Формы хозяйства (или формы производства, или типы экономики).
Основной критерий их разграничения — способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности. Исторически первичная форма хозяйства — натуральное хозяйство, в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Другая и наиболее распространенная форма хозяйства — рыночная экономика(или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции. 2. Общественно-экономические формации (или способы производства). В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы. Выделяется пять формаций (способов производства): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. В некоторых трактовках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы производства. Недостатками формационного подхода являются чрезмерная конфронтационность акцента на отношениях собственников и не собственников, прерывистость исторического процесса, не учтет роли социокультурного и других факторов, подведение исторически предшествующих ступеней под обоснование коммунистической формации. Вместе с тем формационный подход, отражая одну из реальных сторон экономической системы, существует и в современных условиях. При этом выделяются разные трактовки конечной ступени формационной последовательности. Основные позиции выглядят здесь следующим образом: а) капитализм — естественный разумный порядок, способный на внутреннюю эволюцию и не требующий перехода к социализму; б) социализм (коммунизм) как конечная ступень исторического прогресса в духе марксистского подхода; в) пост капитализм как выражение некоего будущего общества, в котором на основе постиндустриального развития возникает приоритет самоценной творческой личности в противовес обществу наживы; г) смешанная экономика, интегрирующая частнособственнические (частнопредпринимательские) начала с развитой системой социальных гарантий трудящихся и отражающая взаимодействие двух мировых тенденций — капиталистической и социальной (социалистической). Существует и другая, расширенная версия формационного подхода, также восходящая к К. Марксу. Согласно ей, выделяется три вида общественной формации: первичная (архаическая), вторичная (экономическая), третичная (коммунистическая). 3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации — соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные ступени: доиндустриальное общество— индустриальное общество постиндустриальное общество. Более содержательно выявить своеобразие каждой из обозначенных ступеней позволяют два укрупненных критерия. Первый из них — со стороны производительных сил. Он имеет два аспекта: один раскрывает тип средств производства (ручные орудия труда — машины — информатика), другой — дает характеристику ведущего сектора (земледелие — индустрия — наука). Второй критерий раскрывает тип обусловленности общественного поведения и общественного человека. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобретают следующий вид: до экономическое (традиционное) общество — экономическое общество — пост экономическое общество. У каждого из них свой тип детерминации: в первом случае — патриархальные традиции и внеэкономическое принуждение к труду; во втором — узко экономические (материальные, денежные) стимулы; в третьем — потребность творческого развития человека. У каждого общества и свой тип общественного человека: традиционный (патриархальный) человек, экономический человек, творческий (социальный, социологический и т.п.) человек. 4. Цивилизационные системы. Термин цивилизация, широко используемый в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к нашему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражается в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (внешних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими факторами в такой системе могут выступать социокультурные (национальные, религиозные, ментальные и т.п.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), пост экономические (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы. Таким образом, особенностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узко экономическим измерениям. Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем. В основе их различий — использование тех или иных критериев (более узко — тех или иных неэкономических факторов в их связи с экономикой).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |