Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические рекомендации органам  местного




МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА СПРАВОЧНИКА ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Предисловие …………………………………………………….………......3

 

1. Вопросы местного значения …………………………………………......4

 

2. Методические рекомендации органам местного

самоуправления в сфере содействия в развитии малого

предпринимательства …………………….…………………..……….. .20

 

3. Методические рекомендации для органов местного самоуправления

в сфере содействия в развитии сельскохозяйственного

производства …………………………………………………………… 34

 

4. Методические рекомендации по расчету субсидий на оплату

жилого помещения и коммунальных услуг органами местного

самоуправления Российской Федерации………….…………………. .57

 

5. Методические рекомендации по организации ритуальных услуг

и содержание мест захоронения органами местного

самоуправления Российской Федерации……………………………. .91

 

6. Методические рекомендации для органов местного самоуправлении

в сфере содействия органами государственной власти по

вопросам регистрации граждан по месту жительства



и месту пребывания …………………………………………………... 161

 

7. Методические рекомендации и разъяснения для справочника

должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам

территориального планирования поселений ………………..….….. .200

 

8. Методические рекомендации по организации работы органов

местного самоуправления в части осуществления мероприятий

по работе с детьми и молодежью ………………………………..…. .242

 

9. Методические рекомендации по организации работы органов

местного самоуправления в части осуществления мероприятий

по созданию условий для развития массовой физической

культуры и спорта …………………………………………..………. .274

 

10. Методические указания по организации библиотечного

обслуживания в муниципальных образованиях РФ …………….. .292

 

11. Создание условий для развития местного традиционного

народного художественного творчества, участия в сохранении,

 возрождении и развитии народных художественных промыслов

в поселениях ………………………………………………….……. .337

Список использованных источников…………………………………....…..364

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Вступление в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в значительной мере изменило существующую в нашей стране систему местного самоуправления.

В связи с реформой местного самоуправления более чем в два раза выросла численность самих муниципальных образований. По состоянию на 1 марта 2006 г., система местного самоуправления Российской Федерации включала 24396 муниципальных образований, в том числе – 1805 муниципальных районов, 532 городских округа, 2087 городских и 19736 сельских поселений. В органы местного самоуправления пришло много новых людей, обладающих бесценным жизненным опытом и уважением сограждан, но, к сожалению, не имеющих достаточного опыта муниципальной службы. Им и адресован настоящий справочник.

При подготовке этого издания авторы обратились, прежде всего,   к такой важной части муниципального нормотворчества и управленческой деятельности как «вопросы местного значения». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ наделяет муниципальные образования значительными полномочиями в этой сфере. Муниципальные   власти в России сегодня в полном объеме отвечают за обеспечение повседневной жизни людей качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования и воспитания, культуры, а также за обеспечение устойчивого развития производства, торговли и сферы услуг, сельского хозяйства. Все эти направления муниципального управления требуют знаний, опыта и информации.

Настоящий справочник разработан специалистами Северо-западной академии государственной службы на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и действующего федерального законодательства в целях оказания методической помощи главам муниципальных образований (главам местных администраций). Методические рекомендации подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ.

В данном справочнике представлены десять статей по конкретным вопросам местного значения. Они далеко не исчерпывают всего перечня вопросов местного значения, определенных в главе 3 Федерального закона № 131-ФЗ. Выбор проблематики обусловлен наибольшей сложностью задач и необходимостью предоставления читателям специфических знаний  и значительного перечня нормативно-правовых документов.

Вопросы местного значения

     В государственном строительстве и муниципальном праве термин «вопросы местного значения» неразрывно связан с организацией местного самоуправления как одной из конституционно определенных форм выражения народом своей власти. Согласно статье 3 Конституции РФ, многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета     и единственный источник власти осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также – МСУ).

     Глава 8 Конституции Российской Федерации полностью посвящена местному самоуправлению – она определяет предназначение и способы реализации гражданами России местного самоуправления, его место в системе публичной власти, территориальные основы, гарантии судебной защиты.

    В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    В своём сегодняшнем значении термин «вопросы местного значения» впервые используется в Конституции РФ 1993 года, а затем в Федеральном «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (далее – ФЗ-154).

    Полезно вспомнить, что статья 6 ФЗ-154 определяла подробный перечень вопросов местного значения. Эти вопросы можно было разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.

    Приведенный в статье 6 ФЗ-154 перечень вопросов местного значения не являлся исчерпывающим. Или, иначе говоря, с точки зрения законотворческой техники он был открытым. Согласно этому перечню органы МСУ были вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других органов. Эта норма давала органам местного самоуправления право решать вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не отрегулированных законодательством.

Вопросы местного значения в ФЗ-154 рассматривались как составная часть предметов ведения муниципальных образований, наравне с отдельными государственными полномочиями и вопросами, как говорилось выше, не вошедшими в компетенцию Федерации и ее субъектов.

     Однако установленный в ФЗ-154 перечень вопросов местного значения имел ряд существенных недостатков:

    Во-первых, предметы ведения не были отделены от полномочий. Например, принятие и изменение устава муниципального образования – это не вид деятельности, а право, полномочие, которым наделены орга­ны местного самоуправления.

Во-вторых, многие перечисленные в законе вопросы местного зна­чения не могли быть исключены из сферы государственного регули­рования. Это вопросы образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, охраны общественного порядка, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, противопо­жарной безопасности и др. Закон не давал ответа на вопрос, в какой мере за эти сферы деятельности отвечает государство, а в какой – местное само­управление, т. е. полномочия по предметам ведения не были разграничены.

В-третьих, был установлен перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований: от крупного горо­да до сельского населенного пункта, тогда как их возможности по са­мостоятельному решению перечисленных в законе вопросов несопо­ставимы.

Неопределенность в разграничении предметов ведения и полномо­чий между государством и органами местного самоуправления привела     к нарушению механизмов финансирования, ослаблению ответствен­ности. На устранение этих недостатков и были нацелены нормы Федерально­го закона 2003 г. Не смотря на то, что в этом законе термин «предметы ведения местного самоуправления» не применяется, фактически вопрос местного значения в ФЗ-131 «также трактуется как предмет ведения, т.е. сфера общественных отношений, подлежащая регулированию на том или ином территориальном уровне» [1].

 

1. Действующее законодательство. В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее также – Федеральный закон, ФЗ-131) предметы ведения и полномочия ме­стного самоуправления установлены исходя из следующих отправных положений:

1) вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения МСУ, разделены на вопросы местного значения поселения, муниципального райо­на и городского округа, в зависимости от типа муниципального образо­вания. Общими для всех типов муниципальных об­разований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполне­нием, установление, изменение и отмена закрепленных за муниципальным образованием    местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муни­ципальными районами, а за городскими округами закреплен весь комплекс вопросов местного значения поселений и муниципальных районов;

     2) к ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения. Это обеспечение мало­имущих граждан жилыми помещениями в соответствии  с жилищным законодательством, организация строительства и содержания   муници­пального жилищного фонда, создание условий для жилищного строи­тельства, организация на территории поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и др.

     3) значительный круг вопросов местного значения отнесен к ведению и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселе­ния за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопро­сы – муниципальный район. Например, к вопросам местного значе­ния поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения  в границах  поселения, а к вопросам муниципального райо­на – организация транспортного обслуживания населения между по­селениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к уровню муниципального района –  организация их утилизации и пе­реработки. К уровню поселения отнесена организация библиотечного обслуживания населения, к уровню муниципального района – орга­низация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор). К уровню поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, к уровню муниципального района – содержание межпоселенческих мест захоронения и органи­зация ритуальных услуг и т. д.;

    4) На уровень муниципального района вынесены вопро­сы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К важнейшим из таких вопросов относятся: организация охраны общественного порядка, организация предоставления начального  и среднего общего образования, дошколь­ного образования, отдыха детей  в каникулярное время, основных ви­дов медицинской помощи, организация и осуществление экологиче­ского контроля территории и некоторые другие. При этом, в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образователь­ного процесса возложены на органы государственной власти субъектов РФ (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса  и т. д.), которые обязаны выделять местным бюджетам субвенции на эти цели в разме­ре, необходимом для реализации основных образовательных программ в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать финансирование образователь­ных услуг во всех муниципальных образованиях России, независимо от состояния их доходной базы;

    5) Учитывая различные возможности отдельных поселений (напри­мер, сельское поселение, состоящее из нескольких населенных пунктов с общей численностью жителей 1-2 тыс и городское поселение  с населением 30-50 тыс жителей), закон устанавливает, что органы МСУ поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномо­чий;

6) В отличие от ФЗ-154, в ФЗ-131 установлено, что органы местного самоуправления вправе ре­шать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

     Федеральный закон определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения     муниципального образования, решение которых, в соответствии с #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S и настоящим Федеральным законом, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения, решение которых, в соответствии  с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно, относятся вопросы местного значения межпоселенческого характера. Простое сравнение об определения термина «вопросы местного значения», данного в этих двух федеральных законах показывает, что содержательно  в них изменений не произошло.

Законодательное определение термина «вопросы местного значения»

ФЗ-154, статья 1 ФЗ-131, статья 2
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования   в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, законами субъектов РФ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно

 

    В отличие от ФЗ-154, который определял перечень вопросов местного значения одинаковым для всех муниципальных образований, за исключением двух субъектов – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в ФЗ-131 произошла дифференциация вопросов для разных типов муниципальных образований. Кроме того, теперь Федеральный закон отдельно выделяет полномочия по решению вопросов местного значения, чего раньше не предусматривалось.

     Федеральный закон определяет четыре типа муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ и внутригородская территория города федерального значения. При этом для внутригородской территории города федерального значения предусмотрено особое правовое регулирование.

    Перечни вопросов местного значения для трех типов муниципальных образований определены в статьях 14, 15 и 16 главы 3 ФЗ-131.

    Взаимоотношения муниципального района (как более высокого уровня местной власти) с поселениями в рамках двухуровневой системы местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом, нашли отражение в положениях статьи 15 ФЗ-131. Так, согласно части 2 указанной статьи, органы МСУ муниципального района обладают всеми полномочиями органов МСУ поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 11 ФЗ-131, в том числе полномочиями органов МСУ поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Кроме того, органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами МСУ муниципального района о передаче и осуществлению ими части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

С другой стороны, органы МСУ муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче и осуществлению части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Такие соглашения должны:

1) заключаться на определенный срок;

2) содержать положения, устанавливающие:

· основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;

· порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

3) предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

    Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются в соответствии со статьей 17 ФЗ-131 следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального    комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального        образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, с целью доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры, а также для размещения иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей    в соответствии с федеральными законами;

10) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    ФЗ-131 устанавливает право органов МСУ поселений и городских округов, в соответствии с уставами этих муниципальных образований, привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств). При этом, к социально значимым работам Федеральный закон относит только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Органы местного самоуправления поселений вправе привлекать граждан в целях решения следующих вопросов местного значения:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения  и организация работ по обустройству мест массового отдыха населения;

- организация работ по благоустройству и озеленению территории поселения, использованию и охране городских лесов, расположенных  в границах населенных пунктов поселения.

Органы местного самоуправления городских округов могут привлекать население для:

- участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

- организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

- обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

- организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- создания условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных    в границах городского округа.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов  в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом, продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, согласно статье 17 Федерального закона, осуществляются органами МСУ поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

     Наряду с рассмотренными положениями ФЗ-131 в отношении вопросов местного значения и полномочий различных муниципальных образований (поселения, муниципального района и городского округа) по их решению существуют особенности организации местного самоуправления, получившие правовое закрепление в главе 11 Федерального закона.

    Так, два субъекта РФ – города федерального значения Москва  и Санкт-Петербург для внутригородских муниципальных образований определяют перечень вопросов местного значения своими законами (законами субъекта РФ), исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (статья 79 ФЗ-131).

    Другие особенности организации МСУ касаются закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), наукоградов и приграничных территорий.

    Согласно Федеральному закону, ЗАТО и наукограды являются городскими округами. Это означает, что свой статус (городского округа) эти муниципальные образования получают на основании ФЗ-131. Перечни вопросов местного значения и полномочия по решению вопросов местного значения в этих муниципальных образованиях определяются на основании статей 16 и 17 ФЗ-131, с учетом требований действующего федерального законодательства.

Особенности осуществления местного самоуправления согласно  статье 80 ФЗ-131 в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются Федеральным законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года N 3297-1. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов МСУ действуют в отношении закрытого административно-территориального образования  с учетом особенностей данных образований, устанавливаемых указанным Законом.

С учетом специфики, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (ЗАТО):

- координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо в случае угрозы их возникновения. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости (до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ), принимает решение об эвакуации населения;

- участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

- по согласованию с органами федеральной службы безопасности, имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

- осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов, информируют о результатах проверок;

- вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

- выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах, согласно статье 81 ФЗ-131, устанавливаются Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, согласно статье 82 ФЗ-131, устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.  В настоящее время - это Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года N 4730-I.     В соответствии со статьей 37 названного Закона, говорится о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничных территориях, в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации:

1) предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки с целью защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды;

2) оказывают помощь пограничным органам, войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

3) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

 

2. Практика правового регулирования вопросов местного значения органами местного самоуправления. Следует иметь в виду, что если ранее, согласно требованиям ФЗ-154, перечень вопросов местного значения сначала закреплялся в законе соответствующего субъекта РФ  и только затем в уставе муниципального образования, то теперь муниципальные образования определяют его своим уставом (на основании ФЗ-131) без участия региональных властей.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 ФЗ-131).

Главным правовым актом муниципального образования является его устав. Перечень вопросов местного значения, прежде всего, определяется в уставе муниципального образования на основании положений статей 14-16 данного закона.

    Определение перечня вопросов местного значения в уставе каждого муниципального образования должно базироваться на принципах правового регулирования полномочий местного самоуправления, установленных   в статье 18 ФЗ-131. Так, согласно этим принципам:

1)  перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон;

2) Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ в тех случаях и том порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

    Решение вопросов местного значения может быть осуществлено непосредственно жителями муниципального образования путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме или сходе граждан.

Если для реализации такого решения дополнительно требуется    принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу данного решения определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока издания муниципального правового акта,  необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

     В заключение следует сказать, что, не смотря на уже более чем десятилетнюю практику выстраивания системы местного самоуправления        в России, сложности с правовым регулированием перечней вопросов местного значения остаются. Это связано, с одной стороны, с постоянно меняющейся правовой базой. Так, в ФЗ-131 с момента его официального опубликования уже 21 раз вносились изменения и дополнения, причем многие из них касались непосредственно перечней вопросов местного   значения. Только на протяжении 2006 года в перечни вопросов местного значения, поименованные в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона       пересматривались и дополнялись четыре раза[2], при том, что положения указанных статей вступили в силу с даты его официального опубликования[3], с 6 октября 2003 года.

    С другой стороны, и в ФЗ-131 не удалось избежать недостатков предыдущего ФЗ-154, где предметы ведения не были отделены от полномочий, и в ряде пунктов было не ясно, где определена сфера деятельности,    а где – полномочие. Так, например, к вопросам местного значения по-прежнему отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета и  установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района, хотя по существу они представляют собой полномочия по решению вопросов местного значения.

 

Методические рекомендации органам  местного

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.095 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7