Правовая охрана торговой марки
Мир не одно столетье воздает». Юсуф Хас-Хаджиб Баласагунский ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время торговые марки являются ключевыми активами, которые дают компании уникальное преимущество и способность получать доходность выше, чем у стандартных производителей продукции. Вопросы оценки торговых марок являются особенно актуальными в связи с тем, что их доля в рыночной стоимости компаний иногда достигает до 50 %. Традиционные правила бухгалтерского учета, как правило, недооценивают стоимость нематериальных активов. В результате, стоимость торговой марки и всего предприятия оказывается заниженной. Ведение учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности требует, чтобы стоимость приобретения компании была распределена между отдельными активами и обязательствами, включая нематериальные активы, отраженные и неотраженные в балансе. Это значит, что компания имеет возможность отразить в балансе торговые марки по справедливой стоимости. В результате, компания получает следующие преимущества: увеличивается рыночная стоимость активов, при этом может быть уменьшена налогооблагаемая база. Наиболее часто оценщикам приходится сталкиваться с оценкой торговых марок как объекта интеллектуальной собственности (ОИС) в составе целостных имущественных комплексов предприятий при их ликвидации, банкротстве, приватизации, купле-продаже и реорганизации. Актуальной также является оценка с целью: · купли-продажи прав на торговую марку; · включения ОИС в уставный фонд; · обоснования расчета цены за право пользования ОИС в связи с заключением лицензионного договора; · определения размера вознаграждения владельца интеллектуальной собственности; · обоснования расчета компенсации за ущерб, нанесенный в связи с неправомерным использованием торговой марки; · определения доли экономического эффекта, приходящегося на торговые марки при их использовании в собственном производстве; · получения банковского кредита под залог исключительных прав владельца интеллектуальной собственности; · страхования торговой марки. В условиях динамичного развития рынка интеллектуальной собственности потребность в оценке торговых марок будет увеличиваться. Поэтому в этом выпуске мы постарались обобщить информацию, необходимую для составления отчета об оценке торговой марки и привести практический пример оценки. ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОРГОВЫХ МАРОК Правовое значение торговой марки и ее функции Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 октября 2007 года №1185 был утвержден Национальный стандарт №4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности». В соответствии с этим стандартом проводится независимая оценка имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности, к которым относятся торговые марки (знаки для товаров и услуг). В стандарте приведены основные дефиниции, относящиеся к интеллектуальной собственности, такие как: роялти, база роялти, остаточный срок полезного использования объекта права интеллектуальной собственности, лицензионный платеж, паушальный и комбинированный платеж. Поэтому мы не будем останавливаться отдельно на этих понятиях. В то же время, в стандарте не идентифицируется термин «торговая марка (знаки для товаров и услуг)». Для исследования данного вопроса обратимся к другим нормативно-правовым актам в сфере интеллектуальной собственности. До принятия нового Гражданского кодекса в Украине существовало единое понятие «знаки для товаров и услуг», которое соответствовало международным нормам, в том числе Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. В соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. знаком считается обозначение, по которому товары и услуги одних юридических или физических лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. В ст. 492 Гражданского кодекса вводится дефиниция «торговая марка»: Торговой маркой может быть какое-либо обозначение или какая-либо комбинация обозначений, которые пригодны для отличия товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов. Как видим, с правовой точки зрения, определение «торговая марка» является уточненным определением «знакадля товаров и услуг». Торговые марки впервые появились в XVIII веке в результате растущих международных связей и принятия законов, гарантирующих свободу торговли и промышленности. Последовавший быстрый рост внутренней и международной торговли способствовал более широкому использованию торговых марок как средства индивидуализации товаров в интересах производителей, продавцов и потребителей. Попробуем на время отвлечься от правового значения и взглянуть на торговую марку со стороны потребителя товаров и услуг. Торговая марка выполняет три основные функции: — указывает на производителя (поставщика) товаров и услуг; — отличает товар и услуги от товаров и услуг других производителей (поставщиков); — ассоциируется с качеством товаров и услуг и деловой репутацией производителя. Хорошо узнаваемая торговая марка без подробного изучения товара позволяет определить его происхождение, а также позволяет судить о качестве. Покупатель предпочитает приобрести товар, выпускаемый под известной и зарекомендовавшей себя торговой маркой, вместо дешевого и, возможно, некачественного товара неизвестного производителя. Таким образом, к товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества. Правовая охрана торговой марки Оценка торговых марок, в соответствии с Национальным стандартом №4 [2] проводится как оценка прав, связанных с собственностью на торговые марки. Торговая марка дает владельцу права на изготовление, использование, продажу товаров (услуг), обозначенных знаком для товаров и услуг. Кроме того, согласно действующему законодательству, владелец товарного знака вправе обратиться в суд за защитой своих прав, а нарушитель обязан возместить убытки, нанесенные владельцу вследствие неправомерного использования его товарного знака. К наиболее распространенным видам правонарушений относятся: 1. Фальсификация продукции — изготовление товара, как правило, низкого качества в антисанитарных условиях под чужой торговой маркой. Нарушение прав интеллектуальной собственности в этом случае сопряжено с уголовно наказуемыми преступлениями. 