Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спортивные достижения России на фоне роста политического авторитета и экономики



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Спортивные достижения России на фоне роста политического авторитета и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы говорим о спортивной составляющей как о ядре, вокруг которого можно формировать в России национальную идею. Рассматривая события последних 5 лет, можно выделить несколько особо значимых для страны. Первой в череде побед стало завоевание Россией права проведения Олимпийских игр 2014 года. Проект Сочи-2014 доказывает тезис о том, насколько важны успехи для высшей власти: в кампании принимал активное участие Владимир Путин.

Проведение Олимпиады – проект масштабный, сложный, требующий больших материальных затрат; это всегда становится делом государственной важности, так как реализация его возможна только при поддержке на высшем уровне. Гарантии лично главы государства сегодня являются едва ли не решающим словом в выборе страны-хозяйки Олимпиады. И ярким примером стала презентация Сочи как города-кандидата: Путин лично участвовал в представлении проекта, и политический авторитет второго президента России оказал влияние на голосующих.

Мы становимся свидетелями того, насколько высоко политики оценивают роль спортивной жизни планеты. Говоря о важности победы Сочи для всей страны, многие политологи и журналисты отмечали, что этот проект может стать новой национальной идеей, в поисках которой сейчас находится Россия. Во-первых, успех олимпийской кампании по продвижению города-кандидата позитивно сказывается на настроениях в обществе, потому что в глазах многих эта победа не просто спортивного плана. Как отметил публицист «Газеты.ру» и «Времени новостей» Семен Новопрудский, «Россия привыкла воспринимать любое решение по ее поводу в мире как политическое»[18], то есть мы получаем реализацию величия. А во-вторых, Сочи-2014 – проект, реализация которого получит однозначный результат: Олимпиада или будет проведена на высшем уровне, или нет. Конечно, результаты мы получим только после 2014 года, но уже сейчас можно говорить о том, что Россия получила событие, которое можно брать за точку отсчёта в вопросе формирования национальной идеи. По словам Новопрудского, Олимпиада-2014 «дает России шанс продемонстрировать не только экономический потенциал в большом реальном деле, построив с нуля все современные олимпийские объекты и создав полноценную инфраструктуру на территории гигантского города-курорта, в котором до сих пор нет нормального энергоснабжения и элементарной канализации. Это еще и шанс показать политическое лицо страны»[19].

Подробнее вопрос о возможности «Сочи-2014» стать реальным национальным проектом мы рассмотрим чуть позже, а сейчас вернёмся к другим спортивным достижениям в жизни страны в 2007-2008 годах. На мой взгляд, здесь видна роль не столько политических деятелей, сколько экономических реалий России в те годы, но тем больше у нас оснований судить о том, что спорт становится полноценным фактором жизни страны, взаимодействуя с другими силами в государстве. В ситуации с выигрышем в мае 2008 года санкт-петербургским футбольным клубом «Зенит» второго по значимости европейского трофея – Кубка УЕФА – мы можем проследить роль государственной корпорации «Газпром» в судьбе команды.

Футбол по праву считается в России спортом номер один, и самым ярким примером такого отношения к нему может считаться Санкт-Петербург. Футбольный клуб – один из главных проектов администрации города, которая выделяет деньги на развитие команды, а так же в настоящее время помогает в строительстве нового стадиона в черте города для клуба. Кроме того, в успехах «Зенита» так же присутствует заслуга ОАО «Газпром» - крупнейшей корпорации в России, которая выкупила контрольный пакет акций клуба в 2005 году. И здесь мы снова говорим об одном из ключевых, наравне с отношением с политикой, вопросом всей работы: о роли экономического роста России в спортивной жизни страны.

Благодаря росту цен на нефть, российская экономика в период с 2005 по 2008 год получила резкий приток капитала. Это вызвало не только улучшение уровня жизни населения, но и усиление компаний, напрямую занимающихся добычей сырья. Кроме того, российская экономика обрела стабильность, которой её недоставало в предыдущие годы. Страна стала не просто экспортёром сырья – в неё стало выгодно инвестировать деньги. Россия в свою очередь получила возможность вкладывать полученные средства в развитие различных сфер жизни, в том числе и спорта.

Пример «Зенита» крайне показателен в этом плане. С момента покупки команды «Газпромом» клуб стал спонсироваться самой богатой компанией в стране. То есть фактически получил возможность приглашать из-за рубежа профессионалов (игроков, тренеров, менеджеров) более высокого уровня, чем могли себе позволить конкуренты по российскому чемпионату. Так, летом 2006 года команду возглавил известный тренер Дик Адвокаат; в дальнейшем «Зенит» покупал ярких игроков из-за рубежа (Анатолий Тимощук был приобретён у донецкого «Шахтёра» за рекордные для российского первенства 20 миллионов долларов), а так же имел возможность скупать игроков команд-конкурентов: в команду пришли лидер «Томи» Павел Погребняк, Константин Зырянов из «Торпедо», один из лучших игроков сезона-2006 Алехандро Домингес, игравший до этого в казанском «Рубине».В итоге в 2007 году «Зенит» выиграл Чемпионат России, а через полгода завоевал два европейских титула: Кубок УЕФА в мае и Суперкубок УЕФА в августе 2008.

Завершая разговор о «Зените», нельзя не отметить его роль в жизни Санкт-Петербурга. Будучи единственной командой города, в отличие от Москвы, где футбольных клубов, играющих в Премьер-лиге, четыре, он получает колоссальную поддержку населения. Неудивительно, что после победы в Кубке УЕФА на улицы вышли десятки тысяч петербуржцев, отмечая победу родной команды. Столь масштабное празднование футбольного успеха было первым в российской истории, однако рекорд продержался недолго – уже через месяц, в июне 2008, Россия завоевала ещё одну громкую победу: футбольная сборная страны добилась бронзовых медалей Чемпионата Европы.

До этого сборная России по футболу за всю свою новейшую историю успехов не добивалась: в период с 1994 по 2006 год команда приняла участие всего в двух континентальных первенствах и двух мировых, и ни разу не смогла преодолеть на этих чемпионатах рубеж группового этапа. Неудачи не прибавляли авторитета главной сборной страны: постоянная смена тренеров, конфликты внутри коллектива, отношение к команде в обществе – футболистов, представляющих Россию, высмеивали в юмористических передачах, а матчи собирали на стадионе аншлаг только тогда, когда игроки принимали у себя топ-сборные Европы и мира.

В середине 2000-х годов стало понятно, что если так будет продолжаться дальше, то команда номер один в стране рискует лишиться интереса населения, а страна в свою очередь не получит тех всплесков патриотизма, которые может дать ей успешная игра спортсменов. В сохранении футбола как важного фактора жизни общества были заинтересованы не только политики, но и крупный бизнес: инициатором изменений в российской сборной стал Роман Абрамович. Человек, который начал вкладывать собственные деньги в спорт за рубежом (в 2003 году он купил английский футбольный клуб «Челси»), в 2005 году создал фонд «Национальная Академия Футбола», призванный стать главным органом в проекте «возрождения российского футбола»[20]. Как сказано в Уставе организации, НАФ не только поддерживал развитие детского и юношеского спорта в стране, но начал активно сотрудничать с Российским Футбольным союзом. Именно Абрамовича считают инициатором приглашения на пост тренера сборной страны известного в мире специалиста – голландца Гуса Хиддинка, с приходом которого команда вышла на качественно новый уровень.

Многие публицисты говорили о том, что сборная Хиддинка стала своего рода отражением реальной ситуации в стране. В тот момент в обществе был популярен тезис о том, что «Россия встаёт с колен»: росло благосостояние населения; кроме того, идею всячески поддерживали СМИ, создавая видимость реального величия. Успех национальной командой дал ещё один повод для эмоционального подъёма. Кроме того, новый тренер привил своей командой то, что называют европейским отношением к делу. Отрекаясь от советского наследия в виде старой, необорудованной спортивной базы, на которой команда готовилась к матчам раньше, Хиддинк перевёз команду в отель в центре Москвы, проводя тренировки на лучших стадионах города. Это был вопрос не только удобства и комфорта, но и проблема психологии: игроки смогли почувствовать себя профессионалами европейского уровня, для которых созданы все условия, максимально способствующие концентрации на подготовке, не заставляя отвлекаться на бытовые проблемы.

Кроме того, Гус заставил вспомнить исторический парадокс создания Руси – призвание варягов для организации государства. Позже так действовал и Петр Первый, учась в Европе, и Екатерина Великая, ведущая активную переписку с европейскими мыслителями и политиками. Хиддинк доказал стране то, что учиться и перенимать опыт профессионалов – не только не зазорно, но и приводит к замечательным результатам. Своими победами главный тренер давал повод для размышления политикам, о чём говорил в своей заметке для «Газеты.ру» журналист Алексей Шушкевич: «Российский футбольный истэблишмент < …> пригласил поработать тренером того, кто владеет секретом организации игры большого числа людей. Истеблишмент произвел то, что называется рецепцией правил и опыта, и в этом отношении не совершил ничего нового. Именно с этого акта – рецепции правил и опыта политической жизни (призвания варягов) – и начинается наша русская история. Без такого разумного заимствования (на что не без сопротивления согласилась и футбольная общественность), без последующего опыта самоорганизации общественной жизни добиться серьезных успехов нам будет сложно. И блестящий успех российской сборной в матче с Голландией еще раз убедительно говорит о том, какой путь развития общества нам следует предпочесть»[21].

Сборная, управляемая европейским специалистом, смогла добиться не просто успехов в спорте – она завоевала внимание и любовь отечественной публики, которая раньше её этим не баловала. После победы над Голландией в ¼ Европейского первенства на улицы российских городов ночью 22 июля 2008 года вышли 700 тысяч человек. Весь следующий отборочный цикл привлекал к себе невиданное ранее внимание: на матч со сборной Азербайджана пришло 62 тысячи человек; на выездной игре с Финляндией в Хельсинки присутствовало более 7 тысяч россиян; а матч с Германией в октябре 2009 по ажиотажу вокруг него стал главным событием года. Кроме того, на играх команды стали с завидной регулярностью появляться первые игры государства: Медведев и Путин присутствовали на решающих матчах отборочного турнира на Чемпионат Мира 2010.

Используя собственное появление на матчах как имиджевый ход, руководители страны различными способами заставляли пиарщиков, а посредством их и народ, ассоциировать победы с собой и с общим развитием страны. С помощью СМИ, успех пропагандировался как достижение эпохи, а главы государства олицетворяли собой своего рода «творцов» этих побед. И если в сознании людей, которые разбираются в спорте, настоящими героями становились игроки и тренеры, то для большинства лицом достижений стали Путин и пришедший ему на смену на посту президента Медведев.

Вслед за первыми лицами, своё отношение к победам высказывали многие публицисты и политики. В такой ситуации для многих проблемой стала резкая смена вектора настроений по ходу турнира. Если в начале турниров в оценках чаще всего преобладали негативные отклики, и редко кто позволял себе даже сдержанный оптимизм, то с первыми победами по ходу чемпионатов многим авторам приходится срочно менять точку зрения, открещиваясь от предыдущих утверждений. Примером может служить обозреватель «Новой газеты» Владимир Мозговой со своими рассуждениями о «Зените»: за несколько дней до финала он высказывался довольно скептически, в духе «уверенности, что все будет хорошо, у меня нет. Поводов для нее не дали»[22]; а сразу после победы едва ли не признавался спортсменам в любви: «Так что никаких оговорок, никаких «только». Спасибо, родные!»[23]. К чести Мозгового, он хотя бы признал свою неправоту («Срочно беру свои слова обратно. Адвокат выиграл – значит, он был прав. И точка. Колонку свою в письменном виде я съесть не обещал, и это единственное, что меня спасает. Но иногда ошибаться чертовски приятно, на что я тайно надеялся»[24]), что за большинством публицистов водится очень редко. Чаще они предпочитают делать вид, что никакой статьи с негативом накануне и не было.

Ситуация, при которой общество радовалось победам, вызвало определённые проблемы у представителей либерального крыла. Находясь в оппозиции к власти, они по правилам игры должны негативно относиться к любым её успехам, и победы как достижение эпохи должны быть своего рода раздражителем. Однако успех 2008 года настолько захватил страну, что высказываться против этих побед – значит самостоятельно ополчить против себя население, лишая себя поддержки в будущем. Феномен, с которым столкнулись либералы: находясь в оппозиции к власти, нельзя быть в оппозиции к народу.

Продвижение идеи успехов в массы в целом стало характерной чертой побед 2008 года. О спорте говорили все, но в ситуации, когда донести информацию до некоторых социальных групп привычными спортивной журналистике способами нельзя, телевизионные СМИ стали подключать к освещению событий едва ли не все программы в сетке вещания. Пытаясь обогнать по рейтингам конкурентов, каналы ставили в эфир повторы матчей, приглашали в студии многочисленных звёзд шоу-бизнеса, которые немного понимали в самом футболе, но привлекали внимание части населения. После возвращения сборной в Москву, игроков сразу же повезли в студию к Андрею Малахову, который на Первом канале пытался развеселить усталых футболистов. Выглядело это несколько наигранно и искусственно, и полузащитник сборной Дмитрий Торбинский вполне обоснованно отметил, что «На концерте у Малахова вообще сидели, как куклы - все ребята устали с дороги, эмоций не было. Наши комментаторы задавали примитивные вопросы, отвечать не хотелось. А Малахов совсем не футбольный человек, ему бы только покривляться. В общем, это было лишнее»[25], на что один из болельщиков под ником vitalfil в своём блоге справедливо ответил: «Уважаемый Дмитрий! Малахов не для болельщиков сделал передачу. И не для вас. А для тех, кто никогда в жизни футбол не смотрел, но в экстазе патриотизма обратил на него внимание и перевозбудился. Это, например, домохозяйки и пенсионерки, основная аудитория Малахова. И те, кто с удовольствием гуляет ночью с флагами, но не считает нужным встретить свою команду, героически добывшую для страны "бронзу" Чемпионата Европы. Для них эта команда - неудачники. Потому что не "золото". Потому что "не порвали"»[26].

Победы не могут длиться вечно, за ними неминуемо следуют поражения. И здесь мы переходим к тому, в чём заключается главный вопрос всей работы: что случилось с российским спортом, когда успех сменился провалом, а общее экономическое благосостояние страны столкнулось с неминуемым финансовым кризисом.



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Спортивные достижения России на фоне роста политического авторитета и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спортивные достижения России на фоне роста политического авторитета и экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)