Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции в России



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные критерии инфляции

Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен (Iцен), который определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году. При определении индекса потребительских цен состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Предполагается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется.

Инфляция не предполагает роста цен в равной пропорции и одновременно. Состав потребительской корзины ограничен и определяется на основе анализа поведения потребителей. Ряд экономистов считает, что индекс потребительских цен завышает рост стоимости жизни, так как не принимает во внимание изменение стиля поведения (в сфере услуг) и качественные сдвиги (например, улучшение качества товаров и услуг), а следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения.

Темпы инфляции рассчитываются следующим образом: из индекса потребительских цен текущего года вычитается индекс потребительских цен прошлого года, затем эта разница делится на индекс цен прошлого года и результат умножается на 100%:

Существует другой способ количественного измерения инфляции. Это так называемое «правило семидесяти», которое позволяет

подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен. С этой целью число 70 делится на ежегодный уровень инфляции

Так при темпе инфляции 66,1% для удвоения уровня цен потребуется 70/66,1 = чуть более одного года. При темпах инфляции 6,6% для этого понадобилось бы 10 лет. [3]

Первым из трех основных критериев инфляции является темп роста цен (изменения Iцен).

Второй критерий - уровень расхождения повышения цен по многообразным группам.

Третим мерилом явилось ожидаемость, а также предсказуемость инфляции.

Типы инфляции

Различают следующие разновидности инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

1) умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется);

2) галопирующая - рост цен в год от 20 до 200% (деньги вызывают ускоренную материализацию в товары);

3) гиперинфляция - цены повышаются астрономически, разногласие цен и зарплаты принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества.

Экономические последствия трех видов инфляции можно сравнить с итогами стихийных бедствий в сельском хозяйстве. Вред, нанесенный заморозками, несопоставим с последствиями небывалых морозов и тем более наводнениями.

ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ

Чем выше темпы инфляции, тем быстрее люди хотят потратить полученные деньги. Дж.М. Кейнс описывает ситуацию в Австрии после Первой мировой войны, когда люди заказывали сразу два пива, так как цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось.

В ситуации, когда темпы инфляции превышают 20%, заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза неделю. В Германии работники настояли на том, чтобы платили заработную плату каждый день, так как деньги полностью обесценивались к концу недели.

Необходимо отметить, что в начале 90-х годов ХХ в. система платежей в России оказалась не приспособленной к инфляционным процессам. Заработная плата выплачивалась в месяц лишь двумя порциями. Система безналичных расчетов работала еще хуже: для прохождения платежей требовалось держать денег больше, чем нужно было бы при развитой системе платежей.

Принято считать, что остановить инфляцию можно с помощью жестких фискальных мер, а также путем приостановления денежной эмиссии. Это напрямую сокращает инфляцию и уменьшает скорость обращения денег. Подобные решения исходят из того, что практически всегда гиперинфляцию вызывает кризис государственного бюджета, падение реальных доходов правительства. После того как инфляция достигает определенного уровня, она становится неконтролируемой и приводит к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита. Таким образом, возникая из-за бюджетного дефицита, гиперинфляция еще более его усугубляет (эффект Танзи - Оливера). При этом наблюдается тенденция уменьшения реальных доходов государства от налогов. Происходят задержки в налоговых платежах. При росте цен на 50% в месяц задержка в платежах на один месяц вызывает потерю 1/3 реального дохода. Как показывает российский опыт, в этот период ухудшается налоговая дисциплина, предприятия (в том числе крупнейшие компании, например «Газпром») не вносят платежи в бюджет месяцами.

СБАЛАНСИРОВАННАЯ И НЕ СБАЛАНСИРОВАННАЯ ИНФЛЯЦИЯ

С позиции второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены разнообразных товаров сравнительно друг друга постоянны, а при несбалансированной - они неизменно модифицируются по отношению друг к другу, что мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

ОЖИДАЕМАЯ И НЕОЖИДАЕМАЯ ИНФЛЯЦИЯ

По третьему критерию выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз. Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно. При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внесение в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами и дебиторами и т.п. Если же ситуация резко меняется, цены быстро растут и инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. Слишком велик риск при принятии хозяйственных решений, инвестиции нежелательны, действия начинают принимать спекулятивные направления.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ ПО ФОРМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

По форме проявления различают инфляцию трех видов.

1. Подавленная инфляция - цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.

2. Скрытая инфляция:

а) снижается качество товаров и услуг прй неизменном уровне цен;

б) официальная статистика не отражает рост государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;

в) инфляция захватывает и инвестиционую сферу - растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характерна для СССР, Болгарии, Румынии конца 80-х годов ХХ в.

3. Открытая инфляция - рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)