КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ
специальность ______ «Туризм»
Москва 2009 г. Методическое пособие составлено на основании рабочей программы дисциплины «Маркетинг территорий»
Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Туризма»
Протокол № 1 от «31» __ августа_____ 2009 г.
Зав. кафедрой д.э.н., проф. Джанджугазова Е.А.
Методическое пособие одобрено Учебно-методическим Советом Института туризма и гостеприимства
Протокол № от «__» __ _ 2009 г.
Председатель УМС Института туризма и гостеприимства к.т.н., доцент Е.В.Субботина
Методическое пособие разработали: Зав. кафедрой «Туризма» профессор, д.э.н. Джанджугазова Е.А. Преподаватель кафедры «Туризма» к.э.н. Лапочкина В.В. Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Туризма» Протокол № 1 от 31.08.2009 г.
Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу "Маркетинг территорий" разработаны для студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования. Перечень используемой литературы предусмотрен учебной программой. Курс «Маркетинг территорий» является прикладной экономической дисциплиной, носит комплексный характер и интегрирует в единую систему знания, полученные студентами в процессе изучения туристских и экономических дисциплин. В период становления постиндустриального общества особое значение приобретает маркетинговая деятельность, позволяющая обеспечить баланс интересов трех главных субъектов: потребителя, общества и производителя. Маркетинг как философия современного бизнеса, стратегия и тактика рыночной деятельности находится в динамичном развитии. В этих условиях особую роль приобретает маркетинг территорий, так как он становится важнейшим фактором успешного регионального развития. Маркетинг территорий позволяет взглянуть на территорию с новой точки зрения, не только как на пространственную или географическую единицу, а как на объект продвижения или своеобразный продукт, обладающий потребительной ценностью. Маркетинг территории дает возможность создавать, поддерживать или изменять мнения, намерения или поведение потребителей региональных продуктов и услуг, способствует формированию особого образа региона. Маркетинг туристских территорий является прикладной экономической дисциплиной, которая имеет комплексный характер и интегрирует в единую систему знания, полученные студентами в процессе изучения туристских и экономических дисциплин и в частности «Маркетинг», «Маркетинг в туризме». Основной целью студентов при выполнении курсовой работы по этой дисциплине, является: Ø получение научное представление о «регионе», «территориальном туристском комплексе», «туристском регионе» и социально- экономической роли туризма в региональном развитии. Ø знание теоретические основы территориального маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований в регионе, особенности регионального маркетинга, специфику комплекса маркетинга туристских территорий, основные направления территориального туристского маркетинга. Ø умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности. Основными задачами, стоящими перед студентами при выполнении курсовой работы являются: Ø Овладение теоретическими знаниями в области современного маркетинга территорий с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; Ø Знакомство с работами современных ученых и специалистов в области регионального маркетинга; Ø Показать важность и практическую значимость туристской территории как объекта продвижения; Ø Дать представление об особенностях маркетинговой деятельности в регионе; Ø Показать влияние туризма на региональное развитие; Ø Рассмотреть основные методы оценки влияния туризма на региональное развитие; Ø Продемонстрировать необходимость формирования и продвижения регионального туристского продукта; Ø Показать роль и значение передового опыта развития туристских регионов. При выполнении курсовой работы следует подчеркнуть, что социальным наполнением маркетинговой концепции является удовлетворение потребностей широкого круга потребителей, что предполагает определение роли и значения маркетинга в стратегическом планировании деятельности предприятия. В свою очередь, маркетинг территории – это деятельность, осуществляемая в интересах регионального развития, в результате которой создается, поддерживается или изменяется отношение к региону со стороны целевых рынков и широких кругов потребителей. Маркетинг территории базируется на активном использовании природных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов региона, а также на возможностях их реализации и воспроизводства. Кроме того, следует уделить особое внимание таким важнейшим видам маркетинговой деятельности туристских территорий, как формирование конкурентоспособного территориального продукта, сегментация потребителей по различным признакам, выбор целевых и наиболее «плодоносных» сегментов рынка, продвижение и формирование имиджа туристского территориального продукта. При чем раскрывать вышеуказанное, следует на примере конкретных туристских территорий и регионов. В ходе выполнения курсовой работы представляется возможным закрепить и осмыслить теоретический материал по ряду дисциплин: организация въездного, выездного и внутреннего туризма, основы туроперейтинга, страноведение, виды и тенденции туризма, статистике, менеджменту, маркетингу и другим. Данное исследование позволяет выявить и проанализировать круг проблем, с которыми могут столкнуться территориальные органы власти, местные субъекты хозяйственной деятельности, сообщества, частные предприниматели, глубокий и всесторонний анализ которых позволит принять эффективные и своевременные решения.. В современных условиях грамотно построенная маркетинговая деятельность и владение инструментами бизнес-планирования, является важнейшим инструментом управления и развития туристских территорий. Тщательная разработка плана маркетинга фактически является алгоритмом решения серьезных экономических задач и освоения новых коммерческих проектов с целью развития и популяризации туристских территорий в различных отраслях (торговля, общественное питание, сфере услуг, туристском и гостиничном бизнесе и т.д.). Кроме того, в современном мире любая территория сталкивается с острой конкуренцией, будь то борьба за туриста или инвестора, поэтому она нуждается в экономически обоснованном прогнозе развития бизнеса, что позволяет привлечь деловых партнеров, а также ответить на главные вопросы: Что производить? Кому продавать? Принесет ли он доходы? Когда окупятся все затраты? Курсовая работа по маркетингу территорий представляет собой логически стройное, систематизированное исследование, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть работы выполняется на конкретном примере любой территории (страны, региона, города, центра). В работе рекомендуется привести необходимые расчеты, таблицы, графики, схемы, рисунки, сопровождающиеся соответствующими пояснениями и выводами. Помимо основной смысловой части работа включает в себя введение, в котором коротко отражаются: цели и задачи исследования, основные проблемы, стоящие перед отраслью, дается краткая характеристика рынка товаров и услуг, намечаются возможные пути решения поставленных проблем. Завершает смысловую часть работы заключение, в котором формируются общие выводы, формулируются возможности и предложения по реализации предложенных инноваций, программ или идей. Работа завершается списком используемой литературы, выполненной в установленном порядке. Основные требования: 1. Текст должен быть набран на компьютере, размер шрифта 14. 2. Объем – 30 печатных листов (не менее). 3. Список литературы не менее 20 источников. Обязательное наличие таблиц, расчетов согласно предложенной методике.
Ход работы: 1. Выбор темы исследования. 2. Формирование плана работы. 3. Подбор необходимого теоретического и практического материала. 4. Выполнение смысловой части работы. 5. Подведение итогов и оформление выводов (заключение). 6. Оформление списка литературы. 7. Приложение (по желанию автора работа может иметь приложение в виде рисунков, таблиц, схем, иллюстративного и рекламного материала.
Часть 1. Тематика теоретической части курсовых работ по маркетингу территорий 1. Современный маркетинг, основные категории и тенденции развития. 2. Маркетинг туристских территорий, как инструмент управления региональным развитием. 3. Регион, как объект исследования территориального маркетинга. 4. Сущность и особенности туристского территориального продукта, способы его формирования. 5. . Туристские и рекреационные потребности, их место и роль в системе потребностей населения. 6. Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта. 7. .Потенциал туристских территорий, особенности его оценки 8. Комплекс маркетинга территории, характеристика основных элементов, особенности разработки. 9. Влияние туризма и рекреации на региональное развитие 10. Оценка социально-экономического влияния туризма на региональное развитие 11. Оценка экологического воздействия туризма на регион. 12. Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием туризма 13. Современные средства продвижения туристских территорий. 14. Выставочная деятельность территории, как важнейший элемент ее продвижения. 15. Электронный маркетинг, его роль и значение в формировании коммуникативной политики администрации туристской территории. 16. Официальный Сайт туристской администрации как инструмент развития. 17. Новейшие электронные технологии продвижения туристской территории. 18. Сущность и значение имиджа туристской территории. 19. Формирование имиджа туристстких территорий. 20. Особенности брэндинга туристских территорий. 21. Городской туристский продукт его специфика и особенности формирования. 22. Маркетинг городов и туристских центров, основные понятия, специфические особенности 23. Курортный продукт его структура и специфические особенности. 24. Маркетинг достопримечательностей как важнейший элемент маркетинга туристских территорий. 25. Особенности маркетинга достопримечательностей, роль и значение тематических парков в формировании привлекательного имиджа туристских территорий 26. Основные проблемы и тенденции в области продвижения туристских регионов. 27. Разработка стратегии продвижения туристских регионов на внутренние и внешние рынки. 28. Программы продвижения России на региональном и международном уровне, особенности формирования региональных программ продвижения. 29. Маркетинговые исследования, как эффективный способ установления обратной связи с потребителями региональных туристских продуктов и услуг. 30. Роль и значение региональных маркетинговых центров в продвижении туристских регионов. 31. Музейные бренды и особенности их формирования. 32. Историко-культурные центры как полюса экономического роста территории. 33. Роль туристской инфраструктуры в формировании территориального туристского продукта. 34. Концепции маркетинга, особенности их применения в формировании программ развития туристской территории.
Примерное содержание теоретической части по некоторым темам курсовой работы. Тема 1. Современный маркетинг, основные категории и тенденции развития. 1.Роль и значение маркетинга в постиндустриальном мире, основные понятия, цели, задачи и функции современного маркетинга. 2.Концепции маркетинга и их эволюция. 3. Особенности развития маркетинга в условиях «сервисной экономики». 4.Понятие интегрированного маркетинга и маркетинга открытых систем. 5.Роль и значение клиентоориентированного подхода в маркетинговой деятельности
Тема 2. Маркетинг туристских территорий, как инструмент управления региональным развитием. 1.Маркетинг туристских территорий: понятие, основные цели, функции и задачи. 2.Основные стратегические направления территориального маркетинга. 3.Важнейшие тенденции и основные проблемы регионального развития, роль туризма в успешном развитии регионов. 4.Характеристика основных элементов характеризующих маркетинговую деятельность туристских территорий
Тема 3. Регион, как объект исследования территориального маркетинга. 1. Характеристика основных понятий «регион», «территория», «район». 2. Основные понятия в области экономического районирования, типология регионов, их краткая характеристика. 3. Научно-практические подходы к исследованию туристских регионов, типы и виды регионов. 4. Характеристика важнейших туристских регионов и территорий, теория и практика их освоения, пути формирования туристской специализации региона
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |