Российская школа принятия управленческих решений
Схема принятия решения (см. рис. 3.3 Г, Д) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы, установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее. Более детальная структура процесса принятия решения по этапам и процедурам приведена в табл. З.1.
Таблица 3.1 – Структура процесса принятия решения
Проанализировав процессы принятия решений различными управленческими школами, можно сделать определенные выводы и предложить некоторые рекомендации. Рекомендации лицам, принимающим решения [1]: 1. В основу традиционной японской методологии принятия решения положена система "ринги" (получение согласия на решение путем опроса, без созыва совещания или заседания) [19].Привычная иерархическая структура управления переместилась в сферу отношений между людьми, когда внешне существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе формальной власти. Согласно системе принятия решения, рассмотренной выше, руководитель, принявший решение, составляет документ "рингисе", в котором всесторонне описывает проблему и дает рекомендации по ее решению. Проект решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения — на другой уровень и так до высшего руководителя на подпись "рингисе". Утвержденный проект приобретает характер директивы. Проходя по уровням управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом. По инициативе руководителя стимулируется отработанный тип поведения персонала, обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель: · добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме; · производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации; · использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта. В данной системе работник чувствует себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения по их исполнению, стимулирует появление нетривиальных решений. 2. В рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления, варианты коллективной работы характеризуются следующим: · руководителю требуется согласование целей работников, привлеченных к коллективному принятию решений; · необходимо объяснить коллективу, какую проблему требуется решить; · следует организовать коллектив на решение проблемы; · результаты работы зависят от готовности руководителя выполнять роль то модератора, то жесткого автократа, который использует административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией; · руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной деятельности по выработке решения и коллективного принятия решений и т. д. Принятое решение не становится организующим началом системной деятельности людей, как это характерно для японской системы управления. 3. Для украинского работника характерен последний, менее эффективный подход к принятию решения. С учетом национальной и управленческой культуры можно предположить, что в условиях Украины целесообразно использовать «жесткий менеджмент» [20]. Применять в повседневной практике элементы, присущие японским и западным школам управления по принятию решений, необходимо только после их адаптации к конкретной обстановке. Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решений, можно выявить следующие особенности: · принятие решений — это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов; · на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации; · на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения; · процесс принятия решения представляется как системная деятельность лиц, принимающих решения, он подчинен законам управления, организации деятельности людей. Требования к организации принятия решения с учетом предложений [21] сводятся к следующему: · формулирование проблемы, разработка и выбор решения осуществляются на том уровне иерархии управления, где имеется для этого информация; · информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; · принятие решения должно отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации; · принятие управленческого решения предполагает использование иерархии, целевых межфункциональных групп, фирменных правил и процедур, планов, горизонтальных связей; · принятые решения должны учитывать национальные особенности работников, реализующих эти решения; · при подготовке лиц, принимающих решения, следует учитывать специфику системы управления в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются. При оценке стратегических альтернатив первым этапом является проверка соблюдения при формулировании решения основных стратегических принципов предпринимательской философии: ориентация на рынок, обеспечение способности к изменениям, эффективность, осознание своих сильных сторон и их развитие, использование синергетических эффектов, учет разработанной стратегии, понимание происходящего и наличие мотивации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |