Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ рыночной позиции предприятия и показателей его хозяйственной деятельности



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Анализ рыночной позиции предприятия и показателей его хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ОАО «Смолевичский молочный завод» относится к отрасли пищевая промышленность. В настоящее время эта отрасль представлена множеством предприятий, выпускающих аналогичную продукцию повседневного спроса. ОАО «Смолевичский молочный завод» занимает незначительный удельный вес в всей отрасли, так как его производство ориентировано в основном на удовлетворение потребностей в молочной продукции населения Смолевичского района, г. Жодино и небольшого процента населения г. Минска и г. Борисова.

 Основным препятствием, с которым сталкивается завод при продвижении продукции на рынок, является конкуренция. Наряду с ОАО «Смолевичский молочный завод» переработкой молока и производством продукции из него занимаются такие наиболее значимые предприятия как ОАО «Савушкин продукт», ГП «ГМЗ №1», ОАО «ГМЗ №2», ОАО«Бабушкина крынка», ОАО «Молочный мир», ОАО «Беллакт». Сравнительный анализ основных конкурентов представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Сравнительный анализ конкурентов

Характеристика

Конкурентов

ОАО «Смолевичский МЗ» ГП «ГМЗ №1» ОАО «Савушкин продукт» ОАО «Бабушкина крынка»

1

2 3 4 5
1 Качество продукции   среднее   выше среднего   высокое   высокое  

1

2 3 4 5
2 Качество упаковки   Ниже среднего   выше среднего   высокое   высокое  
3 Уровень цен   средние   выше средних   высокие   выше средних  
4 Сроки реализации   низкие   средние   высокие   выше среднего    

 

 Многие крупные молочные предприятия производят цельномолочную продукцию с удлиненными сроками реализации, что позволяет им реализовывать её не только в пределах своей области, но и практически по всей республике. В то же время некоторые предприятия имеют в соседних областях хорошо отлаженную дилерскую сеть, в частности оптовые склады, что позволяет им доставлять свою молочную продукцию большими партиями и, тем самым, снижать транспортные издержки на единицу реализованной продукции.

 Что касается ОАО «Смолевичский молочный завод», то производимая им молочная продукция не уступает по качеству продукции большинства конкурентов, но, имея относительно небольшие сроки реализации, снижает её конкурентоспособность. В то же время продукция ОАО «Смолевичский молочный завод» имеет преимущество перед конкурентами по ценовому фактору. Сравнительный анализ цен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Сравнительный анализ цен конкурентов

    Жирность % Упаковка, Ед. изм. ОАО «Смолевичский молочный завод» ОАО «Борисовский молочный комбинат» ГМЗ №1
Молоко   3,5   П/пак, 1 л   1222   -   -  
Молоко   3,2   Пюр-пак 1л   -   1324   1292  
Сметана традиционная   25   П/пак 0,5кг   2376     - 2532  
Сметана   26   П/пак 0,4кг     - 2326      
Биокефир   3,4   П/пакет 1 кг   1341   -   .  
Биокефир   3,2   Пленка 1 кг     - -   1182  
Кефир   3,2   П/пакет 1кг     - 1228   1187  

 

В 2009 году на предприятие ОАО «Смолевичский молочный завод» поступило 41916 тонн молока базисной жирности 3,4%г. Качество поступившего сырья представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Качество сырья, поступившего на предприятие в 2009 году

№ п/п Сорт сырья Количество, т. Удельный вес , %
1   Экстра   431   1  
2   Высший сорт   34343   81,9
3   1 сорт   6070   14,5
4   2 сорт   415   0,1
5   Молоко от населения   656   1,5  
ИТОГО:   41915   100  

 

   Основные показатели деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Основные показатели работы за 2007-2009 гг.

Показатели.

Ед. изм.

Г.

Г

2009г. 1

2

3

4

5 Производство продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах 2009 года  

млн. руб.

 

 

 

21824

 

30740   Производство продукции, работ, услуг в действующих ценах  

млн. руб.

 

20537

 

22411

 

32606   Производство потребительских товаров в ценах 2009 года  

млн. руб.

 

 

 

6775

 

7840   Среднесписочная численность работающих - всего  

чел.

 

119

 

130

 

151   в том числе работников основного производства

чел.

 

112

 

122

 

144  

Производительность труда

 

млн. руб.

 

174,82

 

167,88   203,576  

1

2

3

4 5

Среднемесячная заработная плата

 

руб.

 

672549

 

720800   971200  

Затраты на реализованную продукцию, работ, услуг

 

млн. руб.

 

21928

 

19658   28992  

Налоги, сборы и платежи, включаемые в выручку от реализации товаров, работ, услуги покупная стоимость товаров

 

млн. руб.

 

1691

 

3411   5604  

Прибыль от реализации продукции

 

млн. руб.

 

-570

 

2678   -1159  

Рентабельность реализованной продукции

 

%

 

-2,7

 

13,6   -4,0  

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

 

руб.

 

0,89

 

0,88   1,042                  

 

Из данных таблицы видно, что в 2009 году объем выпускаемой продукции увеличился на 145,5%. Это связано с вводом в производство новых видов продукции и увеличения объемов производства выпускаемой продукции. В 2008 году наблюдается снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции - по сравнению с 2006 годом на 15,7%, в 2009 году затраты на 1 рубль реализованной продукции составили 1,042 и увеличились по сравнению с 2008 годом, так как за 2009 год был получен убыток от реализации.

В течение анализируемого периода наблюдается постоянный рост средней заработной платы (темп роста в 2008 г. составил 7,2 %, в 2009 г. 34,7%), а также увеличение среднесписочной численности работающих с 130 человек в 2007 г. до 151 человека в 2009 г. Привлечение дополнительной рабочей силы связано с расширением производства и вводом новых участков по производству ЗЦМ и участка по розливу питьевой воды. Увеличение среднесписочной численности происходило за счет роста численности рабочих.

Качественным показателем эффективности использования трудовых ресурсов предприятия выступает производительность труда. К сожалению, для данного показателя была характерна тенденция снижения в 'течение исследуемого периода: в 2008г. он составил 126,06 млн. р./чел. по сравнению с 174,8 млн. р./чел. в 2007 г. Такое значительное снижение уровня показателя связано с тем, что в 2007 году началось производство полутвердых сыров, первоначальные партии которого были пробными и соответственно не учитывались в объеме произведенной продукции. В 2008 году производственные мощности оборудования были загружены только на 25 %. В то время, как рабочие были заняты полный рабочий день. А уже в 2009 году по сравнению с 2008 годом производительность увеличилась на 21,3% и составила 203,576 млн.р./чел.

Необходимо отметить, что в 2009 году предприятие сработало с убытками. Это связано со значительным падением экспортных цен продукции.

Важным показателем финансовой устойчивости выступает платежеспособность предприятия. Результаты анализа платежеспособности ОАО «Смолевичский молочный завод» в 2007 - 2009 гг. представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Анализ платежеспособности за 2007-2009гг.

№ п/п Наименование показателей 2007 г. 2008 г. 2009 г.
   
1   Коэффициент текущей ликвидности   0,7   1,24   0,73  
2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,64   0,14   -0,52  

Значение коэффициентов платежеспособности свидетельствуют о том, что предприятие является неплатежеспособным и структура баланса неудовлетворительна. Значения двух основных показателей платежеспособности находятся ниже нормативных ограничений: уровень коэффициента текущей ликвидности меньше 1,7; коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,3. Низкий уровень коэффициента текущей ликвидности объясняется наличием краткосрочной задолженности предприятия в виде краткосрочных кредитов перед банком, полученных на авансирование сельхозпредприятий на выплату заработной платы. На конец 2009 года сумма задолженности по кредитам составляет 5763 млн. рублей в то время как на конец 2007 года 2169 млн .рублей. Снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009 году объясняется тем, что предприятие по итогам работы за год сработало с убытками, тем самым уменьшив источники собственных средств.

2.3 Анализ организации планирования в ОАО «Смолевичский молочный завод»

Система планирования производственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» состоит из пяти основных уровней:

- Стратегический план;

- Дистрибуционный план;

- Производственный план;

- План потребности в ресурсах;

- Закупки и контроль над производственной деятельностью.

