Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструменты финансовой политики



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Инструменты финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основными инструментами финансовой политики в России являются:

- разграничение прямого и косвенного налогообложения;

- управление государственными расходами;

- управление дефицитом бюджета.

 

 Разграничение прямого и косвенного налогообложения применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков (юридических или физических лиц).

Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. В развитых странах основная часть населения представляет собой средний класс, доходы которого в состоянии выдержать значительную налоговую нагрузку.

Предприятия же, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и соответственно выплачивают зарплату. В России ситуация совсем другая.

Структура налогов, действующих на территории России, свидетельствует о преобладании налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из 14 налогов 9 уплачивается только юридическими лицами, 3 налога – юридическими и физическими лицами и 2 – только физическими.

Данная особенность структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых, это связано с низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения.

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов – так называемая «теневая экономика». В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов предприятий и организаций.

Как уже отмечалось выше, в СССР налоговая система реально не существовала и, как следствие, налоги фактически не платились. В начальные периоды экономических реформ в России экономические субъекты воспринимали налоги исключительно как недопустимые внешние издержки и наиболее негативные факторы, уменьшающие их собственные доходы и препятствующие развитию предпринимательской деятельности. Подобная налоговая ментальность в значимой степени сохраняется до настоящего времени.

 

Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на доходы и имущество, вводятся также косвенные налоги (преимущественно НДС и акцизы), которые фактически уплачивают покупатели.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

В то время как в российской налоговой системе преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.

 

 

Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 1998 по 2005г. увеличился с 31,7 до 52,5 % (см. рис. 4). 

 

Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на рыночные процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования. К государственным расходам при этом относятся средства, направляемые на структурную перестройку экономики (на модернизацию и техническое перевооружение предприятий, на природоохранные мероприятия, увеличение научно-технического потенциала и др.)

Управление дефицитом бюджета – это поиск источников его финансирования, к которым можно отнести следующие:

- эмиссия денег (самый доступный, но инфляционный метод);

- внешнее финансирование (кредиты и займы на внешних рынках - являются серьезным бременем для экономики);

- внутреннее финансирование (займы на внутреннем рынке – оптимальный источник финансирования, но только при соблюдении низкой доходности по государственным долговым ценным бумагам);

- невыполнение государством своих обязательств. Правительство перестает выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, социальные пособия, не оплачиваются выполненные госзаказы. В начале 90-х годов прошлого века этот источнк очень активно использовался.

 

Дефицит бюджета – явление распространенное. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов над доходами. Он может быть вызван разными причинами, например, осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными расходами.

В первом случае дефицит бюджета является обоснованным. Во втором превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами. При этом государственные резервы могут оказаться недостаточными для покрытия вынужденных расходов.

Дефицит бюджета может также являться следствием кризисных явлений в экономике, неэффективности финансово-кредитной политики. В этом случае необходимо принимать срочные действенные меры и соответствующие политические решения.

Вообще, в условиях нормально функционирующей экономики дефицит бюджета не страшен, если он находится в разумных пределах (не более половины ВНП и не более 2 – 3 % в структуре бюджета). При этом количество не должно перейти в качество, то есть сумма кредитов и займов на его покрытие не должна ложиться тяжким бременем на экономику страны и налогоплательщиков или сопровождаться сокращением социальных программ.



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Инструменты финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструменты финансовой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)