2. Использование на упаковке своего товара слегка измененного чужого товарного знака. Такое нарушение труднее всего доказать. Отношения, возникающие в Украине в связи с получением права на знаки для товаров и услуг, регулируются Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. Правоустанавливающим документом на торговую марку является свидетельство о регистрации знака для товаров и услуг, выдаваемое Патентным ведомством страны и зарегистрированное в Государственном реестре свидетельств. Объем правовой охраны определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, приведенным в свидетельстве. Перечень товаров и услуг устанавливается в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) в соответствии с Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации от 15.06.1957 г. В Украине срок действия свидетельства о регистрации знака для товаров и услуг составляет 10 лет со дня подачи заявки в Патентное ведомство страны (ГП «Украинский институт промышленной собственности» — Укрпатент) и может быть продлен на следующие 10 лет по ходатайству владельца свидетельства [2]. Количество продлений не ограничивается. При наличии свидетельства о регистрации товаров и услуг в Украине можно получить правовую охрану товарного знака за рубежом. В соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г. и Протоколом к этому соглашению от 28.06.1989 г. регистрация марок в Международном бюро интеллектуальной собственности может быть проведена сроком на 20 лет с возможностью продления. В мировой практике известны знаки, которые действуют более 100 лет. Право собственности на торговую марку может быть передано другому лицу полностью или на часть товаров и услуг, обозначенных в свидетельстве, путем заключения договора о передаче права собственности на знак. После публикации в официальном бюллетене ведомостей о передаче права собственности на знак относительно части обозначенных в свидетельстве товаров и услуг Патентное ведомство выдает новое свидетельство на имя лица, которому передано это право [2]. Владелец свидетельства имеет право предоставить любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора. Законодательно определено два вида лицензий для знаков – исключительная и неисключительная лицензии. Обязательным условием лицензионного договора или выписки из лицензионного договора является то, что качество товаров и услуг, изготовленных или предоставленных по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг собственника свидетельства (международной регистрации знака) и что последний будет осуществлять контроль выполнения этого условия [12]. Государственный департамент интеллектуальной собственности осуществляет государственную регистрацию лицензионных договоров и договоров о передаче права собственности на знак в соответствии с «Инструкцией о подаче, рассмотрении, публикации и внесении в государственный реестр сведений о передаче права собственности на знак для товаров и услуг и выдаче лицензии на использование знака (международного знака) для товаров и услуг», утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины от 03.08.2001 г. №576. Переход прав на знак подтверждается Решением Государственного департамента интеллектуальной собственности с обязательной публикацией ведомостей в официальном бюллетене «Промышленная собственность». В соответствии с Инструкцией, передача права собственности на знак и выдача лицензии на использование знака осуществляется в рамках срока действия свидетельства на знак. Срок выдачи лицензии на использование международного знака ограничивается сроком действия международной регистрации знака. Изменения в лицензионный договор или договор о передаче прав собственности на знак вносятся в соответствии с Решениями Государственного департамента интеллектуальной собственности. Резюме Целью данного раздела являлось ознакомление читателя с основными законодательными актами, регулирующими правовые отношения в области прав на знаки для товаров и услуг. Основными положениями, на которые должен обратить внимание специалист при оценке торговой марки, являются: виды правоустанавливающих документов, сроки их действия и объем правовой охраны. В соответствии с п. 24 [4] во время проведения обследования объекта права интелектуальной собственности с целью идентификации объекта выясняется наличие материального носителя объекта оценки и документов, которые подтверждают имущественные права интелектуальной собственности. Таким образом, для товарного знака такими документами выступают: 1) свидетельство о регистрации знака для товаров и услуг; 2) договор о передаче права собственности на знак; 3) лицензионный договор; 4) выписка из Государственного реестра; 5) решения органов государственной власти, принятые в отношении имущественных прав интеллектуальной собственности. Логично, что в процессе оценки при экспертизе правоустанавливающих документов на торговые марки следует обращать внимание на: — срок действия; — территорию действия; — перечень товаров и услуг, на который распространяются права интеллектуальной собственности; — вид лицензии (для лицензионного договора). Сроки действия правоустанавливающих документов учитываются оценщиком при определении остаточного срока полезного использования объекта интеллектуальной собственности. Территория действия и перечень товаров и услуг анализируются при прогнозировании ожидаемого дохода от владения торговой маркой. Как видно из определений «торговая марка» и «знак для товаров и услуг», а также законодательства в области правовой охраны, зарегистрированные знаки для товаров и услуг служат, в первую очередь, как средства идентификации и защиты от неправомерного использования. Это не подразумевает обязательную коммерциализацию торговой марки. В настоящем выпуске речь пойдет об оценке торговых марок, создающих денежные потоки.ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
Этапы проведения независимой оценки торговых марок, в целом, соответствуют последовательности, приведенной в пп. 50, 51 Национального стандарта №1 [3]. После подготовительного этапа и заключения договора на оценку, оценщик выполняет следующие оценочные процедуры, которые должны быть отражены в отчете об оценке: 1. Запрашивает у заказчика исходные данные и другую информацию, необходимую для определения стоимости объекта оценки. 2. Анализирует данные, предоставленные Заказчиком. 3. Проводит идентификацию объекта оценки и связанных с ним прав. Исследует режим хозяйственного использования. 4. Собирает и анализирует рыночную информацию, необходимую для определения стоимости объекта оценки. 5. Анализирует наиболее эффективное использование объекта оценки. 6. Определяет основные допущения и ограничения оценки. 7. Определяет методологию оценки. 8. Рассчитывает стоимость объекта оценки. 9. Проводит согласование результатов оценки, полученных с использованием уместных подходов и методов. Выполняет проверку на «здравый смысл». 10..Формирует Отчет о независимой оценке торговой марки и выводы о стоимости имущественных прав. Отдельно рассмотрим особенности отдельных оценочных процедур, применяемых при оценке торговых марок.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |