Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти  0.00 из 5.00 0 оценок




В поэзии А.А. Фета достаточно большое количество образных средств, одновременно олицетворяющих жизнь и имеющих отношение к угасанию, умиранию, смерти. Многие из образов восходят к мифам и фольклору, хотя и получают новое звучание. Другие являются достаточно традиционными в русской образной системе, но при этом отличаются широтой лексико-семантического варьирования и богатством ассоциативного наполнения. 

Одним из наиболее прочувствованных и притягательных для Фета является символ огня, во многом определяющий все его творчество. В русской литературе огонь/пламя зачастую выступает «источником жизни».[70] В стихотворении К. Случевского «Памяти А.А. Григорьева» автор пишет «не только о бессилии смерти с её ночью и темнотой перед негасимым светом поэтической души, но и о том, что смерть способствует более яркому проявлению величия и могущества этого «сияния»:

Григорьев спит

Сном непробудным! Но живая

Его душа, вся огневая,

И сквозь металл, и сквозь гранит

Что день – то ярче проступает…

Да! Темень смерти свет рождает,

И почек будущей весны

Все ветви кладбища полны.[71]

«Огненные» лексемы в творчестве поэта представляют собой неисчерпаемый источник для передачи в поэзии практически неограниченного круга смыслов во всех сферах материальной и духовной жизни человека. Такое разнообразие символических значений образов «огня» оказывается далеко не случайным. «Как душа и жизнь, так и частные проявления жизни: голод, жажда, желание, любовь, печаль, радость, гнев – представлялись народу и изображались в языке огнем»[72]. Пронизывая весь текст, образы огненной стихии нередко становятся конструктивной основой развертывания лирической мысли. В фетовском творчестве слова «огонь», «огненные слёзы», «гореть», «разгораться», «пламя/пламень» – яркие метафоры, несущие большую смысловую нагрузку и обозначающие различные жизненные реалии. Лирический герой Фета, испытывающий бурю эмоций, сравнивает себя с фейерверком («Ракета»), огонь в его произведениях символизирует трагедию, произошедшую с Марией Лазич: «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: / «Там человек сгорел!» («Когда читала ты мучительные строки…»).

Вырезано

У М.Ю. Лермонтов возникает мотив путешествия души над умершим телом («Ночь»), поэт вводит понятие «сна во сне». В его произведении «Сон» мёртвый герой («спал я мёртвым сном») видит во сне свою возлюбленную, которая жива, но спит наяву:

И в грустный сон душа её младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана:

Знакомый труп лежал в долине той...[73]

                                            (М.Ю. Лермонтов «Сон»).

Фет дорабатывает сложившиеся в литературе традиции в описании сна и в его раннем творчестве, согласно романтическому взгляду, сон представляется состоянием, контрастным действительности. В поэме «Сон», где сделана попытка эпической интерпретации сна, герой окружён мертвецами и смертной атрибутикой. Однако, оттолкнувшись от романтической трактовки этого мотива, поэт стал представлять весь видимый и чувственный мир в состоянии погружения в сон-грёзы (мотив, заимствованный у Фета символистами)[74]:            

Мне снился сон, что сплю я непробудно,

          Что умер я и в грёзы погружён.

                                             Грёзы (1, 235).

(По мнению В.Н. Касаткиной, в его лирике сновидения приобретают философско-психологический характер, поскольку в них представлено душевное состояние человека, грезящего во сне[75]).

В произведении «Сон и смерть» поэт рисует их близнецами. Идея сна и смерти, в отличие от идеи сна-жизни, решается здесь не совсем не по-шопенгауэровски. Так, философ приходит к выводу, что «между сном и смертью нет радикального различия, что смерть столь же безопасна для бытия, как сон», а «насекомое, которое умирает осенью,…столь же тождественно с насекомым, которое родится весною, как человек, идущий спать, тождествен с человеком, который встанет поутру».[76] Используя шопенгауэровскую идею жизни-сна, Фет отмечает, что смерть и сон для – только рождённые вместе, но во всём несхожие «бессмертные боги»:

… Только несходны во всём между собой близнецы:

Смуглоликий, как мать, творец, как всезрящий родитель,                                                                

Сон и во мраке никак дня не умеет забыть;

Но просветлённая дочь лучезарного Феба, дыханьем

  Ночи безмолвной полна невозмутимая Смерть…

                                                          Сон и смерть (1, 174)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» во многом созвучно фетовскому «Сон и смерть». Сопоставляя иные категории, любовь и самоубийство, автор как будто продолжает историю своего современника и начинает своё произведение с того, о чём уже было написано Фетом:

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных –

Она угрюмей, кротче он…[77]

                               (Ф.И. Тютчев «Близнецы»)

Сон для поэта – это особая реальность, место, которое существует независимо от земного пространства, образуя новый мир человеческой жизни. Во многих случаях в фетовских произведениях происходит неразличение реальной обстановки и сна, слово «сон» утрачивает свою смысловую определённость и обладает достаточно подвижной семантикой. Однако царство, в которое погружает Морфей, всегда отличается от окружающей действительности отсутствием человеческих страданий. При этом, оттолкнувшись от романтической традиции, поэт все же отходит от нее, представляя весь чувственный мир в состоянии грезы-сна:

И дай коснуться мне целебного фиала,

Чтоб тихо я уснул, чтоб сердце не страдало.

                                          К Морфею (1, 78)

Сон представляется временем, где реализуется вся потенциальность духа: всё понимать, всё уметь сказать, всё осуществить, жить одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, встречать усопших, испытывать к ним те же чувства, что и при жизни. Его сны переносят в счастливое время с любимой женщиной, разделяющей прекрасное чувство с поэтом: «И снится мне, что ты встала из гроба…», «Я в моих тебя вижу всё снах с той же яркою искрой в глазах» и т. д.

Лирика Фета включает в себя небольшое количество единожды встречающихся образов, имеющих отношение к теме жизни и смерти и наглядно демонстрирующих состояние самого поэта. Он по-своему развивает процесс художественного обобщения через единичное, получающее «потенцию символических значений».[78] Так, в произведении «На качелях» образ взлетающих качелей символизирует балансирование человеческого тела между землёй и небом, а человеческой души между жизнью, сравниваемой с шаткой доской, и смертью. Поэт пишет стихотворение в семидесятилетнем возрасте, объясняя историю его возникновения следующим образом: «…Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье её трещало от ветра…».[79] Здесь появляется не характерный для Фета оборот «играть жизнью»; но эта роковая игра совсем не страшит поэта, если он оказывается вместе с любимой. Автор выражает смирение человека перед лицом неизведанного, воспринимая смерть как предначертание судьбы:

И опять в полусвете ночном

Средь веревок, натянутых туго,

На доске этой шаткой вдвоем

Мы стоим и бросаем друг друга.

Правда, это игра, и притом

Может выйти игра роковая,

Но и жизнью играть нам вдвоем –

Это счастье, моя дорогая!

                                                    На качелях (1, 270).

Вырезано

Образные средства лирики А.А. Фета, одновременно имеющие отношение к теме жизни и смерти, составляют достаточно объёмную группу. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, автор выражает смирение человека перед лицом неизведанного, воспринимает смерть как предначертание судьбы, но в то же время не склонен раньше времени признавать её могущества. Многие из образов восходят к мифам и фольклору, являясь достаточно традиционными в русской образной системе, хотя и получают новое звучание. Образы, связанные с онтологическими категориями, являются компонентами более широких или компаративных образов, а реализованные в контексте прямые значения лексем, переосмысливаются в образно-символические. Наиболее показательными являются символ огня (особенно в метафорическом значении), воды (и всего, что связано с водной стихией) и звёзд. Цветы в его произведения, как правило, символизируют жизнь (роза, ландыш, обобщённый образ ночных цветов). При этом практически все деревья (ива, сосна, ель, дуб, берёза) косвенно или прямо соотносятся с темой смерти.                             

Многие образы в лирике А.А. Фета нельзя однозначно отнести к теме жизни или смерти не только из-за ситуации, в которой они появляются, а благодаря характеристикам, которые даёт им автор (особенно с помощью полярных эпитетов). Апеллируя к образу, поэт может намеренно не раскрывать его полностью, оставляя необходимую долю абстракции (даже в отношении категорий жизнь / смерть), которая повышает степень эмоционального воздействия произведения.

 

                                          Заключение

Творчество А.А. Фета насквозь антиномично. Жизненные противоречия раскрываются путём создания поэтических антитез, которые напрямую или косвенно выражают авторскую позицию. В его произведениях встречаются временные, звуковые, пространственные, цветовые оппозиции, противопоставление космоса и земли, души/сердца – мысли/разуму, деревни и города, радости и страдания, добра и зла и др. Одной из самых показательных является оппозиция жизни и смерти, излюбленная фетовская тема позднего периода творчества. Данное противопоставление, которое, как правило, обнаруживается даже на уровне отдельно взятого стихотворения (некоторые антиномии не так наглядны), во многом характеризует его философские и творческие искания в течение жизни.

Восприятие А.А. Фетом жизни и смерти происходит через обращение к различным мифам, нравственно-эстетическим тенденциям и философско-религиозным традициям, столкновение которых может происходить даже в пределах одного произведения. Создаются взаимоисключающие друг друга образы, рассматривая которые в отдельно взятых стихотворениях поэта, достаточно сложно говорить о его жизненной позиции, мировоззрении и философских взглядах. Фет размышляет о человеческом существовании то с позиции атеиста, то мистика, то истинно верующего христианина. Будучи «чистым лириком», поэт, так или иначе, синтезирует шопенгауэровские, платоновские и христианские идеи.

С наибольшей полнотой тема жизни и смерти раскрывается в посланиях, посвящениях, любовной и философской лирике Фета. Поэт пишет произведения об умерших (отклики на смерть Дружинина, Боткина, Данилевского и др.), послания к живущим близким людям (жене М.П. Боткиной, А.Л. Бржеской и т.д.), стихотворения с образными обращениями (многочисленные произведения-обращения к Музе), жизненные поучения будущему поколению (внукам, молодым).

Тема жизни и смерти во многом раскрывается при её рассмотрении с помощью временных категорий. Их функциональное взаимодействие позволяет выделить несколько регулярно повторяющихся моделей. Среди наиболее частотных мы выделяем статическое движение времени, когда время жизни уподобляется пространству («путь», «дорога»), синхронное движение времени, время жизненного счастья, заключающееся во всеобъемлющем миге, иллюзия пребывания в описываемом жизненном процессе в реальном времени, остановившееся/потерявшееся время, преодоление границ реального времени, представление о метафизическом времени, вечности.

Тема жизни и смерти в творчестве А.А. Фета достаточно объёмно представлена в таких произведениях, где говорится о циклическом времени, т. е. о времени года или времени суток. Объединяя в себе все чувства певца красоты и весны, видящего жизнь в каждой росинке и цветке, и старца, всё острее ощущающего дыхание смерти, он создаёт взаимоисключающие друг друга картины, рисующие тонкую грань между жизнью и смертью.

В своих немногочисленных прозаических произведениях автор как будто мельком рассматривает такие категории как «жизнь», «смерть», «бессмертие», «смысл жизни». Быстротечность человеческой жизни у А. Фета сравнивается с мимолетным цветением и угасанием кактуса, а его собственное состояние в конце жизни наиболее полно отражается в характеристиках героя произведения «Вне моды» («перелистывание избитой книги жизни», «ему просто надоело и претило перевёртывать и перечитывать затрёпанную книгу жизни»). При этом физическая смерть в художественной прозе Фета – явление достаточно редкое, а в автобиографической прозе описание реальной смерти близких автору людей никогда не сопровождается его комментариями и выражением чувств.

Бесспорно, лирика А. Фета во многом формировалась под влиянием идей его любимого философа. Но, тем не менее, мы не можем считать основные положения работ Шопенгауэра определяющими для фетовской поэтики позднего периода: стихотворения, созвучные шопенгауэровским идеям, наполнены достаточной долей противоречивости, что обнаруживает зачастую параллельное, т.е. существующее в пределах одного произведения, отрицание высказанных мыслей. Его поэтическое самоопределение в вопросах о человеческом существовании, прежде всего, представляет собой интуитивное признание жизни, которое предшествовало анализу различных философских представлений.

Несмотря на широкие культурные связи, фетовский образ всегда скрывает за собой индивидуальное авторское чутьё и чувство. Слова и сочетания, относящиеся к теме смерти, в творчестве Фета составляют менее значительную группу, чем те, с помощью выражается отношение поэта к жизни.

Многочисленные проявления жизни для Фета замыкаются в двух объёмных составляющих: природа и искусство. В произведениях Фета встречаются случаи достаточно традиционного обозначения жизни как пути-дороги или цепи («трудный путь», «тоскливой жизни цепь», «молчу, потерянный, на дальний путь глядя…»). Поэт воспроизводит понятие «жизнь», используя ряд ярких окказиональных метафор и перифрастических сочетаний («базар крикливый бога»), сравнительно устойчивых в русской литературе метафор или их синонимичных вариантов («житейская гроза», «роковое бремя») и т. п.

Некоторые гиперболизированные обороты («список бытия»), использующиеся Фетом для обозначения жизни, не имеют прямой расшифровки и сочетаются с обозначениями, которые определяют их смысл (жизнь – книга). В ряде фетовских метафор конкретные слова, материализующие идею жизни, отсылают к традиционным представлениям («плеск житейских волн» у Фета передаёт традиционную метафору жизнь – плавание, море жизни).

В лирике Фета топосы, традиционно относящиеся к теме смерти, представляют собой самую малочисленную группу. Многие из них – это лишь часть целостной картины, которая не только не пугает, но и более того приятна поэту. Так, крест в его произведениях – это промежуточный образ, олицетворяющий светлое начало или человеческую судьбу (лишь единожды сочетание «жизненный крест» дополняется у Фета атрибутивной характеристикой «тяжкий»).

В одних случаях смерть выступает в качестве абсолюта, представляется как «бессмертный храм» («Смерть») или блаженная бесконечность, которая позволяет соединиться любящим сердцам: «И там, за рубежом могилы, / Навек обнять тебя придём» («Памяти С.С. Боткиной»), «Вневременной повеем жизнью оба, / И ты и я – мы встретимся – теперь» («Теперь»). В других случаях смерть предстаёт как «бездонный океан», «небытие», «сиротливый сон одинокой гробницы», «безрассветная» ночь или «закат дня», когда «суровый ангел Бога» «тушит факел жизни». О потустороннем бытии автор говорит как о «рубеже могилы» или «входе»: «И там, за рубежом могилы, / Навек обнять тебя придём» («Памяти С. С. Боткиной»), «Только минем / Сумрак свода, – Тени станем мы прозрачные / И покинем / там у входа / Покрывала наши мрачные» («Сны и тени»). Предчувствие смерти обозначается поэтом прямыми или достаточно прозрачными характеристиками («смертная истома», «и счастья, и песни конец») и раскрывающимися в контексте мотивами («устало всё кругом», «роковая игра»).

В поэзии А.А. Фета достаточно большое количество устойчивых образов, одновременно олицетворяющих жизнь и имеющих отношение к угасанию, умиранию, смерти. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, автор выражает смирение человека перед лицом неизведанного, воспринимает смерть как предначертание судьбы, но в то же время не склонен раньше времени признавать её могущества. При этом Фет значительно расширяет значение многих эпитетов, которые зачастую дают полярную характеристику образу с точки зрения жизни/безжизненности.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что в фетовском творчестве нет определённой строгой концепции, касающейся обсуждения вопросов о человеческом существовании. В отличие от романтиков поэт не делает противопоставление жизни и смерти своей излюбленной темой, но, так или иначе, проводит данную антиномию через все свое творчество. Лишь в зрелом возрасте под влиянием шопенгауэровской философии, накопившихся знаний и мыслях о бренности собственного существования с позиций прожитых лет А.А. Фет осмысленно обращается к теме смерти, являющейся центральной в его поэтике внешнего самоотрицания.

На наш взгляд, дальнейшее исследование, касающееся изучения онтологических категорий жизнь и смерть в русской литературе ХIХ-ХХ вв., кажется достаточно перспективным. Данная проблематика, хотя и носит частный характер, наиболее наглядно отражает авторское мироощущение, религиозно-философские искания, базируется на личном опыте и преодолении прожитого самим писателем. Несмотря на отнюдь не однозначное отношение писателей к вопросу о бренности человеческого существования, контекстуальные связи обнаруживаются не только на уровне отдельно взятого образа или мотива, как, скажем, сон-смерть, жизнь-море, но и на уровне трактовки темы вообще. Так, столь важный у Л.Н. Толстого мотив страха смерти, практически отсутствующий в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, в творчестве символистов зачастую получает бытовую трактовку. Во многих случаях вопросы жизни и смерти связываются не с отдельной личностью, а с общественно-политической обстановкой в стране, настроениями целого поколения: персонифицированное восприятие жизни и смерти всегда уступает место гражданской лирике во время войн и революций.

 

               Список использованной литературы

1. Абрамянц А. Звёздные руны Ивана Бунина // Русская речь. – 2002. –  №2. – С. 29–33.

2. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. – М., 1990.

3. Алексеева О.Я. Рецепция лирики А.А. Фета в творчестве русских символистов: В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М., 2003.

4. Анненский И.Ф. Избранное. – СПб., 1998.

5. Анпилогова Д.В. Владимир Соловьёв как литературный критик А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 26–38.

6. Асланова Г. Усилить бой бестрепетных сердец // Фет А.А. Проза поэта. – М., 2001. – С. 5–9.

7. Астафьев П.Е. Урок эстетики (Памяти А.А. Фета) // Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения: Сб. и ст. – лит. статей. / Сост. В.И. Покровский. – М., 1904.

8. Аторина О.Г. А.А. Фет и русский символизм: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Смоленск, 2005.

9. Ауэр А.П. К вопросу о «щедринском начале» в поэтике А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 217–222.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / Сост., вступит. ст., коммент. А.И. Баландина. – М., 1988.

11. Африкантова Л.К. Образы водной стихии в поэзии Б. Пастернака // Вестник Самарского университета. Сер. Языкознание. 2001. №3. С. 121–130.

12. Ахапкин Д.Н. От «телеги жизни» к «барке жизни» и далее: об одной структурной метафоре // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). – Санкт-Петербург, 2002. – С. 123–132.

13. Ачкасов А.В. Проза жизни в поэзии Фета: философский анализ // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных статей. – Курск, 1998. – С. 27–36.

14. Баевский В.С. К поэтике пространственно-временных отношений у Фета, Блока и Пастернака // Пространство и время в литературе и искусстве. Конец XIX века – XX век: Методические материалы по теории литературы. Даугавпилс: Даугавпилский педагогический институт им. Я.Э. Калнберзина, 1987.

15. Бальмонт К.Д. О русских поэтах. Элементарные слова символической поэзии // Горные вершины. Сборник статей. Книга 1. – М., 1904. – С. 63–67, 89–92.

16. Бальмонт К.Д. Хочу быть дерзким: Стихотворения и поэмы. – М., 2000.

17. Баратынский Е.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М., 1983.

18. Батюшков К.Н. Сочинения. – М.-Л., 1977.  

19. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 408–418.

20. Белый А. Урна. Стихотворения. – М., 1909.

21. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

22. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.

23. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Стихотворения и поэмы. 1898 – 1906. – Л., 1980.

24. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Лирическая проза. 1906 – 1921. Автобиография. 1915. Из дневников и записных книжек. 1901 – 1921. Последние дни императорской власти. 1918. – Л.: Худож. лит., 1982.

25. Блок Г.П. Рождение поэта: Повесть о молодости Фета / Труды Пушкинского дома при Российской Академии Наук. – Л., 1924.

26. Бобунова М.А. Тютчев и Фет: опыт контрастивного словаря / М.А. Бобунова, А.Т. Хроленко, – Курск, 2005.

27. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. – М., 1984.

28. Брюсов В.Я. А.А. Фет. Искусство или жизнь // Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 6. Статьи и рецензии 1893 – 1924. «Далекие и близкие». – М., 1975. – С. 209 – 218.

29. Бунин И.А. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. Стихотворения и переводы. – М., 1985.

30. Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов. – Л., 1970.

31. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. 2-е изд. – Л., 1990.

32. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. – СПб., 2000.

33. Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик: Гл. науч. ред. В.В. Адамчик – Мн., 2003.

34. Вяземский П.А. Стихотворения. Сост., вступит. статья и примеч. В.И. Коровина. – М., 1978.

35. Гавриленко Т.А. «Огонь», «свет» и «пламя» поэтического труда в лирике А.А. Фета и поэтов – его современников // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С.260–273.

36. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный (композиция пространства, чувства и слова) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – С. 139–149.

37. Генералова Н.П. «НА РАСПУТЬЕ»: Фет об исторических судьбах России // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 69–83.

38. Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд. 2, доп. – Л., 1974.

39. Глебов И. Видение мира в духе музыки // Блок и музыка. – М.; Л., 1972. – С. 8– 57.

40. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа. – М., 2001.

41. Гоголь Н.В. Старосветские помещики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 2. М., 1966. – С. 7–34.

42. Голле Г.Е. Подходы к анализу стихотворения А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных трудов. – Курск, 1994. – С. 123–139.

43. Гончаров И.А. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.4. Обломов. – М., 1979.

44. Григорьев А. Литературная критика. – М., 1967.

45. Григорьева А.Д. Символы в «Вечерних огнях» А.А. Фета // Филологические науки. 1983, №3. – С. 16–22.

46. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники: монография. – Л., 1986.

47. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

48. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989. – С. 114–136.

49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. – М., 1979-1980.

50. Дельвиг А.А. Стихотворения. Сост., вступит. ст., примеч. и словарь В.И. Коровина. – М., 1976.

51. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 6. Статьи и рецензии. 1860. – М.; Л., 1963.

52. Долгополов. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века – Л., 1985.

53. Дружинин А.В. Литературная критика. – М., 1983.

54. Достоевский Ф. М. Об искусстве. Статьи и рецензии. Отрывки из «Дневника писателя». Письма. Из записных тетрадей и записных книжек. Из художественных произведений. – Из воспоминаний о Ф.М. Достоевском. – М., 1973.

55. Евангелие от Иоанна. Глава ХII.

56. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии ХХ века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974. – С. 160–172.

57. Ермилова Е.В. Н.А. Некрасов и русская литература. 1821 – 1917. – М., 1971.

58. Жемчужный И.С. Баллады А.А. Фета. К проблеме романтической поэтики // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета. Тезисы докладов к фетовским чтениям 1991 года. – Курск, 1992. – С. 26–29.

59. Жемчужный И.С. Образно-поэтическая система А.А. Фета // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 31–47.

60. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. труды. – Л., 1977.                                                                                                                                    

61. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х т. Т. 1. – М., 1980.

62. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. – Челябинск, 1999.

63. Земледельцева Т., Евгеньев С.Т. Сюжетная проза и мемуары Фета: проблемы комментария. На материале повести «Дядюшка и двоюродный братец» (К постановке проблемы) // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 113–122.

64. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 2. – М., 1998.– С. 346–349.

65. Иванов В.И. Два лада русской души //  Родное и вселенское. – М., 1994. – С. 373–377.

66. Иванов В.И. Заветы символизма //  Родное и вселенское. – М., 1994. – С. 180– 191.

67. Иванова Н.Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII– начала ХХ в.): Более 4500 образных слов и выражений / Н.Н. Иванова, О.Е. Иванова. – М., 2004.

68. Ильченко Н.М. «Черная женщина» Н.И. Греча // Русская речь. – 2004. – № 2. – С. 6–13.

69. Иншаков А.С. Философия в мире художественного образа. Учебно-методическое пособие по философии и литературе. – М., 1995.

70. Казак В. Смерть в творчестве Пушкина // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). – Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. – С. 19–41.

71. Катунин Д.А. Метафорические модели времени в русской языковой картине мира // Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. Метафорический фрагмент языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. – Воронеж, 2003. – С. 147–202.

72. Касаткина В.Н. Лирика сновидений А.А. Фета // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М., 1999. – С. 72–80.

73. Кашина Н.К. Еще раз о фетовских реминисценциях в поэзии русских символистов // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М.: Наследие, 1999. – С. 91–100.

74. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

75. Кедровский А.Е. Типология фетовских мотивов в стихотворении В. Луговского «Кленовый лист» // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 80–88.

76. Керлот Х.Э. Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ. – М., 1994.

77. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. – М., 1986.

78. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии ХIХ века: Развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978.

79. Козубовская Г.П. Фет и проблема мифологизма в русской поэзии ХIХ – начала ХХ веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. – СПб., 1994.

80. Козубовская Г.П. Афанасий Фет и Вячеслав Иванов (проблема мифологизма русской поэзии) // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных статей. – Курск, 1998. – С. 59–66.

81. Козубовская Г.П. Ольфакторный код поэзии Фета: благовония // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения (Курск, 7 – 9 октября 2004 г.) / Под ред. Н.З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2005. – С. 26–38.

82. Козубовская Г.П. Проза Фета: «Проза как поэзия» // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 83–95.

83. Коковина Н.З. Формы репрезентации памяти в «Воспоминаниях» Фета // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 127–134.

84. Константинова С.К. День и ночь в персонификациях А.А. Фета. // Курское слово. Выпуск второй. Курск, 2005. – С. 75–82.

85. Константинова С.К. Концепт глаза в лирике Фета: Семантика и образный потенциал // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 154–164.

86. Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск: Удмуртия, 1978.

87. Кошелев В.А. Афанасий Фет: Преодоление мифов. – Курск, 2006.

88. Кошелев В.А., Лебедева М.В. «Вечерние огни» Фета и «Евгений Онегин» Пушкина. Книга стихов и роман в стихах (К постановке проблемы) // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных статей. – Курск, 1998. – С. 5 – 13.      

89. Кошелев В.А. К творческой истории сборников Фета «Вечерние огни» // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 9 – 30.

90. Кошелев В.А. Лирика Фета и «усадебная поэзия» (К постановке проблемы) // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных трудов. – Курск, 1994. – С. 10–23.

91. Кошелев В.А. Первый поэтический манифест Фета // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения / Под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. – Курск, 2005. – С. 10–26.

92. Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья.» Зинаида Гиппиус и ее время (В помощь учителю). – Орел, 2005.

93. Кузнецова В.В. Проблема смерти и бессмертия в западноевропейской художественной культуре. (Средневековье и романтизм). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Санкт-Петербург, 1995.

94. Курляндская Г.Б. Тургенев и Фет // А.А. Фет. Традиции и проблемы изучения. – Курск, 1985. – С. 46–63.

95. Курляндская Г.Б. Философия гармонии в поздней лирике Фета // Литературная срединная Россия. – Орел, 1996.

96. Курляндская Г.Б. Эстетическая гармония в поэзии Фета // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «ХVI Фетовские чтения» / Курск – Орел (1 – 5 июля 2000г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Р.Д. Аслановой. – Курск, 2000. – С. 76–82.

97. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М., 1989.

98. Лагунов А.И. А. Фет и А. Блок: мифопоэтический аспект // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «ХVI Фетовские чтения» / Курск – Орел (1 – 5 июля 2000г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Р.Д. Аслановой. – Курск, 2000. – С. 272 – 282.

99. Лагунов А.И. Фетовская традиция и русская поэзия «конца века» // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 66–80.

100. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. – Т. 1. Стихотворения. – М., 1983.

101. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам. РАН. – М., 2001.

102. Лотман Л. К. К вопросу об адаптации поэзии Фета художественным сознанием конца – начала ХХ вв. // Классическое наследие и современность. – М., 1981. – С. 181–193.

103. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика В.А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета). Учебн. пособие по спецкурсу. – Челябинск, 1982.

104. Майкльсон Д. Жанр «лебединой песни» в русской лирике (Символизм и ХIХ век) // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. – С. 104–109.

105. Майков А.Н. Избранные произведения. – Л., 1977.

106. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

107. Мандельштам О. Избранное / Сост. М. Латышева. – М., 2003.

108. Михайлова С.Ю. Реминисцентный анализ рассказа «Дядюшка и двоюродный братец» (К постановке проблемы) // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 98–113.

109. Монин М.А. Толстой и Фет: два прочтения Шопенгауэра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. – М., 2001.

110. Мурашов А.А. Лирическое «Я» Фета в образной семантике Анненского // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1992. – С. 227–245.

111. Мусатов В.В. Фет и проблема традиции в советской поэзии // Советская поэзия 20-х – 30-х годов. Вып. 5. – Челябинск, 1977.

112. Мышьякова Н.М. К вопросу о творческом методе А. Фета // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 4–21.

113. Огарёв Н.П. Избранные произведения. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1956.

114. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М., 1998.

115. Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве писателя. – М., 1970.

116. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого. // Русская литература, 1991. – №3. – С. 107–111.

117. Пастернак Б.Л. Строку диктует чувство: Стихотворения. – М., 2004.

118. Перцов П.П. Литературные воспоминания. – М., 1933.

119. Платон Сочинения: В трех томах. – Т. 2. – М., 1970.

120. Порошенков Е.П. Подтекст в лирике А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета. Тезисы докладов к VI фетовским чтениям. – Курск, 1992. – С. 10–13.

121. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Слово и миф. – М., 1989. – С. 285–379.

122. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. 3-е издание. – М., 2001.

123. Поэты «Искры». В 2 т. – Т. 1. – Л., 1955.

124. Поэты 1820 - 1830-х годов. – Л., 1961.

125. Поэты 1880 - 1890-х годов. – Л. 1972.

126. Пушкин А.С. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. Стихотворения 1827 – 1836. Сказки. – М., 1968.

127. Русская стихотворная пародия (XVIII – начало ХХ в.). – Л., 1960.

128. Русская эпиграмма второй половины XVII – начала ХХ века: [Сборник свыше 2000 образцов]. – Л., 1975.

129. Самсонова Н.В. Образ «золота» как текстопорождающий символ в лирике А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 212–217.

130. Саянов В. Фет, Бунин, Фидлер (К вопросу о новаторстве) // Саянов В. Статьи и воспоминания. – М., 1958. – С. 13–21.

131. Симчич О. А. А. Фет Дж. Томази Ди Лампедуза: смерть, ночь и звёзды… // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М., 1999. – С. 140–157.

132. Скатов Н. Н. Лирика А. А. Фета (истоки, метод, эволюция) // Русская литература, 1972. – №4. – С. 75–92.

133. Смирнов А.А. Романтика «ночи» в лирике А.А. Фета и Пушкинские романтические традиции // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета. Тезисы докладов к IV Фетовским чтениям 1989 года. – Курск, 1989. – С. 3–5.

134. Смирнов А.А. Романтическая ассоциативность в лирике А.А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1992. – С. 111–123.

135. Смирнова Л.А. Русская литера



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти  0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти 

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)