Сбор и анализ рыночной информации
Анализ рынка должен проводиться по следующим направлениям: 1. По отрасли экономики и сегментам рынка, к которым относятся сам объект оценки и товарная продукция, выпускаемая с использованием объекта оценки: — выявление тенденций развития отрасли и среднеотраслевых показателей рентабельности; — определение конкурирующих товаров (услуг) и их производителей; — исследование цен продаж подобных товаров (услуг), информация об их себестоимости и ее структуре (по возможности), а также об объемах продаж у фирм-конкурентов: — исследование возможностей рынка по потреблению нарастающих объемов товаров (услуг) и др. 2. По подобным торговым маркам с учетом функционального назначения и вариантов использования: — анализ сделок по торговым маркам (предложений к продаже): цены, среднее время экспозиции, информация о влиянии характеристик и отличительных особенностей объектов на их стоимость; — анализ затрат на создание подобных объектов; — анализ доходности торговых марок (ставок роялти). Особенности анализа наиболее эффективного использования прав на торговые марки При оценке прав интеллектуальной собственности, в том числе на торговые марки, международные и национальные стандарты оценки предписывают применять принцип наиболее эффективного использования. Оценщик должен рассмотреть текущее использование торговой марки и сравнить его с наиболее эффективным. Ведущие оценщики России и Украины на международной конференции «Современные методы оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности и их место в оценке бизнеса», проходившей в ноябре 2007 г. в Праге, высказали общее мнение о том, что принцип наиболее эффективного использования при оценке торговых марок не применяется. Для торговой марки договорно-правовыми документами устанавливается способ использования нематериального актива для конкретного пользователя при конкретном варианте использования. Эта ситуация исключает анализ наиболее эффективного использования. Авторы считают, что, в зависимости от оценочной ситуации, при анализе наиболее эффективного использования могут проводиться исследования по следующим направлениям: 1. Выбор наиболее эффективного способа использования прав на марку: а) использование собственником в производстве товаров (предоставлении услуг); б) передача прав лицензиату (лицензиатам) на часть товаров и услуг или на весь перечень, приведенный в свидетельстве; в) предоставление исключительной или неисключительной лицензии; г) передача права собственности полностью или на часть товаров и услуг; д) комбинированные варианты. Анализ эффективности использования торговой марки, с точки зрения влияния на выручку, себестоимость и рентабельность предприятия, а также ассортимента выпускаемой продукции. При анализе в качестве физически возможных вариантов рассматриваются: 1) вариант текущего использования; 2) вариант наращивания выпуска существующей продукции; 3) вариант изменения ассортимента выпускаемой продукции или выпуска продукции с другими качественными характеристиками. В качестве исходной информации для анализа могут использоваться показатели бухгалтерской отчетности, данные бизнес-планов предприятия, существующие маркетинговые исследования по отрасли и рассматриваемому сегменту рынка товаров (услуг).
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ТОРГОВЫХ МАРОК
Введение Потребность в определении стоимости объектов интеллектуальной собственности, включая торговые марки, весьма велика. Некоторые исследования относят на интеллектуальную собственность и нематериальные активы до 80% стоимости компаний. При покупке акций компании покупатель получает пропорциональную долю всех активов компании, включая деньги, дебиторскую задолженность, недвижимость, офисные помещения, производственные мощности, склады и исследовательские лаборатории. У многих известных компаний объединенная стоимость всех этих активов нередко достигает лишь 20% стоимости. Оставшиеся 80% стоимости приходятся на патенты, товарные знаки и знаки обслуживания, авторские права, ноу-хау и другие нематериальные активы. Поэтому точные методы оценки сегодня важны как никогда [16]. Хотя многие из принципов, подходов и методов оценки нематериальных активов и, в частности, торговых марок, подобны тем, которые используются в других областях оценки, оценка интеллектуальной собственности требует специального образования, подготовки, навыков и опыта. В соответствии с [4], для проведения оценки прав интеллектуальной собственности используются доходный, затратный и сравнительный методические подходы. В табл. 1 представлен приоритет применения подходов к оценке торговых марок. Эффективность подходов к оценке торговых марок [17]. Таблица 1
В соответствии с данной рекомендацией и с учетом осведомленности читателей с концепцией оценки, приводим описание подходов и методов для оценки торговых марок в рамках классических подходов. Доходный подход Торговая марка относится к объектам прав интеллектуальной собственности, стоимость которых с развитием бизнеса, как правило, не снижается. За период ее использования, если марка становится известной (популярной), достигается высокая стоимость по результатам реализации в бизнесе. Например, стоимость торговой марки Coca Cola выше стоимости активов компании и исчисляется миллиардами долларов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |