Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закон перехода количественных изменений в качественные




Качество. «Качеством, - пишет Аристотель, - называется видовое отличие сущности»[7]. Разберемся. Аристотель различает первую и вторую сущность. Первая сущность – это индивидуальный предмет, «например, отдельный человек или отдельная лошадь». Каждая первая сущность входит в вид, а вид - в род. Например, данный человек входит в вид людей и род животных. В определении понятия сначала указывается ближайшее родовое, а затем - видовое отличие сущности, например, «Человек есть животное разумное». Каждая первая сущность, т.е. индивидуальный предмет, обладает и видовым, и родовым отличием, т.е. признаком. Качество – это признак предмета, на основании которого мы включаем его в вид[8]. Сегодня качество можно определить проще, не через понятия рода и вида, а через понятие класса: качество - это классообразующий признак, т.е. признак, присущий всем элементам класса и только им.

Из сказанного следует, что у каждого эмпирического объекта существует столько же качеств, сколько имеется классов, в которые он входит. Я например, вхожу в классы пешеходов, пациентов, преподавателей, философов, россиян и т.д. Признаки, образующие эти классы – это мои качества.



 Развитием аристотелевского определения качества является его гегелевская дефииниция: качество – это непосредственная определенность вещи, тождественная с ее наличным бытием[9]. Гегель поясняет: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»[10]. Лед (нечто) делает тем, что он есть (льдом) определенное агрегатное состояние воды. Теряя это свое качество, т.е. видовое отличие, он перестает быть тем, что он есть (льдом), но сохраняет родовое отличие и остается водой как химическим соединением.

Качество и свойство[11]. Свойство рассматривается в паре с отношением .Следовательно, в роли качества (классобразующего признака) может выступать и свойство, и отношение. Например, признак, который делает женщину матерью – это ее отношение к собственным детям. Но это и ее качество.

Первичные и вторичные качества. Термин «качество» употребляется и как синоним термина «признак», в частности при делении признаков, воспринимаемые органами чувств на первичные и вторичные в зависимости от того, насколько адекватно они отражаются органами чувств. Форма тела – первичное качество, его цвет и запах – вторичные. С проблемой качества и количества эта дихотомия связана довольно опосредованно.

Количество. Парная «качеству» категория «количество» используется для различения объектов, неразличимых качественно. Например, все квадраты – это прямоугольники с равными сторонами. Это их качество, внутри которого они неразличимы. Различить их можно только по величине сторон, т.е. количественно. Итак:

количество – это признак, по которому различают предметы, неразличимые по качеству, это неоднородность качественно однородных предметов. Она задается их границами в пространстве и времени. Отсюда третье определение количества: это пространственно-временная определенность качественно однородных явлений.

Аристотель различал два вида количества – множество и величину: «Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной – на части непрерывные»[12] Множество определяется пересчетом, величина – измерением.  Если пересчет – рутинная процедура, то разработка методов измерения – чрезвычайно сложная задача, являющаяся предметом целой науки - метрологии.

От количества – множества и величины - важно отличать число, а от числа – цифру. Цифра – это знак, выражающий результат пересчета или измерения. Число – не любое, а познанное, зафиксированное количество – пересчитанное или измеренное. 

Различие между категориями «качество» и «количество» - генетическое: сначала мы выделяем класс по любому (качественному или количественному) признаку, а затем количественными методами различаем объекты, неразличимые качественно.

Мера. Гегель первым обратил внимание на связь качества с количеством. Их единство он называет мерой. Мера связывает количественные изменения с качественными. Она представляет собой интервал, в границах которого предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество, например вода, меняя свою температуру, остается жидкостью. При выходе количественных изменений за границы меры происходит смена качества. Переход количественных изменений в качественные – это вызванный количественными изменениями переход предмета от одного качества к другому. В свою очередь, качественные изменения оказывают обратное воздействие на количественные. Эта взаимосвязь количественных и качественных изменений носит универсальный характер и фиксируется в законе взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Переход количественных изменений в качественные - это переход от одного видового признака к другому. Родовой признак при этом не меняется: нагревание меняет агрегатные состояния воды, но не ее химическую формулу. Дальнейшее нагревание воды приводит к уничтожению и ее более устойчивого родового признака: она распадается на водород и кислород. Чтобы представить и разложение воды на водород и кислород как переход количества в качество, нужно «рассматривать в роли видового признака химическую формулу воды, а не ее агрегатные состояния.

Постепенность и скачек. Количественные изменения предмета называют постепенными, качественные – скачкообразными. При этом не имеют в виду время, которое они занимают: литр воды можно довести до кипения за секунды, а испарять - год. Количественные изменения постепенны потому, что между двумя количественными состояниями предмета существует множество промежуточных количественных состояний. Между двумя качественными состояниями предмета таких промежуточных, переходных состояний нет: лед переходит в жидкость, а жидкость в пар без промежуточных состояний, т.е. скачком. Когда же мы принимаем во внимание время, за которое определенный объект переходит из одного состояния в другое, мы различаем виды качественных скачков. Быстрый называют скачком со взрывом, медленный – скачком без взрыва. На примере перехода воды из жидкого состояния в газообразное это понятно. Различение этих двух видов качественных скачков играет важную роль в исследовании социальных процессов. Россия на протяжении своей истории не раз оказывалась жертвой именно скачков со взрывом.

                           Противоположность и противоречие.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7