Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. 0.00 из 5.00 0 оценок




   Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д.

Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной

оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928) была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

 Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

    Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус. Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано - в шестидесятые годы XIX века. И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев». В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой. Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека. В ней насчитывалось свыше тысячи книг на французском, английском и немецком языках по истории, социологии, философии, астрономии. В 1895 и 1898гг. В.В.Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт - Артуре.

    Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М.Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как «Пасечник» И.Н. Крамского, «Весна - большая вода» И.И.Левитана, «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» В.Г.Перова, «Завтрак аристократа» П.А.Федотова, этюд «Явление Христа народу» и первоначальный эскиз знаменитой картины. Значительную ценность представляло Солдатёнковское собрание икон. Известно, что Козьма Терентьевич был страстным библиофилом, его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тысяч книг.Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой, перестроенной старинной усадьбе, рядом с нынешним домом Корбюзье. В 1864 году Солдатёнков вместе с И.Е.Забелиным, М.П.Погодиным, Д.А. Ровинским и С.М. Соловьёвым стал членом-учредителем Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. В течение длительного времени он жертвовал на нужды по тысяче рублей в год. Золотыми буквами вписано в летопись российской благотворительности пожертвование Солдатёнковым двух миллионов рублей на сооружение в Москве бесплатной больницы для граждан всех сословий. Открытая в 1910 году, уже после смерти Козьмы Терентьевича, солдатёнсковская больница и сегодня служит москвичам. Перед зданием этой больницы, носящей имя Боткина, в 1991 году был установлен в знак благодарности памятник - бюст К.Т.Солдатёнкова. Согласно завещанию собирателя вся его коллекция поступила в Румянцевски музей. Одних только картин в солдатенковском собрании насчитывалось около двухсотсемидесяти: после закрытия музея они влились в фонды Третьяковской галереи и Русского музея, а книги пополнили Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч «отборного вида растений», привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.
  Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, приходивший заниматься рисунком и живописью.

   После смерти А.С.Уварова Прасковья Сергеевна была избрана в 1885 году почётным членом Императорского Московского археологического общества, а вскоре стала его председателем. Прасковья Сергеевна Уварова сыграла заметную роль в разработке законодательных мер по охране отечественного культурного наследия, в том числе запрещения вывоза памятников культуры за границу.
Известно её внимательное отношение к деятельности собирателей и коллекционеров. В её особняке в Леонтьевском переулке хранились собрание картин, коллекция картин, коллекция рукописей, насчитывающая боле трех тысяч единиц, коллекция монет, памятники античного искусства. Она была удостоена чести стать почётным членом императорской Академии наук и ряда университетов.
     Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) юрист по профессии, историк искусства, коллекционер родился в семье чиновника. В двадцать лет окончил Петербургское училище правоведения, служил в Москве в судебных учреждениях. Сумел собрать одну из самых полных коллекций оригинальных гравюр Рембрандта. В поисках произведений великого мастера он исколесил всю Европу. В дальнейшем под влиянием своего родственника, историка и коллекционера М.П.Погодина, Ровинский обратился к поиску отечественной школы. Так началось собрание русских народных картинок, со временем вылившееся в создание одной из наиболее полных коллекций такого рода. Интерес к народной иконографии обусловил внимание собирателя к поиску старинных иллюстрированных букварей, космографии, сатирических листков - всё это стал частью коллекции Ровинского. Все средства Ровинский тратил на пополнение собирания. Жил скромно, вокруг него как будто ничего не существовало, кроме массы книг по искусству и многочисленных папок с гравюрами. Свой сокровища Дмитрий Александрович охотно показывал любителям, знатокам и коллекционерам. На собственные средства Ровинский учредил премии «За лучшие сочинения по художественной археологии», а так же лучшую картину - с последующим воспроизведением в гравюре; передал подмосковную дачу Московскому университету, чтобы с получаемых доходов регулярно присуждать премии за лучшее иллюстрированное научное  сочинение для народного чтения. По завещанию Дмитрия Александровича, поступали русские портреты и картины в Московский публичный и Румянцевский музей.

      Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете  государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

    Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. В истории меценатства остались имена: Николая Петровича Лихачева, Ильи Семеновича Остроухова, Степана Павловича Рябушинского, Сергея Ивановича Щукина, Алексея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных, Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых, Павла Ивановича Харитоненко, Ивана Егоровича Забелина.

  Широкое развитие филантропического предпринимательства и развития благотворительной деятельности в стране имело свои первопричины. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

 



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)