Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика методов научного исследования



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Общая характеристика методов научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

1 Общая характеристика методов научного исследования

2 Классификация методов обучения в дидактике

3 Общие методы обучения математике

Заключение

Литература


Введение

 

Оперируя «идеальными» объектами, отражающими свойства математических приемов и законы материального мира в сочетании с отвлечением от несущественных свойств рассматриваемых объектов, математики в своих понятиях и положениях выражает наиболее глубокие и общие свойства реальной действительности.

Процесс познания и процесс обучения учащихся выражает самостоятельное открытие математических фактов истин, поэтому научные методы математического исследования одновременно служат и методами учебной работы учащихся.

Проблема методов обучения выражается в вопросе «как учить?», для чего необходимо: 1) выяснить, для чего это изучается, какие знания, умения и навыки должны приобрести учащиеся в результате изучения; 2) провести логико-дидактический анализ того, что изучается (структура и особенности содержания обучения; изложение в школьном учебнике); 3) знать объект обучения (уровень мыслительной деятельности учащихся, объем знаний, умений и навыков, необходимых для обучения по данному содержанию).

 


Общая характеристика методов научного исследования

 

Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель излагает учебный материал с привлечением различных средств наглядности, а ученики воспринимают учебную информацию, заучивают и воспроизводят ее по требованию учителя. Учебная деятельность ученика репродуктивна, а главный результат обучения – усвоение суммы фактов. Развивающий эффект весьма низок, т.к. нет активной деятельности учеников.

Современные методы, которые не противопоставляются традиционным, ориентированы на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, на обучение познавательной деятельности, включающей следующие компоненты: 1) общие логические приемы мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация); 2) специальные приемы мыслительной деятельности, составляющие основу математических методов познания (метод построения математических моделей процессов; способов абстрагирования, присущих математике; аксиоматический метод); 3) система знаний.

Усвоение математических знаний и уровень математического развития учащихся всегда проверяется через умение решать задачи. Методы обучения, ориентированные на развитие активной познавательной деятельности учащихся, требуют научить их отыскивать и описывать общие методы (алгоритмы) решения классов задач однотипных через анализ и обобщение способов решения частных задач, принадлежащих этим классам.

 


2. Классификация методов обучения в дидактике

Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:

Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, которые проводятся для всего класса.

Признаки рассказа:

предполагает устное повествовательное изложение учебного материала;

применяется при изложении учебного материала ознакомительного характера;

не прерывается вопросами к учащимся;

позволяет при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний;

предполагает использование таких методических приемов, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запоминания; логических приемов сопоставления, сравнения, выделения неявного, резюмирование;

характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности;

затрудняет обратную связь (учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся).

Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Эффективность достигается при наличии продуманного плана, выбора наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачного подбора примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.

Эффективность беседы зависит от подобранных вопросов, которыми управляется беседа. При разбиении материала на смысловые части упрощается сам процесс постановки вопросов, которые помогают учащимся перейти от одной части к другой, примером может служить анализ и решение текстовой задачи.

Наглядные методы обучения:

а) метод иллюстраций - предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий (карты, чертежи, схемы, картины, фотографии, графики, таблицы, модели);

б) метод демонстраций - предполагает показ динамичных пособий, натуральных объектов, кинофильмов, диафильмов, видеозаписей, слайдов, различных приборов и оборудования в действии.

В частности, к методу иллюстраций можно отнести «опорные сигналы Шаталова».

Эффективность достигается при: 1) хорошем обозрении наглядного пособия; 2) постановка учебной цели, четкого выделения главного при демонстрации пособия; 3) умелого сочетания слова и показа средства наглядности, осуществление ориентации действий учащихся на достижение учебной цели с помощью средств наглядности; 4) привлечение учащихся к нахождению желаемой информации.

Практические методы обучения:

в математике связаны с построениями, измерениями, вычислениями, изготовлением наглядных пособий, выполнением чертежей фигур, наиболее полно отвечающих условию задачи; письменные упражнения (тренировочные и комментированные), лабораторно-практические работы, работа на ЭВМ по обучающим программам; работа в группах.

Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся.

К ним относятся:

1) репродуктивные: методы обучения, основу которого составляют словесный, наглядный и практический методы;

2) проблемно-поисковый метод обучения: проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, исследовательский метод.

3) методы самостоятельной работы:

а) работа с учебником и другой литературой;

б) самостоятельные письменные работы (проводятся почти на каждом уроке по 7-15 минут; первые – по теме – обучающего характера и корректирующего, позволяющие установить оперативную обратную связь, в журнал выставляются только хорошие оценки, а удовлетворительные оценки - по желанию; последующие – контролирующего характера с выставлением всех оценок в журнал);

в) самостоятельное решение задач;

г) самостоятельная работа с приборами;

д) самостоятельное наблюдение;

е) самостоятельное выполнение произвольных заданий.

Методы научного познания в обучении математике.

К ним относятся:

1) логические методы познания: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, доказательство.;

2) эмпирические методы познания.

Наблюдение, описание, измерение и эксперимент, которые не являются характерными для математики. История развития математики свидетельствует о том, что эмпирические методы сыграли неоценимую роль в зарождении математических знаний, становлении математики как науки, самостоятельной теоретической дисциплины. Школьное обучение математике в определенной мере повторяет ее исторический путь развития. Использование средств наглядности и ТСО предполагает применение различных эмпирических методов, помогающих избежать пассивной созерцательности, активизировать действия учащихся, вовлечь их в целенаправленную работу.

Задача. Найти все такие натуральные числа, квадрат которых оканчивается цифрой 7.

Поиск решения данной задачи предполагает небольшой числовой эксперимент и формулирование гипотезы в процессе обобщения полученных данных.

Метод измерения применим к поиску решения планиметрических задач, когда производим инструментальное исследование чертежа данной фигуры. Измерение: вывод о сумме внутренних углов в произвольном треугольнике, для чего учащимся предлагается вырезать из бумаги остроугольный, тупоугольный треугольники, транспортиром измерить величины их углов и найти их сумму: . Опыт: по табличным данным или отмеченным точкам на координатной плоскости определить вид функции:

 

а)  ; б)  ; в) ; г) .

Наблюдение: простые и составные числа; сформулировать определения. Простое ли число 1?

3) математические методы познания:

а) метод математических моделей. Математическая модель – описание какого-либо класса явлений реального мира на языке математики. Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятие числа, геометрической фигуры, уравнения, неравенства, функции, производной являются примерами математических моделей.

К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить модель), используя абстракции отождествления, идеализации, обобщения.

Задача. 6 коров за 3 дня съедают траву на участке 0,2 га, 8 коров за 4 дня съедают траву на участке 0,3 га. Сколько дней смогут пастись 12 коров на участке площадью 0,6 га? (Прирост травы на участке пропорционален его площади и времени).

x – количество травы, съедаемое одной коровой в день;

y – начальное количество травы на 1 га;

z – прирост травы на 1 га в день;

6 коров за 3 дня съедают траву на участке 0,2 га:

 

6*х*3=у*0,2+3*z*0,3.

 

8 коров за 4 дня съедают траву на участке 0,3 га:

 

8*х*4=у*0,3+4*z*0,3

 

Решим эту систему:

 

 

Определим первоначальное количество травы на одном га:

 

 

12 коров за t дней съедают траву на участке 0,6 га:

 

 

Ответ: 12 дней.

б) аксиоматический метод:

Методическая схема: 1) составить набор математических утверждений (это может быть выполнено учащимися на основе математизации эмпирического материала или предложено учителем в готовом виде); полученные таким образом математические предложения пока логически не связаны друг с другом, поэтому необходимо логически организовать имеющийся математический материал; 2) найти исходные утверждения, на основе которых могут быть доказаны остальные; 3) провести доказательство утверждений, не отнесенных к числу исходных; 4) сформулировать аксиомы, определения, теоремы.

Задача.

 

a

 

c                      b

 

Выделить из этого перечня утверждений, на основе которых можно доказать остальные.

Методы стимулирования и мотивации.

Формирование познавательного интереса: занимательность, новизна, приближенность к открытиям науки, познавательные игры, проблемность, успех, анализ жизненных ситуаций (применимо к словесным, наглядным и практическим методам).

Стимулирование долга и ответственности: общественная значимость учения; личностная значимость учения; предъявление учебных требований; поощрение; порицание.

Методы контроля и самоконтроля.

«Повторение – мать учения» гласит народная пословица, поэтому каждый новый факт должен быть закреплен, понят и усвоен учеником. Насколько прочны знания учитель судит по ответам учеников. Кроме хорошо известного метода устного опроса существуют и такие: письменный, лабораторный, машинный контроль (контролирующие программы на ЭВМ), взаимоконтроль, самоконтроль, зачет.

Наиболее быструю обратную связь дает устный опрос, забирающий большой промежуток времени, полную информацию дает письменный контроль, однако он запаздывает по времени. Математический диктант позволяет учителю получить наиболее своевременную и полную информацию о подготовленности учеников. Методика проведении математического диктанта: несколько вопросов, включающих основные вопросы темы, либо основные учебные умения и навыки; после каждого вопроса ученикам дается время на запись ответа. Например, в 9-от классе после изучения темы «Арифметический корень» может быть предложен диктант такого содержания:

Записать определения арифметического корня из числа а.

Записать свойство, связанное с извлечением корня:

а) из произведения; б) из корня.

3. Упростить следующие выражения:

 

 

Кроме перечисленных форм контроля каждый из них может носить текущий, промежуточный, итоговый характер.

Основная «идея» работы учителя Романа Григорьевича Хозанкина (СШ №14, г. Белорецк, Башкирия) состоит в структуре обучения, при котором учащиеся сами творят урок. Непременное условие успешного овладения знаниями – логическое мышление, которое формируется не вдруг и для каждого ученика индивидуально. Беда наших уроков в том, что следует выполнять все, что «намечено», ответы должны быть «сиюминутными»; на размышления времени нет, а следовательно создается подбор типовых задач и стандартных ответов, результат которого – «натаскивание» школьников. Развитие логического мышления требует время на его развитие через решение задач на обобщение и анализирование; ученик должен иметь время на изучение вариантов построения контрпримеров, составление задач не только по подобию, но и таких, которые возникают при изучении какой-либо теоремы, правила. (М. в школе, №4, 1987 г.).

Зачетный урок – урок индивидуальной работы; возможность организовать шефство старших классов над младшими. В частности, после повторения старшеклассниками зачетной теме для младшего класса, они подготавливают зачетную карточку для приема зачета. На зачет отводится 2 урока: на первом – подготовка, на втором – ответ (зачет).

 



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Общая характеристика методов научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика методов научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)