Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалистическое понимание истории



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Материалистическое понимание истории 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Оно составляет, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами. Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи.

Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы:

· Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.

· Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.

· В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.

Способы материального производства, характерные для различных времен и народов, не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для такого заключения Маркс приобрел через внимательное изучение мировой истории, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его перспективе.

Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:

· Первобытнообщинный.

· Рабовладельческий.

· Феодальный.

· Капиталистический.

· Коммунистический.

Развитие материального производства, переход от одного его способа к другому осуществляется за счет противоречия между основными составляющими внутри материального производства: производительными силами и производственными отношениями.

Вокруг способа материального производства складывается целая система отношений, которую Маркс и Энгельс назвали "общественно-экономической формацией". Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Любая формация имеет два уровня: базис - то есть, первичные и определяющие отношения и надстройку - вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка - это система идеологических институтов и отношений. [3; С.54]

Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства.

Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым "великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории.

 

 

Концепция отчуждения

 

Концепция отчуждения - это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей - это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия. Хотя мир и создается людьми, он выступает по отношению к ним как чуждая, непонятная, враждебная сила. Гегель считал, что отчуждение преодолевается только через процесс сознания свободы. Когда отчуждение духа и его форм исчезнет, история, по его убеждению завершится. Маркс и Энгельс исходили из того, что причиной отчуждения является вовсе не невежество людей, а общественное разделение труда, которое дробит сущность человека, сужает горизонт его познания и деятельности. Несмотря на отрицательные последствия, разделение труда неизбежно и до известной стадии - прогрессивно.

Концепция отчуждения изложена Марксом в "Экономическо-философские рукописи 1844 года" и "Капитале". Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:

· Отчуждение условий труда от самого труда.

· Отчуждение результатов труда.

· Отчуждение социальных институтов от человека.

· Отчуждение идеологии от жизни.

Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность. Преодоление отчуждения - далекая перспектива, ибо оно предполагает постепенное исчезновение необходимости в разделении труда. А это означает, по сути, превращение человека в гармоничную, всесторонне развитую личность. Такое возможно лишь в коммунистической формации.

Развитие марксистской философии в работах соратников и учеников Маркса и Энгельса [2; С.101]

Уже во время жизни и деятельности Маркса и Энгельса их учение получило признание и в среде профессиональных философов, и у почитателей, не имеющих прямого отношения к философии. Главная особенность марксизма в том, что он претендовал на роль идеологии рабочего класса, самого передового, по мнению Маркса и Энгельса, класса эпохи капиталистического способа производства. Философская составляющая идеологии марксизма представляет собой наиболее сложную часть, и поэтому пропаганда и распространение её были сопряжены с известными трудностями. Энгельс, признавая реальность этой проблемы, даже написал специально для популяризации марксистской философии работу "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Однако основную нагрузку по распространению марксистской философии приняли на себя ученики и последователи Маркса и Энгельса. Основное направление их исследовательской и пропагандистской работы состояло в прояснении наиболее сложных теоретических вопросов марксистской философии, а также в экспликации моментов, скрыто, имманентно присутствующих в трудах классиков. Очень важной частью деятельности последователей Маркса и Энгельса было издание трудов классиков марксизма, систематизация оставшегося после них эпистолярного наследия. В XIX - начале XX века наиболее известными теоретиками марксизма были: И.Дицген, Ф.Меринг, К.Каутский, Ж.Герд, П.Лафарг, Лабриола, Г.В.Плеханов.




2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Материалистическое понимание истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалистическое понимание истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)