Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Слово предоставляется учителю МХК.



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Слово предоставляется учителю МХК. 0.00 из 5.00 0 оценок




- Подвижные и сюжетно – ролевые игры – это отголоски развлекательных и обрядовых русских народных игр.

Слово учителя обществознания:

- Как вы можете объяснить, что в советское время отсутствовали игры других типов – профориентационные, компьютерные, деловые?

(ответы учащихся)

(Отсутствие других типов игр объясняется изменениями, произошедшими в нашем обществе. Мы живем в информационном обществе, в «другом»  государстве – РФ. Если в СССР за человека все решало государство, и будущее было известно, то сейчас сам человек несет ответственность за выбор своего профессионального и жизненного пути. Теперь в игровую деятельность вовлечены и дети, и взрослые. Например, психологические тренинги стали неотъемлемой частью нашей жизни.)

 

Слово учителю МХК:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры ваших бабушек и дедушек: «Чехарда», «Калечина – малечина», «Заря».

Практическая часть. Игры.

Слайд 7 (текст к игре «Заря»)

(После каждой игры учителя анализируют игровую деятельность согласно своей позиции)

Слово предоставляется учителю обществознания:

- Возвращаемся снова к ассоциативному ряду слова «игра». Дополните этот ряд новыми понятиями.

(обращаемся к слайду 2, вспоминаем наш понятийный ряд, дополняем его, затем переходим к слайду 8, где отражены слова, необходимые для конкретизации и углубления понятия «игра»)

(работа в парах над понятием, ответы учащихся)

Слайд 9

- Итак, мы пришли к выводу, что игра – это деятельность, в которой реальная действительность познается и усваивается через социальную роль, эмоции, воображение.

Слово учителю МХК:

- Подведем итоги нашего урока. Во-первых, продолжим формулировку темы сегодняшнего урока.

(ответы учащихся)

Слайд 10

 «Игровая деятельность как форма социализации личности и часть народной культуры».

Во – вторых, проведем рефлексию.

(Ученикам раздаются листы бумаги, на которых они обводят свою руку и записывают свои впечатления)

Слайд 11

Домашнее задание: найти описание обрядовой игры (МХК); написать эссе по высказыванию К.Д.Ушинского «Игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая окружает».

 

 

Приложение 1

Ф.И.О.

Год рождения:

Место рождения:

Переехал(а) в с.(д.) __________ в 19___году.

Образование:

Профессия:

Национальность:

Вероисповедание:

Чем занимается в данный момент:

 

 

Игры нашего детства.

Вопрос: Содержание:
1. В какие игры вы играли в детстве?  
2. Каков характер игр? (коллективный, индивидуальный, групповой)  
3. Опишите подробно игру. (в какое время года проводились игры, какие предметы использовали, как называли персонажей игры, какие слова или фразы употреблялись при проведении игры, кто был участником этих игр: мальчики или девочки?) Считалки. Правила игры.    
4. Каков вид игр (ролевые, хороводные, подвижные)  
5. От кого они узнали об этой игре?  
6. Часто ли играли в эти игры?  
7. Какая игра была самой любимой и почему?  

 

 

Музейный урок МХК по теме

«Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в.».

Пояснительная записка

В подготовке музейного урока принимают участие руководитель школьного музея – учитель истории, учитель технологии, учитель МХК. Урок рассчитан на 1 учебный час, является вторым уроком по изучению темы « Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья  в к. 19 – нач. 20 в.в.».

Руководитель школьного музея подбирает фондовые предметы по теме урока, готовит экспозицию «Производство и обработка льна», разрабатывает ход урока с использованием местного материала, проводит экскурсию по вышеуказанной теме.

Учитель технологии рассказывает об обработке льняного волокна, демонстрирует прядение и ткачество, показывает образцы изделий.

Учитель МХК рассказывает об истории выращивания и распространения льна в мире, о производстве льна на территории Прикамья в 19- 20 в.в., проводит беседу с учащимися о значении льняных тканей в прошлом и настоящем.

Проведение урока сопровождается показом презентации по соответствующей теме.

Все это способствует тому, что у учащихся формируются представления о значимости производства льна на территории Прикамья через наглядность и образность.

Цель: воспитание патриотизма и уважения к своей родине.

Задачи:

1. рассказать об истории выращивания и распространения льна в мире, о производстве льна на территории Прикамья в 19- 20 в.в.;

2. сформировать представление о производстве льна через экскурсию;

3. продемонстрировать прядение и ткачество;

4. раскрыть достоинства и недостатки льняной одежды;

5. прививать уважение к труду наших предков.

 Оборудование урока:

1. экспозиция «Производство и обработка льна» в школьном музее;

2. фондовые предметы (прялка, веретено, ткацкий станок – кросна, рукотеры);

3. мультимедиапроектор с экраном и компьютером;

4. презентация по теме урока.

Методы и приемы:

 эвристическая беседа; вопросно – ответный метод (проблемные, поисковые вопросы); анализ и сравнение, экскурсия, демонстрация прядения и ткачества.

Ход урока

Вступительное слово учителя МХК: На предыдущем уроке мы познакомились с основными видами хозяйственной деятельности и промыслами Прикамья к. 19-нач. 20 в.в. Сегодня мы подробно рассмотрим одно из ведущих производств, которое до недавнего времени процветало на нашей территории. Обратите внимание на 1 слайд, отгадайте загадку.

Слайд 1

«Били меня, колотили меня,

вовсе чины производили,

на престол посадили».

Да, это лен. Сегодня речь пойдет о его производстве и обработке.

Слайд 2-3

Лен начали использовать раньше других материалов. Археологи установили, что наиболее древние образцы льна появились примерно за 8 тыс. лет назад.

- Как вы думаете, в каких странах впервые начали выращивать лен? (в Индии, Ассирии, Египте, Палестине)

- Почему именно на этих территориях?

(они расположены примерно на одной географической широте, имеют одинаковые природно-климатические условия, на этих территориях зародились первые цивилизации, где было развито земледелие)

Слайд 4

На Руси лен известен с незапамятных времен и любовно в народе его именовали «Лен – батюшка». На территории нашей страны он возделывается с 10 века. Основными центрами производства льна были Новгород и Псков. Позднее льноводство прижилось в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии и Украине.

Слайд 5

Россия торговала льном. Постоянными ее торговыми партнерами по продаже льна были Англия, Германия, Византия.

Слайд 6

Льняное производство было в России широко распространенным промыслом, ставшим в дальнейшем базой для развития крупной текстильной промышленности. В разных целях используются волокна и семена льна.

- Как вы думаете, в каких целях используют волокна и семена льна?

(ответ представлен на слайде)

В погребениях фараонов 12 века обнаружены льняные изделия высочайшего качества, мумии обертывали в пелену, сотканную из тончайшей льняной пряжи.

Слайд 7

- Как вы думаете, в Прикамье лен выращивали?

(Климатические условия Прикамья достаточно благоприятны для выращивания этой культуры, испокон веков на нашей территории занимались земледелием, лен был основным материалом для изготовления крестьянской одежды)

В 19 – начале 20 века на территории нашего поселения еще продолжали сеять лен. В частности, поля, засеянные льном, можно было увидеть в послевоенное время. Вот что об этом вспоминает Макаров В.Ф. – старожил села, механизатор - передовик производства колхоза «Урал»: «Свою трудовую деятельность начал очень рано. Помогал родителям по хозяйству, ходил с матерью на поля дергать лен. Дергали вручную 7 соток. Тяжело было, но привыкали. Лен мяли, вымачивали, потом отправляли на льнозавод в с. Фоки».

А сейчас Гребенщикова И.А. (руководитель школьного музея) проведет экскурсию «Производство и обработка льна».

