Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Олигополия и монополистическая конкуренция



2019-12-29 1282 Обсуждений (0)
Тема 10. Олигополия и монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




Концентрация рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Причины концентрации рынка. Олигополия. Особенности анализа олигополии. Олигополистическая связь. Дилемма олигополиста. Картель.

Монополистическая конкуренция: кратковременный и долговременный аспекты. Неценовая конкуренция и ее виды. Реклама.

Верно/неверно

1. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.

2. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведе­нию чистой монополии.

3. На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать.

4. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой кон­куренцией.   

5. Игрок, реализующий доминантную стратегию, всегда выигрывает.

6. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товары.

7. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.

8. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продук­ции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

9. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную эконо­мическую прибыль.

10. Несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он покупает или продает.

Основные термины и понятия

Каждому из приведенных ниже положений, дайтете соответствующее определение.

Тесты

1. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответст­венно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

1) Сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть».

2) Имеет «ломаную» кривую спроса.

3) Является ценовым лидером на олигополистическом рынке.

4) Наиболее эффективная в отрасли.

5) Одна из конкурентных фирм в отрасли.

2. Какой продукт никогда не производился в рамках картельного соглашения?

1) Бананы.        

2) Кофе. 

3) Нефть.           

4) Пшеница.

3. Олигополия - это рыночная структура, где действует…

1) Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

2) Небольшое количество конкурирующих фирм.

3) Только одна крупная фирма.

4) Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

4. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль…

1) Устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля.

2) Проводя активную неценовую конкуренцию.

3) Продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля.

4) Настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

5. В ломаной кривой спроса олигономии излом образуется вследствие…

1) Способности олигономистов устанавливать различные цены на двух рынках.

2) Существования барьеров для вступления в отрасль.

3) Асимметрии при рассмотрении ценовых стратегий конкурентов.

4) Невозможности трансформировать внешние эффекты.

5) Дифференциации продукта.

6. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:

1) Эдвард Чемберлин.

2) Огюстен Курно.

3) Джоан Робинсон.

4) Джон Гэлбрейт.

5) Карл Маркс.

7. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

1) Нефть.

2) Бананы.

3) Сахар.

4) Пшеница.

5) Кофе.

8. Если предприниматели одной отрасли создают совместное предприятие по продаже продукции, а в остальном действуют самостоятельно, то такой монополией будет

1) Картель.

2) Концерн.

3) Трест.

4) Синдикат.

9. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

1) Отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль.

2) Существуют труднопреодолимые барьеры для входа в отрасль.

3) Действует незначительное количество продавцов.

4) Фирма обладает монопольной властью.

5) Возможно образование картелей.

10. Рисунок представленный ниже иллюстрирует положение фирмы на монополистически конкурентном рынке. Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную ОР, потому что:

1) При этой цене предельный доход выше пре­дельных издержек.

2) Эта цена выше уровня цены, при которой фир­ма может получить максимум прибыли.

3) Объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, при котором прибыль мак­симальна.

4) Все предыдущие ответы верны.

5) Верны только ответы 1) и 2).

 

 

11. Если фирма, представленная на рисунке (см. выше), вы­берет объем выпуска 0Q, то:

1) На рынке возникнут новые производители.

2) Фирма будет получать экономическую при­быль.

3) Фирма установит цену ОР.

4) Все предыдущие ответы верны.

5) Верны только ответы 1) и 2).

12. На долгосрочном временном интервале:

1) Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономиче­скую прибыль.

2) Фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую эко­номическую прибыль.

3) Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функцио­нирующими фирмами положительной экономической прибыли.

4) Олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать эко­номическую прибыль.

5) Все предыдущие утверждения верны.

13. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

1) Дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов по­требителей.

2) В условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции.

3) Совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами.

4) В условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения обще­ства, использование ресурсов.

5) Все предыдущие утверждения верны.

14. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что:

1) Выпускаются однородные товары.

2) Цена превышает предельные издержки.

3) Нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль.

4) Эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии.

5) Каждому производителю принадлежит значительная доля рынка.

15. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

1) Выпускаются дифференцированные товары.

2) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

3) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

4) Выпускаются однородные товары.

5) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

16. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:

1) Уровень прибыли ниже нормального для данной экономики.

2) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства.

3) Невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль.

4) Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.

17. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

1) Действует вне системы специализации и цен.

2) Предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены.

3) Пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений.

4) Сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

18. Большинство рынков в России представляет собой…

1) Нерегулируемые монополии.

2) Естественные монополии.

3) Совершенную конкуренцию.

4) Совокупность конкурентных и монополистических элементов.

19. При какой конкуренции позиции фирмы защищены лучше?

1) Совершенной.         

2) Ценовой.

3) Межотраслевой.      

4) Неценовой.

20. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для…

1) Совершенной конкуренции.

2) Совершенной и монополистической конкуренции.

3) Всех видов конкуренции.

4) Монополистической конкуренции.

Ситуации

1. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т. е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

1) повышением цен на свою продукцию;

2) улучшением качества своих товаров;

3) активной рекламной политикой;

4) снижением цен на свою продукцию;

5) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;

6) снижением издержек?

2. «Ломаная кривая» спроса олигополии имеет в точке Е характеризующий устойчивость (жесткость) сложившейся цены Ре на олигополистическом рынке. Почему эта цена отличается известной стабильностью? В каких пределах может меняться предельных издержек (МС), не оказывая влияния на изменение Ре? Покажите точно этот интервал на оси ординат.

3. Картель, как известно, означает тайный сговор нескольких фирм, функционирующих на одном и том же рынке. Каким образом даже небольшие по размеру производства фирмы, участвующие в картеле, могут получить преимущества «чистой» монополии? Какое значение при этом имеет уровень издержек этих фирм. Можете ли Вы графически изобразить ситуацию картеля?

4. Заинтересованы ли Вы как член картеля в честной игре, т. е. твердом следовании условиям сговора? Или у Вас есть какие-либо стимулы нарушить соглашение? В какой ситуации Вы склонны его нарушить?

5. Острое соперничество характеризовало ситуацию, сложившуюся в 1992 г. на рынке газа, импортируемого ФРГ из России. Две фирмы - «Рургаз» и «Винтерсхалл» - два конкурирующий субъекта этого олигополитического рынка. В журнале «Gas Маtters» приведено высказывание председателя правления «Вин-терсхалла»: «Рургаз» объявил нам ценовую войну. Воевать мы будем по колено в крови, но это будет кровь «Рургаза». Как Вы думаете, что подразумевалось под «кровью», которая прольется в этой войне? Чем опасна ценовая война для конкурирующих фирм? Подумали ли Вы всерьез о физическом устранении конкурента?

6. Существует ли олигополистическая взаимозависимостью тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?

7. Если государство, желая поддержать фермерские хозяйства, установит цену на мясо выше равновесной, как это отразится на величине общего выигрыша потребителя данного вида продукции. Покажите это графически.

8. На чем основана рыночная власть (источник монополистической власти) у фирм-монополистических конкурентов: ведь производства и продаж может быть очень малым?

9. Нередко в экономической теории подчеркивается неэффективность и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией:

1) фирма не функционирует в низшей точке своих долговременных издержек;

2) разрыв между ценой и предельными издержками, как и в условиях «чистой» монополии, означает определенное «недопроизводство продукции, нужной обществу;

3) сокращение многочисленного количества мелких фирм (т. е. монополистических конкурентов) - парикмахерских, мелких лавочек, ресторанчиков и т. п. привело бы к снижению цен на эти услуги и товары, предоставляемые теперь уже крупными и крупнейшими фирмами (действие эффекта масштаба).

4) Есть ли у Вас какие-либо доводы в защиту монополистической конкуренции, с точки зрения потребителя?

10. Часто можно слышать утверждение, что так называемый бизнес» - это и есть субъект монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это утверждение? Что общего, например, у следующих фирм:

1) мелкая сельскохозяйственная семейная ферма, выращивающая пшеницу;

2) малое предприятие по изготовлению пуговиц из весьма оригинального и не столь широко распространенного материала - сброшенных оленями рогов в сибирской тундре;

3) крохотная норвежская компания «КаМеВа», покрывающая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей;

4) рисковое (венчурное) предприятие?

Задачи

1. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 евро. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:

Цена, евро за единицу 1500 1200 900 600 300
Объём спроса, тыс. штук 300 600 900 1200 1500

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведёт каждая фирма?

2. В отрасли действуют 10 фирм. Предельные издержки каждой фирмы описываются формулой: MC=100-30Q+Q2. Спрос на продукцию отрасли равен P=100-Q, где Q – объём производства отрасли, тыс. шт. P – цена единицы товара, евро.

Каков должен быть объём производства каждой фирмы, чтобы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии равновесия?

3. На рынке действуют 7 фирм, имеющих доли: 5%, 20%, 5%, 20%, 25%, 10%, 15%. Будет ли разрешено слияние третьей и седьмой фирм?

4. На рынке действуют 5 фирм, имеющих доли: 10%, 15%, 20%, 25%, 30%. Первая и вторая фирмы сливаются в одну. Рассчитайте индекс концентрации до и после слияния фирм.

5. На рынке действуют 6 фирм, имеющих доли: 10%, 20%, 20%, 25%, 15%, 10%. Как изменится индекс концентрации, если вторая и шестая фирмы сольются?

6. По таблице подсчитайте норму рыночной концентрации в отраслях А, В, С.

Фирма

Доля фирмы, % в объеме продаж отрасли

А В С
1 40 60 25
2 30 10 25
3 20 10 25
4 5 10 25
5 5 10 0

 



2019-12-29 1282 Обсуждений (0)
Тема 10. Олигополия и монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Олигополия и монополистическая конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)