Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы регулирования естественных монополий.



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Принципы регулирования естественных монополий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный вопрос особенно важен по отношению к естественным монополиям, высокая экономическая эффективность которых пол­ностью исключает их дробление. Ведь целесообразность существо­вания этого вида монополий не означает, что государство может воздержаться от их регулирования. Напротив, бесконтрольная деятельность естественных монополий способна принести значитель­ный вред.

Действительно, в качестве монополистов данные структуры пытаются решить свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны самые разрушительные. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, «разрастаются» неплатежи, парализуются межрегиональ­ные связи.

Главное направление борьбы с негативными сторонами деятель­ности естественных монополий состоит в государственном контро­ле за ценами на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства[8]. Послед­ствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкрет­ного уровня, на котором будут закреплены цены. Для этого рассмотрим несколько методов регулирования цен.

Ориентация на предельные издержки. На рис.2. показан распространенный вариант регулиро­вания, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Preg =MC=D).

Рис. 2. Регулирование цен естественной монополии с целью увеличения производства.

 

С точки зрения фирмы-монополиста прямым следствием уста­новления максимальной цены является изменение кривой предель­ного дохода. Коль скоро за любую единицу продукции монополист вынужден запрашивать одну и ту же установленную государством цену, кривая его предельного дохода превращается в горизонтальную прямую, совпадающую с наибольшей дозволенной величиной цен (Preg). На графике показано, что кривая MR сменяется на кривую MR1.

Далее вступает в силу правило МС = MR. Как и любая другая фирма, монополист стремится выполнить его и, следовательно, до­водит объем производства до уровня Qreg, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. При этом, как видно на рис.2, достигается значительный прирост производства (Qreg>QM) и понижаются цены (PregМ). Таким обра­зом, главным плюсом данной методики регулирования является со­здание рыночного механизма, без дополнительного принуждения и контроля заставляющего монополиста увеличить производство и полностью покрыть спрос, который существует на товар при уста­новленном государством уровне цен.

Однако есть у описываемого метода регулирования и недоста­ток: устанавливаемый государством уровень цен никак не «подог­нан» под уровень средних издержек, не соизмерен с ними. То есть, установив фиксированную цену, государство своей волей закреп­ляет либо получение экономических прибылей (рис.2а), либо несе­ние убытков (рис.2б) монополистом. Оба варианта нежелательны. [9]

Ориентация на средние издержки. Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса (Preg = АТС = D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования. Кроме того, на рис.3 видно, что этот подход, как и предыдущий, позволяет решать основ­ную задачу регулирования: увеличение производства (Qreg > QM) и понижение цен (Preg < РМ).

Рис. 3. Регулирование цен естественной монополии с целью обеспечения окупаемости.

Однако правило МС = MR на этот раз действует против регули­рующих органов до точки пересечения кривой предельных издержек и новой обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR1 увеличение производства выгодно монополисту. Но после этой точки (на графике - N) каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем прино­сить доходов (MC>MR) Очевидно, что монополист всеми правда­ми и неправдами будет стремиться остановить производство на уров­не QN и не доводить его до Qreg. Поскольку же спрос при цене Preg составит именно Qreg, то на рынке возникнет дефицит (Qreg>QN).

Таким образом, второй подход к регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарный дефицит и поэтому требует дополнительных принудительных мер по отношению к моно­полистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей (школ, больниц, войсковых частей), прекращать снабжение которых монополист не имеет права.[10]

Двухступенчатый тариф. Он является определенным компромиссом между обеими методиками установления максимальных цен.

 Сразу оговоримся, что он применим не для всех типов есте­ственных монополий, а только для фирм с так называемой снижаю­щейся кривой издержек. Речь фактически идет о типичных инфра­структурных отраслях с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками. Именно так выглядит, напри­мер, бизнес телефонных компаний, вынужденных затрачивать огром­ные деньги на подводку коммуникаций к каждому абоненту и на строи­тельство телефонных станций. Зато обработ­ка каждого дополнительного звонка почти ничего не стоит.

Общий вид кривых средних общих и предельных издержек та­кой фирмы показан на рис.4. Кривая АТС падает, поскольку подавляющую часть общих издержек составляют постоянные издерж­ки, а они по мере роста производства (т.е. числа обработанных звон­ков) снижаются в расчете на единицу продукции (на один звонок). Главными особенностями кривой МС являются ее расположение на очень низком уровне и отсутствие быстрого роста. Если деятель­ность монополии не регулируется, то в соответствии с правилом МС = MR монополист установит сильно заниженный объем производства QM и завышенную цену РМ.

Рис. 4. Двухступенчатый тариф.

 

Допустим, используя первый метод регулирования (ориентация на предельные издержки), государство устанавливает потолок цены на уровне точки В, лежащей на пересечении кривых МС и D. Скла­дывается уже знакомая ситуация формирования новой кривой предельного дохода, равной регулируемому уровню цен (MR1 = Preg).

В соответствии с правилом МС = MR монополист произведет Qreg единиц продукции и немедленно столкнется с проблемой убытков. Поскольку средние издержки выше цены (РА> Preg), то графически убыток будет равен прямоугольнику РAABPrеg

Здесь и возникает идея двухступенчатого тарифа. Первая ступень – это

 фиксированная абонентская плата, которую каждый клиент платит вне зависимости от числа и длительности раз­говоров. Ее величина определяется путем равномерного распреде­ления убытка (прямоугольника РAABPrеg) между всеми пользователя­ми. Вторая же ступень тарифа предполагает в дальнейшем сбор платы за каждый звонок в соответствии с установленной государством ценой Preg.

Последствия введения государством данной системы ценообразования:

1. обеспечивается безубы­точность. Действительно, из обшей суммы издержек (РAAQrеg0) часть покрывается за счет абонентской платы (РAABPrеg), а другая часть ­за счет оплаты звонков (PregBQregO).

2. гарантируется отсут­ствие дефицита. Руководствуясь правилом МС = MR, монополист сам стремится произвести Qreg продукции.

3. В реальной ситуации после введения абонентской платы кривая спроса опустится по сравнению с изображенной на графике. Ведь не все клиенты, сохранят свой спрос на прежнем уровне, если дополнительно к «по-звоночной» плате добавится еще и абонентская.

4. проблема социальной справедливости, решением которой является установление разных ставок абонентской платы для разных категорий клиентов либо путем введения разных ставок «по-звоноч­ной» платы в зависимости от интенсивности пользования телефоном.[11]

Все описанные методики регулирования цен естественных моно­полий на практике страдают общим недостатком - трудно оценить действительный уровень издержек монополиста.

Институциональное регулирование. В связи с этим недостатком последние 20-30 лет во многих развитых странах активно ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея этого направления состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма.

Одним из возможных выходов может быть проведение открытых конкурсов (тендеров) на право пользования преимуществами монопольного положения, взамен которого фирма должна предложить некий продукт, который окажется привлекательным для потребителя.



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Принципы регулирования естественных монополий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы регулирования естественных монополий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)