Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по совершенствованию финансирования в МУК ЦБС ЗГО



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Рекомендации по совершенствованию финансирования в МУК ЦБС ЗГО 0.00 из 5.00 0 оценок




Для стабильного формирования бюджетных средств в общем объеме финансирования МУК ЦБС ЗГО предлагаются два направления совершенствования системы финансирования (или три группы ресурсов):

1) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как ЦБС, так и программ, создаваемых и реализуемых в библиотечной системе.

2) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или адресных дотаций)

Предлагается первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных программ — бюджетную многоканальность, которая означает финансирование ЦБС и программ, как из бюджетов различных уровней, так и путем привлечения средств иных юридических лиц.

Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам:

1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах.

2. Субсидии возмещения — в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры — при условии соответствия таких программ федеральным приоритетам культурного развития территорий.

3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). Суть «встречного финансирования» заключается в фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов ЦБС. В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной ЦБС сумме. За основу при таком финансировании рекомендуется брать сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из внебюджетных источников.

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, комитет управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению ЦБС, участвующей в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) должны определяться, прежде всего, степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам библиотечной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму «Сохранение и развитие культуры» включило разделы, в которые могли бы «вписаться» и библиотечные проекты.

Одним из ресурсов развития культурно-досуговой и информационной сферы библиотеки должен быть целенаправленный, систематический поиск внебюджетных источников финансирования. В результате поток носителей в библиотеку увеличится, что приведет к дополнительному доходу.

Рассмотрим привлечение фондов. В последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых финансировать библиотечные проекты. Отделу маркетинга ЦБС необходимо активизировать работу по их привлечению.  В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд «Культурная инициатива» (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд «Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций»; Санкт-Петербургский центр «Стратегия» и др.

Рассмотрим спонсирование. Формы финансовой помощи ЦБС со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов, программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Главными условиями получения средств в данном случае являются:

1. Наличие благоприятного имиджа ЦБС. Имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки, отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное мнение. Необходимо помнить: для формирования позитивного образа ЦБС (в глазах общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д.

Имидж ЦБС во многом определяется ее миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.

Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора, предельно конкретно и точно сформулировать:

— что вы хотите получить и под что конкретно;

— что вы можете дать организации-спонсору;

— в чем сильная сторона вашей организации (ее уникальность, непохожесть);

— какова общественная значимость того дела, которое нуждается финансировании.

В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь в виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:

— доступ к рынку с помощью финансируемой акции;

— реклама продукции;

— ассоциативный престиж — название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;

— имидж предприятия — финансирование культурных мероприятий с целью повышения его привлекательности для сотрудников, населения, а также как способ заявить о своей финансовой состоятельности.

3. Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило:

- с налоговыми льготами (рациональная выгода);

- чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой);

- личным искуплением (чувством вины, страха);

- стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением);

-потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности. Об этом необходимо помнить в работе со спонсорами.

К сожалению, в настоящее время в ЦБС данный ресурс финансирования библиотечных проектов используется не в полной мере. Проблемы получения внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий взаимодействия с финансовыми структурами (слабо развития техника межличностной коммуникации, неумение оформить заявку и др.), в неразвитости инфраструктуры благотворительной деятельности и несформированности самого института благотворительности.

4. Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности. Дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и должен занять весьма существенный объем деятельности в ЦБС.

В этой связи необходимо знание некоторых общих закономерностей разработки коммерческих программ, методов определения наиболее перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что полноценная коммерческая деятельность возможна в условиях свободного и сформировавшегося рынка. А рыночные отношения, независимо от сферы проявления, могут эффективно функционировать при наличие абсолютного права любого человека или организации производить, продавать и покупать все, что угодно (учитывая, конечно, законы и требования общественной морали); права свободной покупки и свободной продажи по свободной цене, на которую есть покупатель и права доступа в любые отрасли производства и оказания услуг без каких-либо ограничений, кроме тех, которые установлены законом.

Отмечая особенности коммерческой деятельности в библиотечной сфере, следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет «вещного» содержания товара, он здесь носит характер услуги, т.е. некоторого комплекса работ, выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и организаций.

Успех коммерческой деятельности зависит от целого ряда технологий и приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и маркетингом. Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных групп, организаций. Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая предполагает владение специальной технологией, а точнее, это процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на  идеи и услуги путем их разработки, продвижения и реализации (обмена).

В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:

— выявление и удовлетворение потребностей человека;

— стимулирование и управление спросом.

Ориентация на удовлетворение потребностей пользователя – основополагающий принцип маркетинга библиотеки.

Технология выявления и удовлетворения потребностей пользователей библиотек представляется достаточно сложной. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных потребностей у большой части населения, их неотрефлексированностью самим человеком, а также несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя библиотечной услуги  и заказчика.

Таким образом, необходимость улучшения модели финансирования библиотечной сферы обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов библиотек. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых библиотечных услуг и объемами их финансирования.

Осмысливая перспективу, необходимо подчеркнуть следующее:

- Все приоритеты в дальнейшем должны быть направлены на удовлетворение потребностей читательской персоны, а внедряемая система менеджмента качества обеспечит прозрачность деятельности и будет являться инструментом управления процессами дальнейшего улучшения качества предоставляемых услуг, что, в конечном счете, скажется на улучшении финансирования ЦБС.

- Для фактического исполнения бюджета в ЦБС необходимо:

• своевременно и в полном объеме получать бюджетные ассигно­вания;

• самостоятельно распоряжаться внебюджетными поступлениями;

• нести ответственность за организацию мониторинга, правиль­ность и достоверность управленческого документооборота по форми­рованию и использованию денежных фондов и своевременной оплате труда библиотечным работникам.

- В качестве фактора существенной финансовой поддержки ЦБС в программных документах реформирования бюджетной сферы предлагается использовать формирование такого инвестиционного климата, который позволит:

- осуществить переход к конкурентным и контрактным механизмам финансирования;

- создать условия для привлечения дополнительных средств в учреждения культуры;

- расширить сферу дополнительных платных услуг в качестве внутреннего ресурса финансирования и стимулирования инновационных программ.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Рекомендации по совершенствованию финансирования в МУК ЦБС ЗГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по совершенствованию финансирования в МУК ЦБС ЗГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)