Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие.
Итак, инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться, прежде всего, со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. В современной реальной жизни инфляция на основе роста спроса и инфляция на основе роста издержек производства существуют в чистом виде только в коротком периоде времени. Один вид инфляции обусловливает развитие другого. На практике невозможно четко разграничить эти два вида, и поэтому важно выявить, какой вид инфляции является ведущим в процессе роста цен. Кроме того, чтобы получить полное и точное представление о сущности и причинах возникновения инфляции, необходимо изучить ее, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты. Она имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Характерно, что занятость при такой ситуации полная, ибо стимулированная высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики:
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P. При неизменном потенциальном выпуске Q (неизменном совокупном предложении) рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса. Покажем инфляцию спроса на графике: Рис.1. Инфляция спроса[7] Из графика мы видим, что сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Инфляция спросавызывается следующими денежными факторами: Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения. Деф ицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи дополнительной эмиссии неразменных банкнот центрального банка. Кредитная экспансия банков. Первый кредитный бум был отмечен в 2001 г., когда долги реального сектора банкам росли ежемесячно в среднем на 3,7% , в то время как пассивы банковского сектора - всего на 2,6% (без учета Сбербанка). Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент. Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями: во-первых, путем законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса; ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка товарами и услугами. Второй вид – инфляция предложенияили издержек, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, то есть такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть: Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Покажем инфляцию издержек на графике: Рис.2. Инфляция издержек [8] Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой совокупного предложения влево от AS1 к AS2. В результате увеличиваются издержки на единицу продукции, возрастают цены, и сокращается объем реального валового национального продукта. Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов: Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961 - 1973 гг. составлял 2,3%, то в 1974 - 1980 гг. - 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами. Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены". Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%. «Инфляция предложения, по мнению экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек…» [9]
В чистом виде инфляция спроса и инфляция издержек практически не встречаются. Они переплетаются, чередуясь одна с другой. На рис.3 показано, что связка "заработная плата - цены" способствует раскручиванию инфляционной спирали.
Рис.3. Модель сочетания инфляций спроса и инфляций издержек[10] Вслед за ростом спроса (сдвиг кривой в ) наблюдается повышение уровня цен, что обусловливает требование рабочих увеличения заработной платы. Рост заработной платы, в свою очередь, означает рост издержек производства, а значит, сдвиг кривой в и повышение уровня цен до . В дальнейшем процесс идет по спирали: ответом профсоюзов на рост цен являются новые требования индексации заработной платы, и в случае ее проведения в экономике снова возрастает совокупный спрос и цены. И так до бесконечности. Для приостановления подобной тенденции в качестве одного из эффективных способов может быть сдерживание роста заработной платы и понижение тарифов на энергоносители и транспортные услуги. Полученный таким образом доход (разница между растущими ценами и жизненными издержками) даст возможность бизнесу направить его на инвестиционные цели, что увеличит объем производимой продукции даже при некотором росте безработицы. Повышение последней, в свою очередь, уменьшает совокупный спрос, а следовательно, сдерживает темпы роста цен. Инфляционная спираль раскручивается в обратном направлении.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |