Изучение приложения производной в курсе школьной математики
Понятие непрерывной функции Остановимся на понятии непрерывной функции: функция стремится к числу при ( ), если разность сколь угодно мала, т.е. становится меньше любого фиксированного при уменьшении . Нахождение числа по функции называется предельным переходом. Этим названием уже пользовались, давая определения производной. Предельный переход – новая операция для нахождения неизвестных величин. Так, например, функция называется непрерывной в точке x0, если при или
= .
В учебнике "Алгебры и начала анализа 10-11 класс" формулируются правила новой операции: 1) Если функция непрерывна в точке , то при 2) Если функция имеет производную в точке , то: при 3) Пусть , при. Тогда при :
а) ; б) ; в) , если .
Метод интервалов Приложения производной начинаются с рассмотрения приложения непрерывной функции: "Если на интервале функция непрерывна и не обращается в нуль, то на этом интервале она сохраняет постоянный знак! " Эта теорема применяется в решении неравенств методом интервалов. В более "сильных" классах можно заменить нахождение знака данной функции на каждом из интервалов проведением кривой знаков ", которая берет свое начало в правом верхнем углу, если знак коэффициента при старшей степени положителен, и в правом нижнем углу в противном случае (вспомнить аналогию с расположением ветвей параболы для функции ). Например: решить неравенство
Ответ: . Исследование свойств функции с помощью производной Рассматриваются примеры разрывной функции: , непрерывной, но не дифференцируемой в точке, функции . При исследовании свойств функции с помощью производной опираются на такие известные теоремы математического анализа, как теоремы Лагранжа, Ферма и Вейерштрасса. Формула Лагранжа как иллюстрация геометрического смысла производной приводится в пункте 19 "Касательная к графику функции" и, немного позже, с ее применением формулируется достаточные признаки возрастания и убывания функции:
; , т.к. ,
где - формула Лагранжа. Методическая схема изучения достаточных признаков возрастания и убывания функции: · поставить учебную проблему; · подвести учащихся к формулировке признака с помощью геометрической иллюстрации; · сформулировать признак, привести краткую запись его условия и заключения. · привести доказательство признака с помощью формулы Лагранжа; · закрепить доказательство путем выделения в нем составляющих шагов. Например, подведение учащихся к формулировке признака возрастания функции конкретно- индуктивным методом можно осуществить следующим образом, обращаясь к учащимся, учитель говорит: "Можно ли охарактеризовать поведение функции с помощью производной? ". Рассмотрим рисунок
Как ведет себя функция ? Здесь приведен график функции, которая в каждой точке промежутка (a,b) имеет положительную производную. Что можно сказать о поведении функции на данном промежутке? Высказывается предположение, что функция возрастает. Справедливо ли это? Для ответа на этот вопрос приводятся примеры других функций, производная которых положительна на некотором промежутке: , ; , .
На основе индуктивного обобщения рассмотренных примеров формулируется соответствующий признак.
Заключение
Т.о. методическая схема изучения достаточных признаков возрастания и убывания функции: · поставить учебную проблему; · подвести учащихся к формулировке признака с помощью геометрической иллюстрации; · сформулировать признак, привести краткую запись его условия и заключения. · привести доказательство признака с помощью формулы Лагранжа; · закрепить доказательство путем выделения в нем составляющих шагов.
Литература
1. К.О. Ананченко "Общая методика преподавания математики в школе", Мн., "Унiверсiтэцкае",1997г. 2.Н.М.Рогановский "Методика преподавания в средней школе", Мн., "Высшая школа", 1990г. 3.Г.Фройденталь "Математика как педагогическая задача",М., "Просвещение", 1998г. 4.Н.Н. "Математическая лаборатория", М., "Просвещение", 1997г. 5.Ю.М.Колягин "Методика преподавания математики в средней школе", М., "Просвещение", 1999г. 6.А.А.Столяр "Логические проблемы преподавания математики", Мн., "Высшая школа", 2000г.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |