Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Опыт 2. Восстановительные свойства соединений




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

          железа(II)

Порядок выполнения

Налейте в пробирку примерно 2 мл раствора FeSO4, подкислите его 2н раствором H2SO4 и прилейте по каплям раствор KMnO4. Запишите наблюдения.

Задание

Напишите уравнение реакции окисления FeSO4 перманганатом калия в кислой среде. Выпишите значения Е0(Fe+3/Fe+2) и Е0(MnO4-+8H+/Mn+2+4H2O), укажите окислитель и восстановитель.

Опыт 3. Получение и свойства гидроксида кобальта(II)

Порядок выполнения

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора соли кобальта(II) и прилейте небольшое количество 2н раствора щелочи. Вначале наблюдается выпадение синего осадка основной соли кобальта(II). Прилейте еще раствора щелочи. Образуется розовый осадок Co(OH)2. Оставьте образовавшийся осадок для следующего опыта.

a) 2CoSO4 + 2NaOH ® [Co(OH)]2SO4¯ + Na2SO4

б) [Co(OH)]2SO4 + 2NaOH ® 2Co(OH)2¯ + Na2SO4

Задание

Перепишите уравнения реакций, укажите их признаки. Пользуясь справочником, определите, какой гидроксид менее растворим: Fe(OH)2 или Co(OH)2

Опыт 4. Восстановительные свойства Co(OH)2 (опыт

       выполняется под тягой!)

Порядок выполнения

К осадку Co(OH)2, полученному в опыте 3, прибавьте немного 2н раствора NaOH и несколько капель бромной воды. Запишите наблюдения.



Задание

1. Закончите уравнение реакции:

Co(OH)2 + Br2 + NaOH ®

2. Пользуясь справочником, определите Е0 окислителя и восстановителя. Можно ли окислить Со+2 с помощью иодной воды (I2×aq)? Ответ обоснуйте.

 

Опыт 5. Получение гидроксида никеля(II)

Порядок выполнения

Налейте в пробирку примерно по 2 мл раствора NiSO4 и раствора 2н щелочи.

Задание

1. Составьте уравнение реакции и запишите наблюдения.

2. Какой из гидроксидов наиболее, и какой наименее растворим в воде: Fe(OH)2, Co(OH)2 или Ni(OH)2? Ответ подтвердите расчетом растворимости.

 Опыт 6. Восстановительные свойства никеля(II)

Порядок выполнения

К осадку Ni(OH)2, полученному в опыте 5, прилейте 5-6 мл бромной воды.

Задание

1. Составьте уравнение реакции и запишите наблюдения. Пользуясь таблицей значений Е0, определите, какой из гидроксидов проявляет более сильные восстановительные свойства в щелочной среде: Co(OH)2 или Ni(OH)2?

Опыт 7. Получение и свойства гидроксида меди(II)

Порядок выполнения

1. Налейте в пробирку 1 мл раствора CuSO4 и по каплям добавьте 2н раствор щелочи до образования осадка. Разделите раствор с осадком на 3 части.

2. В первых двух пробирках исследуйте отношение осадка Cu(OH)2 к кислотам и избытку щелочи. Третью пробирку осторожно нагрейте на газовой горелке. Обратите внимание на изменение цвета осадка.

 

Задание

1. Напишите уравнения проведенных реакций и их признаки.

2. Сделайте вывод о свойствах Cu(OH)2.

Опыт 8. Окислительные свойства соединений меди(II)

Порядок выполнения

Налейте в пробирку 1 мл раствора CuSO4 и по каплям добавьте раствор KI. Отметьте образование осадка и окрашивание раствора в пробирке в желтый цвет. Докажите с помощью крахмала, что желтый цвет обусловлен выделением иода.

Задание

1. Закончите уравнение проведенной реакции:

CuSO4 + KI ® CuI¯ + I2 + ...

Расставьте коэффициенты, используя метод электронно-ионного баланса. Определите окислитель и восстановитель. Укажите признаки реакции.

Опыт 9. Комплексные соединения кобальта(II),

           никеля(II), меди(II)

Порядок выполнения

Налейте в пробирки по 1 мл раствора соли кобальта, соли никеля, соли меди и по каплям добавьте в каждую из пробирок раствор NH4OH до полного растворения осадков основных солей.

Отметьте изменение цвета растворов.

Задание

1. Перепишите уравнения реакций образования основных солей и ее растворения, укажите их признаки. К какому типу координационных соединений относится аммиакаты кобальта, никеля и меди? Чему равно координационное число кобальта(II), никеля(II) и меди(II) в этих комплексах?

2. Обратите внимание на изменение цвета растворов во времени. Аммиакат кобальта на воздухе неустойчив и окисляется по реакции:

2[Co(NH3)6]2+ + О2 ® [(NH3)5Co(O2)Co(NH3)5]4+ + 2NH3

3. Какие типы химических связей имеются в полученных комплексах? Какова дентатность лигандов?

4. Оформите отчет о лабораторной работе №9.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ИОНОВ

Цель работы: Ознакомление с реакциями обнаружения ионов в растворе.

Оборудование: Растворы: NH4Cl, NaOH (2H), K2[HgI4], Pb(NO3)2, KI, HСl (2H), CaCl2, (NH4)2C2O4, BaCl2, AlCl3, K2CrO4, CH3COOH (2H), CrCl3, H2O2, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], NH4SCN, Mn(NO3)2, NaBiO3, CuSO4, NH4OH(конц.), HNO3(конц.), CoCl2, NiSO4, ализарина, Na2CO3, AgNO3, диметилглиоксима, дифениламина. Изоамиловый спирт. Фенолфталеиновая бумага, пробирки, стеклянные палочки, водяная баня, пробиркодержатели.

Литература: Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия.-М.:Просвещение, 1979. С.5-39, 251.

 

Теоретическая часть

Аналитическая химия - наука об определении химического состава веществ. Задачей аналитической химии является разделение и определение химических веществ и их смесей, установление их качественного и количественного состава. В зависимости от цели выделяют качественный и количественный анализ. Качественный анализ состоит в обнаружении ("открытии") отдельных элементов или ионов, входящих в состав вещества. Количественный анализ включает в себя определение количественного содержания отдельных составных частей вещества. Для решения указанных задач используют химические, физические и физико-химические методы анализа. В основе химических методов анализа лежат аналитические реакции. Аналитические реакции - это реакции, в ходе которых открываемый элемент или ион превращается в новое соединение, обладающее характерными свойствами (цвет, запах, способность выпадать в осадок или выделяться в виде газа и т.д.), на основании которых можно установить образование этого соединения. Например, "открытие" иона аммония NH4+ проводят действием раствора щелочи на раствор соли аммония при нагревании. В результате реакции выделяется аммиак (NH3), узнаваемый по запаху и другим свойствам:

NH4Cl + NaOH ® NaCl + NH3­ + H2O

       или             NH4+ + OH- ® NH3­ + H2O.

 Указанную реакцию называют аналитической реакцией на ион NH4+. Вещества, вызывающее химическое превращение в ходе реакции, называется реагентом или реактивом. В приведенном выше примере реагентом является раствор щелочи NaOH. В качественном анализе применяют только те реакции, которые сопровождаются внешним эффектом (выделением газа, изменением окраски раствора, образованием осадка определенного цвета или его растворением). В основе физических методов анализа лежит зависимость между химическим составом вещества и его физическими свойствами. К этому виду методов относят, например, спектральный анализ. К физико-химическим методам принадлежат фотометрический, хроматографический, потенциометрический и другие методы. Выделяют "сухой" и "мокрый" способ выполнения аналитических реакций. В "сухом" способе анализируемое вещество и соответствующие реагенты находятся в твердом виде. Реакцию проводят при нагревании смеси реагентов до высокой температуры или применяют растирание смеси исследуемого вещества с реагентом. Например, для открытия иона Co2+ готовят смесь кристаллических CoCl2 и NH4SCN, и растирают ее в ступке. При этом смесь синеет вследствие образования комплексной соли тетрародано-(II)кобальтата аммония (NH4)2[Co(SCN)4]:

СoCl2 + 4NH4SCN D (NH4)2[Co(SCN)4] + 2NH4Cl

При "мокром" способе аналитическую реакцию проводят в растворе, и именно этот способ наиболее широко используют в аналитической химии. Для выполнения реакции твердое вещество предварительно растворяют в подходящем растворителе. В качественном анализе большую роль играют условия выполнения аналитических реакций: pH раствора, температура, концентрация реагентов. Например, осадки, растворимые в щелочах, не образуются в щелочной среде, а осадки, растворимые в кислотах, не образуются, если имеется избыток кислоты. Нецелесообразно получать осадок в горячем растворе, если известно, что его растворимость увеличивается с повышением температуры. Осадок может не образоваться, если в растворе недостаточна концентрация реагентов. В качественном анализе выделяют групповые и специфические реакции и реагенты. Специфической реакцией (реагентом) на определенный ион называется реакция (реагент), позволяющая в условиях опыта открыть его в смеси с другими ионами. Специфических реакций не так много, поэтому часто используют реакции (реагенты), дающие сходный эффект с несколькими ионами. Такие реакции называют избирательными  (селективными), а  реагенты -

групповыми   (таблицы  1  и  2). Качественный  анализ  делят  на  анализ

                                                
                          Таблица 1




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7