(экскурсия «Производство и обработка льна»)

Лен, как и хлеб, сеяли только мужчины. Помолившись богам, они выходили в поле нагими и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками. Так, по их мнению, должен был колыхаться под ветром рослый волокнистый лен.

Женская забота о льне начиналась еще летом. Если лето оказывалось чрезмерно сырым, лен зарастал сорняками, то его требовалось прополоть. Когда у растений созревали головки (бурели), их выдергивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили дубинками, либо вальками.

Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. По осени или по первому снегу лен расстилали тонким слоем и выдерживали в течение 15-20 дней. Потом лен сушили в специальных банях, мяли, отделяя волокно от «кострики». «Кострика» - это посторонние ткани стебля – шелуха. И, чтобы окончательно вышелушить волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лен чесали, используя чесало. После каждого прочесывания извлекали грубые волокна, а тонкие – кудель – оставались. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке и прясть нить.

- Давайте подведем итоги экскурсии и выделим основные этапы обработки льна:

Слайд 8

1. сбор и получение льна;

2. вымочка льна;

3. производство первичной обработки: сушка, мятье, трепание, чесание;

4. прядильные производства получения пряжи;

5. ткацкое производство получения ткани;

6. отделочное производство, отбеливание, окраска.

Более подробно о прядильном и ткацком производстве вам расскажет Черноусова Т.В. (учитель технологии).

Слово учителю технологии Черноусовой Т.В.:

Из расчесанных волокон льна делалась кудель, которая крепилась к прялке. В крестьянских семьях девочек учили прясть с 6-7 лет, чтобы они в дальнейшем помогали матери прясть лен или шерсть. Готовую пряжу сматывали на веретено, которое делали из березы. Длина веретена составляла 24 - 35 сантиметров. В зависимости от того, для какого изделия предназначалась пряжа, ее пряли толще или тоньше.

(демонстрация процесса прядения)              

 После того, как нити были готовы, их заправляли в ткацкий станок.

Слайд 9

Еще в 3 тыс. до н.э. до изобретения ткацкого станка люди изготовляли ткань с помощью особого плетения на раме.

Позднее был изобретен ручной ткацкий станок, применявшийся до 30-х годов 17 века.

(Сравнение ручного ткацкого станка и станка в музее – кросна)

Слайд 10

Ткацкий станок 19 в. состоит из:

1. Основного вала;

2. Товарного вала;

3. Бердо;

4. Ремисок;

5. Челнока с уточной нитью;

6. Регулирующих педалей.

- Как называются нити в тканях?

(долевая и уточная).

- Долевые нити наматываются на основной и товарный вал, при этом обязательно пропускаются через ремиски и бердо. Регулирующие педали опускают одну половину долевых нитей и поднимают другую половину, при этом образуется зев, через который пропускается челнок с уточной нитью. После этого уточная нить прибивается бердом к готовой части полотна. Затем положение педалей меняется, снова образуется зев, пропускается челнок и т.д. Готовое полотно наматывается на товарный вал.

(Демонстрация процесса ткачества)

(Учащимся предлагается попробовать поработать на ткацком станке)

- Нити перед заправкой в ткацкий станок, например, для половиков, рушников, женской одежды, каймы, поясов, красили. Для этого, как правило, использовали краски из природных материалов: древесной коры, зелени листвы, кореньев. Но чаще всего хозяйки ткали из неокрашенной пряжи. Натуральный цвет льняной ткани серый. Для того чтобы ткань отбелить, холсты расстилали по весне на снег и выдерживали их на солнце несколько дней. На Руси каждая хозяйка должна была обшить всю семью.  В среднем за зиму она должна была наткать около 12 метров ткани.

(Демонстрация старинных и современных изделий из льняной ткани)



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Слово предоставляется учителю МХК. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Слово предоставляется учителю МХК.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)