Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Формы хозяйства (или формы производства, или типы экономики).




Основной критерий их разграничения — способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.

  Исторически первичная форма хозяйства — натуральное хозяйство, в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду.

Другая и наиболее распространенная форма хозяйства — рыночная экономика(или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

2. Общественно-экономические формации (или способы производства). В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы.

Выделяется пять формаций (способов производства): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. В некоторых трактовках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы производства.



Недостатками формационного подхода являются чрезмерная конфронтационность акцента на отношениях собственников и не собственников, прерывистость исторического процесса, не учтет роли социокультурного и других факторов, подведение исторически предшествующих ступеней под обоснование коммунистической формации. Вместе с тем формационный подход, отражая одну из реальных сторон экономической системы, существует и в современных условиях. При этом выделяются разные трактовки конечной ступени формационной последовательности. Основные позиции выглядят здесь следующим образом:

а) капитализм — естественный разумный порядок, способный на внутреннюю эволюцию и не требующий перехода к социализму;

б) социализм (коммунизм) как конечная ступень исторического прогресса в

духе марксистского подхода;

в) пост капитализм как выражение некоего будущего общества, в котором на

основе постиндустриального развития возникает приоритет самоценной творческой личности в противовес обществу наживы;

г) смешанная экономика, интегрирующая частнособственнические (частнопредпринимательские) начала с развитой системой социальных гарантий трудящихся и отражающая взаимодействие двух мировых тенденций — капиталистической и социальной (социалистической).

Существует и другая, расширенная версия формационного подхода, также

восходящая к К. Марксу. Согласно ей, выделяется три вида общественной формации: первичная (архаическая), вторичная (экономическая), третичная (коммунистическая).

3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации — соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные ступени: доиндустриальное общество— индустриальное общество постиндустриальное общество.

Более содержательно выявить своеобразие каждой из обозначенных ступеней позволяют два укрупненных критерия. Первый из них — со стороны производительных сил. Он имеет два аспекта: один раскрывает тип средств производства (ручные орудия труда — машины — информатика),

другой — дает характеристику ведущего сектора (земледелие — индустрия — наука). Второй критерий раскрывает тип обусловленности общественного поведения и общественного человека. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобретают следующий вид: до экономическое (традиционное) общество — экономическое общество — пост экономическое общество.

У каждого из них свой тип детерминации: в первом случае — патриархальные традиции и внеэкономическое принуждение к труду; во втором — узко экономические (материальные, денежные) стимулы; в третьем — потребность творческого развития человека. У каждого общества и свой тип общественного человека: традиционный (патриархальный) человек, экономический человек, творческий (социальный, социологический и т.п.) человек.

4. Цивилизационные системы. Термин цивилизация, широко используемый

в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к нашему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражается в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (внешних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими факторами в такой системе могут выступать социокультурные (национальные, религиозные, ментальные и т.п.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), пост экономические (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы.

Таким образом, особенностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узко экономическим измерениям.

Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем. В основе их различий — использование тех или иных критериев (более узко — тех или иных неэкономических факторов в их связи с экономикой).

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7