Между системой планирования производственной деятельности и организационной структурой существует прямая взаимосвязь. Представляется целесообразным управлять филиалами посредством стратегического планирования, в особенности бизнес-планирования, и делегировать им право принимать только оперативные решения по поводу целей и мероприятий.

Основные положения, применяемые при планировании всех областей деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод», в том числе и производственной, включают:

· Развитие новой и ориентированной на клиента организации. Данное положение находит отражение при планировании производства в том, что планы составляются исходя из потребностей клиента, спроса на те или иные марки молочных продуктов.

· Разработка полного набора брэндов с сильнейшим рыночным предложением по продукции в каждом сегменте.

· Превращение в предпочтительного коммерческого партнера.

· Построение эффективной системы управления поставками. Смысл данного положения состоит в эффективном выполнении плана отгрузок и плана потребности в материальных ресурсах.

Рассмотрим, каким образом происходит построение системы планов в ОАО «Смолевичский молочный завод».

Процесс планирования производственной деятельности начинается с построения дистрибуционного плана. В частности маркетинговый отдел совместно с отделом продаж, предоставляет центральному отделу планирования информацию о прогнозах продаж по количеству и ассортименту, то есть о потребности по всему региону. Эта информация консолидируется в общий дистрибуционный план. Причем дистрибуционный план составляется на разные сроки. Долгосрочный план дистрибуции, составляемый на основе долгосрочных целей компании, далее конкретизируется в среднесрочных и краткосрочных планах. Далее, на основе оценки производственных мощностей (максимально возможного выпуска продукции по объему и ассортименту при полном использовании технологий, оборудования, трудовых ресурсов и площадей) заводов, согласно потребности в регионе, строится дистрибуционный план локальный (по производственным площадкам). Таким образом, на производственную площадку подается задание, в котором указывается, сколько должно быть произведено продукции в ассортименте для обеспечения потребности клиентов. При поступлении дистрибуционного плана в производственный отдел, происходит формирование производственного плана на основе готовой продукции.

Производственная программа составляется при планировании производства какого-либо изделия. Планирование производства продукции включает в себя планирование производства готовой продукции и ее составляющих, поставляемых заказчику, планирование обеспечения производства продукции сырьем, ингредиентами и др. материалами, энергоносителями, оборудованием, инструментом, оснасткой, производственным персоналом. Таким образом, производственная программа составляется для продукции, производимой, для сбыта и продукции. Планирование производства продукции осуществляется на основе заключенных договоров (контрактов) на поставку продукции, принятых заявок заказчиков, прогнозов заказов по результатам маркетинговых исследований, имеющихся запасов готовой продукции на складах предприятия. После составления плана производства, с учетом имеющихся норм и объема производства, производственным отделом планируются необходимые сырье и материалы.

План потребности в ресурсах — это план необходимого сырья и материалов и их закупки, которые используются при производстве всех сортов на определенный период. В нем указаны остаток на начало периода, расход, планируемый остаток на конец периода. Отдел закупок молока использует этот план для принятия решений об инициировании закупок по срокам и объемам. Уровень детализации высок. План потребности в ресурсах указывает, когда потребуется сырье, материалы для производства. Недостатком плана потребности в ресурсах является не учет сроков поставки материалов.В качестве исходной информации для планирования потребностей в материальных ресурсах, кроме плана производства, используются: технологическая информация; информация о наличии и состоянии материальных ресурсов и готовой продукции; информация о незавершенном производстве; информация об открытых заказах на производство и поставку материалов. Кроме того, используется нормативная информация.

С одной стороны для обеспечения гибкости производственного плана необходимы значительные материальные запасы. С другой, перед финансовой службой стоит задача снижения запасов для повышения ликвидности.

Если задачей планирования является максимальная загрузка мощностей для увеличения объемов производства, то задачей технического отдела оптимальная, в целях снижения рисков поломки оборудования. Таким образом, возникает конфликт целей системы планов. В данном случае необходимо найти компромисс планов, так как убытки от долговременной остановки производства при сбое в работе оборудования скорее всего окажутся большими, чем от недозагрузки мощностей.

Для координации деятельности и оптимизации взаимодействия между подразделениями, выявления проблем, нахождения путей решения еженедельно проводится планерка, членами которого являются: начальник отдела снабжения и логистике, директор департамента продаж, начальник отдела качества процессов, главный инженер, зав. производством. На планерке анализируется деятельность всех подразделений за прошедший период, формируется план на предстоящую, вносятся предложения по повышению эффективности планирования производственной деятельности.

На каждом уровне системы планирования и контроля производства в ОАО «Смолевичский молочный завод» проверяется соответствие приоритетного плана имеющимся в наличии ресурсам и производительности производственных мощностей. Основной процесс управления производством и ресурсами предприятия включает в себя расчет производительности, необходимой для производства в соответствии с приоритетным планом, и нахождение методов достижения такой производительности. Без этого не может быть эффективного, пригодного для работы производственного плана. Если в нужный момент необходимой производительности достичь не удается, план подлежит изменению.

Любая производственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных операций и ведение контроля этих операций. Контроль включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами контроля. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по производственным операциям с самого начала и до завершения производства.

В механизме контроля в ОАО «Смолевичский молочный завод»используется два основных типа данных информации:

- нормативно-справочная информация (НСИ);

- данные по производственным операциям.

Рассмотрим план и фактическое производство в период с 2007 года по 2009 год и рассчитаем процент выполнения плана (таблица 2.6.).

Таблица 2.6

Выполнение плана производства за 2007-2009 гг.

Показатель

Год

2007

2008 2009

1 Объем производства продукции, тыс. тонн

7548 8050 8432

2 План производства, тыс. тонн

7420 7937 8390

3 % выполнения плана

98,3 98,6 99,5

4 Степень риска

нормальная нормальная нормальная          

Для наглядности, данные таблицы 2.6 изобразим графически.

Рис. 2.1.Выполнение плана с 2007 по 2009 год

 

Как видно из таблицы 2.6, план производства с каждым годом растет, вместе с ним растут и объемы производства. За период 2007-2009 гг. наблюдается тенденция к увеличению, как плановых, так и фактических показателей выполнения плана. В выполнении планов в период 2007-2009 гг. и в настоящее время наблюдается тенденция к снижению степени риска и напряженности, что свидетельствует о повышении уровня качества производственных планов.

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Предложения по внедрению планирования на предприятии

 

Совершенствование организационного механизма планирования в ОАО «Смолевичский молочный завод» требует возложения большей ответственности за проектирование и функционирование системы управления предприятием на ее планово-экономическую службу. При этом планирование должно стать чем-то большим, чем просто обработкой производственных данных или системой. Планово-экономическая служба должна выполнять следующие функции:

· ПЭС должны подготавливать документы быстро, качественно по содержанию и в том объеме, который необходим руководству предприятия для принятия эффективных управленческих решений.

· ПЭС должны стать структурой, которая будет способна координировать деятельность всех подразделений и позволит перейти от вертикального управления к управлению вертикально-горизонтальному.

· ПЭС должны стать структурой, которая будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета.

Все усилия работников ПЭС в сегодняшних условиях должны быть направлены на то, чтобы доказать руководству ОАО «Смолевичский молочный завод» необходимость планирования, а следовательно, ПЭС должны стать той службой, без которой невозможно нормальное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Для эффективного планирования в ОАО «Смолевичский молочный завод» необходимы:

· поступление сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влиянии на рынок самой организации и ее конкурентов, о прошлых продажах и прибылях;

· определение оптимальной структуры производства и оказание услуг в каждый данный момент времени с учетом научно-технического прогресса;

· оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;

· установление контроля за выполнением планов и своевременной корректировки в случае необходимости.

Наилучшая увязка всей совокупности планов, обеспечение единого процесса формирования системы планов, где специфика - долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных - достигается благодаря подчинению требованиям обеспечения общей целенаправленности работы управляемого объекта. При этом большое значение имеет система количественных и качественных показателей, применяемых в планировании.

К важнейшим направлениям повышения качества производственного планирования в современных условиях необходимо, на мой взгляд, отнести такие, как совершенствование методологии, развитие нормативной базы, рост профессионализма персонала, применение компьютерной техники, стимулирование разработчиков и исполнителей планов и др. Совершенствование методологии и нормативной базы производственного планирования предусматривает повышение профессионального уровня экономистов-менеджеров. Специалисты должны владеть теорией внутрифирменного рыночного планирования и обладать необходимыми практическими навыками, что может стать в дальнейшем своего рода научной и методической основой формирования у каждого работника устойчивых профессиональных умений и творческих способностей к выполнению плановой деятельности, и способность быстро и четко контролировать её. Это также должно предусматривать улучшение не только теоретической, но и практической подготовки молодых экономистов-менеджеров.

Определение нужной производительности, сравнение ее с имеющейся производительностью и внесение поправок (или изменение планов) должно осуществляться на всех уровнях системы планирования и контроля производства. Для устранения недостатков системы планирования необходимо создание новой компьютеризированной интегрированной системы, такой как «Галактика. Пищевая промышленность».

Решение корпорации «Галактика» для автоматизации предприятий пищевой промышленности учитывает особенности бухгалтерского учета в отрасли, решает задачи снабжения, сбыта, позволяет формировать производственную программу и контролировать ее выполнение. Как правило, в первую очередь большинство предприятий внедряет средства автоматизации бухгалтерского и оперативного учета, что сразу же повышает его оперативность и аналитичность.

Решение «Галактика. Пищевая промышленность» является основой единого информационного пространства предприятия и охватывает всю организационную структуру предприятия пищевой промышленности, предоставляя каждому участнику бизнеса удобный инструмент и эффективные рычаги управления:

· Генеральный директор получает полную и актуальную информацию о работе предприятия, позволяющую эффективнее управлять бизнесом.

· Финансовый директор приобретает инструменты планирования и анализа состояния предприятия, удобные средства финансового управления, получает возможность эффективного проведения налогового планирования и построения отчетности в различных стандартах (в том числе и GAAP), минимизации дебиторской задолженности.

· Главный инженер эффективно планирует загрузку оборудования, автоматически формирует планы проведения ремонтов оборудования и санобработки, а также получает средства планирования потребляемых ресурсов с поддержкой необходимых складских запасов.

· Директор по экономике получает инструмент планирования хозяйственной деятельности, анализа результатов выполнения бюджета предприятия, аппарат оперативной корректировки и динамического пересчета планов, средства мониторинга себестоимости продукции и расчета затрат по нескольким методикам (standard costing, direct costing) с использованием различных автоматически формируемых баз распределения накладных расходов.

· Директор по производству получает возможность планирования производственной программы, формирования сменных заданий, учета расходуемого сырья, а также расширенные возможности учета качественных характеристик замены в рецептурах, инструменты формирования производственных отчетов и учета межцеховых услуг.

· Директор по качеству получает средства ведения сквозного партионного учета. В специализированном модуле «Управление качеством» реализованы возможности по формированию тестов качества, регистрация результатов контроля качества, определение статусов и сортов партий сырья и продукции, печать сертификатов качества, а также анализ собранной информации, регистрации и учета в разрезе поставок и партий сертификатов качества, данных лабораторного анализа и т.д.

· Главный бухгалтер получает возможность строить многоплановую систему ведения бухгалтерии, инструментарий для управления налоговыми платежами и формирования отчетности перед инвесторами. В системе Галактика ERP предусмотрен автоматический расчет фактической себестоимости по различным методикам, учет незавершенного производства, аппарат аудиторских проверок, а также инструмент получения произвольных отчетов.

· Руководитель снабжения получает мощный инструмент ведения прямых, давальческих и других договоров, управления территориально-удаленными складами, использования электронных весов, средства планирования снабжением, ведения базы рекламаций и разрешения споров.

· Руководитель сбыта за счет контроля разовых и долгосрочных рамочных контрактов организует средствами отраслевого решения быстрое обслуживание клиентов, оперативно проверяя задолженность и используя современные средства автоматизации: электронные весы, штриховое кодирование и т.п. Управление сбытовыми сетями может проводиться с помощью решения, предлагаемого корпорацией для предприятий торговли.

· Руководитель АСУ, имея удобные средства администрирования, возможность простого и эффективного сопряжения с другими системами автоматизации, в том числе и собственными разработками получает уверенность в завтрашнем дне. Модульность, мультиплатформенность и масштабируемость системы позволит гибко изменять ее использование при изменении бизнеса.

 



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Анализ рыночной позиции предприятия и показателей его хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ рыночной позиции предприятия и показателей его хозяйственной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)