Модель Фатхутдинова Р.А.
Конкурентоспособность организации по Фатхутдинов Р.А. [7] предлагает оценивать по формуле:
где — удельный вес -го товара организации в объеме продаж за анализируемый период; — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран значимость рынка рекомендовано принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; — конкурентоспособность -го товара на -м рынке, которая рассчитывается в свою очередь по следующей методике:
где и - полезный эффект анализируемого товара и лучшего образца за нормативный срок службы в условиях конкретного рынка; и - совокупные затраты за жизненный цикл анализируемого товара и лучшего образца; - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества. Основным недостатком метода является определение конкурентоспособности предприятия только на основе конкурентоспособности товара. В то время как на конкурентоспособность предприятия безусловно влияют и другие факторы, такие как «брэнд», реклама и т.п.
Метод Фасхиева Х.А.
Костин И.М. и Фасхиев Х.А. [6] для оценки конкурентоспособности предприятия предложили принять следующие частные показатели: 1) объем продаж за период; 2) объем продаж на одного работника; 3) число выпушенной продукции на одного работника; 4) доля рынка по основной продукции в странах СНГ; 5) доля экспортной продукции в общем объеме выпуска; 6) число выпускаемых моделей и модификации продукции; 7) коэффициент конкурентоспособности основной продукции; 8) фондоотдача; 9) количество стран, в которые поставляется продукция; 10) общий объем произведенной продукции за историю существования предприятия по основной продукции; 11) место в рейтинге «Эксперт-200» или «1000 лучших предприятий России»; 12) отношение капитализации к реализации; 13) рентабельность производства; 14) затраты на 1 рубль товарной продукции; 15) годовой темп прироста реализации; 16) отношение дивиденда на акцию к ее рыночной цене; 17) уровень рекламаций по основной продукции; 18) доля основных производств, имеющих сертификат на систему качества ИСО 9000; 19) износ активной части основных фондов; 20) доля НИОКР в общем объеме продаж; 21) отношение зарплаты на предприятии к средней по стране; 22) доля работников с высшим и среднеспециальным образованием; 23) отношение объема продаж к критическому объему выпуска. Кроме вышеназванных, в номенклатуру показателей конкурентоспособности предприятия могут быть включены коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности, которые определяются по общепринятой методике. Интегральный коэффициент конкурентоспособности предприятия рассчитывается по формуле:
где - номер частного показателя конкурентоспособности; - значения -го частного показателя конкурентоспособности, стандартизированного по формулам (11) или (12):
где - значение -го показателя; и - максимальное или минимальное значение -го показателя среди сравниваемых объектов, или принятый нормативный показатель. Достоинствами метода предложенного Фасхиевым Х.А. являются: · относительно большое количество факторов учитываемых при оценке конкурентоспособности; · малая доля субъективизма при расчетах. Недостатками метода являются: · в модели не учитывается, что частные показатели конкурентоспособности предприятия по-разному влияют на общую конкурентоспособность; · сложности в сборе информации по предприятиям конкурентов.
Метод Целиковой Л.В.
Целикова Л.В. [6] для оценки конкурентоспособности предприятия разработала номенклатуру показателей, которые сгруппированы в следующие семь групп: · показатели ликвидности и платежеспособности; · показатели рыночной устойчивости; · показатели рентабельности результатов финансово-хозяйственной деятельности; · показатели оценки рентабельности использования организационно-управленческого потенциала; · показатели оценки коммерческой активности; · показатели оценки конкурентоспособности товара; · показатели оценки качества торгового обслуживания; · имидж системы. Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:
— единичные показатели оценки конкурентоспособности рассматриваемого субъекта рынка. Как следует из формулы (13), наивысшую конкурентоспособность имеет тот хозяйствующий субъект рынка и выпускаемая им продукция, у которых суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных. Данная модель определяет конкурентоспособность по максимальному удалению от начала координат. Полученный результат соотносим с полученным эталоном или результатом конкурента (если он имеется). Данное отношение должно находиться в интервале от 0 до 1. По специально разработанной шкале определяют уровень конкурентоспособности товара. В данном случае для этого воспользовались шкалой, разработанной И. Ансоффом, с некоторой долей модификации: О К < 0,40 — неудовлетворительный уровень конкурентоспособности; 0,40 К < 0,70 — удовлетворительный уровень конкурентоспособности; 0,70 К < 0,80 — хороший уровень конкурентоспособности; 0,80 К : 1,00 — высокий уровень конкурентоспособности.
Метод Еленевой Ю.Я.
Еленева Ю.Я. [3] для оценки конкурентоспособности предприятия предложила использовать его стоимость. Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования денежных потоков включает в себя следующие этапы: 1.) выбор типа денежного потока ( или ); 2.) анализ прошлых денежных потоков на основе отчета о движении денежных средств; 3.) прогнозирование расчет будущих денежных потоков; 4.) оценка цены капитала (ставки дисконтирования); 5.) оценка остаточной стоимости; 6.) оценка стоимости предприятия. 7.) анализ результатов.
При выборе типа денежного потока следует руководствоваться следующими рекомендациями: Денежный поток для капитала собственного ( ) предпочтителен: · для предприятий со стабильной структурой капитала; · для открытых компаний, акции которых котируются на фондовой бирже. Бездолговой денежный поток ( ) предпочтителен: · для предприятий с очень высоким или, наоборот, очень низким значением левериджа (коэффициента левериджа) и, при этом, ожидаемым изменением структуры капитала в прогнозном периоде; · для предприятий, по которым отсутствует достоверная и полная информация о структуре капитала, а оценка производится на основе частичной информации. Поток в виде дивидендов предпочтителен: · для акционерных обществ, осуществляющих постоянную выплату дивидендов; · для организаций на которых сложно оценить денежный поток.
Расчет денежного потока для конкретного периода времени проводится по формулам (14) для и (15) для :
где - прибыль от основной деятельности за период ; - амортизационные отчисления за период ; - процентные выплаты по кредитам в период ; - налог с прибыли; - инвестиции в период ; - прирост чистого оборотного капитала в период ; - изменение величины долгосрочного заемного капитала. Расчет ставки дисконтирования для моделей с денежным потоком для капитала собственного и дивидендов проводится по моделям CAPM (16) или APM (17), а для бездолгового денежного потока по средневзвешенной цене капитала.
где - ставка доходности; - среднерыночная доходность; - «бета коэффициент» - систематический риск.
где - риск по -му фактору
где - средневзвешенная цена капитала; - цена -го источника капитала; - доля -го источника капитала. Для оценки самой конкурентоспособности автором метода предлагаются расчетные модели представленные для модели денежного потока капитала собственного в формуле (19), для модели бездолгового денежного потока в формуле (20) и для модели потока дивидендов в формуле (21).
где - стоимость предприятия; - стоимость акционерного капитала; и денежный поток предприятия в период ; - ожидаемые темпы роста денежного потока в бессрочной перспективе; - средневзвешенная цена капитала - ставка доходности; - поток дивидендов в период ; - количество акций; - цена выкупа акций в период . Недостатками метода являются: · большая степень субъективизма при прогнозировании потоков · сложность расчета
Метод Белоусова В.Л.
Для анализа конкурентоспособности фирмы Белоусовым В.Л. предлагается следующая методика [2]. В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным, элементам комплекса маркетинга: · Продукт. · Цена. · Доведение продукта до потребителя. · Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации). Автором метода предлагается следующая система показателей. 1. По продукту: Коэффициент рыночной доли:
где — коэффициент рыночной доли; - объем продаж продукта фирмой; — общий объем продаж продукта на рынке. Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке. Коэффициент предпродажной подготовки:
Где — коэффициент предпродажной подготовки; — сумма затрат на предпродажную подготовку; - сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж. Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что =1. Коэффициент изменения объема продаж:
где — коэффициент изменения объема продаж; - объем продаж на конец отчетного периода; — объем продаж на начало отчетного периода. Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж. 2. По цене: Коэффициент уровня цен:
где - - коэффициент уровня цен; — максимальная цена товара на рынке; - минимальная цена товара на рынке; — цена товара, установленная фирмой. Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт. 3. По доведению продукта до потребителя: Коэффициент доведения продукта до потребителя:
где - коэффициент доведения продукта до потребителя; - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода; - сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода. Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности. 4. По продвижению продукта: Коэффициент рекламной деятельности:
где - коэффициент рекламной деятельности; — затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода; — затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода. Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности. Коэффициент использования персональных продаж:
где - коэффициент использования персональных продаж; — сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода; — сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода. Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов. Коэффициент использования связей с общественностью:
где - коэффициент использования связей с общественностью — затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода; — затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода. Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с обшественностью. Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяется итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта - коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности.
где - коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности — общее число показателей в числителе. В данном случае L = 8. Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов для всех ее продуктов:
где — количество продуктов (услуг) фирмы. Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период. Коэффициент общей ликвидности:
где - коэффициент общей ликвидности; - капитал оборотный; - Капитал краткосрочных обязательств. Нормативное значение коэффициента — не менее 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
где - коэффициент обеспеченности собственными средствами; - капитал собственный; - капитал основной. Нормативное значение — не менее 0,1. Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности предприятия выглядит:
Автором методики так же предложена градация организаций по показателю конкурентоспособности представленной в таблица 1: таблица 1
Рыночные лидеры — фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности от 9,1 до 10. Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона. Рыночные претенденты — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности. Рыночные последователи — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1,1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они. как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов. Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от — 6,9 до 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. Банкроты — фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от — 10 до — 7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1075)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |