Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Диагностика устной речи




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вид диагностики Инструкция Цель диагностики
1. Вводная беседа (общие сведения о себе, своей семье, ближайшем окру­жении; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке го­ворят дома) Давай мы с тобой побеседу­ем. Я буду тебя спрашивать, а ты — отвечать. Но можешь и ты задавать мне вопросы Выясняются особен­ности экспрессив­ной диалогической речи, понимание ре­чи, коммуникабель­ность, интересы, ориентировки в ме­сте и времени, соци­альная ориентиров­ка
2. Исследование словаря и навыков словообразования: а) активный сло­варный запас;   б) знание обобщающих слов; в) навыки словообразования;     Сейчас я покажу тебе краси­вые картинки, а ты назови мне те, которые знаешь (вна­чале на родном языке, потом на русском). Давай наведем порядок на столе, разложим картинки в стопочки: что к чему подхо­дит. Как можно назвать од­ним словом всех, кто изоб­ражен на этих картинках? А как назвать одним словом предметы, изображенные здесь? (Ребенок дает назва­ния сначала на родном, за­тем на русском языке.)              Посмотри, в этой стопочке — картинки с изображени­ем домашних животных. У них есть детки. Скажи, кто у кого есть (на двух языках). А в этой стопочке — картинки с изображением овощей (фруктов, мебели, одежды). Какие фрукты ты больше все­го любишь? Из яблок сделали сок. Как называется такой сок? (Аналогично обследуется об­разование других относи­тельных и притяжательных прилагательных от существи­тельных.) Определение объе­ма активного словарного запаса как родного, так и русского языка, сопоставительный анализ. Определение уровня владения обобщающими понятиями, навыками классификации.     Определение уровня владения навыками образования относи­тельных и притяжа­тельных прилага­тельных, уменьши­тельной формы имен существительных, знание названий де­тенышей животных  
А на этих картинках изобра­жены игрушки. Посмотри, какая красивая кукла! Она совсем как настоящая, толь­ко маленькая. Смотри, у тебя большая рука, а у куклы маленькая... (нога, нос, гла­за, бант). Ты живешь в боль­шом доме, а кукла в малень­ком... (стул, стол)    
3. Исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.   Поиграем в обезьянку. Смотри, что я буду делать, и повторяй за мной, как обезь­янка. (Ребенку предлагается выполнить 12 действий по подражанию: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой; 4) сделать губы бубликом; 5) высунуть язык «лопаткой»; 6) высунуть язык «иголочкой»; 7) поднять язык вверх к носику; 8) опус­тить вниз к подбородку; 9) поставить язык за нижние зубы, затем за верхние зубы; 10) поместить кончик языка в правый, затем в левый угол рта («часики»); 11) щелкать языком; 12) произносить звук [а] на твердой атаке, на мягкой атаке Оценка объема, точности, симметричности движений, способности к пере­ключению. Выявле­ние симптомов нарушения орального праксиса и отклоне­ний в строении ор­ганов артикуляци­онного аппарата
4. Исследование звукопроизношения Повторяй, как я. (Предлагаются слоги и сло­ва, содержащие следующие звуки: свистящие, шипя­щие, л, ль, р, рь, задненёб­ные. Звуки, отсутствующие в родном языке, в обследова­ние не включаются.) Выявление дефек­тов звукопроизношения
5. Исследование фонематического восприятия А теперь поиграем в попу­гайчика. Ты видел когда-ни­будь говорящего попугайчи­ка? Он повторяет точь-в-точь то, что говорят люди. Ты будешь попугайчиком. По­вторяй то, что я скажу. А я от тебя спрячусь, чтобы ты меня не видел, а только слы­шал (логопед закрывает рот экраном). Для повторения предлагаются слоги, содер­жащие оппозиционные фо­немы, присутствующие в обоих языках. Давай опять смотреть краси­вые картинки. Скажи, что на них нарисовано? А теперь разложи картинки в 2 стол­бика: в первый столбик кар­тинки со звуком [с], во вто­рой со звуком [ш]. (Анало­гично другие пары звуков: обследование проводится вначале на родном, затем на русском языке.)   Определение уров­ня развития пред­ставлений и фоне­матического анализа, выявление наруше­ний фонематическо­го восприятия
6. Исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Сейчас будем повторять труд­ные слова. Но ты так хорошо отвечаешь, что легко спра­вишься с ними. Попробуем? Предлагаются для повторе­ния слова различной слого­вой структуры (трехсложные: лопата, ботики, молоко; че­тырехсложные: пирамида, со­ бирает, поливает; пятислож­ные: умывается, одевается, вытирается; со стечением согласных: танкист, космо­ навт, сковорода, термометр, воспитательница) Определение точно­сти воспроизведе­ния звукослоговой структуры слов, ха­рактера имеющихся искажений
7. Исследование грамматического строя речи: а) простое предло­жение; б) сложное предло­жение; в) употребление па­дежных форм су­ществительного без предлогов;     г) употребление предлогов   Посмотри на картинку. Ска­жи, кто здесь нарисован, что он делает? Повтори предложение, кото­рое получилось. А теперь со­ставь предложение по этой картинке (4—5 картинок). Давай составим предложе­ние по этим двум картинкам (4—5 серий картинок). Посмотри на картинку. Кого (что) нарисовал художник? Картинки прячутся. По­смотри, кого (чего) нет? Давай сделаем животным подарки. Рыбу подарим ... (картинка с изображением кошки). Аналогично: заяц — мор­ковь, корова — трава, собака — косточка, белка — орехи, лиса — курица. А что пода­рим мальчику? (машинка, ручка, карандаш, мишка). На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка (на шкаф), кукла (за стул), соба­ка (в ящик)? Захотела я по­играть с куклой (мишкой, со­бакой...) Откуда возьму соба­ку (куклу, мишку)?     Выявление особен­ностей фразовой речи, наличия аграмматизмов
8. Исследование связной речи Посмотри на эти картинки. Здесь изображена интерес­ная история. Вначале было вот что, затем вот что и вот чем все закончилось. По­смотри внимательно, разбе­рись, что же произошло? А теперь расскажи мне эту ис­торию. (Предлагаются пос­ледовательно 2 серии из трех картинок. Задание выполня­ется как на родном, так и на русском языке) Определение смыс­ловой целостности рассказа, его лекси-ко-грамматического оформления и сте­пени самостоятель­ности выполнения задания  
9. Исследование понимания обра­ щенной речи: а) понимание слов;  б) понимание фраз;     в) понимание  ин­струкций из 2—3 пунктов;   г) понимание пред- логов; д) понимание логико-грамматических конструкций   Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй:   Покажи, где на­рисован ...  Покажи картинку, на кото­рой нарисовано: «Девочка читает», «Мальчик сидит на стуле» и т. п. Встань, подойди к окну. По­дойди к столу, сядь, возьми ручку. Поставь ручку в ста­кан, возьми карандаш, отдай его маме. Покажи, где нарисована кошка на мяче, под мячом (и т. д.) По одному предмету: «Покажи тетрадь». По двум предметам (не меняя интонации): «Покажи карандаш и тетрадь». «Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь»... «Покажи, где хозяин собаки, где мамина дочка, где мама дочки.»… Определение уровня понимания отдель­ных слов, простых и сложных граммати­ческих конструкций

 



Диагностика неречевых процессов:

Вид диагностики Инструкция Цель диагностики
1. Диагностика зри­ тельно-предметно­го восприятия:  а) узнавание «зашумленных» пред­метных картинок; б) узнавание сим­волических изоб­ражений; контур­ных изображений предметов, геомет­рических фигур, букв;   в) складывание раз­резанных карти­нок; г) методика Кооса Сейчас я покажу тебе «хит­рые» картинки. Догадайся, что здесь нарисовано.   Будем делать красивый ков­рик, такой, как здесь (демон­страция) Определение уровня развития зрительного гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии
в) складывание разрезанных картинок; г) методика Кооса   Будем делать красивый коврик, такой, как здесь (демонстрация).  
2. Диагностика слухомоторных координаций:  а) оценка ритмов; б) воспроизведение ритмов Скажи, сколько раз я стучала?   Послушай внимательно и стучи так, как я: II, II I, I II, II, I I, I III и т. д. Определение уровня развития акустического гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии
3. Диагностика сомато-пространственных представле­ний:  а) показ частей сво­его тела; б) показ правой (ле­вой) рукой предме­тов; в) пробы Хэда   Покажи свою правую (левую) руку, ногу, глаз, ухо.  Покажи правой рукой стул, левой — окно; возьми левой рукой карандаш, правой — лист бумаги. Коснись левой рукой право­го (левого) уха, правой ру­кой — левого глаза и т. п. Определение уровня развития простран­ственных ощуще­ний собственного тела, пространст­венных ориентиро­вок, выявление пред­расположенности к дисграфии и дис­лексии
4. Диагностика динамического праксиса и мелкой мо­торики: а) пересчет паль­цев; б) проба «Кулак — ребро — ладонь»; в) графическая про­ба «Заборчик»     Делай, как я (показ).     Продолжай рисовать забор­чик точно так же, как у меня Определение мотор­ной зрелости, выяв­ление предрасполо­женности к дисгра­фии и дислексии

 

Примечание 1.Обследование речи проводится логопедом совмест­но с учителем того языка, который является родным для ребенка.

Примечание 2.При отсутствии нужного специалиста логопед про­водит обследование самостоятельно, косвенно используя помощь ро­дителей.

Примечание 3.В случае очень плохого знания или полного незнания русского языка ребенком, которое выявляется уже при исследовании сло­варного запаса, логопед переходит сразу после пункта «Исследование фонематического восприятия» к пункту «Исследование понимания речи».

Исследование грамматического строя и связной речи на родном языке проводится отдельно учителем-специалистом в присутствии логопеда.

 Анализ результатов логопедической диагностики

По окончании обследования логопед делает вывод о природе ре­чевых ошибок двуязычного ребенка, вырабатывает рекомендации для родителей и педагогов, определяет вид помощи, в которой нуждается ребенок: логопедическая, психологическая или педагогическая кор­рекция, наблюдение, консультирование родителей и др.

Решающими факторами для зачисления ребенка с билингвиз­мом на логопункт являются:

ü нарушение подвижности органов артикуляционного аппа­рата;

ü нарушение произношения звуков, присутствующих, как в родном, так и в русском языке;

ü наличие нечеткой, «размытой» артикуляции, нарушение ритмико-мелодической и интонационной сторон речи;

ü нарушение восприятия фонем, общих для обоих языков;

ü искажения звукослоговой структуры слов, не связанные с интерференцией;

ü ограниченный словарный запас как родного, так и русского языков;

ü отсутствие или низкий уровень развития фразовой речи на русском языке, аграмматизмы в речи на родном языке;

ü плохое понимание или полное непонимание русской речи.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов (или некото­рых из них) позволяет говорить о нерезко выраженном общем недо­развитии речи, фонетическом или фонетико-фонематическом недо­развитии речи у детей с билингвизмом. Эти учащиеся, как и русско­язычные дети с аналогичными нарушениями, должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

 

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7