Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Механизмы адаптации ребенка



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Раздел 2. Механизмы адаптации ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

    В последнее время особую актуальность для ученых приобрела проблема адаптации детей. От того, как приспособится к условиям социальной среды ребенок, зависит формирование личности в целом.

Поскольку ребенок должен приобрести адаптивные навыки, резонно предположить, что обычаи по уходу за детьми в стабильных и растущих обществах являются продуктом адаптационного процесса. То есть одним из главнейших факторов успешной адаптации и, в конечном итоге, социализации, является семья. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами1:

1. нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

2. материальным и социальным статусом семьи;

3. ролью отца и матери в общении с детьми и т.д.

Именно в семье пересекаются силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особо актуально в период детства, когда родителями закладывается в ребенка ориентация на нормы и ценности.

Также очень важную роль играет воспитание. От того, как воспитают ребенка родители и педагоги, зависит дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Воспитание имеет, как минимум, два варианта толкования — узкое и широкое1. В первом под ним принято понимать практическую деятельность педагогов по отношению к учащимся, состоящую в целена­правленном и организованном процессе формирования у них позитив­ных качеств и свойств. В соответствии с новыми трактовками воспита­ние более не рассматривается как процесс субъект-обьектных отношений, а характеризуется как двустороннее социальное взаимодей­ствие воспитателей и воспитуемых, педагогов и учащихся, в ходе кото­рого происходит обогащение, развитие и тех и других. Воспитание в этом плане рассматривается как взаимно активный процесс, в противополож­ность прежнему пониманию, предполагавшему активную роль педагога и пассивную — воспитуемого. Собственно, в рамках новой интерпрета­ции воспитания сам термин «воспитуемый» часто теряет свой смысл, по­скольку предполагает, что человека специально «воспитывают».

В широком варианте толкования воспитание рассматривается как функция общества и его социальных институтов по передаче, перево­ду накопленной старшими поколениями культуры и усвоения ее млад­шими поколениями — через систему знаний, умений, навыков, норм, от­ношений, способов деятельности и т.д. В связи с активностью второго субъекта воспитательного процесса (воспитуемых) особое значение в последнее время приобретает самовоспитание. Такая трактовка воспитания имеет немало общего с пониманием социализации.

       Мы рассмотрим адаптацию детей возраста 3-7 лет, то есть период детства. В этом возрасте основной формой дея­тельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци­ализации — дошкольное образовательное учреждение.

Переход от моноинституциональной к полиинституциональной соци­ализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка. Немало де­тей так и не могут ощутить в полной мере благоприятного характера это­го перехода, прежде всего чисто психологически. Для некоторых посещение детского сада — настоящая драма, со слезами, с просьбами к родителям не отдавать их в садик, потому что «там плохо, а дома хорошо».

В первые дни пребывания ребенка в детском саду у него наблюдается постоянное нервно-психическое напряжение, не прекращающееся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Если выраженность стресса у ребенка минимальна, это говорит о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв. Срыв, как правило, является почвой для неблагоприятной или же тяжелой адаптации у ребенка.

На сегодняшний день разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и создан эмоциональный профиль (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает в себя следующие показатели:

1. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

2. Страх - обычный компонент отрицательных эмоций. Во время адаптации к детскому саду страх испытывают практически все дети. Ведь ребенок, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его повсюду. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

3. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу. В такой момент ребенок любыми способами готов отстаивать свою правоту.

4. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или выражены в очень малой степени. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

5. Социальные контакты. Уже в три года ребенок обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта.

6. Коммуникабельность ребенка – хороший показатель для успешного исхода адаптационного процесса.

7. Познавательная деятельность - снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому ребенок, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

8. Социальные навыки. Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

9. Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас ребенка скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных и прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час ребенок обычно не спит, часто плачет. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем. Гораздо реже ребенок наоборот начинает есть в больших количествах, пытаясь аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального профиля.

На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Часто первый день является самым трудным день в жизни ребенка, т.к. ажиотаж вокруг этого дня будоражит и пугает его. В результате «счастливый день» может обернуться капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это результат перенапряжения ребенка. Учитывая такие последствия, родители должны заранее спланировать этот день, выделив время отдыха, как психического, так и физического. Массовые мероприятия (гости, парки и т.д.) желательно отложить до ближайших выходных дней: ведь завтра ребенку опять идти в школу и второй день для него снова будет напряженным.

Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Ребенок может не собрать вечером портфель, не приготовить одежду. Ведь он еще не привык этого делать.       

Вчерашний дошкольник при поступлении в школу очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно, чтобы родители поддержали ребенка на самом старте обучения.
      Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно, чтобы в первые несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания. Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.

Режим взрослого в этапе адаптации ребенка к школе должен быть подчинен режиму школьника, он своим примером показывает, как организовать учебный день. Желательно, чтобы в это время в семье один человек контролировал ребенка, с тем, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования.

Если ребенок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу года у него должно сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т.д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен, и они стали его повседневной нормой жизни.

Справедлива заповедь В.А. Сухомлинского1 о том, что детям надо дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В.А. Сухомлинский отмечает: «От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик».

Существуют следующие уровни приспособления ребенка к школе:

1. Адаптированный. Дети с высоким уровнем развития мотиваций и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке.

2. Средний. Дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке.

3. Низкий. При внешней сформированности учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом – Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими.

4. Дезадаптированный. Дети с явными признаками сформированности школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой.

Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма.

К негативным факторам относятся различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, неправильная нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности.

Ученые еще не раскрыли все защитные механизмы, используемые детьми с целью адаптации. Одной из причин этого мы считаем то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики и адаптации личности. При других подходах возможно открытие новых механизмов защитной адаптации.

Одним из главных механизмов социализации индивида и превращения его в личность является идентификация, но она может играть также защитную роль, особенно в сочетании с другими защитно-адаптивными механизмами. В процессе идентификации одно лицо (субъект идентификации) осуществляет преимущественно подсознательное психологическое уподобление с другим (с объектом идентификации, с моделью). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы.  Идентификация приводит к поведенческим последствиям - подражанию действиям и переживаниям объекта, интернализации его ценностей и установок.

Главная причина школьной дезадаптации1 связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно адаптироваться детям, которые не чувствовали переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и его учебе учителей и взрослых дома. Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.

Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.

 

 

        

Заключение

 

В данной работе нами были изложены взгляды на адаптацию личности различных ученых, таких как Р. Мертона, Э. Гидденса, Г. Гартманна, Т. Шибутани, Л. Филипса, Г. Айзенка и др.

Мы рассмотрели различные точки зрения на проблему адаптации, как то: небихевиористское, интеракционистское определение адаптации, психоаналитическая концепции. Также здесь было отмечено определение социально-психической адаптации личности на основе идеи онтогенетической социализации.

Были рассмотрены различные виды социальной адаптации: физиологическая адаптация, управленческая адаптация, экономическая адаптация, педагогическая адаптация, психологическая и профессиональная адаптация.

В работе были выявлены различия между социальной адаптацией и адаптированностью. Одним из главнейших институтов адаптации является семья, так как только в семье ребенок получает первичные знания об окружающем социальном мире. Именно в семье пересекаются силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особо актуально в период детства, когда родителями закладывается в ребенка ориентация на нормы и ценности.

На основе всего изложенного можно сделать вывод: адаптация ребенка – это важнейший этап социализации, на котором закладывается фундамент для дальнейшего развития и вхождения ребенка в социум. Успешная адаптация – залог нормального развития ребенка, приобщения его к нормам и ценностям, принятым в обществе.

 

Список литературы

1. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон ; пер. с англ. - М.: Когито-центр, 2000. – 427 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков [и др.]. - 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999. – 456 с.

4. Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И Добреньков. - М.: МГУ, 1994. – 296 с.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

6. Кон, И.С.Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. – 543 с.

7. Краткий словарь по социолoгии. - М., 1989. – 852 с.

8. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М. : Прогресс, 1966. – 664 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. - М., 1940. – 332 с.

10. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 147-151.

11. Сухомлинский, В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное / В.А. Сухомлинский. - М.: Прогресс, 1988. - 318 с.

12. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Наука, 1980. – 487 с.

13. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. – 390 с.

14. Ядов, В.А. Социальная психология личности / В.А. Ядов. - М., 1998. – 658 с.

15. Philips, L. Human adaptation and his failures / L. Philips. - N-Y&London, 1968.

16.  Znaniecki, F. The laws of social psychology / F.Znaniecki. - Warsz., 1925.

17. http://deti.countries.ru/node/26

18. http://www.sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=554035

 

 


[1] Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999. Гл. 3.

1 Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М. : Прогресс, 1966. - С. 267.

2 Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Наука, 1980. – С. 187.

[2] Кон, И.С.Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. - Гл.2.

1 Znaniecki, F. The laws of social psychology / F.Znaniecki. - Warsz., 1925.

2 Там же.

3 Ядов, В.А. Социальная психология личности / В.А. Ядов. - М., 1998. – С. 216.

1 Там же. С. 364.

 

1 Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И Добреньков. - М.: МГУ, 1994. С. 186.

2 Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 147-151.

1 Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон ; пер. с англ. - М.: Когито-центр, 2000. - С. 325.

2 Philips, L. Human adaptation and his failures / L. Philips. - N-Y&London, 1968.

1 Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 299.

1 Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Наука, 1980. - С. 98.

2 Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И Добреньков. - М.: МГУ, 1994. - С. 157.

1 Краткий словарь по социолoгии. - М., 1989. - С. 512.

2 Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М. : Прогресс, 1966. - С. 267.

1 http://www.sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=554035

1 Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков [и др.]. - 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – С. 314.

1 Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 245.

1 Сухомлинский, В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное / В.А. Сухомлинский. - М.: Прогресс, 1988. - С. 24, 172.

1 http://deti.countries.ru/node/26



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Раздел 2. Механизмы адаптации ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Механизмы адаптации ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)