Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по разным основаниям



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по разным основаниям 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология- система принци­пов и способов организации и построения теоретической и практи­ческой деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методв общенаучном смысле - это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [12,c.125].

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности [9,c.28].

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе  реализации практической деятель­ности. Предметом соци­альной работы как самостоятельной науки являются закономернос­ти, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объек­том социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторон­ней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характе­ром теории и практики социальной работы. По этому основанию выделяется:

1.Всеобщий (или философский) метод понимается как един­ство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В науке принято делить два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Под наблюдениемв социальной работе понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на осно­ве фиксации проявлений их поведения. Эксперимент является ведущий методом, который направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

3. Частные специальные научные методы - это специфичес­кие способы познания и преобразования отдельных областей реаль­ного мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой [12,c.125].

Понятие «технология» - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последователь­ностью использования инструментария с целью дос­тижения качественных результатов.

Социальная технология- совокупность приемов, ме­тодов и воздействий, применяемых социальными служ­бами, отдельными учреждениями социального обслужи­вания и социальными работниками для решения различ­ного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, непрерывность контакта с клиентом социальной ра­боты.

В работе социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: соб­ственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические. Рассмотрим технологии собственно социальной ра­боты:

1.Социальная диагностика- комплексный процесс ис­следования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных свя­зей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических дей­ствий.

2.Социальная адаптация- система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к но­вым социальным условиям.

3.Социальная профилактика- совокупность государствен­ных, социально-медицинских и организационно-воспитателъных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основ­ных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

4.Социальный контроль- механизм, с помощью кото­рого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организаци­онно-воспитательного характера в социальной системе. 5.Социальная опека (патронаж) - особая форма госу­дарственной защиты прав личности, имущества недееспо­собных и других граждан в случаях, предусмотренных за­коном.

6.Социальная реабилитация - процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельнос­ти в социальной среде.

7.Социальное обеспечение - система оказания различ­ных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

8.Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

9.Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информа­ционного воздействия на человека по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций [9,c.259].

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочис­ленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т. п.) и социально-гуманитарного направления (социология, пси­хология, антропология), в каждой из которых применяется широ­кий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумули­рует множество конкретных методов  и техник.

Существует также классификация методов социальной работы, с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению, представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии. Однако описание и анализ методов, их содер­жательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

В отечественной специальной литературе существуют разные подходы к описанию методов про­фессиональной деятельности соци­альных работников. В одном из первых учебных пособий по социальной работе предлагаются следующие методы социальной работы (П. Д. Павленок, 1997).

1.Социологические методы выполняют функцию первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практичес­кой социальной работы, невозможно накопление опыта.

2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

3.Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Очевидно, что в этой классификации социальная работа, ли­шенная собственных средств деятельности, растворяется в различ­ных аспектах социальной, психологической или педагогической прак­тики.

Также можно рассмотреть зарубежную классификацию, где идёт разделение  на:

1.Индивидуальная социальная работа- метод и направление со­циальной работы, связанное с оказа­нием помощи индивидам и семь­ям в решении психологических, меж­личностных, социальных и эко­номических проблем путем личного взаимодействия с ними.

2.Социальная работа с группой - метод социальной работы с малой группой с целью использования воз­можностей совместной деятельности для решения существующих или пре­дотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов.

3.Социальная работа с сообще­ством (общиной) - метод и направ­ление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организа­ции вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем [12,c.145].

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Социальная работа в  службах  помощи семье и детям может выражаться в раз­личных формах помощи семье.

Так неотложная помощьпри острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных состояний. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи. Помощь может носить продолжительныйхарактер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы, и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Важное значение приобретают в современных условиях ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. В сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей. Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвали­дам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- социальное обслуживание на дому;

- полустационарное социальное обслуживание в отделени­ях дневного (ночного) пребывания учреждений социального об­служивания;- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального-обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

- срочное социальное обслуживание в целях оказания не­отложной помощи разового характера остро нуждающимся в со­циальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в общест­ве [17,c.180].

Цель социальной защи­ты - избавление от абсолютной нищеты, ока­зание материальной помощи населению в экстремальных ус­ловиях, содействие в адаптации социально уязвимым груп­пам населения к условиям рыночной экономики.

Таким образом, такие структурообразующие элементы социальной политики как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание и, собственно, социальная работа - все они направлены на реализацию социальной защиты.

 Организационно-правовой формой социальной за­щиты является социальное страхование. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граж­дан и их работодателей.

В странах с рыночной экономикой также активно исполь­зуется такая организационно-правовая форма социальной за­щиты  как социальная помощь. Она носит адресный харак­тер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемос­ти, если они не имеют других источников существования.

Социальные услуги - действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами соци­ального обслуживания [19,c.190].

В процессе деятельности социального педагога в органах социальной защиты выделя­ют социально-экономические, организационно-распорядитель­ные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы отно­сят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, на­циональные, семейные и другие социальные интересы и потреб­ности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и де­нежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п. Организационно-распорядительные методы лежат в основе уп­равленческого воздействия организационной структуры соци­альных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструкти­рование.

Регламентирование - способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организаци­онных положений, обязанностей для исполнения в органах уп­равления социальных служб (приказы, типовые положения, дол­жностные инструкции).

Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности об­служиваемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование - наиболее мягкий способ организацион­ного воздействия, суть которого заключается в разъяснении за­дач, возможностей, трудностей и последствий неправильных дей­ствий клиента, предостережении его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

  Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздей­ствием и влиянием на клиента через механизм социально-психо­логической и педагогической регуляции его социального самочув­ствия и повеления. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример), социоло­гические исследования, социально-психологический диагноз, психологическая коррекция, психологичес­кое консультирование, психопрофилактика, информирование, ме­тоды обучения и воспитания, со­циальная терапия и т. д. Из них наиболее профессионально специ­фичным методом является социальная терапия. Социальная терапия - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов и отношений. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспе­чение нормального развития, самоутверждение личности. В кон­тексте социальной терапии могут быть представлены индивидуаль­ные и групповые формы работы, семейная терапия, трудовая те­рапия, социодрама и психодрама и др.

Методы, представленные в данной классификации, ориенти­рованы на создание условий для решения задач социальной ра­боты в процессе ее организации, позиция клиента при этом под­ходе - пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы [8,c.146].  

В процессе деятельности социального педагога в органах социальной защиты к формам Курбатов относит:

1.Социальное обеспечение  (существуют виды стабильной социальной поддержки опреде­ленных слоев и категорий населения со стороны государства. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимы­ми средствами, существует социальная отрасль экономики, назы­ваемая социальным обеспечением.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачива­ется пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной пла­ты, которую получал пенсионер до выхода на пенсию.

Кроме пенсий, из средств государственного и местного бюд­жетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты раз­личным категориям нуждающегося населения. Пособия и выпла­ты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаше всего с целью социальной под­держки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств к существованию).

2.Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустрой­ство, приобретение домашнего имущества. Распространенным видом денежной помощи учащейся моло­дежи является выплата стипендий.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций.

Государство оказывает значительную помощь безработным. Прежде всего, она проявляется в виде выплат официально заре­гистрированным безработным государственного пособия по без­работице. Наряду с пособием Государственный фонд занятости зат­рачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.

3.В системе социальной защиты населения самым важным эле­ментом выступает социальное страхование, в которое входит пен­сионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчас­тных случаев на производстве.

Важным звеном социальной защиты населения являются про­граммы трудоустройства и переквалификации. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строитель­ство дорог, канализаций и т. д.

4.Менеджмент - совокупность социально- экономических мето­дов, средств и форм управления [8,c.209].

Таким образом, существует множество классификаций методов и форм социального педагога в органах социальной защиты  с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению, представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления. Можно отметить то, что многие авторы классификаций не могут развести разные понятия и выделить точное основания своей классификации, называя одно и тоже разными словами. Многие рассмотренные мной классификации переплетаются друг с другом. Рассмотрев предложенные в литературе классификации, я могу сделать вывод о том, что наиболее качественно разработанная на данное время является классификация, которая рассматривается В.И. Курбатовым. Она является наиболее полной и

включает все выше изложенные классификации.



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по разным основаниям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по разным основаниям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)