для полного удовлетворения возросшего спроса необходимо значительное расширение производства средств производства. Поэтому первая реакция — удовлетворение спроса за счет существующих товарных запасов и полного использования незагруженных производственных мощностей, а затем уже расширение производства средств производства, находящегося в акселеративной зависимости от роста спроса на конечный продукт.

Следовательно, если в период процветания предприниматели предпочитают расширять свои предприятия, то в период депрессии возникает излишняя производственная мощность. Эта излишняя мощность позволяет удовлетворить возросший спрос на конечные продукты без дополнительного роста производства средств производства. Действие принципа акселерации может произойти лишь в тот период, когда не будет излишней мощности. Если имеются неиспользуемые или частично используемые машины и оборудование, то производство может быть просто увеличено путем приложения добавочного труда и сырья к существующему оборудованию. Принцип акселерации вступит в действие лишь после того, как производство увеличится настолько, что будет желательно установить новое машинное оборудование.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7